Тема № 13. Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема № 13. Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения.

2017-09-28 1286
Тема № 13. Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.

Студенты должны узнать: основные коммуникативные качества речи; специфику кумулятивной функции языка; этические нормы речевой культуры; национальную специфику речевого этикета и невербальной коммуникации.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: определять и применять коммуникативные качества речи, работать над совершенствованием публичного выступления; обобщать, анализировать и адекватно воспринимать услышанную речь и информацию; соблюдать этику устной речи и слушания; применять на практике правила делового этикета.

Обучающиеся должны владеть: навыками применения коммуникативных качеств речи; приёмами и способами их совершенствования; правильным оформлением выступления и общения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения:

1) Правильность и чистота речи;

2) Богатство и точность речи. Точность речи учителя. Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления.

3) Выразительность речи. Условия и средства создания выразительности. Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи.

4) Риторическая логика. Типичные логические ошибки и пути их устранения.

2. Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовка ответов на вопросы плана.

2. Подготовка тезисов доклада на тему: «Средства выразительности педагогической речи учителя» (Групповые задания).

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

1. Прочитайте фрагмент текста. Кратко перескажите его своим товарищам.

Уже в античные времена были выделены и охарактеризованы многие их тех качеств, о которых говорят писатели, лингвисты, специалисты по культуре речи. Это богатство речи. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно, постоянно заботиться о расширении этого запаса. Не допускать в своей речи выражения-штампы, которые делают речь бедной и невыразительной (в деле повышения успеваемости, по части удовлетворения запросов, ввиду отсутствия, по линии создания и т. д.)

Чистота – отсутствие в речи лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов (так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понимаете и др.).

Яркость, образность, выразительность – говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают её эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

Ясность, понятность речи. Если слушатель не воспринимает смысл произносимых слов, они неправильно понимают то, о чем говорится, следовательно, не могут усвоить преподносимый материал. Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, профессионализмов, историзмов, неологизмов и т. д.

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, т. е. при отборе лексических средств.

Правильность – соблюдение действующих норм русского литературного языка.

2. Терминологический минимум. Прочитайте определения; попробуйте повторить их, не глядя в текст.

Богатство речи – употребление в речи разнообразных языковых единиц.

Выразительность речи – такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Правильность речи – соблюдение в речи норм литературного языка.

Точность речи – соответствие содержания речи кругу предметов, которые речью отображаются; соответствие семантики компонентов речи объему и содержанию выражаемых ими понятий.

Уместность речи – такой подбор средств языка, который делает речь отвечающей целям и условиям общения.

Чистота речи – отсутствие в речи нелитературных средств.

3. Выполните следующие упражнения; приведите примеры речевых ошибок, связанных с нарушением требований точности, богатства, выразительности, правильности речи:

Исправьте ошибки в следующих словосочетаниях: свободная вакансия; рекомендовать джинсОвую ткань; обнаружить в катАлоге; командировочный прибыл на место; поступить по окончанию курсов; играть значение при выборе результата; решающее пенальти; отзыв на работу; характеристика на сотрудника; около триста участников; более двести договорОв; преодолеть языкОвый барьер; подготовить Экспертное заключение; ходатАйствовать о принятии поправок.

Поставьте ударение в словах: звонит, облегчить, квартал, балуешь, начала (глаг.), ходатайство, принудить, налита, эксперт, углубить.

Выберите правильный вариант падежной формы:

а) родительный падеж множественного числа: пачка макарон – макаронов, рота солдатов – солдат, автор мемуар – мемуаров, из ясель – яслей;

б) именительный падеж множественного числа: директоры – директора, шоферы – шофера, бухгалтеры – бухгалтера, договоры – договора, аптекари – аптекаря.

5. Выберите правильную форму глагола: полоскает – полощет, мучит – мучает, выздоровит – выздоровеет, махает – машет, удостаивать – удостоивать, упрачивать – упрочивать.

6. Выберите правильный вариант управления, согласования:

Съехались учителя (со-из) всех областей. Подчеркивать (недостатки, о недостатках) организации, согласно (протокола-протоколу), (Внесен – внесено – внесены) ряд новых предложений, секретарь (выдал – выдала)справку.

7.Вопросы для коллективного обсуждения:

Какую речь можно считать правильной?

Дайте определение понятия «норма литературного языка».

Какие нормы литературного языка вы знаете? Охарактеризуйте их.

Какая речь называется точной?

Каковы условия соблюдения точности в речи?

Какие приемы необходимо использовать для приобретения такого качества речи, как точность?

Что такое выразительность речи? От каких условий она зависит?

Какие средства речевой выразительности вы знаете?

Охарактеризуйте тропы как выразительные средства. Каковы их функции в речи учителя?

Какую речь называют чистой?

Какие нарушения недопустимы в речи?

Проследите за речью ваших однокурсников. Можно ли их речь назвать чистой? Почему?

Отвечает ли ваша речь требованиям чистоты? Определите, что мешает ей быть таковой.

Раскройте понятие «богатство речи».

Какие аспекты богатой речи можно выделить? Охарактеризуйте каждый из них.

Какая речь называется уместной?

Соблюдение каких условий делает речь уместной?

Почему уместность считается особо значимым качеством речи?

8. Как создается выразительность «неправильной» речи литературного персонажа (М.Шолохов «Поднятая целина». Речь Нагульнова, деда Щукаря)? (Тексты раздаются на занятии)

9. Какие коммуникативные качества нарушены в «правильной» литературной речи Гаева (А. П. Чехов «Вишневый сад»).

10. Проанализируйте коммуникативные качества речи героя в «Письме ученому соседу» (рассказ А.П. Чехова). Какими средствами автор достигает комического эффекта?

11. Выберите одно слово из приведенной к каждому предложению пары паронимов.

12.Самые … дома находятся в новых кварталах города (высокие высотные). 2) Маша угостила нас вкусным и... обедом (сытым – сытным). 3) Любой... заслуживает осуждения (поступок – проступок). 4) Ученики 6 класса быстро... компьютер (усвоили – освоили). 5) С... удовлетворением директор отметил помощь учеников в выпуске школьной газеты (особым – особенным). 6) Нас привлекали и... леса, и дальние поля (близкие – ближние). 7) Друзья живут в одной деревне, но на... улицах (различных – разных). 8) Обвиняемый в краже человек вызывал подозрение своим... видом (виновным – виноватым). 9) На... стороне улицы в жару гораздо приятнее, а еще лучше проводить время в нашем... саду (теневой – тенистой). 10) Нам срочно нужно... ремонт, потолок уже желтый (провести – произвести). 11) Молодость моей бабушки пришлась на... эпоху Великой Отечественной войны (геройскую – героическую).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.