Занятие 1. Греческий театр. Своеобразие античной драмы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Занятие 1. Греческий театр. Своеобразие античной драмы

2017-09-28 374
Занятие 1. Греческий театр. Своеобразие античной драмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План семинарских занятий по курсу «Литература с основами литературоведения»

4 курс Ла-14-1 (22+32)

 

 

На практическом занятии обязательно должны быть тексты

анализируемых произведений

 

Занятие 1. Греческий театр. Своеобразие античной драмы

Биография писателей

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

  1. Греческая трагедия. Истоки, своеобразие, темы, сюжеты, образы.

а) Творчество «отца трагедии» Эсхила («Прикованный Прометей»).

б) Своеобразие трагедии Софокла («Эдип-царь»).

в) Трагедия Еврипида («Медея», «Ипполит»).

  1. Греческая комедия. Комедии Аристофана («Лисистрата»).
  2. Значение античной литературы для развития русского и мирового словесного искусства (творчество А.С. Пушкина, К. Батюшкова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Блока, Д. Мережковского и др.)

 

Занятие 2. Трагедии Шекспира «Гамлет», «Отелло»

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

1.Вопрос о времени создания и исторической основе сюжета трагедии «Гамлет». Источники сюжета трагедии.

2.Образ датского принца в системе персонажей. Культурно-исторический смысл гамлетовской рефлексии; времени, вышедшего из пазов; распад всеобщих связей человека, времени и вселенной как центр размышлений Гамлета. Переосмысление гуманистического образа человека – хозяина вселенной; своеобразие трактовки темы достоинства человека: достоинство и «цена» человека, проблема лица и маски; тема «быть или казаться»; внутренний мир человека, его сознание как предмет гамлетовской рефлексии: анализ монолога «Быть или не быть»: соотношение страха и совести, доблести и беззакония.

3. Функции сюжетно-образных параллелей в «Гамлете»: Гамлет и Лаэрт, Гамлет и Фортинбрас: разные варианты решения проблемы родовой мести.

4. Образ Клавдия и представление о механизме государственной власти; смысл образа «Дания – тюрьма»; образы Полония, Розенкранца и Гильденстерна.

5. Женские образы трагедии: своеобразие положения женских персонажей в трагедийном мире; природная образность в характеристике женских персонажей.

6. Трагедия «Гамлет»: опыт анализа (трактовки Белинского В.Г., Тургенева И.С.).

7. «Отелло». Источники сюжета. Жанровое своеобразие: «Отелло» как «семейная» трагедия.

8. Отелло как трагический герой: проблема возникновения внутреннего разлада из состояния эпической цельности.

9. Образ Яго: проблема интерпретации.

10. Женские образы трагедии, их сопоставление.

11. Тема достоинства человека, проблема чести.

Занятие 3. Французская классическая комедия Ж.-Б. Мольера

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

1. Своеобразие комедии «Тартюф» как классицистического произведения:

а) многообразие типов личностей в комедии (анализ образной системы);

б) идейно-тематическая составляющая художественного мира пьесы.

2. Гуманизм и человеконенавистничество в комедии «Мизантроп»:

а) особенности конфликта и его разрешение в пьесе (анализ спора Альцеста и Филинта);

б) «мизантроп» как тип личности и «мизантропия» как явление в трактовке Мольера.

3. Мольеровский смех: особенности и своеобразие (основы комического в произведениях Мольера).

4. Философское значение «вечных» комедий Мольера.

Занятие 4. Идейно-художественное своеобразие сказочной новеллы

Гофмана «Золотой горшок»

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

1. Место сказочных новелл в творчестве Э.Т.А.Гофмана.

2. Эстетический идеал художника и своеобразие его воплощения в сказочных новеллах.

3. Основная проблематика новеллы «Золотой горшок», ее философская идея, особенности поэтики (фантастика как важнейший компонент художественной системы, использование канонов традиционной сказки, двуплановость композиции, образной системы и т.д.).

4. Категории любви и природы в эстетике романтиков, роль природы, любви в судьбе героев сказки. Представление писателя о счастье, развенчание его собственной эстетической утопии.

5. Своеобразие творческой манеры Гофмана-новеллиста.

Занятие 8.

Концерт по русской поэзии

Роман Е. Замятина «Мы»

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

  1. История создания романа.
  2. Социальная и нравственно-философская проблематика. Решение в романе «вечных» вопросов (о жизни, душе, любви и пр.).
  3. Образный мир романа. «Мы» и «Я». Противопоставление нумера и личности. Характеристика главных героев (Д-503, И-330, О, Ю и др.).
  4. Роль образа Зеленой стены в романе. Сопоставительная характеристика мира «за стеной» и мира Единого государства.
  5. Образ Древнего дома, его назначение.
  6. Единое государство как порождение тоталитарного режима. Образ Благодетеля – выражение культа вождя.
  7. Особенности жанровой формы романа. «Дневниковость».
  8. «Мы» как роман-утопия и роман-предупреждение.

 

Занятие 16.

Примечание

1. Участие в блиц-опросе на лекции по предыдущей теме:

Каждый студент знает содержание ранее изученного материала в пределах лекционного курса и отвечает на вопросы

 

2. Выразительное чтение отрывков из изучаемых произведений:

К каждому семинарскому занятию каждый студент готовит любой отрывок (по желанию) из изучаемого произведения для выразительного чтения объемом 2/3 – 1/2 страницы.

3. Участие в обсуждении темы семинарского занятия, участие в учебной дискуссии, устный ответ:

Каждый студент готовит все вопросы к семинарскому занятию, имеет текст художественного произведения и участвует в дискуссии

4. Контрольные точки:

См. список обязательной для чтения литературы

Вариант задания: Проанализируйте предложенный фрагмент по следующим вопросам:

1. определите название текста, частью которого является фрагмент, его автора;

2. укажите время создания произведения, литературный род и жанр (докажите), литературное направление, к которому принадлежит текст;

3. назовите основные признаки литературного направления, к которому относится произведение (подтвердите примерами из отрывка);

4. определите основные изобразительно-выразительные средства, фигуры речи, используемые автором, и их назначение в раскрытии идейно-тематического замысла;

5. определите место данного фрагмента в художественном целом произведения.

Проводятся в конце каждого семестра

Вопросы к дифзачету

1. Историко-литературный процесс. Литература и общество. Три пласта литературы. Проблемы художественного восприятия.

2. Своеобразие литературы античной эпохи. Место античного периода в развитии европейской культуры. Мифология Древней Греции. Мифы о происхождении мира, о богах и героях. Эпос Гомера («Илиада», «Одиссея»).

3. Греческий театр. Происхождение трагедии и комедии. Своеобразие греческих трагедии и комедии (на примере трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, комедий Аристофана).

4. Зарубежная литература эпохи средних веков. Периодизация. Особенности возникновения средневековой литературы. Особенности западноевропейского героического эпоса («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).

5. Зарубежная литература эпохи средних веков. Куртуазная литература. Лирика трубадуров. Рыцарский роман («Роман о Тристане и Изольде»).

6. «Слово о полку Игореве». Время создания и авторство. Особенности поэтики.

7. Английское Возрождение. Анализ трагедий В. Шекспира «Гамлет», «Отелло».

8. Зарубежная литература ХVII века. Истоки и становление классицизма. Комедия и трагедия классицизма. Ж.-Б. Мольер «Тартюф».

9. Своеобразие русской литературы начала ХVII века-ХVIII века. История русского театра. Русская литература 1730-1750-х гг. Становление и расцвет русского классицизма. Национальное своеобразие русского классицизма. Литературная деятельность А.Д. Кантемира.

10. Литературно-филологическая деятельность Тредиаковского В.К. и Ломоносова М.В. Реформа стихосложения и русского литературного языка.

11. Литература 1760-1770 гг. Эпоха русского Просвещения. Русская литература последней четверти ХVIII века (Д.И. Фонвизин). Расцвет русского сентиментализма (Н.М. Карамзин).

12. Западноевропейский романтизм первой половины ХIХ века. Своеобразие немецкого романтизма. Романтическая новелла Гофмана Э. Т. А. «Золотой горшок».

13. Своеобразие французского романтизма первой половины ХIХ века. Характеристика романа Гюго В. «Собор Парижской богоматери».

14. Западноевропейский реализм. Периодизация. Эстетическая концепция реализма. Реализм 1830 – 1840 – х гг. Фантастическое и реалистическое в повести Бальзака О. «Шагреневая кожа».

15. Западноевропейский реализм. Периодизация. Эстетическая концепция реализма. Анализ повести Бальзака О. «Гобсек».

16. Западноевропейский реализм второй половины ХIХ века. Характеристика романа Флобера Г. «Госпожа Бовари».

17. Расцвет русского реалистического романа в ХIХ веке. Историко-литературный анализ периода. Анализ романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

18. Русская реалистическая проза. Идейно-художественное своеобразие романа Гончарова А.И. «Обломов».

19. Русская реалистическая проза. Характеристика романа Достоевского Ф.М. «Идиот».

20. Русская реалистическая проза. Социально-нравственная проблематика романа Толстого Л.Н. «Анна Каренина».

21. Литература рубежа XIX - XX веков. Традиции и новаторство. Новые литературные течения: модернизм, символизм, акмеизм, футуризм (И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилёв и др.).

22. Особенности развития западноевропейской литературы ХХ века. Экспрессионизм Франца Кафки. Анализ новеллы «Превращение».

23. Русская литература 1920-30-хх гг. Проблема социального заказа, государственного регулирования и творческой свободы в советской литературе. Анализ романа Замятина Е. «Мы».

24. Русская литература периода «оттепели». Идейно-тематическое своеобразие и нравственная проблематика романа Пастернака Б. «Доктор Живаго».

25. Литература народов сопредельных государств. Анализ социально-нравственного содержания романа Айтматова Ч. «Плаха».

26. «Деревенская проза». Социально-нравственное содержание повестей и рассказов Распутина В. Г. («Последний срок», «Прощание с Матерой»).

27. Постановка острых социальных и нравственных проблем в русской литературе середины ХХ века. Анализ повести в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба».

28. Драматургия второй половины 60 – 80- х гг. ХХ века. Нравственно-философская проблематика «психологических» пьес Вампилова А. «Утиная охота», «Старший сын».

 

В зависимости от результатов работы студента, условия проведения итогового контроля следующие:

Рейтинг текущей работы в % от общего рейтинга по дисциплине   Условия проведения итогового контроля по дисциплине
1. 56 – 63 Сдача дифзачета
2. 64 – 77 Автоматически получение отметки «удовлетворительно», либо сдача дифзачета с целью повышения отметки
3. 78 – 90 Автоматически получение отметки «хорошо», либо сдача дифзачета с целью повышения отметки
4. Более 90 Автоматически получение отметки «отлично»

План семинарских занятий по курсу «Литература с основами литературоведения»

4 курс Ла-14-1 (22+32)

 

 

На практическом занятии обязательно должны быть тексты

анализируемых произведений

 

Занятие 1. Греческий театр. Своеобразие античной драмы

Биография писателей

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

  1. Греческая трагедия. Истоки, своеобразие, темы, сюжеты, образы.

а) Творчество «отца трагедии» Эсхила («Прикованный Прометей»).

б) Своеобразие трагедии Софокла («Эдип-царь»).

в) Трагедия Еврипида («Медея», «Ипполит»).

  1. Греческая комедия. Комедии Аристофана («Лисистрата»).
  2. Значение античной литературы для развития русского и мирового словесного искусства (творчество А.С. Пушкина, К. Батюшкова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Блока, Д. Мережковского и др.)

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.