Материалистическую и идеалистическую. Стихийно-материалисти- — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Материалистическую и идеалистическую. Стихийно-материалисти-

2017-09-28 196
Материалистическую и идеалистическую. Стихийно-материалисти- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ческая традиция восходит к мифологии, где утверждаются четыре ос-

новные стихии: вода, земля, огонь и воздух. Зарождается идея выделить

одну стихию в качестве основания всего существующего и обосновать его

необходимость. Впервые эту идею выразил Фалес из Милета (625—547 гг.

до н. э.), считавший первоэлементом воду, поскольку невозможно найти аб-

солютно сухое тело. До наших дней дошли только названия его произведе-

ний: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская аст-

рология». Ему приписывалось открытие годового вращения Солнца на

фоне неподвижных звезд, определение времени солнцестояния и равно-

денствий. Он утверждал, что Луна светит не своим светом, а небесные те-

ла представляют собой воспламенившуюся землю. Всю небесную сферу

Фалес разделил на пять зон, ввел календарь, определив продолжитель-

ность года в 365 дней и разделив его на 12 месяцев по 30 дней, при этом

пять дней выпали, что было характерно для египетского летоисчисления.

Им было предсказано время полного для Ионии солнечного затмения (28

мая 585 г. до н. э.). Фалес сформулировал популярные в античном мире

мировоззренческие изречения или афоризмы (гномы): «Больше всего про-

странство, потому что оно все в себе содержит», «Сильнее всего необхо-

димость, ибо она имеет над всем власть», «Мудрее всего время, потому

что оно все открывает». В Милете, где он появился уже в преклонном воз-

расте, основал первую древнегреческую натурфилософскую школу.

Ученик и последователь Фалеса Анаксимандр был автором первого

философского сочинения в прозе «О природе», которое положило начало

многим одноименным трудам греческих философов. О жизни Анаксиман-

дра нет сведений, однако известно, что он ввел в Элладе солнечные часы,

представляющие собой вертикальный стержень, установленный на разме-

ченной горизонтальной площадке; построил модель небесной сферы —

глобус, начертил географическую карту («географическая доска» Анакси-

мандра из Милета, VI в до н. э.). В сильно искаженном виде на карте изо-

бражены очертания берегов и морей, искажены очертания Апеннинского

полуострова. Анаксимандр расширил представление о первоэлементе до

понятия «архэ». Он выдвинул идею абстрактного умозрительного основа-

ния космоса, полагая в качестве первоэлемента апейрон (беспредельное,

неопределенное). Это начало, безразличное ко всем стихиям, но нечто им

всем общее, благодаря чему возможно взаимное превращение воды, зем-

ли, воздуха и огня.

Анаксимандру принадлежит идея естественного возникновения гармо-

нии космоса из некоторой неопределенной массы, находящейся в посто-

янном круговом вращении, а также идея о бесконечности космоса во вре-

мени. Испытывая вращательное движение, апейрон выделяет противопо-

ложности — влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации

этих свойств образуют землю, воду, воздух, огонь. В центре собирается

самое тяжелое — Земля, окруженная водной, воздушной и огненной сфе-

рами. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и Земля вы-

ступает из Мирового океана, так возникает суша. Небесная сфера разры-

вается на три кольца, полые внутри и наполненные огнем. В нижнем

кольце много отверстий (наподобие обода колеса), сквозь которые про-

сматривается заключенный в нем огонь. Это звезды. В среднем кольце

только одно отверстие. Это Луна. В верхнем кольце также одно отверстие.

Это Солнце. Отверстия способны полностью или частично закрываться.

Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами кольца вращаются

вокруг Земли. С ними вращаются и отверстия. Анаксимандру принадле-

жит и первая гипотеза о происхождении жизни и человека. Живое зарож-

дается на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

Первые живые существа жили в море, затем некоторые из них вышли на

сушу и сбросили с себя чешую. От морских животных произошел человек.

Он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громад-

ной рыбы, затем вышел на сушу.

Ученик Анаксимандра Анаксимен в своем сочинении «О природе»

первоэлементом считал воздух. Беспредельный воздух — начало мира, а

также тела и души. Все возникает из воздуха через его разряжение и сгу-

щение. Разряжение воздуха связано с нагреванием, а сгущение с охлажде-

нием. В натурфилософской картине Анаксимена Земля неподвижна, а све-

тила движутся воздушными вихрями. Солнце __________— это земля, которая раска-

лилась от своего быстрого движения. Плоские Земля и небесные светила

парят в воздухе подобно листьям. В картине мироздания Анаксимен по-

местил звезды далее Луны и Солнца, состояние погоды связал с активно-

стью Солнца, что соответствует современным представлениям.

Гераклит Эфесский создал третье в античной философии сочинение «О

природе». Первоэлементом он считал огонь. Космос всегда был, есть и бу-

дет живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. В совре-

менном естествознании аналогом такого первоначала выступает плазма,

которая предшествует образованию химических элементов. Гераклит вво-

дит в натурфилософию представление о неустранимости движения как из-

менения («Все течет, и ничто не остается на месте», «В одну реку нельзя

войти дважды»). Источником движения выступает борьба противополож-

ностей, приводящая к постоянной смене состояний. Его концепция непре-

рывного изменения материального космоса предполагала круговорот веще-

ственных стихий: огня, воды, воздуха, земли. Согласно Гераклиту Вселен-

ная конечна, и мир един. Единство космоса определяется всеобщим зако-

ном — логосом, которому подчиняется все, включая богов, природу, лю-

дей. В поздней античной и европейской культуре логос Гераклита истолко-

вывался как «судьба», «вечность», «мудрость», «закон», «необходимость».

Идеалистическая традиция в древнегреческой натурфилософии также

восходит к мифологии и древней магии. Её начало связано с именем Пи-

фагора (вторая половина VI в. до н. э.). — математика, философа, религи-

озного и политического деятеля. Отсутствие сведений не позволяет точно

указать вклад Пифагора в развитие научной мысли. Но созданное им уче-

ние пифагореизм — важная страница античной натурфилософии, он

представлен целым рядом исторических имен и засвидетельствован мно-

жеством фрагментов. Пифагорейцы первыми стали рассматривать число-

вые отношения как ключ к пониманию Вселенной. Именно в пифагореиз-

ме формируется принцип, ставший фундаментальным для современной

науки: точное знание возможно лишь на основе математики. Позже в IV в.

до н. э., пифагорейские представления о математической природе научно-

го знания получили четкое выражение и обоснование в сочинениях Пла-

тона, систематизировавшего и соединившего различные области матема-

тики в единую систему наук.

Выдающимся пифагореистом был Гиппас, который учил, что начало

всему огонь, а число соответствует гераклитовскому логосу. Позже Фило-

лай развил эту идею в космологии, считая, что в центре мироздания нахо-

дится огонь, который более совершенен, чем Земля. Этот огонь — не

Солнце, а некий Центральный огонь. Из него возникает все. Филолаю при-

писывается очередное сочинение «О природе», в котором проводится

мысль о движении Земли вокруг Центрального огня по наклонному кругу,

вокруг этого центра движутся также Луна, Солнце и пять планет (извест-

ных в то время). Солнце он представлял не раскаленным телом, а холодной

кристаллической массой, которая отражает свет Центрального огня, неви-

димого с Земли. Луна подобна Земле и населена животными и растениями,

более красивыми и крупными, чем земные. Лунный день равен земному

дню. В космологии Филолая есть придуманное тело антихтон (противозе-

мелие), которое он ввел, чтобы было десять небесных тел. По свидетельст-

ву Аристотеля, пифагорейская картина мира существовала в двух видах:

геоцентрическом (Пифагор) и негеоцентрическом (Филолай).

В геоцентрической картине большое значение придавалось гармонии

сфер. Согласно Пифагору, планеты, двигаясь сквозь пневму (смесь возду-

ха и огня, позднее такое беспредельное в чистом виде было названо эфи-

ром), издают монотонные звуки разных типов в зависимости от своего

размера, скорости движения и удаленности от Земли, занимающей цен-

тральное положение. Сатурн издает самый низкий звук. Луна — самый

высокий и пронзительный. В совокупности тона создают гармоничное со-

звучие. Более позднему пифагореизму свойственна негеоцентрическая

картина мироздания, в которой Земля имеет сферическую форму, враща-

ется вокруг себя самой и вокруг Центрального огня.

Ксенофан, яркий представитель элейской школы, учил, что первичны-

ми началами являются вода и земля. Материя, состоящая из этих элемен-

тов, не уничтожается и не возникает, мир существует вечно. Поэтому ис-

тинным началом всех вещей (первоэлементом) является неизменное, не-

подвижное бытиё, сохраняющаяся сущность, Бог.

В V—IV вв. до н. э. складываются две противоположные мировоззрен-

ческие концепции: элементаризм и атомистика.

Элементаризм — это учение о строении космоса, выдвинутое Эмпе-

доклом. Наблюдаемый мир — производное от четырех основных перво-

родных элементов: земли, воды, огня, воздуха. Разнообразие вещей объ-

ясняется различным сочетанием элементов, а изменения в физическом

мире — их перемещением.

Эмпидокл вводит в натурфилософию идею сохранения материи, ут-

верждая: «Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что

есть уничтожиться». Мир представляет собой то полное единство (гармо-

нию), то бессвязное множество, и это чередование повторяется бесконеч-

но. Ему принадлежит догадка о причине солнечных затмений (Луна нахо-

дится между Солнцем и Землей), а также о материальной природе и ко-

нечной скорости света. Он полагал, что свет вытекает из светящегося тела,

пребывает сначала в промежуточном пространстве между небесной твер-

дью и землей, затем приходит к нам. Это движение остается незамечен-

ным вследствие своей скорости.

Эмпидокла можно считать античным эволюционистом, поскольку он

считал, что развитие живого мира и человека прошло несколько этапов, в

результате сохранились только жизнеспособные виды. Вначале путем са-

мозарождения появились растения, затем животные, возникшие естест-

венным путем из земли. Именно жизнеспособностью Эмпидокл объяснял

целесообразное устройство организмов.

В одно время с Эмпидоклом — Анаксагор, ученик Анаксимеда, вы-

двинул учение о неразрушимых элементах, число которых бесконечно. Он

выдвинул космогоническую концепцию, согласно которой видимая Все-

ленная — результат длительного и закономерного развития, исходный

пункт которого — первичное состояние, представлявшее собой бесфор-

менную и лишенную движения смесь вещей. Учение Анаксагора называ-

ют стихийной атомистикой, поскольку оно содержит идею корпускуляр-

ного строения мира. Однако ученый отрицал пустоту, считая, что все ве-

щи образуются через трансформацию уже существующих вещей. Его идея

«все во всем», выделяющая непрерывность мира, конструктивно развива-

ется и в современной квантовой физике.

Атомистическое учение развивается в милетской школе Левкиппом и

его учеником Демокритом, а впоследствии Эпикуром. В качестве мате-

риального первоэлемента космоса в их учении выступает атом, который

представляет собой абстрактную единицу, с которой связывается неиз-

менное, вещественно оформленное начало. Единство и качественное мно-

гообразие мира зависит от соединения атомов, разнообразия возникающих

конфигураций. Картина мира в атомизме предполагает два начала: атомы

и пустоту, которая в противоположность атому изменчива, невеществен-

на, бесформенна. Пустота необходима для движения атомов и соединения

их в разнообразные сложные структуры.

В космологию атомисты внесли идею о множестве миров и их естест-

венном порождении. Возникновение миров происходит не беспричинно.

Каждый мир замкнут, шарообразен и покрыт хитоном из крючковатых

атомов, но число миров бесконечно. Наш мир один из многих.

В отношении нашего мира атомисты следуют геоцентрической карти-

не, полагая, что Земля одинаково удалена от всех оболочек космоса, а по-

тому неподвижна. Вокруг Земли движутся звезды, которые являются дос-

тоянием нашего мира, а не другими мирами.

Мировоззренческие идеи пифагорейской натурфилософии и элейской

школы, которые отличались абстрактностью и резко противостояли нату-

рализму практической и обыденной жизни, были развиты Платоном и его

учеником Аристотелем.

Согласно Платону первоэлементами космоса выступают эйдосы

бестелесные и неизменные прообразы вещей, они образуют особый, ис-

тинный мир, противостоящий миру материи, в котором из-за постоянного

движения, изменения, рождения и гибели нет ничего определенного. Пла-

тон высказывает идею о взаимопревращениях природных элементов,

предполагая, что сложные элементы меняют свою внутреннюю структуру,

распадаясь на более простые. Эта идея до сих пор составляет фундамен-

тальный принцип естествознания.

Аристотель в своей натурфилософии соединил все основные идеи Ан-

тичности, создав систему понятий, которые стали фундаментальными в

развитии научной мысли. Он впервые попытался определить понятие

движения, ввел такие понятия как материя, сущность, энергия, взаимодей-

ствие, целесообразность, создал систематическую науку о природе физику

и науку о рассуждении и методе познания — аналитику. Аристотель впер-

вые назвал физиками всех философов, занимающихся вопросами строения

космоса и поиском природных первоэлементов.

Учение Аристотеля о формах движения легло в основание первой фи-

зической картины мира, которая не подвергалась изменению вплоть до

XVI в. Согласно аристотелевской физике, в центре космоса находится

Земля, поскольку именно к центру Земли направлены все естественные

формы движения. Совершенные формы движения присущи небесным те-

лам, первопричина их движения — Бог, который понимается как перво-

двигатель. Совершенное движение происходит по кругу. Несовершенные

движения имеют некруговой путь. С именем Аристотеля связана идея не-

прерывности материи. Он отрицал пустоту, полагая, что пространство

(аналог пустоты) непрерывно по протяженности, а время — по последова-

тельности. Аристотелю принадлежит и первая методика научного иссле-

дования природы, в которой он выделил три важнейших этапа: 1) отнесе-

ние исследуемого предмета (явления) к некоторому общему роду (класси-

фикация); 2) выяснение его строения, формы и источника движения, а

также целей (анализ); 3) формулирование понятия идеального объекта —

эталона определенного рода вещей (идеализация).

Аристотель представлял космос как мир, конечный в пространстве и

состоящий из кристально прозрачных сфер, несущих звезды и планеты.

Движение этих сфер наблюдается с Земли как движение планет и звезд.

Неподвижная Земля имеет форму шара и занимает центральное положе-

ние. Область между орбитой Луны и Землей характеризуется беспорядоч-

ным движением, подвержена постоянным изменениям и превращениям.

Формы движения тел в этой области несовершенны, конечны, а сами тела

состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля занима-

ет центральное место во Вселенной как самое тяжелое тело. Над ней рас-

полагаются оболочки воды, воздуха и огня. Область между орбитой Луны

и крайней сферой — область равномерных движений. С крайней сферой

соприкасается «перводвигатель Вселенной».

В своей натурфилософии и космологии Аристотель не признает ни на-

чала, ни конца мира, считая, что ни время, ни движение не могли иметь

начала, так же как никогда не будут иметь конца.

В конце IV в. до н. э. Греция потеряла свою самостоятельность под на-

тиском македонских царей. В 332 г. до н. э. Александр Македонский ос-

новал новый город в Египте — Александрию. В связи с упадком Афин по-

сле смерти Александра сюда переместился центр научной мысли Древне-

го мира. Здесь была создана знаменитая александрийская библиотека и

основано первое в истории специальное учреждение, где обучали извест-

ным в то время наукам и занимались различными исследованиями — Му-

сейон (прототип нынешней академии наук).

Расцвет александрийской науки приходится на III—I вв. до н. э.

В александрийской школе высказывается идея гелиоцентрического

строения космоса. Этому предшествует учение пифагорейцев и Геракли-

да Понтийского, ученика Платона, искавшего объяснение странному по-

ведению планет, которые для земного наблюдателя то движутся вперед, то

останавливаются, то отступают назад. Если допустить, что все планеты

вращаются вокруг Земли, то самым странным образом ведут себя Венера

и Меркурий. Они находятся между Землей и Солнцем, но нам вовсе не

кажется, что они движутся вокруг Земли. Гераклит объяснил такое пове-

дение вращением этих планет вокруг Солнца, но продолжал утверждать,

что Солнце вращается вокруг Земли.

Оформление гелиоцентрической идеи связано с именем Аристарха

Самосского, который жил в Александрии в период царствования Птоле-

меев. Впервые в Древнем мире, в своей работе «О величии Солнца Луны

и о расстоянии между ними» он утверждал, что Солнце много больше

Земли. Земля — одна из планет, которая движется вокруг Солнца. Земля

вращается вокруг своей оси и делает оборот вокруг Солнца за один год.

Между Солнцем и Землей имеется огромное расстояние, но еще более

значительное расстояние между Солнцем и другими звездами, которые

неподвижны. Система Аристарха и система Коперника почти полностью

совпадают. И это не случайно. Коперник хорошо знал астрономические

учения древности и в своей основополагающей работе «Об обращении не-

бесных сфер» цитирует Филолая, Гераклита, Аристарха, подчеркивая, что

именно эти воззрения заставили его самого подумать о вращении Земли.

Гипотеза Аристарха вызвала много возражений и нападок за то, что он

представил Землю в движении, поскольку нельзя представить в движении

то, что по природе неподвижно. Возражения Аристарху высказывал Ар-

химед, легендарный ученый и инженер. Создав модель астрономической

сферы, он считал равноправными две точки зрения: геоцентрическую, ко-

торая опиралась на физику Аристотеля, и гелиоцентрическую, выдвину-

тую Аристархом. Позднее известный в поздней Античности астроном

Гиппарх, выполнивший большую работу по составлению звездной карты,

сформулировал принцип, вошедший в науку как принцип эмпирической

проверяемости гипотез: недостаточно создать гипотезу, нужно убедиться,

соответствует ли она фактам. Гиппарх, пробуя объяснить гипотезу Ари-

старха, установил ошибки в движении планет. Позже в XVI в., на том же

основании Н. Копернику возражал Т. Браге до тех пор, пока И. Кеплер не

открыл, что орбиты планет эллиптические, а Солнце находится в одном из

центров эллипса. Но эти открытия случились гораздо позже.

В Александрийской натурфилософии был огромен научный авторитет

Аристотеля, его сторонники не поддержали Аристарха и геоцентрическая

система, развитая Птолемеем во II в. до н. э. в его сочинении «Альмагест»

подвела итог состоянию античной астрономии, определив 4|2
её дальнейшее

развитие на тысячелетие и просуществовала до XIV века.

Правильное представление о фигуре Земли позволило греческим уче-

ным произвести её измерения, Попытки измерить Землю предпринима-

лись не один раз. Но более точные результаты дало измерение, произве-

денное выдающимся греческим математиком, астрономом и географом во

II в. до н. э. Эратосфеном Киренским, измерив угловое отклонение

Солнца от зенита в Александрии в 7о 30`, тогда как в Сиене (современный

Асуан) оно было в зените. При этом 7о 30` составили такую долю от 360о,

какую составляет расстояние 800 км между городами от полной длины

окружности Земли. Так он получил длину — 40 000 км, сейчас она состав-

ляет 40 075,696 км. Поскольку длина равна 2πR, определил радиус Земли в

6400 км.

В настоящее время все расстояния определены достаточно точно и раз-

ными методами. Радиолокационные наблюдения позволяют определить

расстояния до небесных тел Солнечной системы. Этим методом уточнены

расстояния до Луны, Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера.

В связи с распространением христианской культуры, в I—II вв. до н. э.

начался упадок Александрийской школы, затем постепенно уступает гре-

ческая (эллинская) школа.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.