Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий

2017-09-28 236
Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1.1. Предмет, система, задачи криминалистики, ее значение в раскрытии и расследовании преступлений. Криминалистика в системе наук.

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие, предмет криминалистики.

2. Объект криминалистики.

3. Задачи, функции криминалистики.

4. Криминалистика в системе других наук.

5. Система криминалистики.

 

Тема 1.2. История развития криминалистики

Вопросы к практическому занятию:

1. Развитие отечественной криминалистики. Этапы развития криминалистических знаний в период с XV в. до начала XX в.

2. Криминалистика в период между мировыми войнами.

3. Вклад отечественных ученых в развитие криминалистики.

4. Развитие криминалистики в странах Европы с континентальной системой права (Германия, Австрия), в странах англо-саксонской системы права (Англия, США). Вклад А. Бертильона, Г. Гросса, Ф. Гальтона, Р. Рейсса и других ученых в развитие криминалистики в зарубежных странах.

5. Современный этап развития криминалистики.

 

Тема 1.3. Методы криминалистики (круглый стол)

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие методов криминалистики.

2. Всеобщий метод криминалистики.

3. Общенаучные методы криминалистики.

4. Специальные методы криминалистики.

5. Критерии использования методов в криминалистике.

 

Тема 1.4. Криминалистическая характеристика преступлений (дискуссия)

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие и сущность криминалистической характеристики преступлений.

2. Родовая криминалистическая характеристика.

3. Элементы криминалистической характеристики преступлений. Механизм преступления. Способ подготовки совершения и сокрытия преступления.

 

Тема 1.5. Теория криминалистической идентификации

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие и научные основы криминалистической идентификации.

2. Формы криминалистической идентификации.

3. Объекты криминалистической идентификации.

4. Виды идентификации и классификация идентификационных признаков.

5. Общие положения методики их исследования.

 

Тема 1.6. Криминалистическая диагностика. Ее содержание и значение в раскрытии и расследовании преступлений

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие криминалистической диагностики.

2. Виды объектов.

3. Следственная, судебная и экспертная диагностика.

4. Значение диагностики в раскрытии и расследовании преступлений.

 

Тема 1.7. Взаимодействие следственных, оперативно-розыскных и иных органов в процессе расследования (деловая игра)

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие, задачи, основные принципы и правовая основа взаимодействия.

2. Этапы, формы взаимодействия следователя с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений.

3. Взаимодействие следователя с судебно-экспертными учреждениями. Психологические аспекты тактики взаимодействия.

4. Привлечение общественности к расследованию и предупреждению преступлений

 

Тема 1.8. Криминалистическая профилактика и прогнозирование

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие криминалистической профилактики.

2. Задачи и направления профилактической деятельности.

3. Особенности криминалистических методов и средств следственного предупреждения.

4. Своеобразие экспертно-криминалистической профилактики.

5. Основы криминалистического прогнозирования.

 

 

Тема 2.1. Общие положения криминалистической техники и технологии

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие, система и назначение криминалистической техники.

2. Отрасли криминалистической техники.

3. Задачи, решаемые с помощью применения криминалистической техники.

4. Направление применения криминалистической техники.

5. Средства и методы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступлений при проведении следственных действий.

6. Средства и методы экспертного исследования следов преступления.

Тема 2.2. Криминалистическая фотография и видеозапись (деловая и ролевая игра)

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие, система, значение криминалистической фотографии.

2. Виды криминалистической фотографии.

3. Объекты съемки.

4. Методы запечатлевающей фотографии.

5. Виды запечатлевающей фотографии.

6. Судебно-исследовательская фотография.

7. Применение видеозаписи.

8. Специфика криминалистической киносъемки и видеозаписи.

9. Особенности протоколирования данных действий.

 

Тема 3.1. Общие положения криминалистической тактики

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Понятие и предмет криминалистической тактики.

2. Связь криминалистической практики и юридической практики.

3. Содержание криминалистической тактики, источники.

4. Понятие следственной ситуации, тактического решения, тактической комбинации, тактической операции,

5. Тактико-криминалистические приемы. Классификация, свойства.

 

Тема 4.1. Общие положения криминалистической методики

Вопросы к практическому занятию:

1. Криминалистическая характеристика отдельного вида преступлений;

2. Типичные следственные ситуации и особенности планирования расследования преступлений;

3. Особенности тактики подготовки и проведения первоначальных следственных действий и иных предусмотренных за коном мер;

4. Особенности тактики следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на последующем этапе расследований.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Понятие и задачи криминалистики.
  2. Система криминалистики.
  3. Место криминалистики в системе юридических наук.
  4. Методы криминалистики.
  5. История криминалистики.
  6. Криминалистическая идентификация и диагностика.
  7. Общая методика идентификационной и диагностической экспертизы.
  8. Понятие и задачи криминалистической трасологии. Научные основы.
  9. Понятие следа в трасологии. Классификация следов.
  10. Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов.
  11. Криминалистическое исследование следов рук человека.
  12. Криминалистическое исследование следов ног человека.
  13. Криминалистическое исследование иных следов человека (зубов, крови, кожного покрова и т.д.).
  14. Транспортная трассология.
  15. Механоскопия.
  16. Возможности использования запаха при расследовании преступлений (одорология).
  17. КЭМВИ.
  18. Криминалистическая фотография и видеозапись.
  19. Криминалистической баллистика. Понятие оружия и его классификация.
  20. Криминалистическое исследование холодного оружия.
  21. Криминалистическое исследование огнестрельного оружия.
  22. Криминалистическое исследование боеприпасов.
  23. Криминалистическая взрывотехника. ВУ и ВВ.
  24. Понятие, задачи и виды криминалистического исследования документов (документология).
  25. Технико-криминалистическое исследование документов.
  26. Автороведческие исследования.
  27. Почерковедческие исследования.
  28. Понятие судебной экспертизы. Классификация экспертиз и экспертных учреждений.
  29. Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитология). Словесный портрет.
  30. Уголовная (криминалистическая) регистрация.
  31. Криминалистическая тактика. Понятие, система, задачи.
  32. Организация предварительного расследования.
  33. Следственная ситуация. Типичные и нетипичные следственные ситуации. Конфликтные и бесконфликтные ситуации.
  34. Криминалистическая версия. Виды версий. Правила выдвижения и проверки.
  35. Планирование расследования. Элементы планирования, принципы.
  36. Понятие и виды тактического приема, комбинации, операции.
  37. Общие тактические положения производства следственных действий.
  38. Следственный осмотр. Виды. Общие тактические и процессуальные особенности производства.
  39. Производство осмотра места происшествия.
  40. Осмотр трупа.
  41. Производство освидетельствования, эксгумации.
  42. Производство обыска, выемки.
  43. Виды и общие положения тактики производства допроса.
  44. Тактика допроса свидетеля, потерпевшего.
  45. Тактика допроса обвиняемого, подозреваемого.
  46. Тактика очной ставки.
  47. Тактика задержания.
  48. Тактика опознания.
  49. Производство следственного эксперимента.
  50. Производство проверки показаний на месте.
  51. Тактика прослушивания телефонных и иных переговоров.
  52. Тактика выемки почтово-телеграфной корреспонденции.
  53. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений.
  54. Криминалистическая характеристика преступлений.
  55. Криминалистическая и уголовная характеристика убийств.
  56. Типичные следственные ситуации и особенности их разрешения при расследовании убийств.
  57. Особенности производства первоначальных следственных и иных действий при расследовании убийств.
  58. Криминалистическая характеристика изнасилований.
  59. Особенности возбуждения уголовного дела, производства первоначальных следственных действий при расследовании изнасилований.
  60. Криминалистическая характеристика преступлений против собственности.
  61. Типичные следственные ситуации и особенности производства первоначальных следственных действий при расследовании преступлений против собственности.
  62. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения. Типичные следственные ситуации при расследовании преступных нарушений ПДД.
  63. Особенности производства неотложных следственных действий при расследований преступных нарушений ПДД.
  64. Криминалистическая характеристика преступлений в экономической сфере деятельности. Типичные следственные ситуации и особенности первоначального этапа расследования.
  65. Основы методики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Карта методического обеспечения дисциплины

Автор Название Издательство Гриф издания Год издания Кол-во в библиотеке Ссылка на электронный ресурс Доступ-ность
                 
6.1 Основная литература
6.1.1 Аверьянова Т.В., Россинская Е.Р., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник М.: Норма: НИЦ Инфра-М УМО     http:// Znanium.com. С любой точки доступа для авторизованного пользователя
6.1.2 Яблоков Н.П. Криминалистика. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров М., Юрайт УМО     http:// Znanium.com. С любой точки доступа для авторизованного пользователя
6.1.3 Ищенко Е.П. Криминалистика. Учебник для бакалавров М: Изд. Проспект       http://e.lanbook.com. С любой точки доступа для авторизованного пользователя
6.1.4 Жбанков В.А. Криминалистика. учебник Изд: РТА       http://e.lanbook.com С любой точки доступа для авторизованного пользователя
6.1.5 Россинская Е. Р.   Криминалистика. Курс лекций М.: НОРМА: ИНФРА-М,       http:// Znanium.com С любой точки доступа для авторизованного пользователя
6.2. Дополнительная литература
6.2.1 Яблоков Н. П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М       http:// Znanium.com С любой точки доступа для авторизованного пользователя
6.2.2 Криминалистика: Учебник Криминалистика: Учебник М.: НИЦ Инфра-М: Контракт       http:// Znanium.com С любой точки доступа для авторизованного пользователя
6.3. Нормативно-правовые акты
6.3.1   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Консульта-нт Плюс       http://www.сonsultant.ru Свободный доступ
6.3.2   Уголовный кодекс РФ Консульта-нт Плюс       http://www.сonsultant.ru Свободный доступ
6.3.3   ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Консульта-нт Плюс       http://www.сonsultant.ru Свободный доступ
6.3.4   ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» Консульта-нт Плюс       http://www.сonsultant.ru Свободный доступ
6.4 Периодические издания
6.4.1   Криминалистика Королев, изд-во «Право и государ-ство пресс»   2010-2014   http:// elibrary.ru С любой точки доступа для авторизованного пользователя
6.5 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия
                 
6.6 Курсовая работа (проект)
                 
6.7 Контрольные работы
                 
6.8 Программно-информационное обеспечение. Интернет-ресурсы
6.8.1   Официальная Россия – сервер органов государственной власти Российской Федерации         http://www.gov.ru Свободный доступ
6.8.2   Сайт Президента РФ         http://www.kremlin.ru Свободный доступ
6.8.3   Сайт Государственной думы РФ         http://www.duma.gov.ru Свободный доступ
6.8.4   Сайт Законодательного Собрания Ростовской области         http://zsro.ru Свободный доступ
6.8.5   Сайт Правительства РФ         http://www.government.ru Свободный доступ
6.8.6   Сайт Правительства Ростовской области         http://www.donland.ru/ Свободный доступ
6.8.7   Сайт Арбитражного суда РФ         http://www.arbitr.ru Свободный доступ
6.8.8   Сайт Верховного суда РФ         http://www.vsrf.ru Свободный доступ
6.8.9   Сайт Арбитражного суда Ростовской области         http://rostov.arbitr.ru/ Свободный доступ
6.8.10   Сайт Ростовского областного суда         http://www.rostoblsud.ru/ Свободный доступ
6.8.11   Консультант Плюс – Общероссийская сеть распространения правовой информации         http://www.сonsultant.ru Свободный доступ
6.8.12   Гарант – информационно-правовой портал         http://www.garant.ru Свободный доступ
6.8.13   Сайт Общероссийской общественной Организации «Ассоциация юристов России»         http://www.alrf.ru/ Свободный доступ
6.8.14   Информационно-образовательный юридический портал «Все о праве»         http://allpravo.ru Свободный доступ
6.8.15   Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»         http://law.edu.ru/ Свободный доступ
                   

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРИБОРЫ, УСТАНОВКИ, СТЕНДЫ) И ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

При изучении дисциплины рекомендуется использовать информационные справочные правовые системы «ГАРАНТ», «Консультант Плюс».

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Криминалистика» в специализированной аудитории при подготовке студентов используются видео - и мультимедийные материалы; компьютер, проектор, экран.

Библиотечный фонд литературы помимо учебной, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Практические занятия призваны дополнить и углубить знания студентов, полученные на лекциях, при изучении рекомендуемой учебной и научной литературы. Во время занятий проводятся чтение, комментирование, обсуждение важнейших проблем, решение задач, представление самостоятельно подготовленных рефератов и док­ладов по предложенным или самостоятельно выбранным темам.

Главное условие успешности в освоении учебной дисциплины - систематические занятия. Работа студента над любой темой должна быть целеустремленной. Для этого нужно ясно представлять себе цель конкретного занятия и план его проведения.

Изучение каждой темы дисциплины «Криминалистика», вынесенной на семинарское занятие, рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

  • ознакомиться с лекцией (посещение лекционного занятия, чтение конспекта);
  • прочитать соответствующий раздел в учебнике или учебном пособии;
  • изучить соответствующую данной теме главу в нормативно-правовых актах;
  • ознакомиться с рекомендованной по данной теме научной литературой, а также с материалами судебной практики;
  • найти и по возможности выписать из прочтенной литературы основные дефиниции по вопросам семинарского занятия, подобрать из прочитанной литературы примеры, иллюстрирующие главные положения рассматриваемой темы.

Изучение соответствующих положений программы дисциплины и конспекта лекций имеет важное значение, поскольку в них, с одной стороны, дается систематизированное изложение материала, а с другой – излагаются новые соображения, выдвинутые практикой, сообщаются сведения об изменениях в законодательстве и т.п.

Не следует ограничивать подготовку только ознакомлением с лекциями. При всем их совершенстве и полноте конспектирования лекции не могут исчерпать относящийся к теме материал. Лектор всегда оставляет немало вопросов для самостоятельного изучения студентами специальной литературы.

Изучение специальной литературы целесообразно начинать с чтения учебника и учебного пособия. После их изучения легче понимаются рекомендованные монографии, журнальные статьи.

Параллельно с изучением конспекта лекций, учебников и учебных пособий надо изучать нормы права. Разрозненное их чтение менее полезно для усвоения, так как в этом случае конкретные законы, подзаконные акты отрываются от изложения института в целом, какое дается в учебном материале. Нормы права всегда лучше усваиваются совместно с комментариями к ним. Поэтому всегда, когда в тексте лекции или учебника упоминается тот или иной нормативный акт, та или иная статья кодекса, с ними нужно сразу же ознакомиться, сопоставлять их содержание с имеющимися в лекции (учебнике).

Изучение рекомендованной нормативной и правоприменительной литературы лучше всего осуществлять в справочно-поисковых системах, таких как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др. Данная рекомендация обусловлена тем, что только в электронной базе документы приводятся в актуальном состоянии, т.е. с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений.

При подготовке студентам не следует стремиться к многократному чтению нормативного, научного и учебного материала: оно нередко приводит к механическому запоминанию. Нужно с первого же раза читать внимательно, вдумчиво. Очень важно при этом выделять основные признаки института. Не следует оставлять без внимания встретившиеся положения, известные уже из других дисциплин, ибо общие положения имеют специфическое в каждой дисциплине освещение, раскрываются под определенным, новым углом зрения. Особенно важно запомнить нормативные акты, их наименование.

Для усвоения материала, а также развития устной речи, умения убедительно и аргументи­ровано высказывать собственную мысль студент должен обязательно выступать на семи­нарских занятиях. Активное участие в работе семинара является необхо­димым условием для получения студентом положительной оценки за весь пройденный общий курс.

Также рекомендуется использовать инновационные формы подготовки к семинарам, в том числе использование средств мультимедийной техники, подготовку электронных презентаций.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.