ОК-2. Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ОК-2. Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции.

2017-09-26 1500
ОК-2. Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) курс по выбору «Традиции и инновации в образовании» являются: формирование у студентов способности к исследованию традиций и инноваций в образовании, современных воспитательных технологий, к разработке и использованию педагогических технологий для решения профессиональных задач в работе с семьёй школьника.

Данная цель предполагает решение ряда задач:

- сформировать у студентов представления о сущности традиций и инноваций в образовании;

- сформировать целостный взгляд на пути реализации традиций и инноваций в сфере семейного воспитания;

- ознакомить с практикой педагогического взаимодействия с родителями, их педагогического просвещения в вопросах семейного воспитания.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе усвоения программы курса по выбору студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

ОК-2. Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции.

Знать:

- сущность феномена "гражданственность и патриотизм";

- историко-культурные и инновационные основы педагогической деятельности в процессе сотрудничества школы с семьёй;

- основные пути формирования гражданина и патриота в современной школе и семье.

Уметь:

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные) патриотического и нравственного воспитания в семье и школе;

- использовать теоретические знания для помощи семье в деле формирования патриотизма и гражданской позиции школьников.

Владеть:

– способами анализа особенностей патриотического воспитания в современных условиях глобализации общества;

- способами формирования уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям Отечества в условиях семьи и школы.

 

В процессе усвоения программы курса по выбору студент должен овладеть следующими общепрофессиональными компетенциями:

ОПК-3. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса.

Знать:

– сущность семейного воспитания, его движущие силы, логику и особенности с учётом традиций и инноваций в образовании;

- ценности, цели, принципы, содержание и методы семейного воспитания;

- национальное своеобразие воспитания в современной России.

Уметь:

- анализировать особенности и потребности семьи в вопросах воспитания детей;

– создавать программы педагогического просвещения родителей с учётом их индивидуальных особенностей и социальных условий жизни членов детского коллектива;

- проявлять готовность к социальному партнёрству с родителями школьников.

Владеть:

- способностью рационально использовать различные факторы социализации для помощи родителям в процессе семейного воспитания;

– традиционными и инновационными способами организации педагогического просвещения родителей;

- способами организации сотрудничества семьи и школы.

Студент должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа.

 

№ п/п Раздел (тема) модуля Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы СРС КП / КР
  Традиции и инновации в семейной педагогике. Семья в светской и христианской культурах. Воспитате-льный потенциал семьи.                     2 = 1,85 %  
  История семейного воспитания в России с древнейших времён до 17 века. Семейная педагогика в России 18-19 вв.                           2 = 1,85 %        
      Семейная педагогика в России в 20 веке.                                       2 = 1,85 %       Рейтинг 1.  
      Особенности семейн. воспитания в эпоху глобализации: традиции и инновации.                                         2 = 1,85 %      
      Духовно-нравственное воспитание в семье.                             2 = 1,85 %      
    Микроклимат семьи и его значение для воспитания ребёнка.                             2 = 1,85 %   Рейтинг 2.
  Умственное и эстетическое воспитание ребёнка в семье.                     2 = 1,85 %      
        Физическое и полоролевое воспитание в семье.                       2 = 1,85 %        
  Профилактика отклоняющегося поведения детей в семье.                   2 = 1,85 %     Рейтинг 3.
Всего                   18(17%) Зачёт

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ

З А Д А Н И Я

З А Д А Н И Я

З А Д А Н И Я

ЗАДАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Тема № 1

Тема № 2

Тема № 3

Тема № 4

Тема № 5

Тема № 6

Тема № 7

Детей в семье

1. Понятие о профилактике отклоняющегося (девиантного) поведения.

2. Профилактика употребления психоактивных веществ.

3. Профилактика раннего начала половой жизни. Воспитание

целомудрия в детях. Сохранение репродуктивного здоровья будущих

поколений. Установка на создание нравственно здоровой семьи и

на деторождение.

4. Профилактика участия детей в религиозных сектах и оккультных

движениях.

5. Профилактика суицидальных наклонностей у детей.

6. Профилактика игромании, телемании и компьютерной зависимости.

7. Профилактика сквернословия. Воспитание любви к родному языку

и красивой речи.

8. Обязанность родителей – ограждение детей от тлетворного влияния

негативных факторов социальной среды.

 

Темы контрольных работ

1. Предмет и ценностные основания семейной педагогики.

2. Сущность семьи и брака.

3. Типы современных семей.

4. Христианские заповеди как основа нравственного воспитания в семье.

5. Народные традиции русской семьи.

6. Воспитательный потенциал семьи.

7. Основные черты семейного воспитания с древнейших времён до конца

17 века.

8. Православный календарь как основа жизненного ритма русской семьи

до 1917 года.

9. Влияние Эпохи Просвещения на семейное воспитание и развитие

семейной педагогики в России.

10. Основные идеи семейной педагогики в России 19 века.

11. Основные идеи семейной педагогики в России 20 века.

12. Влияние негативных факторов глобализации на семейное воспитание.

13. Духовно-нравственное воспитание в семье в свете

разных мировоззренческих подходов.

14. Значение микроклимата семьи для воспитания ребёнка.

15. Формирование навыков здорового образа жизни в семье.

16. Содержание и формы умственного воспитания в семье.

17. Полоролевое воспитание в современной семье.

18. Содержание и формы эстетического воспитания в семье.

19. Профилактика отклоняющегося поведения детей в семье.

 

Вопросы к зачёту

1. Предмет и ценностные основания семейной педагогики.

2. Сущность семьи и брака.

3. Типы современных семей.

4. Христианские заповеди как основа нравственного воспитания в семье.

5. Народные традиции русской семьи.

6. Воспитательный потенциал семьи.

7. Основные черты семейного воспитания с древнейших времён до конца

17 века.

8. Православный календарь как основа жизненного ритма русской семьи

до 1917 года.

9. Влияние Эпохи Просвещения на семейное воспитание и развитие

семейной педагогики в России.

10. Основные идеи семейной педагогики в России 19 века.

11. Основные идеи семейной педагогики в России 20 века.

12. Влияние негативных факторов глобализации на семейное воспитание.

13. Духовно-нравственное воспитание в семье в свете

разных мировоззренческих подходов.

14. Значение микроклимата семьи для воспитания ребёнка.

15. Формирование навыков здорового образа жизни в семье.

16. Содержание и формы умственного воспитания в семье.

17. Полоролевое воспитание в современной семье.

18. Содержание и формы эстетического воспитания в семье.

19. Профилактика отклоняющегося поведения детей в семье.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

А. Основная литература

 

1. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 292 c.— http://www.iprbookshop.ru/5104.html  
2. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире [Электронный ресурс]/ В.А. Абабков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2013.— 960 с. chttp://www.iprbookshop.ru/32152.html

*3. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для вузов по направлению 050100 "Педагогическое образование" / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого.— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Академия, 2014.— 620 c. — (Высшее профессиональное образование, Педагогическое образование) (Бакалавриат).— Библиогр. в конце разд. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-4468-0229-6.

*4. Измайлова, А.Б. Сказка в русской народной педагогике: монография

/А.Б.Измайлова. – Владимир, 2013. - 171 с.

5. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений: монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 90 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-012045-4 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=550768

 

В. Дополнительная литература

 

*1. Измайлова, А.Б. Аксиологическая система русской народной педагогики:

монография / А.Б.Измайлова. – Владимир, 2011. – 231 с.

2. Ильин, Г. Л.. Инновации в образовании: учебное пособие / Ильин Г.Л.-

М.:Прометей, 2015.-425с. ISBN 978-5-7042-2542-3

http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=557161

3. Медведева, И.Я. Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика /

И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова. – Клин, 2009. – 351 с.

4. Медведева, И.Я. Ребёнок и компьютер: сборник материалов / И.

Медведева, Т.Шишова, 2007. – 320 с.

*5. Даведьянова, Н.С. Семейно-педагогический клуб в современной школе:

программа и тематическое планирование / Н.С.Даведьянова // Даведья-

нова, Н.С., Назарова, М.В. Педагогические теории и технологии. Ч.1:

Теория и методика воспитания. Социальная педагогика: учебно-

методическое пособие… - Владимир, 2006. – С. 154-161.

6. Культура семьи: Учебное пособие. – Москва, 2009. – 184 с.

7. Шишова, Т.Л. Чтобы ребёнок не был трудным: воспитание детей

от 4 до 14 лет / Т.Шишова. – Клин, 2007. – 575 с.

8. Бабынина Т.Ф. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками

образовательного учреждения [Электронный ресурс]: курс лекций по професс. модулю

для студентов СПО отделения дошкольн. образования/ Бабынина Т.Ф., Гильманова

Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Казань: Набережночелнинский гос.пед. ун-т,

РИЦ, 2014.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29883.html

9. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) О семье и воспитании детей [Электронный

ресурс]/ святитель Лука (Войно-Ясенецкий)— Электрон. текстовые данные.— М.:

Сибирская Благозвонница, 2009.— 48 c.— http://www.iprbookshop.ru/43084.html

10. Медведева, И.Я. «Кто соблазнит малых сих …»: СМИ против детей: статьи разных лет

/ И.Медведева, Т.Шишова. М., 2007. – 320 с.

 

 

ПО и Интернет-ресурсы

Журналы: «Классный руководитель», «Виноград», «Духовно-нравственное

воспитание», «Воспитание школьников», «Семья и школа» и др.

 

1. Интернет- сайт:social-kr.jimdo.com/семейные-формы-воспитания

2. azovlib.ru/.../posobiya/semeynoevospitanie.htm

3. www.grandars.ru/.../semeynoe-vospitanie.html

4. vocabulary.ru/.../978/word/semeinoe-vospitanie

5. www.pravmir.ru/stat-content/sc_cat_index_84.html

6. semyaivera.ru/.../

7. orthoobraz.by/.../

 

ЛЕКЦИЯ № 1

Л Е К Ц И Я № 2

Семья и брак.

В процессе изучения семейной педагогики особое значение приобретает изучение семьи, являющейся одним из социальных институтов формирования личности ребёнка.

Семья – это основная ячейка общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Внутри семьи различают 2 вида отношений: супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (обычаи, религия, табу, право, мораль)сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака – создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Брак и семья возникли в разные исторические периоды (сначала – брак, а затем – семья). Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей и родственников (или просто близких им людей) (Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999. – С.22-25).

В истории человечества семья прошла несколько этапов своего становления и развития: от первобытного (полуживотного) состояния с неупорядоченными половыми связями, через возникновение брачных отношений между полами к групповому браку, затем к полигамии, а в позднепервобытной общине – к моногамному парному браку. Парный брак знаменовал начало домашне-семейного воспитания, которым занимались родители и другие члены рода. Возникла хозяйственная ячейка из мужа, жены и детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами, так как жена и дети не могли обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась её подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно менялся и сам характер брака: его целью стало создание семьи, содержание и воспитание детей. Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 8 – 9 веках. Семья была многодетной, что гарантировало её хозяйственную надёжность. Дом и семья становились начальной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, а девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению родительских функций.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Это объясняется не только социально-экономическими достижениями человечества, но и моралью и нравственным развитием людей, ростом их эстетической культуры, усилением роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

Итак, по мере развития общества на стабилизацию брачно-семейных отношений всё большее влияние оказывают не внешние факторы (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчинённость женщин), а внутренние факторы (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

 

2. Типы семей в современном обществе.

Существуют разные классификации семей. В данную лекцию включена типология, представленная в учебнике Т.А.Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание».

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

1. Самым древним типом семьи, который прошёл многовековую проверку в историческом опыте человечества, является патриархальная (традиционная) семья. Как правило, это большая по численности и крепкая семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В такой семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эти семьи сохранились, главным образом, в сельской местности, малых городах, в среде священнослужителей и глубоко верующих людей.

2. В индустриальном и постиндустриальном обществе большого размаха достиг процесс нуклеаризации (от слова «нуклеар» - ядро) и сегментации семьи. Нуклеарные семьи состоят из родителей и детей (до вступления детей в брак). Среди них различают двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Последние носят вынужденный характер, поскольку из-за отсутствия собственного жилья молодая семья не может отделиться от родительской (где проживают ещё бабушки и дедушки). В нуклеарных семьях наблюдается тесное содружество супругов (уважение, взаимопомощь, открытое проявление заботы), но часто возникает ослабление эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, снижается возможность оказания взаимопомощи, передачи жизненного опыта (в том числе – педагогического).

3. В последние десятилетия растёт число малых семей. Среди них – «пустые гнёзда» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда», а также неполные семьи, возникшие в результате развода или смерти одного из супругов. Это печальная примета нашего времени, где одинокий родитель (чаще мать) воспитывает ребёнка (детей).

4. Такова же структура материнской (внебрачной) семьи, где мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. Здесь уместно напомнить о печальной статистике «внебрачной» рождаемости в России: каждый 5 – 6-ой ребёнок появляется у незамужней мамы. Речь идёт либо о девушках 15-16 лет, не способных ни содержать, ни воспитывать ребёнка, либо о зрелых женщинах около 40 лет, сознательно решивших «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются с одним родителем в результате развода. В России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.

5. Сегодня значительную популярность приобрёл так называемый «гражданский брак». С точки зрения традиционных религий, подобное партнёрство является грехом, явным нарушением Божьих заповедей. В просторечии его называют фактическим браком, или «сексуальным сожительством». Психологи ввели более мягкий термин – «промежуточная семья», так как она в любой момент может принять какую-то окончательную форму: либо распадётся, либо будет закреплена документально (часто «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая по одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще. В России более 7 % супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнёрства «двух независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы ещё молоды для брака, надо материально встать на ноги». По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, это – проявление крайней степени гедонизма, эгоизма, безответственности, желания подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.

 

Функции семьи.

Семья – специфический социальный институт, первичная ячейка общества, в которой переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждой личности в отдельности.Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право, нормы морали, реальная помощь государства. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи меняются. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи, но многие исследователи единодушны в определении следующих функций:

1) репродуктивная (функция продолжения рода) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. На уровень рождаемости оказывают влияние такие факторы, как социально-экономическая стабильность в стране, благосостояние семьи, её обеспеченность жильём и работой, социально-культурные нормы, национальные и религиозные традиции, образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников, профессиональная деятельность и характер занятости женщины, место жительства. Учёные вывели несколько закономерностей: рождаемость ниже в городе, чем в селе, падает с ростом достатка, образования и обеспеченности жильём. При более благоприятных условиях в семье проявляются эгоистические тенденции супругов («пожить для себя»), и они переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учёбу, потребление, досуг, творчество. Сегодня остро стоит вопрос о количестве детей и их физическом и психическом здоровье. Существуют разные мировоззренческие подходы к решению этого вопроса: светский или религиозный. На практических занятиях мы специально рассмотрим эти проблемы, в том числе проблемы «планирование семьи» и «демографическая ситуация в России»;

2) духовная (ценностная) функция – функция выстраивания системы ценностей супругов и их детей, которая и определяет стиль жизни, выбор целей и способы их достижений. В ходе семейного воспитания родители прививают ребёнку понимание того, что в жизни есть высший смысл. Для христианина – это Господь Бог – наш Творец, Промыслитель, Искупитель, Спаситель и Судия. Для неверующего человека – это совокупность высших нравственных и эстетических культурных ценностей;

3) хозяйственно-бытовая функция обеспечивает многообразные экономические и организационные потребности семьи;

4) социокультурная и досуговая функция имеет целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных культурных потребностей семьи. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, произошло от глагола «досягать» и буквально означало время, когда можно чего-то достичь. Сегодня, кроме традиционных форм досуга, появились такие формы, как общение в сети Интернет, разного рода игровые клубы, занятия экстремальными видами спорта и др. К сожалению, некоторые формы досуга наносят ощутимый вред физическому, психическому и нравственному здоровью семьи или отдельных её членов;

5) эмоционально-психологическая функция имеет целью установление гуманных взаимоотношений, атмосферы доверительности, дружбы и любви, защищённости, которая располагает всех членов семьи выразить своё эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться и радостью, и горем, получить совет и наставление, ощутить сострадание, участие, помощь. Оптимистический настрой, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, преодоления невзгод и неудач;

6) воспитательная функция – важнейшая функция, заключающаяся в духовном воспроизводстве человечества. В семье дети и взрослые влияют друг на друга. В этом деле особенно велика моральная ответственность родителей, передающих детям свой жизненный опыт.

 

Христианской культурах.

Сущность данного вопроса зависит от типа мировоззрения, которое исповедует та или иная семья. Согласно мировоззренческому подходу, любая система ценностей соответствует либо религиозному, либо материалистическому (атеистическому) мировоззрению. Поскольку в современном мире атеистическому мировоззрению соответствует так называемый «гуманистический, или общечеловеческий» подход, то мы и различаем две группы (системы) ценностей: ценности религиозные (в частности, православные как наиболее традиционные для нашей страны и Владимирской области) и ценности гуманистические (общечеловеческие).

Основное отличие (несовпадение) этих подходов проявляется в трактовке сущности человека. В гуманистическом подходе человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей», высшая ступень эволюции природы, которая никем не сотворена, а всегда была, есть и будет существовать в разных формах и проявлениях. Поскольку нет Бога и загробной жизни и жизнь человека ограничена земным существованием, после смерти – только прах и тлен (в лучшем случае – добрая память потомков), постольку главная цель воспитания – подготовить человека к жизни земной, к исполнению своих земных ролей и обязанностей и помочь человеку быть счастливым.

А в православном подходе высшей ценностью является Господь Бог – Творец всего сущего, Промыслитель, Искупитель, Спаситель и Судия. Человек же, сотворённый по образу и подобию Божию, вследствие вселенской нравственной катастрофы оказался повреждён и затемнён грехом, поэтому главная цель христианского воспитания – восстановление Образа Божия в человеке, создание условий его спасения для жизни вечной, которая и есть подлинная реальность человеческого бытия. Важнейшими характеристиками человека являются духовность и нравственность. Их различие заключается в следующем. Духовность – это устремлённость человека к высшим, истинным целям, идеалам, воплощение которых – Господь Бог. Средоточие духовности – сердце человека. А нравственность – совокупность общих принципов поведения людей в отношении друг к другу и обществу. Для возвышения сердца, научения его любви, превращения его из сердца эгоистичного в сердце «всескорбящее» надо зажечь в нём «духовный уголь» и постоянно его поддерживать, то есть упражнять человека в доброделании, в духовно-нравственном совершенствовании.

Как известно, семьи, ориентирующиеся на материалистическое (атеистическое) мировоззрение, опираются на общечеловеческие (гуманистические) ценности. Один из подходов к их трактовке предложен коллективом авторов воспитательной системы школы: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. К этим ценностям относятся человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир. Прививая детям эти нравственные ценности, родители исходят из того, что надо воспитать детей для земной жизни, помочь им в получении образования, выборе жизненного пути, особенно – профессии, помочь обрести личное и семейное счастье. В данном случае высшим авторитетом является либо какой-нибудь достойный человек (герои, люди искусства и т.д.), либо сам абстрактный набор нравственных правил, оправдавших себя в ходе человеческой истории.

В религиозных семьях (христианских, мусульманских и др.) дети воспитываются в почитании Высшего Авторитета – Господа Бога и Священного Писания (Библия, Коран, Тора и др.). В народной традиции исполнения родительского долга отражён мудрый завет столь почитаемого у христиан святителя Иоанна Златоуста: «Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в учении и наставлении Господнем» (Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Православное воспитание детей. – М., 1997. – с.5). В этой книге замечательный духовный писатель 20 века Николай Евграфович Пестов отмечал, что главными условиями успеха в деле воспитания являются самоотверженная любовь и «упорный труд над ребёнком». Он также обосновал семь важнейших факторов духовного возрастания детей в семье: церковные таинства с участием детей (крещение, миропомазание, исповедь, причастие, соборование, брак), ежедневная молитва, пост, покаяние, пример благочестия родителей, духовная среда, духовное чтение, труд, освящение домашней обстановки. С целью «соблюдения детей от соблазнов мира» родители должны оградить их от неблагочестивых людей, сомнительных в нравственном отношении книг и развлечений, греховных пристрастий, которые вредят духовному становлению ребёнка.

В православных семьях родители создают христианскую атмосферу жизни и приучают детей жить по заповедям Божьим. Из Ветхого Завета это -

Десять заповедей Закона Божьего:

1. Я – Господь твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира (не поклоняйся и не служи им).

3. Не произноси имя Господа Бога твоего всуе (напрасно).

4. Помни день субботний (чтобы проводить его свято и посвящать Богу).

5. Почитай отца своего и мать свою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

10. Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его,…, ни всего того, что есть у ближнего твоего (это заповедь против греха зависти).

Из Нового Завета для христиан важнее всего Заповедь любви и Нагорная проповедь Спасителя (где «блаженные» значит «счастливые»).

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф. 5, 1 – 12)

1. Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное.

2. Блажени плачущие, яко тии утешатся.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

4. Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся.

5. Блажени милостивые, яко тии помилованы будут.

6. Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8. Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут (гонят), и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда (награда) ваша многа на небесех.

Л Е К Ц И Я № 3

Л Е К Ц И Я № 4

Л Е К Ц И Я № 5

ЛЕКЦИЯ № 6

 

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Источники

 

1. Иеромонах Макарий (Маркиш). Уроки любви / Иеромонах Макарий (Маркиш). – М., 2008. – 293 с.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Уч.пособие для студентов высш.уч.завед. / Под общ.ред. Н.Н.Посысоева. – М.: Изд. ВЛАДОС-

ПРЕСС, 2004. – 328 с.

3. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

4. Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г.Шуман, В.П.Шуман. – Минск, 1989. – 80 с.

 

Стало доброй традицией, когда в день бракосочетания родные, друзья и коллеги жениха и невесты выражают искреннюю надежду, что любовь в молодой семье сохранится на долгие годы и в семье будут здоровые и умные дети, счастье, благополучие и долголетие. Но, как известно, молодая семья сталкивается с такими трудностями, которые зачастую приводят к серьёзным конфликтам и разводам. Печальная статистика такова: 50 – 60 % браков распадаются (это данные в целом по России), но в регионах компактного проживания мусульманского населения эта цифра значительно ниже – 6-10 %.

Проблема устойчивости (прочности) молодой семьи была чрезвычайно актуальной во все времена, но сегодня она приобретает особый характер, так как на семью оказывают сильное давление такие негативные факторы современной цивилизации, как большинство печатных и электронных средств массовой информации, порнографизация сознания молодёжи, искусственная провокация сексуального инстинкта, девальвация традиционных ценностей, валеология, ювенальная юстиция и ювенальные технологии, гламур и пр.

Анализ педагогической и психологической литературы позволяет выделить 2 разных мировоззренческих подхода к решению данной проблемы: общечеловеческий (гуманистический, нерелигиозный, светский) и религиозный (в частности, - православный) подходы.

В русле наиболее распространённого в современной России гуманистического подхода причины трудностей в молодой семье, угрожающие её устойчивости (стабильности) и пути их преодоления трактуются следующим образом.

Авторы книги «Конфликты в молодой семье…» С.Г.Шуман и В.П.Шуман главной причиной разводов называют психологическую и практическую неподготовленность супругов к семейной жизни (более 40 % разводов). Эта неподготовленность проявляется в грубости супругов, взаимных оскорблениях, унижении, невнимании, нежелании помогать в домашних делах и воспитании детей, неумении уступать, в отсутствии общих духовных интересов, жадности и стяжательстве, неумении вступать в диалог, взаимодействовать, сглаживать острые углы, устранять конфликты, вести домашнее хозяйство. На втором месте – пьянство одного из супругов, на третьем – супружеская неверность. Далее следуют менее значительные причины: бытовая неустроенность, различие взглядов на вопросы материального благополучия, материальные трудности, необоснованная ревность, половая неудовлетворённость, отсутствие детей (4, 49).

Авторы учебного пособия «Основы психологии семьи и семейного консультирования» выделяют следующие факторы, которые могут осложнить формирование внутрисемейной коммуникации:

1. Супруги заключили брак вскоре после утраты значимого человека.

2. Супруги стремятся дистанцироваться от родительской семьи.

3. Семейные традиции и происхождение супругов существенно различаются

(по религиозным убеждениям, образованию, национальной принадлежности,

социальному классу, возрасту и т.п.).

4. Супруги выросли в семьях с разным составом (многодетные, малодетные).

5. Пара проживает слишком близко или слишком далеко от родительской

семьи.

6. Пара зависит от родительской семьи материально, физически или

эмоционально.

7. Брак заключается в возрасте до 20 или после 30 лет.

8.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.