Место курсовых и выпускных квалификационных работ в учебном и научном процессе — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Место курсовых и выпускных квалификационных работ в учебном и научном процессе

2017-09-28 167
Место курсовых и выпускных квалификационных работ в учебном и научном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ, ПРЕДЗАЩИТЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ НА ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

РГУ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА

РЯЗАНЬ 2012

УДК

 

 

Составитель:

В.А. Усков, заместитель декана естественно-географического факультета по развитию, доцент кафедры физической географии и методики преподавания географии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, кандидат географических наук.

 

Рецензенты:

А.И. Даньшин, доцент кафедры экономической и социальной географии России Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат географических наук;

А.Н. Козлов, первый проректор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, заведующий кафедрой химии, кандидат химических наук, профессор.

 

Методические рекомендации по подготовке, оформлению, предзащите и защите курсовых и выпускных квалификационных работ на естественно-географическом факультете РГУ имени С.А. Есенина / сост. В.А. Усков. – Рязань: Изд-во РГУ имени С.А. Есенина, 2009. – с.

 

Изложены основные рекомендации и требования по подготовке, оформлению, предзащите и защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Приводятся необходимые образцы их основных составных частей. Методические рекомендации могут быть использованы не только студентами, получающими естественнонаучное образование в РГУ имени С.А. Есенина, но студентами других вузов и других специальностей.

 

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на Совете естественно-географического факультета – протокол № …от ….

 

Печатается по решению Учебно-методического совета естественно-географического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

 

 

Учебно-методическое издание

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ, ПРЕДЗАЩИТЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ НА ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ РГУ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА

 

Составитель УСКОВ Владимир Алексеевич

Введение

 

Профессиональная деятельность бакалавров, специалистов, магистров требует высокого уровня образованности, умения определять цель, научно формулировать, анализировать и решать профессиональные задачи. Воспитанию этих качеств во многом способствует научно-исследовательская деятельность, проводимая при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Курсовые работы являются одним из средств выработки у студентов необходимых умений и навыков научно-исследовательской работы, углубления их специальных знаний, подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы, овладения современными методами поиска, обработки и использования информации.

Цель данного пособия – оказать практическую помощь студентам, обучающимся на естественно-географическом факультете РГУ имени С.А. Есенина в выборе темы выпускной квалификационной работы, объекта исследования, подборе и изучении необходимой литературы по избранной теме, составлении плана работы, ее написания и оформления.

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) специалиста, бакалавра и магистра предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание ВКР должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по основной специальности.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ №71 от 14.02.08 г., Уставом Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, «Положением о курсовых работах студентов ГОУ ВПО “Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина”» от 30.12.05 г., «Положением о выпускных квалификационных работах студентов ГОУ ВПО “Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина”» от 30.12.05 г..

При составлении методических рекомендаций использованы Государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки бакалавров и специалистов, пролицензированным на естественно-географическом факультете РГУ имени С.А. Есенина, «Положение о курсовых работах студентов ГОУ ВПО “Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина”» от 30.12.05 г., «Положение о выпускных квалификационных работах студентов ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина”» от 30.12.05 г., учебное пособие «Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ» (Саранск, 2008. Составитель А.А. Ямашкин), методические разработки кафедр географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и кафедр Московского городского педагогического университета.

Составитель искренне благодарит за оказанную методическую помощь в подготовке настоящего пособия многолетнего председателя Государственной аттестационной комиссии естественно-географического факультета РГУ имени С.А. Есенина (географические специальности), заведующего кафедрой геоэкологии и ландшафтного планирования Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва, доктора географических наук, профессора Ямашкина Анатолия Александровича, а также профессорско-преподавательский состав естественно-географического факультета.

 

 

Курсовые работы

Тематика курсовых работ

 

Тематика курсовых работ должна отвечать задачам данного курса и таким требованиям, как научность, новизна и актуальность. Она строится на фактическом материале, на итогах практик, научных работах преподавателей, проблемах научных семинаров с широким привлечением литературы (в том числе на иностранных языках), освещающей новейшие достижения российской и зарубежной науки.

Темы курсовых работ, представленные научными руководителями, утверждаются кафедрами, ведущими те дисциплины, по которым учебным планом предусмотрено выполнение курсовых работ, в установленный заведующим кафедрой срок.

Для правильного выбора темы студент консультируется с научным руководителем, который помогает определить тему, поставить цели и задачи курсовой работы, даёт советы по методике выполнения курсовой работы. Студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее выполнения.

При выборе темы студент должен учитывать: ее актуальность, познавательный интерес к ней, возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание выпускной квалификационной работы).

Курсовая работа на 2-м и 3-м курсе, как правило, посвящается ознакомлению с новейшими научными источниками по актуальным проблемам и вопросам науки. Она должна научить студента методам работы с научной литературой, составлению краткой научной сводки по рассматриваемой тематике с изложением основных научных положений с критическим их разбором, основанным на изученном литературном материале.

Курсовая работа 4-ого курса может развивать научную проблему, решаемую студентом на 3-м курсе, или исследовать новую тему. Она выполняется на основе фактического материала, собранного во время производственной практики, экспериментальных и лабораторных исследований. Дополнительно используются литературные, архивные, фондовые, картографические, аэрокосмические и иные источники. Студент должен показать умение разбираться в фактическом материале, анализировать его, критически использовать литературные источники, умение доложить и защитить результат проделанной работы.

Основные различия в содержании курсовых работ 2-ого, 3-его и 4-ого курсов отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Различия в содержании курсовых работ второго, третьего и четвертого курсов

 

Характеристика 2-3 курс 4 курс
Цель курсовой работы Анализ опубликованной информации и овладение методами исследований Анализ полевых данных с использованием изученных методов исследования
Основное внимание в работе посвящено Анализу имеющихся источников информации (научные, литературные произведения, картографический материал, статистические данные, материалы исследовательских экспедиций, материалы Интернета) Анализу собственных (полевых / лабораторных и т.п.) данных и литературных источников
Доля текста, посвященного обзору литературных данных (не собственных исследований автора) не должна превышать 1/3 текста
Источник данных Литература, материалы учебных практик Собранные, в том числе собственные, материалы производственных (полевых) практик, лабораторных исследований и пр.
Число страниц Не менее 24; рекомендуется не более 60 Не менее 30; рекомендуется не более 60
Число источников информации Не менее 20 не менее 30

 

Тема курсовой работы 4-ого курса обсуждается с научным руководителем в конце весеннего семестра 3-его курса с целью определения конкретного задания на лето. Цели и задачи производственной практики в конце 3-его курса должны соответствовать целям и задачам предстоящей курсовой работы. В случае если кафедра приходит к выводу о необеспеченности курсовой работы материалами летней производственной практики, назначается тема, предусматривающая анализ одной из фундаментальных или прикладных научных проблем, обеспеченной фактическим материалом.

Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя с разрешения заведующего кафедрой.

У каждого студента должна быть собственная тема курсовой работы. Подготовка курсовых работ по одной теме несколькими студентами не допускается.

 

Защита курсовых работ

 

Публичная защита курсовой работы является обязательной особой формой проверки глубины осмысления изученного материала, эффективным способом выработки и демонстрации навыков научных выступлений, умения кратко, аргументировано и четко излагать представленный в курсовой работе материал.

Защита производится в комиссиях, состоящих из двух-трёх или более преподавателей кафедры, при непосредственном участии научного руководителя и состоит из краткого (8-10 минут) выступления студента по выполненной курсовой работе с использованием презентации или иллюстративного материала, ответов на вопросы присутствующих на защите преподавателей, студентов и других лиц, выступления научного руководителя с анализом выполненной работы. В случае невозможности присутствия на защите научного руководителя зачитывается его отзыв.

По согласованию с деканатом или учебно-методической комиссией факультета в состав комиссии могут быть включены работодатели, преподаватели других вузов или иные лица, имеющие достаточный уровень квалификации.

Состав комиссии и порядок ее работы должен быть определен заведующим кафедрой и доведен до сведения студентов, руководителей курсовых работ и членов комиссии не позднее, чем за неделю до защиты.

На публичной защите помимо членов комиссии, научных руководителей и студентов могут присутствовать сотрудники университета, аспиранты очной и заочной формы обучения, соискатели, специально приглашенные деканатом или кафедрой на защиту лица, иные граждане РФ и иностранные граждане, присутствие которых не запрещено действующими нормативно-правовыми актами.

Сроки защиты устанавливаются заведующими кафедрами по согласованию с деканатом. Рекомендуемые сроки защиты – вторая-третья декада апреля и первая декада мая.

По результатам защиты курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой по пятибалльной системе. Оценка за курсовую работу имеет статус экзаменационной оценки. Положительная оценка вписывается в ведомость и зачетную книжку студента, неудовлетворительная оценка – только в ведомость.

Критериями оценки курсовой работы являются: актуальность и степень разработанности темы; творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах; полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы; уровень овладения методикой исследования; научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций; научный стиль изложения; соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.

В зачетной книжке в разделе «Производственная работа» указывается утвержденное кафедрой полное наименование курсовой работы, семестр, фамилия и инициалы руководителя, отметка прописью «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Несвоевременное выполнение курсовой работы считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.

Курсовая работа по дисциплине учебного плана, оцененная на публичной защите неудовлетворительно, перерабатывается и возвращается на проверку тому же преподавателю.

Итоги выполнения курсовых работ анализируются на соответствующих кафедрах, а по мере необходимости – на заседаниях Совета факультета.

Для студентов, не допущенных к публичной защите курсовой работы, не участвовавших в публичной защите по иной причине, получивших на публичной защите оценку «неудовлетворительно», заведующими кафедрами при согласовании с деканатом устанавливается время повторной процедуры публичной защиты для устранения задолженности.

Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, могут не допускаться к сессии в установленном действующими нормативно-правовыми документами порядке.

 

Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей ВКР / курсовой работы. Титульный лист включается в общую нумерацию, при этом н омер страницы на титульном листе не ставится.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением Д и должен нести следующую информацию: наименование учредителя учебного заведения; полное название учебного заведения; название факультета; название кафедры; гриф «утверждения»; обозначение характера работы (выпускная квалификационная (тип ВКР) или курсовая); наименование темы ВКР (курсовой работы); фамилию, имя, отчество студента (полностью); курс и номер учебной группы; фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя (полностью); фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание рецензента (полностью); название города, в котором находится учебное заведение; год написания работы.

Титульный лист визируется руководителем работы, рецензентом и подписывается заведующим кафедрой.

 

Задание на работу

 

Задание на работу является вторым листом выпускной квалификационной / курсовой работы. В задании приводят следующие сведения: наименование учебного заведения, факультет, кафедра; автор ВКР / курсовой работы; тема; срок представления работы к защите; исходные данные для научного исследования; содержание ВКР / курсовой работы; перечень графического материала; руководитель работы.

Задание следует оформлять в соответствии с приложением А.

 

План-график

 

План-график является третьим листом ВКР / курсовой работы. План-график содержит следующие сведения: порядковый номер этапа выполнения работы; наименование этапа; дата выполнения этапа работы в соответствии с первоначальным планом и, если необходимо, дата реального выполнения этапа работы (при этом допускается указывать причины внесения изменений в первоначальный план-график в графе примечание); подписи научного руководителя и автора ВКР / курсовой работы; примечания.

План-график следует оформлять в соответствии с приложением Б.

 

Реферат

 

Реферат должен содержать: сведения об объеме работы, количестве в ней иллюстраций, таблиц, использованных источников; перечень ключевых слов; текст реферата. Пример реферата дан в приложении Е.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.

Текст должен отражать: объект исследования или разработки; цель работы; метод или методологию проведения работы; полученные результаты и их новизну; степень внедрения; рекомендации по внедрению; область применения; экономическую эффективность или значимость работы.

Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков с пробелами.

Слово «Реферат» записывают в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

 

Содержание

 

Содержание включает наименования всех разделов работы: введение, всех глав и параграфов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц. Рубрикация текста и последовательность глав является прерогативой автора.

Слово «Содержание» записывают в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Пример содержания дан в приложении Ж.

Наименование глав не должно совпадать с наименованием работы в целом, а параграфов – с наименованием главы. Не исключается на­личие отдельной главы без деления на параграфы.

 

Введение

Введение должно состоять из подразделов:

- актуальность темы исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- научная новизна исследования (если есть);

- методы исследования;

- теоретическая значимость исследования (если есть);

- практическая значимость исследования (если есть);

- исходные материалы для исследования;

- достоверность исследования;

- реализация и апробация результатов исследования (если есть);

- собственные публикации по теме исследования (если есть);

- структура и объем работы;

- благодарности (если есть).

Общий объем введения в ВКР / курсовой работе около 3 страниц.

Слово «Введение» записывают в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

Актуальность темы исследования определяет теоретическую и практическую потребность в ее изучении. Оно включает в себя краткий обзор литературы и эмпирических данных, оценку степени теоретической разработанности проблемы и анализ противоречий практики, обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения.

Цель заключается в постановке конкретной проблемы, которую автору работы необходимо решить при написании курсовой работы / ВКР. В свою очередь, задачи выступают основными направлениями исследования, конкретизирующими цель.

Объектом исследованияобозначается явление, подлежащее изучению в рамках курсовой работы / ВКР.

Предмет исследования раскрывается через перечень конкретных аспектов темы, подлежащих исследованию. Предмет исследования – существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании.

Научная новизна исследования показывает вклад работы и ее автора в развитие разрабатываемой проблематики.

Если дипломник / курсовик выполнял исследования в составе творческого коллектива, то в этом подразделе необходимо указать свой вклад в общее исследование. Также следует определить личный вклад исполнителя в проведенной работе, основанной на анализе заимствованных (литературных, ведомственных, отчетных) документов.

Методы исследования предполагают характеристику совокупности методов, логических приемов и принципов научного исследования, использованных автором в процессе написания ВКР / курсовой работы.

Теоретическая значимость результатов исследования отражает, какой вклад в развитие методологии науки вносит выполненная ВКР / курсовая работа.

Практическая значимость результатов исследования отражает, каким образом и где на практике могут использоваться выводы, полученные в результате написания ВКР или курсовой работы.

Исходные материалы для исследования характеризуют в общих чертах виды использованных в ходе выполнения ВКР / курсовой работы материалов (литературные, фондовые, архивные, периодической печати, картографические, дистанционного зондирования, полевых исследований и пр.); описывают теоретическую основу исследования – учения, концепции, парадигмы и другие представления, использованные автором в процессе написания ВКР / курсовой работы (описывается в общих чертах).

Достоверность исследования удостоверяет, что полученные в ходе выполнения ВКР / курсовой работы данные верифицируемы.

Реализация и апробация результатов исследования показывает уже реализованные механизмы внедрения результатов работы в практику (на производство и пр.) и место внедрения, а также описывает участие автора ВКР / курсовой работы в конференциях и т.п. мероприятиях, где обсуждались / заслушивались основные выводы и результаты работы.

Собственные публикации по теме исследования приводятся в тексте, в котором отражается количество публикаций, их общий объем в печатных листах (1 п.л. составляет примерно 16 страниц текста), перечень основных публикаций с указанием места их издания.

Структура и объем работы содержит информацию об объеме ВКР / курсовой работы в страницах с учетом приложений и без него; количестве таблиц, рисунков; точном количестве использованных литературных источников, в том числе отдельно на иностранных языках; количестве приложений и их объеме. В подразделе должно быть указано точное количество и виды использованных картографических материалов и фондовых данных.

Благодарности могут приводиться лицам, оказавшим личную помощь при постановке проблемы, сборе и анализе данных.

 

Основная часть

 

В тексте ВКР / курсовой работы название «Основная часть», как правило, не применяется. Название этого элемента работы обычно совпадает с темой ВКР / курсовой работы.

Основная часть работы,как правило, состоит из двух частей: теоретической и практической. Рекомендуемый объем основного текста ВКР 50-70 страниц.

В первой части необходимо раскрыть суть темы, ее место и значение как части более общей проблемы. Теоретические аспекты темы излагаются на основе анализа опубликованной литературы, формулируется позиция и точка зрения автора. Обзор литературы должен показать, что остается невыясненным в данной области и потому нуждается в первоочередном изучении. Следовательно, обзор литературы должен подвести к пониманию необходимости и значимости исследований, выполненных автором ВКР / курсовой работы. Обзор литературы должен быть кратким, но по возможности охватывающим большую часть, непосредственно относящуюся к теме исследования, опубликованную в отечественных и зарубежных изданиях, а также материалы, представленные в других информационных источниках.

При написании данного раздела необходимо помнить, что ВКР / курсовая работа – не реферат, главное в ней – не пересказ чужих мнений и данных. По объему этот раздел не должен превышать раздел, в котором описываются результаты собственных исследований. Можно считать оптимальным, если объем обзора литературы составляет 20 – 25 % общего объема работы, а число ссылок включает 40 – 50 источников.

В практической части ВКР / курсовой работы описываются проведенные автором наблюдения и эксперименты, расчеты, анализ экспериментальных данных, основные результаты. При этом на основе информационной базы изучается современное состояние разрабатываемой темы. Вычленяются и анализируются факторы, определяющие специфику исследуемой проблемы и полученных результатов (выводов).

Если при написании ВКР / курсовой работы использовались материалы других исследований, проведенных с участием автора, то следует указать его личный вклад в сбор и обработку материала, а также личный опыт автора.

Изложение результатов исследования следует снабдить фотографиями, таблицами, графиками и т.п. Достаточно обширные количественные данные необходимо статистически обработать и привести показатели, характеризующие достоверность обнаруженных отклонений от контроля. Изложение результатов исследования может состоять из нескольких подразделов, число и название которых специфично для каждой работы.

Важнейший раздел работы – обсуждение результатов исследований. Он должен показать умение автора работы не только собрать факты, но и правильно их оценить. Следует сопоставить собственные данные с литературными, подчеркнуть новое в научном материале, выявить новые закономерности или подтвердить уже известные, но требующие дополнительных подтверждений. Обсуждение не должно быть словесным повторением результатов. При обсуждении необходимо четко отделить собственные данные от литературных, с которыми они сопоставляются. Всякое исследование, решая одни задачи, ставит новые, поэтому в обсуждении можно указать нерешенные проблемы или выдвинуть гипотезы. В конце этого раздела необходимо дать оценку научного и практического значения полученных результатов.

 

Заключение

 

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в будущем. Выводы должны находиться в прямом соответствии с декларированными задачами работы. Целесообразны рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практическую деятельность.

Заключение должно быть кратким, лаконичным, состоящим из отдельных пронумерованных пунктов. Оптимальный объем заключения две страницы.

 

Приложения

 

Приложение рассматривается как продолжение работы на последующих его листах (или в виде самостоятельного документа – тома, если объем приложений значителен). Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение А). В тексте ВКР / курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте ВКР / курсовой работы. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. На первой верхней строке размещается слово «Приложение А» с выравниванием по центру страницы слова «Приложение» и его буквенное обозначение. При этом используется шрифт Times New Roman, кегль 14. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Например, А.1.

Например:

Приложение А.1

 

Схема физико-географического районирования Магаданской области

 

 

4. Правила оформления курсовых и выпускных квалификационных работ

Курсовые и выпускные квалификационные работыдолжны быть оформлены в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

4.1. Общие требования

 

Объем работы не может быть строго регламентирован, он определяется задачами исследования, характером и объемом собранного материала. Можно указать, что, как правило, объем курсовой работы не превышает 30-40 страниц, объем выпускной работы бакалавра, специалиста, магистерской диссертации составляет 60-80 страниц. Работа должна содержать достаточное для восприятия результатов количество иллюстративного материала в виде таблиц, графиков, схем, карт, рисунков и фотографий.

Курсовые работы и ВКР должны быть напечатаны на стандартном листе белой бумаги в формате А 4 с соблюдением следующих требований:

поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм; шрифт Times New Roman, кегль 14 пт (за исключением случаев, оговоренных ниже (см. образец оформления титульного листа)); межстрочный интервал – полуторный; отступ красной строки – 1,25 (5 знаков); выравнивание текста – по ширине (за исключением случаев оговоренных ниже, например, заголовки глав).

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Оформление ВКР должно соответствовать ГОСТам (ГОСТ 7.1. – 2003; ГОСТ 7.11 – 2004 (ИСО 832:1994); ГОСТ 7.12 – 93; ГОСТ 7.80 – 2000; ГОСТ 7.82 – 2001; ГОСТ Р 7.0.5 – 2008). Работа должна быть отпечатана. Все листы работы и приложений переплетаются.

 

Правописание и стилистика

 

У каждого автора вырабатывается свой стиль изложения мысли. В этом отношении единых правил нет. Однако существуют определенные общепринятые нормы современного литературного языка, которых необходимо придерживаться в научной работе, в том числе в выпускной квалификационной работе (курсовой работе).

В научной работе должны гармонично сочетаться высокий уровень научных результатов с качеством оформления работы, стилем изложения материала, орфографической и стилистической грамотностью. Только в этом случае выпускная квалификационная работа (курсовая работа) может быть оценена на «отлично».

На протяжении всего текста необходимо соблюдать единство терминологии. Например, географические названия должны соответствовать современному административному делению и атласам мира и России.

Следует избегать по возможности применения иностранных слов в тех случаях, когда есть равнозначные русские, если только эти слова не стали специальными терминами.

Весь текст должен быть написан в неопределенном наклонении – рассматривается, вычисляется. При изложении результатов наблюдений или экспериментов глаголы употребляются в прошедшем времени. В тексте можно отметить: «нами выполнялось описание почвенного разреза...» для того, чтобы подчеркнуть значение практики для студента. Работу необходимо очищать от лишних слов: «как известно...»; «остановимся теперь...»; «теперь становится ясным...»; «подробно рассмотрев, мы...».

Следует воздерживаться от эпитетов применительно к ученым, на работы которых ссылается автор: «... как впервые указал гениальный ученый М.В. Ломоносов...» или «...в трудах крупного ученого В.В. Докучаева...».

В названиях учреждений и ведомств с прописной буквы пишется только первое слово.

 

 

Нумерация страниц

 

Страницы ВКР / курсовой работы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Порядковый номер страницы размещают по центру верхнего поля страницы без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, при этом н омер страницы на титульном листе не ставится.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Иллюстрации и таблицы, выполненные на листе А3, учитывают как одну страницу.

 

Иллюстрации

 

Иллюстрации (чертежи, карты, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и т.п.) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускается размещать иллюстративный материал в приложении. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Фотографии, космоснимки и т.п. изображения также именуются рисунками.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Название рисунка размещается под рисунком и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия (заголовка) ссылку на источник этой информации. Следует избегать помещения на рисунки и таблицы англоязычных надписей.

Если рисунок полностью взят из литературного источника, то ссылка ставится в конце его названия. Например:

Рисунок 1 – Картосхема размещения городов с населением свыше 10 млн. человек [25]

 

Если рисунок самостоятельно составлен автором по чужим материалам, то ссылка оформляется следующим образом:

Рисунок 2 – Диаграмма доли бедного населения в городах южного Китая

(составлено автором по: [2, 16, 107])

 

Если рисунок полностью самостоятельное творение автора, то ссылка в конце названия рисунка не ставится. Например:

Рисунок 3 – Вид на Рязанский Кремль с крыши второго корпуса РГУ имени С.А. Есенина

 

При необходимости иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При ссылках на иллюстрации следует избегать использования номеров рисунков в открытом тексте. Например, «…в соответствии с рис. 2», или «рис. 2 иллюстрирует…», «как следует из рис. 3…» и т.д. Рекомендуется заканчивать предложения-выводы ссылкой на соответствующую иллюстрацию, которая конкретизирует текст. Например, «…результаты наших расчетов свидетельствуют, что данные, приводимые в ранее опубликованной научной литературе [7, 15, 56], несколько занижены, на что указывает график распределения анализируемых показателей (рис. 4)», или «…помимо России в число лидеров по добыче природного газа входят еще шесть стран (рис. 8)», или «описанные выше изменения структуры металла под воздействием высоких температур отчетливо видны на фотографиях (рис. 9)» и т.д.

Примеры оформления иллюстраций приведены в приложении К.

Таблицы

 

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Таблицы в ВКР / курсовой работе располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту ВКР / курсовой работы. Название (заголовок) таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Если таблица полностью взята из литературного источника, то ссылка ставится в конце ее заголовка. Например:

 

Таблица 1 – Доля городского и сельского населения в странах и субрегионах мира [2]

 

Если таблица составлена по материалам какого-либо или каких-либо источников


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.