Предмет и структура философии как специфической области знания. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Предмет и структура философии как специфической области знания.

2017-09-28 260
Предмет и структура философии как специфической области знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия как любая область научного знания имеет свой объект исследования. Объектом философского исследования является весь мир и человек. Центральная проблема философии заключается в выявлении всеобщего во взаимодействии мира и человека. Поскольку мир и человек, находясь во взаимодействии друг с другом, постоянно развиваются, следовательно, может показаться, что предмет философии не просто проблематичен, а даже не может быть определен. В действительности совсем не так, предмет философии стабилен, а вот содержание знания, которое осмысливает философия, меняется, следовательно, меняется всеобщая картина соотношения мира и человека. Стабильность предмета философии определена структурой философского знания и теми проблемами и вопросами, в которых высвечивается ее предмет. В структуре философского знания можно выделить теоретическую и практическую философию. Теоретическая философия выясняет онтологически-гносеологические проблемы. Вопросы о сущности мира, бытия, источниках его развития, о его конечности и бесконечности изучает онтология, то есть наука о бытии. Вопросы познаваемости мира, структуры познания, истины и ее критериев изучает гносеология, то есть наука о познании. Логика как наука о формах и законах правильного мышления изучает особенности мыслительной деятельности, возможные ошибки при абстрактно-логическом познании. Все эти науки изучают теоретические проблемы в философии. Практическая философия исследует вопросы бытия человека и его взаимодействия в обществе. Выясняется, прежде всего, что есть человек, его природа и сущность, как возникает общество, каковы его источники, движущие силы и механизмы развития, все эти проблемы и вопросы изучает социальная философия. Проблемы о соотношении добра и зла, вопросы норм и правил поведения человека изучает этика. Проблемы о соотношении прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного в жизни и искусстве выясняет эстетика, то есть наука о красоте и ее закономерностях в искусстве. Философия как тип мировоззрения, несомненно, должна решать проблему ценностей и оценки мира и человека. Аксиология – наука, изучающая ценности. Предмет философии включает в себя историю философии. Именно в истории философии складывается категориальный аппарат и основные принципы философии как науки (развития, всеобщей связи, причинности и т.д.), без которых философия не могла быть наукой. Такова структура философского знания.

Но философия - это необычная наука, она есть еще и мировоззрение, следовательно, она отличается от науки и в тоже время имеет общие черты с наукой. Философию роднит с наукой то, что она представляет собой систему знаний, но на этом общность знания заканчивается. Философское знание отличается от конкретных наук, тем, что философия сама не открывает нового знания, а берет знание конкретных наук, осмысливает, создавая целостную картину о мире и человеке. Философия отличается еще от науки специфичностью своих проблем, ибо проблемы философии являются всеобщими, вечными и предельными. Вечность проблем философии не означает, что они неразрешимы, напротив, в процессе их разрешения происходит глубинное осмысление в каждую историческую эпоху соотношения мира и человека. Всеобщность и предельность проблем связана с выяснением предельных оснований взаимодействия человека и мира в исторических условиях.

Философии как особому виду знания, присущи черты, сближающие ее с искусством. Во-первых, в философии наиболее выражен личностный характер познания и осмысления проблем. Во-вторых, в философском изложении основных проблем используется специфический язык, порой родственный языку искусства, один из представителей философии экзистенциализма Жан-Поль Сартр утверждал, что если человек хочет быть философом, он должен писать романы. В истории мысли встречаются философы-поэты и писатели (Ф.Ницше, Сартр и др.), а среди писателей встречаются философы (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). Но философия отличается от искусства, ибо выражает мир в понятийной форме, а искусство в образно-художественной форме.

Следует отметить, что к середине ХХ века в философии сложилось несколько точек зрения на понимание ее предмета. Во-первых, утверждалось, что философия есть конкретная наука, исключалось различие между философией и наукой (позитивизм в различных формах, о чем будем говорить при изучении данного направления). Во-вторых, философия есть наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (философия марксизма, о ней речь пойдет в философии XIX века). В-третьих, философия представляет собой нечто среднее между наукой и искусством, данные идеи были высказаны в философии жизни и экзистенциализме. В-четвертых, философия понимается как нечто среднее между наукой и религией, такую трактовку предмета философии предлагали и предлагают религиозные философы ХХ века.

Итак, философия представляет собой научное мировоззрение, осмысливающее все имеющееся знание о мире и человеке, а также определяющая место человека в этом мире. Предмет философии неразрывно связан с основным вопросом философии.

 

3. Сущность основного вопроса философии и исторические варианты его решения.

Основной вопрос философии, главный вопрос вокруг которого группируются вопросы и центральная проблема философии. Традиционно считается, что вопрос о соотношении мышления и бытия возник еще в античности, когда решалась проблема первоначала, проблема соотношения бытия и небытия, бытия подлинного и бытия неистинного, в последующих философских системах проблема соотношения души и тела, природы и разума, материи и сознания.

Однако впервые этот вопрос был сформулирован немецким мыслителем И. Кантом в XVIII веке как три вопроса: «Что я должен знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Причем Кант свел воедино все эти вопросы, определив его как главный вопрос «Что такое человек?», тем самым, указав, что вопрос о человеке является основным в философии.

В классическом варианте основной вопрос философии был сформулирован в марксизме, в XIX веке. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» утверждал, что основной вопрос философии – этот вопрос о соотношении бытия и мышления, материи и сознания. Отмечалось, что основной вопрос философии имеет две стороны: онтологическую, где осмысливается, что первично, и гносеологическую, где решается проблема познаваемости мира. При решении онтологической стороны основного вопроса философии возникают два направления: материализм и идеализм. Материализм – направление в философии, которое за первоначало всего признает материю. Исторически материализм сложился в трех основных формах: стихийный, метафизический и диалектический. Стихийный материализм возник в античной философии, за первоначала он принимал какую-либо стихию (огонь, воду, воздух, апейрон и т.д.). Этому материализму был свойственен гилозоизм, то есть наделение стихии душой, что позволяло стихии развиваться. Основные представители этой формы материализма – древнегреческие мыслители, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен. Метафизический материализм представляет собой направление в философии, в котором за первоначало признается природа, материя, но для возникновения мира из этого первоначала необходим толчок, таким толчком выступает Бог. Основными представителями это формы материализма были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, М.В. Ломоносов и др. Диалектический материализм за первоначало признавал материю, способную к саморазвитию на основе внутренних противоречий. Основными представителями диалектического материализма были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.

Идеализм – направление в философии, которое за первоначало признает сознание, мышление. В истории философии идеализм существует в двух формах: объективный и субъективный. Объективный идеализм признает за первоначало сознание божественное или мировое. Основными представителями являются Платон, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Г. Гегель, В. С. Соловьев и другие. Субъективный идеализм признает за первоначало сознание отдельного человека. Основные представители – Д. Юм, Дж. Беркли, И. Кант, А. Шопенгауэр и другие.

Вопрос о познаваемости мира решается не однозначно, как утверждал Ф.Энгельс, что «все материалисты и объективные идеалисты признавали познаваемость мира, а субъективные идеалисты, отрицали» возможность познания мира вообще или частично. Мыслители, которые отрицали познаваемость мира, называются агностиками. Классическое решение основного вопроса философии используется в философии марксизма и неомарксизма.

В философии ХХ века переосмысливается не только предмет философии, но и его основной вопрос. Философия экзистенциализма и философская антропология придерживаются кантовской трактовки основного вопроса философии «Что есть человек?». Философия позитивизма отрицает существование основного вопроса философии. Таковы основные варианты решения основного вопроса философии.

 

Функции и методы философии.

Роль и значение философии в жизни человека и общества заключаются в

тех функциях, которые она выполняет. Само понятие «функция» означает какой-либо способ действия, активности философии при решении поставленных ею задач.

Одной из первых функций, которую философия выполняет, является мировоззренческая функция. Философия синтезирует все имеющиеся взгляды на мир, создавая систему целостной картины мира, включая знания, оценки, ценностные установки, идеалы и руководящие принципы, и выясняет место человека в этом мире. Философия активно участвует в формировании мировоззрения, критикуя иллюзорные, а в современном мире виртуальные ценности.

Познавательная функция философии заключается в осмыслении знаний, полученных конкретными науками, систематизации этих знаний, создании единой картины мира. Философия сама не открывает новых знаний, она пытается объяснить мир на основе знаний других наук.

Социально-критическая функция философии заключается в критическом осмыслении социальной действительности, в которой живет и действует человек. Философия показывает систему ценностей необходимых и возможных, на основе которых должно развиваться общество.

Аксиологическая функция философии выражается в осмыслении ценности, значимости и смысла жизни человека и истории общества.

Выполняя воспитательную функцию, философия способствует формированию у человека представлений о сущем и должном, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Без усвоения этих ценностных ориентиров невозможна жизнь человека, общества и развитие человеческого в человеке.

Методологическая функция философии заключается в разработке философией как собственных методов, без которых не может быть представлен предмет философии, так и методов, которые используют в познавательной деятельности другие науки.

Обратимся к рассмотрению основных методов, которые разработаны философией в истории ее развития. Метод критической рефлексии – один из главных методов философии. Рефлексия означает критический анализ собственных действий, познания и осознания психического состояния. Философское познание от других форм научного познания отличает именно способность к рефлексии, то есть способность познания субъективного бытия. Философия – единственная область знания, в которой человек познает самого себя и это познание делает одной из проблем исследования.

Диалектический метод начинает разрабатываться еще в античной философии, в беседах Сократа, который для выяснения истины сознательно приводил своих собеседников к противоречивым высказываниям. Сократ называл этот метод познания «майевтикой», в философской литературе этот метод получил название «отрицательной диалектики». Наиболее последовательно этот метод был разработан в XVIII веке в философии Гегеля, а затем в философии марксизма, где было представлено иное понимание этого метода. Суть диалектического метода сводится к тому, что, во-первых, сам процесс познания противоречив, в нем присутствуют одновременно противоположности, которые находятся в единстве и борьбе, позволяя познанию развиваться; во-вторых, в любом изучаемом объекте также присутствует противоречивость, которая должна быть познана. Этот метод неразрывно связан с другими методами, с единством исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Диалектический метод используется в познавательной деятельности всех наук и правоведении в частности.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот разрабатывается в философии Гегеля и философии марксизма. Следует отметить, что в философии Гегеля это метод разрабатывался только применительно к познанию, ибо признавалось тождество мышления и бытия, а в марксизме применительно к бытию и познанию. Сущность метода заключается в том, что в самом начале об изучаемом предмете дается самое общее, абстрактное понятие, а затем в процесс дальнейшего познания происходит конкретизация изучаемого объекта, наполнение понятия о нем конкретным содержанием. Например, при изучении права дается самое абстрактное понятие права, при изучении различных форм права и правовой теории это понятие наполняется содержанием, в результате возникает у обучаемого целостное представление о праве и государстве, регламентирующем жизнь людей на основе этого права.

Герменевтический метод разработан в философии XIX-XX веков и широко используется не только в философии, но и в других областях научного познания. Гермене́втика в переводе с древнегреческого (объясняю, истолковываю) означает искусство толкования текстов, культуры, эпохи или истории в целом. В истории философии герменевтический метод разрабатывался в философских концепциях XIX века (Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера) и XX века (Г. Гадамера, П. Рикера и других). Каждый из упомянутых мыслителей внес определенный вклад в разработку герменевтического метода. Сущность герменевтического метода сводится к нескольким основным положениям: необходимость предварительного понимания, бесконечность интерпретации и герменевтический круг.

Необходимость предварительного понимания означает, что каждая попытка толкования руководствуется уже известными представлениями об изучаемом объекте, то есть существует уже определенное знание, которое является основой для дальнейшего понимания. Наше предварительное понимание, от которого мы не можем уже никогда избавиться, позволяет нам, определяя значение предмета или текст, иметь какую-либо гипотезу. Бесконечность же интерпретации означает, что существует множество толкований смысла одного и того же события действительности, или текста будь то текст письма, научного сочинения или позитивного закона.

Предпонимание и бесконечность интерпретации неразрывно связаны с герменевтическим кругом. Понятие «герменевтический круг» введено Шлейермахером. Герменевтический круг представляет собой принцип понимания текста, памятника культуры, эпохи на основе соотношения части и целого, то есть понимание целого складывается из понимания отдельных его частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. Такова сущность герменевтического круга. Герменевтический метод особенно важен при познании социально-культурной реальности, каковой является и правовая реальность, где из множества интерпретаций на основе анализа и сравнений выясняется истинное знание.

Структуралистский метод разрабатывается в ХХ веке, в философии структурализма и постструктурализма (Клод Леви-Строс, Мишель Фуко и др.) и неомарксизме, в дальнейшем это метод стал использоваться в других науках. Сущность этого метода заключается в том, что изучаемый объект представляет собой систему, состоящую их элементов, вначале изучается каждый элемент структуры, анализируются его функции, а затем проводится анализ всей системы и выявляются ее функции. Например, государство как сложная система, состоящая из элементов, выясняется сущность различных ветвей власти и их функции, в затем функции и роль государства в жизни общества и человека.

Литература по теме:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.