Глава 1. Программа курса «Криминалистика» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Программа курса «Криминалистика»

2017-09-28 409
Глава 1. Программа курса «Криминалистика» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.А.Лютов

В.В.Мальханов

С.П.Погребной

КРИМИНАЛИСТИКА

 

 

Методические указания

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический факультет

 

В.А.Лютов

В.В.Мальханов

С.П.Погребной

КРИМИНАЛИСТИКА

Методические указания

 

 

Чита

РИК ЗабГУ

 

УДК

ББК

ББК

Ф

ISBN

Методические указания утверждены и рекомендованы к изданию решением редакционно-издательского совета ЗабГУ.

 

Ответственный за выпуск

А. В. Макаров, д-р юрид. наук, профессор,

декан юридического факультета ЗабГУ

 

Рецензенты:

Т.Ц. Дондоков, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и криминалистики Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации;

Е.Ф. Новиков, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовно правовых дисциплин Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права.

Криминалистика: метод. указания / В. А. Лютов В.В. Мальханов С.П.Погребной – Чита: ЗабГУ, 2015. – 169 с.

Методические указания по курсу «Криминалистика», разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки 40.03.01, 40.04.01 «Юриспруденция»

В методических указаниях содержаться общие требования и рекомендации по изучению учебной дисциплины «Криминалистика» студентами всех форм обучения, в частности:

– программа курса, включающая тематический план, содержание курса;

– методические материалы для проведения практических занятий;

– методические рекомендации для самостоятельной работы;

– тестовые задания для самоконтроля знаний и список рекомендуемых нормативных правовых актов и литературы, вопросы для подготовки к итоговому экзамену.

Предназначено для студентов, магистрантов, а также профессорско-преподавательского состава юридических факультетов.

Ó Забайкальский государственный университет, 2015

ISBN Ó Лютов В.А. Мальханов В.В. Погребной С.П.., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………..……………………………………..... 4

Глава 1. Программа курса «Криминалистика»

 

Пояснительная записка …………………………………………...... 6

Тематический план ……………………………………………….... 12

Глава 2. Задания на практические занятия по курсу «Криминалистика»

 

Раздел 1. Теоретические основы криминалистики …………... ….14

Раздел 2. Криминалистическая техника…………………………....25

Раздел 3. Криминалистическая тактика…………………………...66

Раздел 4. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений………………………………………………….........87

 

Глава 3. Методические указания по самостоятельному изучению курса «Криминалистика»

Общие рекомендации……………………………………………....115

Тестовые материалы для самоконтроля остаточных знаний по курсу «Криминалистика»...........................................................................116

 

Глава 4. Основные нормативно-правовые акты и литература по курсу «Криминалистика»

 

Библиографический список………..……………………………… 132

Вопросы для подготовки к зачету………………………………… 136

Вопросы для подготовки к экз а мену………………………………140

Приложение …………………………………………….………... 148

 

Введение

Курс «Криминалистика» является одним из профилирующих в системе юридических дисциплин и тесно связан с другими юридическими дисциплинами, такими как Уголовное право России; Криминология; Уголовно-исполнительное право; Уголовно-процессуальное право; Теория оперативно-розыскной деятельности; Судебной медициной. Значение курса при подготовке юристов состоит в ознакомлении их с основными категориями и положениями науки криминалистики; выработке у них системы знаний, навыков и умений по использованию криминалистических средств и методов в сфере уголовного судопроизводства.

Эта цель конкретизируется путем решения в процессе обучения ряда задач.

Во - первых, такой задачей является изучение средств и методов, используемых в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Причем акцентируется внимание на том аспекте, что криминалистика играет ведущую роль в работе с информацией о событии преступления.

Во – вторых, необходимо изучение тактических приемов проведения следственных действий и методик расследования отдельных видов преступлений.

В – третьих, криминалистические знания используются при доказывании не только по уголовным делам, но и в гражданском и арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях. Поэтому юристы должны обладать соответствующими юридическими знаниями.

Содержание первого раздела «Теоретические основы криминалистики» направлено на приобретение теоретических знаний о причинах возникновения сложных криминалистических ситуаций, об основных и наиболее сложных криминалистических ситуаций, об основных и наиболее общих методах устранения или минимизации возникающих в ходе работы правоохранительных органов трудностей. В этом разделе исследован версионный процесс преодоления проблемных ситуаций и достоверного доказывания обстоятельств уголовных дел различных категорий. Кроме того рассматривается одна из основных частных теорий криминалистики – теория идентификации.

Изучение второго раздела «Криминалистическая техника» позволит не только приобрести знания, но овладеть умениями и навыками при выявлении и фиксации различных следов, оставленных преступниками, потерпевшими и очевидцами преступлений. Знания, полученные на лекциях, закрепляются на практических занятиях, трансформируясь в умения и начальные профессиональные навыки.

Третий раздел «Криминалистическая тактика» содержит большой объем знаний об особенностях производства отдельных следственных действий, а также проведение тактических комплексов (тактических операций и комбинаций), которые позволяют преодолеть или значительно минимизировать конфликтные ситуации и ситуации тактического риска. В этом же разделе исследуются разнообразные организационные и управленческие ситуации, процесс принятия следственных решений (планирование, организация взаимодействия, создание системы управления раскрытием преступлений и т.д.). На практических занятиях и в процессе самостоятельной работы эти знания трансформируются в умения и навыки, овладение которыми в значительной мере определяет уровень профессиональной подготовки выпускников высшей школы.

В четвертом разделе «Методика расследования отдельных видов преступлений» рассмотрены методы и способы расследования общественно опасных деяний, особенности расследования каждого из видов (групп) преступлений. Особое внимание уделяется способам их совершения и типовым характеристикам виновных лиц.

Глава 1. Программа курса

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Криминалистика» изучается студентами направления 40.03.01 – Юриспруденция в качестве дисциплине профессионального цикла в соответствии с учебным планом Забайкальского государственного университета.

Основной целью изучения дисциплины «Криминалистика» является приобретение бакалавром теоретических знаний и практических умений, связанных с использованием криминалистических средств, приемов и методов по обнаружению, фиксации, изъятию материальных следов преступления, тактики проведения следственных действий, организации и осуществлению раскрытия, расследования и предупреждения преступлений различных видов и групп.

Главная задача дисциплины «Криминалистика» состоит в том, чтобы на основе теоретического изучения и обобщения закономерностей собирания, исследования, оценки и использования доказательств вооружить субъектов расследования конкретными техническими, тактическими и методическими приемами раскрытия, расследования и профилактики противоправных деяний.

Дисциплина «Криминалистика» относится к базовой части профессионального цикла (Б.б.3.19) и изучается на 3 курсе в 6, 7 семестрах направления 40.03.01– Юриспруденция.

Для освоения учебной дисциплины «Криминалистика» студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в процессе изучения учебных дисциплин «Уголовное право», «Уголовный процесс». Основанный на познавательно-деятельностной концепции современной высшей школы «знания-умения-навыки», можно выделить следующие аспекты процесса овладения названными выше тремя базовыми компетенциями.

Освоение дисциплины: «Криминалистика» необходимо для последующего изучения дисциплин уголовно-правового профиля «Основы тактики раскрытия преступлений», «Теория доказательств в уголовном процессе», «Теория, методология и практика криминалистических исследований».

Изучение данной учебной дисциплины, наряду с другими учебными дисциплинами, позволяет сформировать у выпускника следующие компетенции[1]:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающее в этом процессе, соблюдать требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами, средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

криминалистические понятия и определения, структуру криминалистики, ее связь с другими юридическими науками, основы взаимодействия следователя с оперативно – розыскными службами различных ведомств (ОК-1–7; ПК-1–5, 15);

научные и практические методы криминалистики, направленные на познание событий, явлений и процессов, выявление из массива информации фактов и обстоятельств, релевантных расследуемому уголовному делу (ОК-1–7; ПК-1–5);

научные основы и понятийный аппарат теории идентификации (ОК-1–7; ПК- 1–5);

научные основы и понятий аппарат теории следственных ситуаций (ОК-1–7; ПК-1–5);

этапы процесса идентификации и практического использования ее результатов (ОК-1–7, 10,11; ПК-1–5);

классификацию следственных ситуаций, особенности преодоления их различных разновидностей (ОК-1–7, 10; ПК-1–5, 10,11);

особенности выдвижения и проверки следственных версий (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

содержание перехода вероятных значений в систему достоверных и достаточных выводов по уголовным делам (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

основные проблемы дальнейшего развития науки криминалистики, расширения ее практических возможностей (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

методы криминалистики (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

понятие виды и принципы планирования расследования (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

основы моделирования при расследовании преступления (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

понятие криминалистической техники, классификацию технико-криминалистических средств и методов (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

место компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КИМВИ, запаховых следов, акустических, звуко- и видеоинформации и др.) (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

трасологию (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

судебную баллистику (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

приемы и методы криминалистического исследования документов (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

виды экспертиз (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности;

понятие и сущность криминалистической тактики (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

тактику осмотра места происшествия, следственного эксперимента, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

криминалистическую методику расследования: понятие, информационные и правовые основы (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

методические основы расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражднами, несовершеннолетними и др. (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

основы методик и действий по «горячим следам», по ранее нераскрытым преступлениям и др. (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

виды методик расследования (ОК-1–7; ПК-1–5, 10,11);

Уметь:

- выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, используя средства и методы криминалистики (ОК-6, ПК-6,7,8–13);

- проводить следственные действия (ОК 6,10,11, ПК-6,7,8–13);

- составлять процессуальные документы (ПК-7, 13);

- выявлять конкретные обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.73 УПК РФ и ч.1 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ПК-7, 13).

Владеть навыками:

– самостоятельно предупреждать, раскрывать и расследовать преступления (ОК 6,10,11, ПК-6,7,8–13);

– устанавливать и задерживать преступников (ОК 6,10,11, ПК-6,7,8–13);

– выявлять свидетелей и очевидцев преступления (ОК 4, 5, 11, ПК-8–13);

– работать в составе следственно-оперативной группы (ОК 6,10,11, ПК-6,7,8–13);

- работать самостоятельно с применением технико-криминалистических средств (ОК 6,10,11, ПК-6,7,8–13).

Основанный на познавательно-деятельностной концепции современной высшей школы «знания-умения-навыки», можно выделить следующие аспекты процесса овладения учебной дисциплины: «Криминалистика» названными выше тремя базовыми компетенциями.

Тематический план [2]

№ темы Наименование раздела дисциплины Всего часов по разделу Аудитор-ные занятия СРС Аудиторные занятия в т.ч.
Лекции Лабораторные   Практические  
               
  6 семестр            
  Раздел 1. Теоретические и методологические основы криминалистики            
1. Тема 1. Предмет, методы и система криминалистики. История развития криминалистики. Тема 2. Криминалистическая идентификация и диагностика          
2. Тема 3. Общие положения криминалистической техники          
  Раздел 2. Криминалистическая техника            
  Тема 4. Криминалистическая фотография, звуко-видеозапись          
  Тема 5. Криминалистическая габитоскопия Тема 6. Трасология          
  Тема 7. Криминалистическое исследование оружия и следов его применения Тема 8. Криминалистическое исследование веществ, материалов, изделий          
  Тема 9. Криминалистическая одорология          
  Тема 10.Криминалистическое исследование документов          
  Тема 11. Криминалистическое автороведение Тема12. Криминалистическое почерковедение          
  Тема 13. Криминалистическая фоноскопия Тема 14. Криминалистическая регистрация          
Итого часов по 6 семестру 90          
  7 семестр            
  Раздел 3. Криминалистическая тактика            
  Тема 15. Общие положения криминалистической тактики. Криминалистические версии и планирование расследования преступлений Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами и экспертно-криминалистическими службами          
  Тема 17. Тактика осмотра и освидетельствования Тема 18. Тактика следственного эксперимента          
  Тема 19. Тактика обыска и выемки          
  Тема 20. Тактика допроса и очной ставки Тема 21. Тактика предъявления для опознания          
  Тема 22. Проверка показаний на месте          
  Тема 23. Использование специальных знаний в расследовании преступлений          
  Раздел 4. Криминалистическая методика расследования            
  Тема 24. Общие положения криминалистической методики расследования Тема 26. Методика расследования преступлений против личности          
  Тема 27. Методика расследования преступлений против собственности Тема 29. Методика расследования незаконного изготовления, приобретения, хранения, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ          
  Тема 31. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации Тема 32. Особенно- сти методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними          
Итого часов по 7 семестру 126        

Глава 2. Задания на практические занятия по курсу

«Криминалистика»

Тема 1.7. Общие положения использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве

 

Вопросы, самостоятельно изучаемые студентом

1. Понятие специальных знаний, используемых в борьбе с преступностью.

2.Формы и виды использования специальных знаний при выявлении, расследовании преступлений и судебном рассмотрении уголовных дел.

3. Особенности использования помощи специалистов при проведении отдельных процессуальных действий.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие специальных знаний.

2. Назовите функции специалиста при проведении следственного действия.

3. Раскройте понятие предварительных исследований, проводимых при выявлении и расследовании преступлений и их соотношение с заключением специалиста.

Дополнительная литература:

Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. СПб., 2003.

Селина Е.В. Доказывание с использованием специальных познаний по уголовным делам. М., 2003.

Шапиро Л.Г. Использование специальных познаний при расследовании преступных уклонений от уплаты налогов. Саратов, 2001.

Букалов К.А. Использование специальных товароведческих познаний на предварительном следствии. Саратов, 1982.

Гончаренко В.И. Использование данных естественных и технических наук в уголовном процессе. Киев, 1980.

Лисиченко В.К. Использование данных естественных и технических наук в следственной и судебной практике. Киев, 1979.

 

Тема. 2.1. Общие положения криминалистической техники

Вопросы, самостоятельно изучаемые студентом

1. Понятие, задачи и значение криминалистической техники.

2. Отрасли криминалистической техники. Правовые основы применения криминалистической техники.

4. Применение криминалистической техники следователем, специалистом, экспертом, судьей.

5. Научно-технические методы и средства, используемые при расследовании преступлений.

Контрольные вопросы:

- понятие и отрасли криминалистической техники;

- использование данных естественных и технических наук в криминалистической технике;

- различие рассеянного и направленного, теневого и бестеневого освещения; особенности рефлексного освещения;

- виды комплектов технико-криминалистических средств, используемых в работе правоохранительных органов;

- средства поисковой техники контактного и неконтактного принципа действия;

- назначение и порядок применения щупа, трала и магнитного подъемника;

- особенности применения металлоискателя для обнаружения предметов на местности и в помещении;

- приборы, используемые для обнаружения взрывчатых веществ;

- рентгеновские переносные установки;

- технико-криминалистические средства, сосредоточенные в передвижной криминалистической лаборатории;

- разновидности луп и микроскопов, используемые при криминалисти­ческих исследованиях; их свойства и назначение;

- классы и свойства светофильтров;

- понятие люминесценции;

- физическое явление, на котором основано исследование в отраженных ультрафиолетовых и инфракрасных лучах;

- физическое явление, на котором основано просвечивание объектов в рентгеновских и гамма-лучах; приборы, используемые в этих целях;

- принцип действия электронно-оптического преобразователя; объекты, исследуемые с его помощью;

- аналитические методы исследования, неразрушающие и разрушающие объект исследования.

Дополнительная литература

Белкин Р.С. Курс криминалистики: в 3 т. 3-е издание, доп. М., 2001.

Бастрыкин А.И. Криминалистика в 2 т. М: Экзамен, 2014

Вандер М.Б. Применение научно-технических средств при расследовании преступлений. СПб., 2000.

Волынский В.А. Криминалистическая техника: наука - техника - общество - человек. М., 2000.

Грамович Г.И. Научно-технические средства: современное состояние, эффективность использования в раскрытии и расследовании преступлений. Минск, 1989.

Герасимов В.Н. Научно-технические средства в работе следователя. М., 1985.

Диденко Ф.К. Применение научно-технических средств и методов при осмотре места происшествия. Ярославль, 1989.

Драпкин Л.Я. Криминалистика: Учебник для бакалавров. М.:Юрайт, 2014

Жбанков В.А. Криминалистические средства и методы раскрытия неочевидных преступлений. М., 1987.

Скорченко П.Г. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М., 1999.

Ковалев Ю.В., Пояркин А.С, Алферов В.Ю. Поисковая техника. Саратов, 1999.

Лейстнер Л., Буйташ П. Химия в криминалистике. М., 1990.

Колдин В.Я., Полевой Н.С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. М., 1985.

Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений (генезис и правовые аспекты). М.: «Мир безопасности», 2000.

Тема 2.3. Трасология

Занятие 1

Вопросы, самостоятельно изучаемые и практически отрабатываемые студентом:

1. Способы обнаружения, фиксации и изъятие следов рук.

2. Практические рекомендации – в тетради для практических занятий сделать рисунки - общего строения папиллярного узора, типов папиллярных узоров с разными вариантами строения центров петлевых узоров и различным взаиморасположением дельт в завитковых узорах, частных признаков папиллярного узора большого пальца своей правой руки, обнаружить следы пальцев рук на полированной поверхности в косопадающих лучах света и описать его в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия.

Контрольные вопросы:

– приемы освещения и осмотра, используемые для обнаружения потожировых следов рук, находящихся на различных объектах;

– явление, на котором основано окрашивание следов рук порошками;

– средства окрашивания обнаруженных следов пальцев рук;

– требования к порошкам, используемым для окрашивания потожировых следов;

– явление, на котором основано окрашивание потожировых следов пальцев рук парами йода;

– основы воздействия нингидрина на потожировые следы;

– виды следокопировальной пленки и цели применения.

 

Примерные темы докладов и рефератов:

1. Способы обнаружения маловидимых следов рук.

2. Обнаружение невидимых следов рук.

3. Фиксация и изъятие следов рук.

 

Занятие 2

Вопросы, самостоятельно изучаемые студентом:

1. Подготовка материалов для экспертизы. Особенности дактилоскопирования трупов.

2. Возможности и методика дактилоскопической экспертизы.

Контрольные вопросы:

– вопросы, разрешаемые исследованием следов рук, в том числе потожировых отображений пальцев рук, в которых не выражены частные признаки (след “мазок”);

– особенности дактилоскопирования трупа;

– процессуальное оформление обнаружения следов рук на месте происшествия.

Примерные темы докладов и рефератов:

1. Подготовка материалов для дактилоскопической экспертизы.

2. Методика дактилоскопической экспертизы.

 

Основная литература по всей теме:

Воробьева И.Б., Маланьина Н.И. Следы на месте преступления. Саратов, 1996.

Крылов И.Ф. Криминалистическое учение о следах. Л., 1976.

Дополнительная литература к 1-2 занятиям:

Алексеев А.А. и др. Предварительное криминалистическое исследование материальных следов на месте происшествия. М, 1987.

Голдованский Ю.П. Следы рук. М., 1980.

Грановский Г.Л. Методы обнаружения и фиксации следов рук. М, 1973

Данисявичюс П. Криминалистическое следоведение. Вильнюс, 1973.

Дашков Г.В., Дворкин А.И. Вопросы выявления и криминалистического исследования следов рук. М., 1971.

Корноухов В.Е. Комплексное судебно-экспертное исследование свойств человека. Красноярск, 1982.

Криминалистическая экспертиза. Выпуск VI. Раздел 8: Трасология. М., 1968.

Железняк А.С. Материальные следы – важный источник криминалистической информации. Омск, 1975.

Сорокин В.С., Дворкин А.И. Обнаружение и фиксация следов. М., 1974.

 

Занятие 3

Вопросы, самостоятельно изучаемые студентом:

1. Следы ног человека, их виды и значение.

2. Способы обнаружения, фиксации и изъятия единичных следов ног.

3. “Дорожка” следов ног и ее значение. Способы фиксации “дорожки” следов ног.

3. Практические рекомендации – оставить дорожку следов обуви на песке, мокром грунте, глине или снегу осмотреть и схематически зарисовать ее и отдельный след с указанием элементов и способов измерения. Составить фрагмент протокола осмотра места происшествия по следам ног.

Вопросы для самоконтроля:

– неидентификационные исследования следов ног и обуви;

– основные части подошвы обуви (ступни);

– измерение следа босой ноги и следа обуви;

– определение по следу ноги (обуви) примерного роста человека и номера обуви;

– признаки походки, отображающиеся в “дорожке” следов ног.

 

Примерные темы докладов и рефератов:

1. Криминалистическое значение следов ног человека.

2. Способы фиксации объемных следов ног.

3. Способы фиксации поверхностных следов ног.

4. “Дорожка” следов ног и ее использование в расследовании преступлений.

 

Занятие 4

Вопросы, самостоятельно изучаемые студентом:

1. Подготовка материалов для трасологической экспертизы по следам ног. Возможности и методика проведения трасологической экспертизы по следам ног.

2. Практическая рекомендации – составить фрагмент протокола осмотра следов ног человека и постановление о назначении экспертизы по следам ног.

Контрольные вопросы:

– выбор материала для изготовления слепка и способа его получения;

– слепочные массы и материалы, используемые для изготовления слепка со следа обуви, обнаруженного на сухом песке, влажном глинистом грунте и на снегу;

– паста “К“ и ее свойства;

– требования, которым должны удовлетворять слепки с объемных следов;

– возможности экспертизы следов ног (обуви).

 

Дополнительная литература к 3-4 занятиям:

Грановский Л.Г. Криминалистическое исследование следов ног. Киев, 1970.

Зуев Е.И. Трасологическая экспертиза следов обуви. М., 1964.

Прищепа В.М., Сегай М.Я. Признаки низа новой фабричной обуви и их идентификационное значение при трасологическом исследовании. Киев, 1963.

Сорокин В.С., Дворкин А.И. Обнаружение и фиксация следов. М., 1974.

 

Занятие 5

Вопросы, самостоятельно изучаемые студентом:

1. Следы зубов и ногтей человека, их виды и значение.

2. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов зубов и ногтей.

3. Возможности экспертного исследования указанных объектов. Подготовка материалов для трасологической экспертизы по следам зубов и ногтей.

4. Практическая рекомендации – в тетради для практитческих занятий сделать рисунок зубного аппарата человека с указанием их названия.

5. Следы кожного покрова тела человека и возможности их исследования.

Вопросы для самоконтроля:

– схема зубного ряда;

– признаки зубов и их идентификационное значение;

– виды следов зубов по механизму их образования;

– возможности исследования следов ногтей;

– особенности изъятия следов зубов и ногтей и подготовки объектов для трасологической экспертизы.

 

Примерные темы докладов и рефератов:

1. Фиксация и исследование следов зубов.

2. Фиксация и исследование следов ногтей.

3. Следы кожного покрова тела человека и возможности их исследования.

 

Дополнительная литература к 5 занятию:

Майлис Н. Экспертные исследования следов губ // Соц. законность. 1981, № 6.

Сорокин В.С., Дворкин А.И. Обнаружение и фиксация следов. М., 1974.

 

Занятие 6

Вопросы, самостоятельно изучаемые студентом:

1. Иные материальные следы преступления (волосы, кровь, слюна, сперма и др.). Способы их обнаружения и фиксации.

2. Практические рекомендации – в тетради для практических занятий сделать рисунки форм следов падающей жидкости.

3. Возможности экспертного исследования указанных объектов. Особенности подготовки материалов для экспертизы по отдельным видам следов.

4. Следы курения и пыли.

 

Контрольные вопросы:

– виды следов крови и их значение;

– особенности поиска следов крови;

– предварительные пробы на кровь и их особенности;

– особенности фиксации и изъятия следов крови;

– подготовка материалов на экспертизу по следам крови;

– следы выделений и особенности работы следователя с ними;

– возможности изучения волос человека и подготовка объектов на экспертизу.

 

Примерные темы докладов и рефератов:

1. Обнаружение, фиксация и исследование волос.

2. Обнаружение, фиксация и исследование крови.

3. Обнаружение, фиксация и исследование спермы и иных выделений человека.

4. Возможности и методы исследования следов курения и пыли.

 

Дополнительная литература к 5-6 занятию:

Кисин М.В., Туманов А.К. Следы крови. М., 1972.

Судебно-медицинская экспертиза. Справочник для юристов. М., 1985.

Шиканов В.И. Криминалистическое значение следов крови. Иркутск, 1974.

Занятие 7

Вопросы, самостоятельно изучаемые студентом:

1. Понятие взлома, орудия и объекта взлома.

2. Виды следов орудий взлома и инструментов.

3. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов орудий взлома.

4. Подготовка материалов для экспертизы следов орудий взлома и инструментов. Возможности и методика проведения трасологической экспертизы по следам орудий взлома.

5. Практические рекомендации - ознакомиться с постановлениями о назначении экспертизы.

Контрольные вопросы:

– неидентификационные исследования следов орудий и инструментов;

– части замка, на которых могут остаться следы отпирания его отмычкой или подобранным ключом;

– следы отжима двери (створки окна, ригеля замка и т.п.);

– возможности исследования следов сверления;

– слепочные массы, используемые для моделирования следов: сверления на металле и орудий взлома на древесине.

 

Примерные темы докладов и рефератов:

1. Классификация и значение следов орудий взлома и инструментов.

2. Способы фиксации и изъятия следов орудий взлома.

3. Подготовка материалов для экспертизы следов орудий взлома и инструментов.

4. Возможности и методика проведения трасологической экспертизы по следам орудий взлома.

 

Дополнительная литература к 7 занятию:

Найдис И.Д. Использование следов орудий взлома и инструментов для расследования преступлений. Харьков, 1980.

Поташник С.И. Криминалистическая экспертиза замков. М., 1969.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.