Практикум по основам философии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Практикум по основам философии

2017-09-28 771
Практикум по основам философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 12

Основы философии

Практикум по основам философии

для студентов всех специальностей

Очного отделения

Методическое ПОСобие для выполнения практических работ

 

АННОТАЦИЯ

Поклонский Андрей Анатольевич, преподаватель факультета среднего профессионального образования ГУАП. Основы философии. Практикум по основам философии для студентов всех специальностей заочного отделения. Методическое пособие для выполнения практических работ.

Данная работа содержит тестовые задания для закрепления знаний, полученных при изучении материалов учебных пособий. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся. С помощью заданий практикума студенты смогут систематизировать полученные теоретические знания, сформулировать собственное суждение по различным вопросам.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тесты практикума по предмету «Основы философии» рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материалов учебных пособий. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся. С помощью заданий практикума студенты смогут систематизировать полученные теоретические знания, сформулировать собственное суждение по различным вопросам.

Тесты включают в себя различные типы заданий:

1) на установление соответствия между понятием и определением или связей между двумя рядами понятий

2) на восполнение недостающих признаков понятий, а также пропущенных элементов схем и высказываний

3) на исправление ошибок в определениях

4) на исправление логических и исторических ошибок в высказываниях

5) на заполнение таблиц

6) на определение авторов текстов и философских школ (направлений) по приведённым отрывкам

7) на осмысление высказываний мыслителей

8) на составление схем по философской проблематике на основе предложенных понятий

 

ТЕМА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия как наука появилась, когда стала оперировать абстрактными понятиями, построенными по законам логики. Из античной философии родилась физика и математика, науки вполне рациональные.

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОРСТВА

Определите имя автора приведённого отрывка:

1. «В беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно»

2. «К этому предположению можно прийти, видя, что пища всех существ влажная, и что само тепло из влажности получается и ею живёт, семена всего имеют влажную природу»

3. «Следует знать, что война всеобща и правда – борьба, и что всё происходит через борьбу и по необходимости. Война – отец всего и всего царь, одних она сделала рабами, других свободными»

4. «Всё наполнено бытием. Поэтому всё непрерывно. Ведь бытие плотно примыкает к бытию. Бытие ограничено со всех сторон – оно подобно массе совершенно правильного шара, повсюду равно отстоящей от центра»

5. «Ни одна вещь не возникает, не уничтожается, но составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. И в малом ведь нет наименьшего, но всегда есть меньшее. Ибо бытие не может разрешиться в небытие»

6. «Огонь и вода, и земля, и безграничная высь эфира. Вне их губительная ненависть, равная по силе каждому из них. А с ними любовь, одинаковая в длину и в ширину».

7. «Ибо бытие различается лишь строем, соприкосновением и поворотом, в том числе строй - это форма, соприкосновение – порядок, поворот – положение. Они носятся в пустоте, ибо пустота существует, и, соединяясь, производят возникновение, расторгаясь же – гибель».

8. «Если прекрасное, доброе действительно существуют и если от чувств мы всё возводим к ним, находя, что они и прежде были нашими и сравниваем с ними чувственные впечатления – то не необходимо ли, чтобы как они, так и наша душа, имелись до нашего рождения?»

Варианты ответов: 1) Гераклит 2) Фалес 3) Анаксимандр 4) Платон

5) Парменид 6) Эмпедокл 7) Анаксагор 8) Демокрит 9) Ксенофан

ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Вставьте пропущенные понятия:

1. … = … + вода + воздух + …

2. бытие = атомы + …

3. бытие = идея + …

ЗАДАНИЯ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. Что имел в виду Сократ, сказавший «я знаю, что ничего не знаю»?

2. Что имели в виду софисты, сказавшие «человек – мера всех вещей»?

3. Кому могла бы принадлежать идея о шаровидности бытия?

ТЕМА 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Русская философия — собирательное название философского наследия русских мыслителей. В силу того обстоятельства, что в истории философии не существует единой концепции касательно истоков русской философии, её периодизации и её значения, исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое усматривает в русской интеллектуальной истории конкретный исследователь.

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОРСТВА

Определите имя автора приведённого отрывка:

1. «Человек исповедует христианский закон братской любви к людям и вдруг ему объявляют, что его начальники-христиане приказывают ему идти убивать своих ближних. Так что человеку приходится выбирать одно из двух: закон Божеский или человеческий, и люди, по слабости, выбирают второе»

2. «Итак, человек стремится на земле к идеалу, противоположному его натуре. Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, то есть не приносил любовью в жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и назвал это состояние грехом.- Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна»

3. «Основанием для той части философии, которая рассматривает вопросы о человеке, точно так же служат естественные науки, как и для другой части, рассматривающей вопросы о внешней природе. Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека»

4. «Таким образом, очевидно, что Бог не создаёт непосредственно различные проявления физической жизни, но что Он лишь определяет, направляет и устанавливает творческую силу этого, именуемого землёю, деятеля, то есть земной природы, первой материи, души низшего мира»

Варианты ответов: 1) Достоевский 2) Герцен 3) Толстой 4) Чернышевский

5) Соловьёв

ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Установите связи между фамилиями мыслителей и названиями философских направлений:

1.

а) Чаадаев б) Петрашевский в) Вернадский

1) космизм 2) социализм 3) западничество

2.

а) Хомяков б) Чернышевский в) Плеханов

1) марксизм 2) славянофильство 3) народничество

 

3.

а) Толстой б) Соловьёв в) Достоевский

1) почвенничество 2) идеализм 3) анархизм

Установите связи между фамилиями мыслителей и используемыми ими понятиями:

1.

а) Соловьёв б) Чижевский в) Вернадский

1) гелиобиология 2) ноосфера 3) софиология

2.

а) Толстой б) Достоевский в) Петрашевский

1) фаланстер 2) бесовщина 3) непротивление

3.

а) Бакунин б) Хомяков в) Чаадаев

1) соборность 2) анархия 3) католицизм

Образец таблицы для выполнения задания:

А Б В
     

 

ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Вставьте пропущенные слова:

1. «Философия общего …»

2. «Философические …»

3. «Легенда о великом …»

Вставьте пропущенные понятия:

1. (западники = … + …) + славянофилы = русский социализм

2. социализм + народное христианство = …

3. наука + религия + литература = русский…

Вставьте пропущенные названия течений и имена мыслителей:

1. Достоевский - …

2. … - христианский анархизм

3. …+…= русский социализм

ЗАДАНИЯ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. Кто и почему мог сказать «если бога нет – то всё дозволено»?

2. Что имели в виду мыслители, говорившие о своём желании «дело Петрово назад повернуть»?

3. Что позволило некоторым российским мыслителям утверждать, что русский мужик – «прирождённый социалист»?

ТЕМА 12. ЭТИКА

Этика - философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Установите связи между понятиями

1.

а) метаэтика б) деонтология в) императив

1) долг 2) позитивизм 3) кантианство

2.

а) благо б) красота в) истина

1) эстетика 2) этика 3) логика

3.

а) гедонизм б) тотус в) религия

1) аскетизм 2) отчуждение 3) наслаждение

Образец таблицы для выполнения задания:

А Б В
     

 

ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Вставьте пропущенное слово

1. … = совместная - весть

2. этика - мораль - …

3. … = соединение + часть

ЗАДАНИЯ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1.Что может означать высказывание «этика и мораль – не одно и то же»?

2.Как понимать высказывание «этику невозможно обосновать рационально»?

3.Что может означать высказывание «метаэтика ограничена анализом логики морального языка»?

ТЕМА 14. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философия истории (историософия) - раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Установите связи между понятиями:

1.

а) закономерность б) возможность в) свобода

1) необходимость 2) действительность 3) случайность

2.

а) история б) политология в) социология

1) динамика 2) статика 3) сфера

3.

а) прогресс б) спираль в) регресс

1) диалектика 2) развитие 3) эсхатология

 

Установите связи между фамилиями мыслителей и используемыми ими понятиями:

1.

а) Маркс б) Тойнби в) Спенсер

1) цивилизация 2) формация 3) организм

2.

а) Гегель б) Сартр в) Ницше

1) воля 2) разум 3) свобода

3.

а) космизм б) либерализм в) эволюционизм

1) Локк 2) Вернадский 3) Тейяр де Шарден

Образец таблицы для выполнения задания:

А Б В
     

 

ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Вставьте пропущенное понятие:

1. история = коллективизм + …

2. прогресс = личность + …

3. факторы исторического развития = субъективный + …

 

 

ЗАДАНИЯ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. Что может означать высказывание «история – это вопрос, ещё не получивший решения»?

2. Что может означать высказывание о взаимности перспектив истории и личности?

3. Что может означать высказывание «философия истории изучает не только прошлое, но и будущее»?

4. Что может означать высказывание «исторический процесс – это смена коллективистических и индивидуалистических типов обществ»?

5. Что может означать высказывание «социальная философия изучает социальную статику, а философия истории – социальную динамику»?

ТЕМА 15. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Теория познания гносеология, эпистемология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Вставьте пропущенное понятие:

1. логика = формальная + …

2. истина = абсолютная + …

3. отражение = физическое + нервное + …

ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Установите связи между понятиями:

 

1.

а) диалектика б) метафизика в) агностицизм

1) противоречие 2) непротиворечие 3) сомнение

2.

а) логика б) гносеология в) эпистемология

1) познание 2) мышление 3) наука

3.

а) субъект б) объект в) метод

1) общество 2) природа 3) умозрение

Образец таблицы для выполнения задания:

А Б В
     

 

ЗАДАНИЯ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. Что может означать высказывание «техника должна быть абсолютно эффективной»?

2. Что может означать высказывание «одной из главных в гносеологии является проблема Я как объекта для самого себя»?

3. Что может означать высказывание «главная задача научной революции – смена господствующей парадигмы»?

4. Что может означать характеристика процесса познания как взаимодействия двух материальных систем?

5. Что означает выражение «познавательное уравновешивание»?

 

Список использованной литературы:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование).

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

4. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

5. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая

6. корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.

7. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.

8. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.

9. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.

10. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.

11. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

12. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

13. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.

14. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

15. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

 

Интернет-ресурсы

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы философии. Значимость практической философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него.

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 12

Основы философии

практикум по основам философии

для студентов всех специальностей

Очного отделения


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.