Формирование структуры диссертационного исследования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Формирование структуры диссертационного исследования

2017-09-28 701
Формирование структуры диссертационного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиционно магистерская диссертация состоит из следующих структурных элементов:

Титульный лист.

Оглавление.

Перечень сокращений, символов и обозначений (при необходимости).

Введение.

Основная часть работы, состоящая из разделов, подразделов и пунктов.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Структура диссертационного исследования формируется в несколько этапов.

Вначале собирается первичный материал по теме исследования в виде копий статей, выписок из монографий, методических и учебных пособий, нормативных актов, рабочих материалов предприятий, отдельных файлов информации из Интернета, других источников. Технологические операции их обработки – это преобразование изученных информационных материалов в новую форму: ключевых слов, цитат, рефератов, аннотаций, списков литературы и т.п.

Затем осуществляется изложение структурных элементов диссертационной работы в заданной последовательности на основе результатов исследования. Материалом для этого являются обзоры источников научной литературы, заготовки статей для публикации по теме диссертации, результаты экспериментальных исследований.

При написании разделов и подразделов диссертационной работы необходимо обеспечить логические переходы между ними. Содержание должно соответствовать их названию. Разделы завершаются выводами.

Разделы магистерской диссертации — это основные структурные единицы текста. Название каждого из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и не равновелико ей. Раздел представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность.

Следующий этап – оформление диссертационной работы в полном объёме в виде напечатанного по заданным правилам текста с рисунками, графиками, таблицами.

Согласно требованиям оформляется титульный лист, реферат, содержание, введение, три раздела с подразделами (как правило), заключение, список использованных источников и приложения.

Эти напечатанные части диссертационной работы с нумерацией листов помещаются в папку (без брошюровки). Эта первичная форма диссертационной работы представляет собой вычитанный и исправленный полный черновик, представляемый научному руководителю для окончательной проверки.

Окончательная сборка диссертационной работы происходит после возвращения черновика с замечаниями научного руководителя путём исправления и перепечатки отдельных листов. Диссертационная работа брошюруется, подписывается диссертантом и научным руководителем.

Руководитель пишет и предоставляет диссертанту отзыв на диссертационную работу.

Таким образом, диссертационная работа проходит первую внешнюю проверку на соответствие требованиям научного сообщества.

 

 

Подготовка к защите диссертационного исследования

 

Подготовка диссертационного исследования к защите перед государственной комиссией состоит из нескольких этапов.

Экспертная оценка магистерской диссертации включает предзащиту магистерской диссертации на заседании выпускающей кафедры, отзыв научного руководителя, рецензирование диссертации специалистом по профилю исследования (доктором или кандидатом наук), индивидуальную оценку диссертации членами государственной аттестационной комиссии.

В отзыве научного руководителя должны быть отражены следующие вопросы:

– область науки, актуальность темы диссертации;

– авторство соискателя в проведении исследования и получении результатов, изложенных в диссертации,

– обоснованность и достоверность полученных результатов;

– степень новизны, научная и практическая значимость результатов исследования;

– практическая, экономическая и социальная значимость полученных результатов;

– апробация и возможные масштабы использования основных положений и результатов работы;

– соответствие оформления диссертации заявленным требованиям.

Заключительная часть отзыва содержит вывод о соответствии диссертации установленным требованиям и формулировку о возможности присуждения степени «магистр».

 

34 Защита как заключительный внешний контроль качества
диссертационного исследования

 

Для защиты магистранту необходимо иметь 4 элемента (кроме знаний):

1 Презентацию в электронном виде (слайды).

2 Презентацию на бумажном носителе (каждому члену комиссии и себе).

3 Отзыв научного руководителя с подписью.

4 Рецензию с подписью рецензента и печатью.

Защита магистерской диссертации включает в себя доклад диссертанта, ответы диссертанта на вопросы членов государственной аттестационной комиссии, научную дискуссию по проблемам, затронутым в работе, оглашение отзыва научного руководителя и рецензии на работу, ответы диссертанта на замечания в рецензии.

Доклад диссертанта должен отвечать содержанию магистерской диссертации. Продолжительность доклада – до 10 минут. Недопустимо простое перечисление содержания глав с углублением в детали работы. В докладе должны найти отражение:

1 Цель и задачи исследования.

2 Актуальность и практическая ценность.

3 Основная идея работы, наиболее важные выводы, краткое обоснование практических или теоретических предложений автора.

При защите используются демонстрационные материалы в форме слайдов, отпечатанных раздаточных материалов и т. д.

34 Научная статья: цели, структура, процесс подготовки к печати

Цель написания статьи – 1) передать читателям важные, с точки зрения автора, знания; 2) заявить о себе, как о специалисте в определенном вопросе; 3) укрепить свой престиж в определенном научном сообществе; 4) включить новые знания в научный оборот, и т. д.

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

ИНИЦИАЛЫ и Фамилия автора

Научная степень, научное звание и/или должность

Название организации

Аннотация статьи, в которой кратко изложена область знания, к которой относится работа, цель исследования, основные результаты, значимость их в данной области знаний.

ВВЕДЕНИЕ. Описывается кратко область знания, к которой относится исследование, состояние ее разработанности на момент проведения исследования, раздел области знания, к которому относится исследование. Излагается целесообразность использования методов исследования. Дается представление о значимости результатов выполненной работы в данной области или разделе знаний.

Краткий анализ работ предыдущих авторов, из которого должно вытекать, что существует проблема, которую необходимо решить, из чего следует, что выбранная тема исследования актуальна. Формулирование проблемы – что нужно сделать в работе.

Цель работы, которая описана в статье в виде результатов.

Задачи, которые ставились при проведении работы.

Теории, гипотезы, методы и принципы, которые были использованы в работе.

Основное содержание исследования.

Результаты работы, сопоставление ее с результатами предыдущих авторов. Новизна того, что получено в результате, с точки зрения теории, с точки зрения возможности практического применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ или ВЫВОДЫ.

Какие результаты были получены в ходе выполнения работы, благодаря которым удалось решить поставленную проблему?

Какое это имеет значение для науки и практики?

Для кого эти результаты могут представить интерес?

Какое место результаты занимают в определенной области знаний?

Где результаты работы могут быть использованы?

Что еще необходимо сделать в дальнейшем для более полного решения проблемы?

Какие новые области исследования открылись в результате работы?

Варианты:

А) Работа дополняет известные знания.

Б) Работа рассматривает известные факты с другой точки зрения, которые позволяют по-новому интерпретировать прежнее знание.

В) Работа выполнена в той области, где еще не было исследований.

Г) Работа открывает новое направление исследований.

Список использованной литературы.

Этапы написания статьи.

1 Предварительное название (варианты).

2 Сбор материалов для статьи.

3 Цитаты и выписки из литературных источников (с точными ссылками).

4 Запись собственных мыслей по поводу интересующего вопроса.

5 Записи на лекциях, из сообщений по радио и ТВ.

6 Вырезки из газет (с точными ссылками).

7 Ксерокопии статей (с точными ссылками).

8 Составление плана статьи с учетом накопленного материала.

9 Набор чернового варианта статьи.

10 Печать чернового варианта.

11 Обсуждение варианта статьи с коллегами.

12 Корректировка статьи с учетом замечаний и пожеланий.

13 Печатание статьи.

14 Вычитка текста и проверка рисунков и таблиц, в том числе подписей к ним, соответствия нумерации в тексте.

15 Печатание исправленного чистового варианта через 1,5 интервала, размер шрифта – кегль 14 пунктов, Times New Roman (это шрифт, который соответствует требованиям стандартов газет и журналов).

16 Подготовка материалов для рецензии и получение ее у рецензента.

17 Подготовка и написание сопроводительного письма, сопроводительных документов (рецензии, заключения ученого совета и т.п.) для отправки в редакцию.

35 Доклад: цели, структура, процесс подготовки, изложение и обсуждение

Изложенные ниже методические рекомендации пригодны как для доклада при защите диссертационной работы, так и для выступления с научным докладом на конференции, симпозиуме, семинаре.

1. Назовите тему доклада и изложите актуальность работы в одном-двух предложениях. Ясно и четко упомяните область исследования, к которой относится тема доклада, и проблему, которая решена благодаря вашей работе.

2. Упомяните, что до вас похожей проблемой занимались авторы... (перечислите их).

3. Излагайте тезисами суть работы. Выполнен анализ........ Установлено, что……... Получено подтверждение того, что ……………... Удалось обобщить …………….. Выявлены закономерности ………… Установлен факт (наличие явления). Наши результаты сопоставимы с результатами имярек (автор известного исследования). Практически вы концентрированно излагаете расширенные тезисы своей работы. Помните, что чтение вслух одной страницы машинописного текста (кегль 14 пунктов) занимает 2-2,5 минуты. Если вы ее не читаете (это некорректно по отношению к слушателям), а пересказываете, то для оценки примите 3 минуты. Итак, вы имеете 10 минут на изложение 3-х страниц емкого концентрированного текста.

4. Учтите, что из 10-ти минут вам необходимо оставить 2-3 минуты, чтобы изложить выводы, в которых вы свернете в блоки и сконцентрируете еще раз информацию вашего тезисного текста.

5. Таким образом, у вас есть 3 страницы и 7-8 минут на основную часть доклада, 1 страница и 2-3 минуты – на заключение и выводы.

6. Информативность выступления вы можете повысить, подготовив рисунки, плакаты, слайды, которые вы подготовите к демонстрации заранее, до доклада.

7. Не объясняйте, что нарисовано на плакатах или слайдах. Они должны сами рассказывать суть излагаемого материала, без ваших объяснений. Только укажите, например, по ходу выступления: «На слайде 3 приведены результаты экспериментального подтверждения установленного явления». Поясните потом, если будут вопросы.

8. Презентация на электронном носителе – это представление вспомогательных материалов на слайдах. Основные правила: Шрифт – не менее 30 pt. Фон – желательно тёмно-синий, буквы и цифры – жёлтые. (В не очень затемненном помещении это смотрится лучше, чем тёмные буквы на светлом фоне). Минимум информации на каждом слайде (Одна-две короткие фразы, или абзацы с нумерацией, или график, или рисунок и т. п.). Большие буквы и цифры и минимум их в таблице. Помните о возможностях восприятия за несколько секунд демонстрации.

9. Вопросы являются показателем интереса к вашей работе. Попросите коллег записать вопросы и ваши ответы. Анализ вопросов и полноты ваших ответов поможет вам в дальнейшей работе.

 

Итак, вы имеете 3 текста. Каждый из последующих текстов является свернутым концентрированным изложением предыдущего.

1. Текст диссертационной работы. (Результат длительного исследования, как изучения, анализа, дифференциации прошлого опыта и синтеза выделенных вами элементов изученных систем в новую систему).

2. Текст доклада (Тезисы диссертационной работы – краткое изложение цели, задач, методов, основных результатов, научной и практической ценности работы, предложений по практическому применению и дальнейшему развитию полученных результатов).

3. Выводы (Основные результаты, предложения по практическому применению и дальнейшему развитию этих результатов).

Основная задача доклада – донести до слушателей ясно и чётко сформулированные результаты исследования и убедить слушателей в важности представленных результатов для науки и практики.

 

Заключение

 

Научное исследование, в том числе экономическое исследование, неотделимо от того, что называется методологией – системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Даже в тех случаях, когда исследователь не знаком с теоретическими основами методологии, он всё равно пользуется практическими методами и применяет их неосознанно. Намного эффективнее исследовательская деятельность, когда методология научного исследования применяется осознанно. В этом случае исследователь может грамотно выстроить структуру исследования, его этапы, применить различные методы, сэкономить силы и время, получить достойные результаты.

Знание существующих в науке методологических подходов и методов позволяет исследователю правильно выбрать путь, соответствующий выбранной теме и объекту исследования.

Выбор метода исследования должен соответствовать как целям исследования, так и опыту, который есть у исследователя.

Оформление результатов исследования, например, в виде диссертационной работы, требует знания структуры работы, последовательности и правил оформления. Представление результатов научного исследования для оценки специалистами также имеет свою специфику, которая обусловлена правилами подготовки научной статьи и выступления с подготовленным научным докладом. Рекомендации для этого также представлены в учебно-методическом пособии.

Следует надеяться, что пособие поможет диссертантам и студентам-дипломникам в их исследовательской работе, а также в правильном оформлении и успешной защите результатов исследования.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.