I. Урок как целостная система — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

I. Урок как целостная система

2017-09-28 316
I. Урок как целостная система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современный урок. Требования к современному уроку

(Методические рекомендации учителю)

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

 

Скаткин М.Н.

 

I. Урок как целостная система

 

Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

II. Типология уроков

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Типы уроков Виды уроков
Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков) · Урок-лекция; · урок-беседа; · урок с использованием учебного кино-, видеофильма; · урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); · урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном)  
Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.) · Урок самостоятельной работы (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); · урок - лабораторная работа; · урок практических работ; · урок-экскурсия; · урок-семинар  
Урок обобщения и систематизации Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков  
Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН) · Устная форма проверки (фронтальный, индивидуапьный и групповой опрос); · письменная проверка; · зачет; · зачетные и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа; · смешанный урок (сочетание трех первых видов)  
Комбинированный урок На нем решается несколько дидатических задач  

Нетрадиционные формы урока:

 

ролевые игры; урок-спектакль;
исполнение сказочного сюжета; смотр знаний;
урок фантазирования; урок-игра;
деловая игра; урок-зачет;
урок взаимообучения; урок-путешествие;
круглый стол или конференция; урок-состязание;
пресс-конференция; урок взаимообучения;
урок открытых мыслей; урок-восхождение;
урок-соревнование; урок-диалог;
урок-КВН; мозговая атака;
урок-викторина; урок-брифинг;
игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью;
аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование;
урок-диспут; моделирование мышления учащихся;
урок-турнир; ролевая деловая игра;
урок-эврика; урок-лекция:
игра «Волшебный конверт»; – проблемная;
межпредметный интегрированный урок; – визуальная;
урок-конкурс; – лекция вдвоем;
урок творчества; – пресе-конферөнция;
математический хоккей; – лекция-конференция;
  – лекция-провокация;
  - лекция-диалог

III. Структура уроков

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок изучения нового материала:

· первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

· указание на то, что учащиеся должны запомнить;

· мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

· сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

· первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

· контроль результатов первичного запоминания;

· регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

· внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

· частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

· сообщение учащимся цели предстоящей работы;

· воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

· выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

· проверка выполненных работ;

· обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

· задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

· постановка цели урока;

· повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

· проведение проверочных упражнений;

· ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

· упражнения на их освоение;

· упражнения на их закрепление;

· тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

· упражнения на перенос в сходную ситуацию;

· упражнения творческого характера;

· итог урока;

· задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

· организация начала урока (психологический настрой учащихся);

· сообщение темы урока и его задач;

· изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

· формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

· упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;

· творческое применение знаний и умений;

· упражнение по отработке навыков;

· домашнее задание;

· итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

Урок повторения:

· организация начала урока;

· постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

· проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

· подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

· задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

· организационный момент;

· вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

· выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

· проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

· формулирование выводов по изученному материалу;

· оценка результатов урока;

· подведение итогов;

· задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

· организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

· постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

· изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

· подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

· определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

· организация начала урока;

· проверка домашнего задания, постановка цели урока;

· подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

· изучение нового материала, в том числе и объяснение;

· закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

· обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

· подведение итогов и результатов урока;

· задание на дом;

· подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

IV.

Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача этапа Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН
2. Содержание этапа Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися
3. Условия достижения положительных результатов Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстра-гирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока При использовании метода эвристической бөседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем зффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответоа и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения
5. Требования Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интөреса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала
6.Способы активизации на уроке Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности
7. Ошибки, допус-каемые при реализации Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения

V. Требования к уроку

 

I. Дидактические требования к современному уроку:

· четкое формулирование триединой дидактичесчкой цели;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

· выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

· реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

· выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

· педагогический такт (случаи проявления);

· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения;

· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) Закрепление результатов работы:

· формирование навыков путем упражнений;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам,

III. Гигиенические требования к уроку:

1) температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 – 60%;

2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3) освещение;

4) предупреждение утомления и переутомления;

5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8) соответствие классной мебели росту школьника.

IV. Требования к технике проведения урока:

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

VI. Цели уроков

 

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕ­БЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп:

· цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового от­ношения учащихся к изучаемому предмету;

· цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

· цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;

· цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;

· цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

· цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;

· цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;

· цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной куль­туры.

Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентирован­ных на развитие личности учащихся.

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

· актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

· помочь учащимся осознать социальную, практическую и лично­стную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

· содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

· помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

· создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

· обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познава­тельные объекты;

· содействовать развитию у школьников умений выделять глав­ное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

· обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследова­тельской культуры:

· содействовать развитию у школьников умений использовать на­учные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

· создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):

· обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и пла­нировать свою деятельность;

· создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

· содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культу­ры учащихся:

· создать условия для развития у школьников умения структури­ровать информацию;

· обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры уча­щихся:

· содействовать развитию у детей умений общаться;

· обеспечить развитие у школьников монологической и диалоги­ческой речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

· создать условия для развития у школьников умений «приоста­новить» свою деятельность;

· обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

· содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

· обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впе­чатлений и представлений на язык общих положений, принци­пов, схем и т.п.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде:

· помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;

· организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

· организовать деятельность учащихся по изучению и первично­му закреплению:

1) фактов...;

2) понятий...;

3) правил...;

4) законов...;

5) положений... и др.;

6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (пред­метные) умения);

· обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные по­нятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисля­ются предметные умения);

· обеспечить применение учащимися знаний и способов действий
(указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

· организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

· организовать деятельность учащихся по обобщению и система­тизации знаний учащихся в рамках темы...;

· обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме...;

· организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.

 

VII. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

VIII. Схема поурочного плана (М.И. Махмутов)

 

І.Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием )

1. Цель урока:

образовательная (какие предполагаются приращеиия в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…)

развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат )

воспитательная (какие качества личности формируются )

 

2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид)

II. Актуализация

(указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогүт в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировказадачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи)

III.Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углүбление и расширение знаний; формулируется познавателельная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемыс приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельнойработы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы)

IV. Применение ( формирование умений и навыков)

(указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулироватьвопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратнойсвязи.указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.)

V. Домашнее задание( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированныетворческие задания, продумывается объем домашнего задания -не превышает 2/3 того, что сделано в классе)

IX. Схема плана-конспекта урока

Дата______________________

Класс_____________________

Урок №__________________

Тема:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Цель:________________________________________________________________________

обучающая___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

развивающая_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

воспитывающая______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тип урока:___________________________________________________________________

Методы:____________________________________________________________________

Оборудование;________________________________________________________________

Последовательность этапов урока:

организационный усвоение новых знаний
проверка домашнего задания закрепление новых знаний
всесторонняя проверка знаний информация о дом. задании, инструктаж
подготовка к усвоению нового материала  

Содержательная часть урока:

1.

Этап урока Время Приемы, методы Что делают ученики Что делает учитель
         
           
           
         
         
         

 

2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению дом. задания.

 

Аналитическая часть урока:

самоанализ урока.

 

Х. Самоанализ урока

 

Класс___________________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________

Тип урока и его структура__________________________________________

 

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности уча­щихся были учтены при планировании урока?
  3. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в дос­тижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  4. Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

 

Современный урок. Требования к современному уроку

(Методические рекомендации учителю)

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

 

Скаткин М.Н.

 

I. Урок как целостная система

 

Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

II. Типология уроков

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и корре


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.