Состояние мотивации деятельности курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состояние мотивации деятельности курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)

2017-09-26 180
Состояние мотивации деятельности курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вид мотивации Экспериментальная группа Контрольная группа
Внутренний мотив    
Познавательный мотив    
Мотив избегания    
Состязательный мотив    
Мотив смены деятельности    
Мотив самоуважения    

При этом внутренний мотив связан непосредственно с мотивом деятельности, является обобщенным и выражает увлеченность занятием. Познавательный мотив характеризует интерес субъекта к своей деятельности. Мотиву избегания свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно, боязнь показать низкий результат и вытекающие из этого последствия. Содержание состязательного мотива определяется тем, насколько субъект придает значение такой характеристике результата, как превышение уровня результатов других субъектов. Мотив смены деятельности раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекращению работы, которой он занят в данный момент и переключения на другую. Мотив самоуважения выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Отметим, что для формирования высокого уровня показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности необходимы снижение субъективной значимости ситуации и задач, перенесение акцента на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

При выявлении мотивации достижения были определены доминирующие тенденции. В экспериментальной группе у 47% выявлен мотив стремления к успеху, у 53% - мотив избегания неудач. В контрольной группе у 42% выявлен мотив стремления к успеху, у 58% -мотив избегания неудач.

Итоговые результаты первого этапа экспериментальной работы представлены в таблицах 8,9.

Таблица 8

Состояние компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)

 

 

Уровни сформированности: Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
- мотивационного компонента курсантов -     -    
- самооценочного компонента курсанта -     -    
-действенно-практического компонента курсанта -     -    

 

Анализ причинно-следственных связей состояния психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности и процесса ее обеспечивающего показал:

 

Таблица 9

Уровень сформированности основных компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)

 

Градация Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий - -
Средний 25,6  
Низкий 74,3  

 

- в целом исходный уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как низкий, и особенно низок действенно-практический компонент;

- существенных различий в исходном состоянии компонентов
психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Психологическая подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности проводится бессистемно;

- в психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности превалируют субъект-объектные отношения;

- мотивационный компонент психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности в структуре ценностей обучающихся имеет невыраженный, неустойчивый, ситуативный характер.

Второй этап эксперимента - формирующий - имел целью реализацию разработанного нами психотренинга повышения стрессоустойчивости курсантов (см. приложение 5).

Как мы уже говорили, эксперимент длился в течение 1 семестра 2016-2017 учебного года.

На третьем этапе эксперимента - контрольном - определялся итоговый уровень психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Проведенное анкетирование позволило выявить понимание обучающимися экспериментальной группы сущности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, ее места и роли в образовательной системе подготовки будущих офицеров (96%); знание курсантами морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы (87%), уважительное отношение к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам (87%), роли мотивации по овладению курсантами стрессоустойчивым поведением (89%).

В контрольной группе эти показатели значительно ниже - 46%, 38%, 64%, 53%.

Анализ деятельности курсантов экспериментальной группы (рефераты, сочинения), ответов в ходе проведенного интервью подтвердили, что многие курсанты стали не только осознавать необходимость психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, но и сами прилагают усилия для работы по совершенствованию уровня своей подготовленности.

В частности, курсантами экспериментальной группы был организован клуб «Военный психолог», основной целью деятельности которого является психологическая работа с курсантами первого курса военно-гуманитарного факультета.

Уменьшилось количество курсантов, имеющих низкую тревожность (23%) и увеличилось количество курсантов с умеренной тревожностью (69%).

В контрольной группе показатели изменились незначительно: низкая тревожность - у 50% курсантов, умеренная - у 34%.

Методика определения уровня притязаний показала ведущие мотивы деятельности курсантов, которые распределились следующим образом (табл. 10).

Как видно из приведенных данных, в экспериментальной группе увеличилось количество курсантов, имеющих доминирующие внутренние и познавательные мотивы: на 23% - в первом случае и 16% - во втором. В контрольной группе произошли незначительные изменения: на 5% - в первом случае и 6% - во втором.

 

Таблица 10


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.