Технология прослушивания и записи телефонных переговоров — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Технология прослушивания и записи телефонных переговоров

2017-09-28 460
Технология прослушивания и записи телефонных переговоров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Технизация» преступности, оснащение организованных преступных сообществ современными средствами связи (от мо­бильных, сотовых телефонов до средств космической связи) и широкое использование этих средств при совершении самых различных преступлений поставили на повестку дня вопрос о



Криминалистическая тактика


принятии правоохранительными органами адекватных мер, по­зволяющих своевременно проникать в замыслы преступников и получать необходимую информацию, и, в конечном итоге, — оперативно предупреждать и раскрывать преступления. Первым шагом на пути решения этой задачи стал закон СССР от 12 июня 1990 г., дополнивший основы уголовного судопроиз­водства — ст.351. Им допускалось прослушивание и звукоза­пись переговоров, ведущихся по телефонам и другим перего­ворным устройствам. Этой нормой установлено, что про­слушивание переговоров допустимо:

1) лишь по возбужденному уголовному делу по постановле­
нию следователя или органа дознания с санкции проку­
рора или по определению суда;

2) при наличии достаточных оснований полагать, что в ре­
зультате прослушивания будут получены сведения,
имеющие существенное значение для дела;

3) в отношении переговоров подозреваемого, обвиняемого
или иных причастных к преступлению лиц, при угрозе
насилием, вымогательстве и других противоправных дей­
ствиях — в отношении переговоров потерпевшего или
свидетеля (по их заявлению или с их согласия).

4) длительность прослушивания не может превышать шести
месяцев.

Этим Законом (от 12 июня 1990 г) было также установлено, что о проведенном прослушивании и звукозаписи составляется протокол с кратким изложением содержания фонограммы пе­реговоров, имеющих отношение к делу; фонограмма приобща­ется к делу. Процедура прослушивания и звукозаписи должна была быть регламентирована республиканским законодательст­вом. Однако в УПК РСФСР соответствующая норма так и не появилась (в проекте нового УПК России такая норма преду­смотрена).

Однако в иных Федеральных законах содержатся общие по­ложения о порядке прослушивания и записи телефонных пе­реговоров.

Например, ст.32 Федерального закона «О связи» от 16 фев­раля 1995 г. установила, что прослушивание телефонных пере­говоров допускается только на основании судебного решения. Это же положение содержится в Федеральном законе «О поч-


Розыскная и поисковая деятельность следователя___________ 283

товой связи» от 9 августа 1995 г. и в Федеральном законе «Об опе­ративно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (ст.8). Та­ким образом, альтернативы в санкционировании решения сле­дователя или органа дознания о прослушивании переговоров не существует: согласие на это может давать только суд.

Отсутствие в действующем УПК четкой регламентации рас­сматриваемого действия не позволяет однозначно решить во­прос, в каких случаях оно представляет собой следственное действие со всеми вытекающими из такого статуса следствия­ми, а в каком случае — оперативно-розыскное мероприятие, результаты которого еще только могут стать доказательствами по делу при соблюдении необходимых процедур. Можно пола­гать, что в случаях, когда прослушивание и запись переговоров производятся по постановлению следователя или дознавателя, имеет место следственное действие. Если же они проводятся по мотивированному постановлению руководителя органа, осуще­ствляющего оперативно-розыскную деятельность, то налицо оперативно-розыскное мероприятие, результаты которого исполь­зуются по общим правилам УПК (ст.8, 9, 11 Закона «Об опера­тивно-розыскной деятельности Российской Федерации»). Раз­личие между тем и другим лишь в статусе полученных резуль­татов, основания же проведения практически одни и те же. Та­кими основаниями служат:

> непосредственное усмотрение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, получившего сведения о противоправном деянии и причастных к нему лицах; о событи­ях и действиях, угрожающих безопасности страны; об укло­няющихся от явки в органы дознания, следствия и суда или от уголовного наказания лицах; о лицах, без вести пропавших (ст.7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации»);

> обоснованные предположения органа расследования о возможности получения путем прослушивания и записи пере­говоров сведений, имеющих существенное значение по делу;

> наличие угрозы насилием, вымогательства или других противоправных действий в отношении потерпевшего или сви­детеля или иных связанных с ними лиц.

Как следует из изложенного, субъектами, чьи переговоры прослушиваются, являются подозреваемые, обвиняемые и иные причастные к преступлению лица.



Криминалистическая тактика


Под иными причастными к преступлению лицами обычно имеются в виду такие, в отношении которых в деле имеются материалы о возможном их участии в совершении или сокры­тии преступления, орудий и средств преступления и иных объ­ектов, а также те, кто в иной противоправной форме препятст­вует установлению истины по делу. Правомерно к таким лицам относить и иных субъектов противодействия расследованию, в том числе коррумпированные связи виновных.

Другой категорией субъектов, переговоры которых могут прослушиваться и фиксироваться, являются потерпевшие и свидетели. Прослушивание и запись их переговоров допускает­ся, как было сказано, лишь при наличии противоправных дей­ствий в отношении этих лиц или их близких. Обязательным условием прослушивания и записи их переговоров является по­ступление соответствующего заявления от потерпевшего или свидетеля и с указанием их согласия на звукозапись.

Прослушивание представляет собой подключение следователя или оперативного сотрудника, или уполномоченных ими лиц из числа специалистов, операторов связи и др. к переговорному устройству для получения речевой информации. Переговоры при этом могут вестись по городской, междугородной, между­народной, радиотелефонной, радиорелейной, высокочастотной, космической связи, с помощью других переговорных устройств — радио, селекторных и иных средств передачи вербальной информации. Технические сотрудники предприятия связи, ока­зывающие содействие в прослушивании переговоров, преду­преждаются об ответственности за разглашение ставших им известными сведений.

В постановлении о прослушивании и записи переговоров должно быть указано, с каких переговорных устройств будут вестись прослушиваемые переговоры; их номера и другие обо­значения; адреса, где установлены или по которым абонирова­ны устройства; участники переговоров; время проведения про­слушивания и кому поручено его осуществление.

Следует иметь в виду, что прослушивание сделанной фоно­записи переговоров должно осуществляться по аналогии с про­цедурой следственного осмотра. В том случае, если следователь сам участвует в процедуре прослушивания переговоров, он по своему процессуальному положению становится свидетелем, со всеми вытекающими из этого процессуальными последствиями.


Розыскная и поисковая деятельность следователя___________ 285

Прослушивание переговоров может осуществляться специ­ально уполномоченными на то лицами из числа операторов предприятия связи или специальным (оперативно-техническим) подразделением органа дознания. В прослушивании могут уча­ствовать потерпевший или иное лицо, в чей адрес высказыва­ются угрозы или противоправные требования.

Звукозапись переговоров ведется в автоматическом режиме, независимо от того, ведется ли параллельно их прослушивание или нет. При непосредственном прослушивании значимая для дела информация может немедленно передаваться органу рас­следования, что обеспечивает оперативность и эффективность ее использования. Запись периодически прослушивается орга­ном расследования с участием специалиста, в присутствии по­нятых, и значимая информация переносится на единый носитель, а не имеющая отношение к делу уничтожается (стирается).

Прослушивание записи оформляется протоколом. В нем указывается: где и когда производилось прослушивание; сведе­ния об участниках; кто, с какого устройства и с кем вел пере­говоры; вид и модель применяемых записывающего устройства и носителя информации; какие части записи перенесены на единый носитель и что он собой представляет; при необходи­мости излагается значимая информация, либо начальная и ко­нечная фразы записанного разговора.

В тех случаях, когда запись производилась по поручению следователя, протокол прослушивания вместе со звукозаписью (кассетой), рапортом или препроводительным письмом от ор­гана дознания в опечатанном виде представляются следовате­лю. Последний производит их осмотр с участием понятых, а при необходимости — и специалиста, осуществляет прослуши­вание записи. Все материалы прослушивания, записи и прото­кол их осмотра приобщаются к делу в качестве источника дока­зательств. Протокол осмотра фонограммы составляется с со­блюдением требований ст.141 и 1411 УПК России. В протоколе осмотра указываются внешний вид и технические параметры кассеты; признаки, свидетельствующие о возможном внесении изменений; содержание фонограммы. В целях установления подлинности и цельности фонозаписи отождествления лично­сти участников переговоров может быть проведена фоноскопи­ческая экспертиза.


Глава



Организация в системе ОВД

Раскрытия и расследования

Преступлений

§ 1. Понятие и содержание организации работы по раскрытию и расследованию преступлений

Первоначально в теории отечественного уголовного судо­производства и в криминалистике процесс расследования пре­ступлений с учетом его розыскного характера дифференциро­вался на два этапа (периода). К задаче первого этапа (предварительного или генерального следствия) относилось вы­явление факта преступления и установление лиц, совершивших его. Эта задача возлагалась на органы дознания. На втором этапе (он именовался дальнейшим расследованием в связи с появлением обвиняемого) в задачу органов следствия (следо­вателей) входило обнаружение достаточно обстоятельных и полных доказательств для предания обвиняемого суду (В.К. Слу-чевский, Н.Н. Розин).

В советской уголовно-процессуальной и криминалистиче­ской литературе предварительное расследование также подраз­делялось на два этапа: первоначальный — от возбуждения уголовного дела до предъявления обвинения и последующий — производство следственных действий до окончания расследова­ния (М.С. Строгович, П.С. Элькинд). В то же время среди криминалистов и процессуалистов были и несколько иные под­ходы к периодизации расследования. В частности, И.Н. Яки­мов, В.И. Громов, Н.В. Крыленко выделяли три этапа в расследовании: начальный, последующий и заключительный. Су­ществует и точка зрения, в соответствии с которой в процессе


Организация раскрытия и расследования преступлений_______ 287

расследования усматриваются не только первоначальный и по­следующий этапы, но при наличии оснований, предусмотренных ст. 195 УПК РСФСР, также и такой этап, как производство по приостановленному уголовному делу (В.А. Михайлов).

Дифференциация стадий уголовного судопроизводства и четкое уяснение сущности каждой из них позволяют опреде­лить оптимальную структуру криминалистической методики расследования преступлений и обозначить практически значи­мые рекомендации не только процессуального и криминали­стического, но также организационно-управленческого харак­тера, учет которых важен в процессе раскрытия и расследова­ния преступлений.

В органах внутренних дел организаторами раскрытия и рас­следования преступлений являются первые руководители, т.е. министры внутренних дел, начальники УВД, ГУВД, УВДТ, на­чальники горрайлинорганов внутренних дел, начальники орга­нов дознания и органов предварительного следствия, а также следователи, возглавляющие следственные и следственно-опе­ративные группы.

Первые руководители министерств и управлений внутрен­них дел организационно обеспечивают криминологическое прогнозирование, разработку стратегии и тактики борьбы с преступностью, в том числе с участием органов предваритель­ного следствия и дознания. Они издают ведомственные норма­тивно-правовые акты по вопросам организации раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и управления деятельностью указанных органов; принимают меры, гаранти­рующие процессуальную самостоятельность и независимость следователей и начальников следственных отделов и органов дознания; организуют проверки соблюдения законности, ана­лиз и обобщение причин ее нарушения в процессуальной, опе­ративно-розыскной, экспертно-криминалистической деятель­ности и на этой основе — разработку и осуществление мер по дальнейшему совершенствованию функционирования органов предварительного следствия, дознания, экспертно-криминалис­тических, оперативно-розыскных подразделений и других служб органов внутренних дел.

Руководители органов предварительного следствия и дозна­ния в целях организации раскрытия и расследования преступ-


288


Криминалистическая тактика


лений управляют процессами сбора и анализа процессуальной и оперативно-розыскной информации, планирования, органи­зации взаимодействия и осуществляют процессуальный и ве­домственный контроль за деятельностью органов предвари­тельного следствия и дознания, организуют оказание им мето­дической и практической помощи.

Под взаимодействием следует понимать единовременное (разовое) или достаточно продолжительное (длительное по времени) объединение сил, средств и методов органов внут­ренних дел и других правоохранительных органов для достиже­ния задач выявления, быстрого и полного раскрытия, расследо­вания и предупреждения преступлений. Правовые и организаци­онные основы и формы взаимодействия установлены уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными норма­тивно-правовыми актами.

К числу правовых форм взаимодей­ствия относятся:

• выявление органами дознания преступлений, по которым
производство предварительного следствия обязательно,
возбуждение ими уголовных дел в таких случаях и прове­
дение по ним неотложных следственных действий и опе­
ративно-розыскных мероприятий для выявления лиц, ко­
торые совершили преступления (ст. 119 УПК РСФСР);

• выполнение органами дознания по своей инициативе
оперативно-розыскных мер для установления преступни­
ка по делам, по которым они вели неотложные следст­
венные действия, но преступление не раскрыли, с уведом­
лением следователей о результатах (ст. 119 УПК РСФСР);

• выполнение органами дознания розыскных и следствен­
ных действий в соответствии с поручениями и указания­
ми органов предварительного следствия или прокуроров
по делам, находящимся в производстве следователей
(ст.119; ч.4 ст.127 УПК, п.4 ст.211 УПК РСФСР);

• содействие органов дознания органам предварительного
следствия при выполнении следственных действий в со­
ответствии с поручениями и указаниями следователей
(ч.4 ст.127 УПК РСФСР);


Организация раскрытия и расследования преступлений_______ 289

• производство органами дознания другого района розыск­
ных и следственных действий в соответствии с поруче­
ниями следователей (ст, 132 УПК РСФСР);

• производство розыска обвиняемых органами дознания в
соответствии с поручениями следователей (ст. 196 УПК
РСФСР);

• принятие органами дознания по поручениям следователя
мер к установлению лиц, подлежащих привлечению в ка­
честве обвиняемых по делам, приостановленным произ­
водством (ст. 197 УПК РСФСР);

• участие специалистов правоохранительных органов в
проведении следственных действий (ст. 133—1 УПК
РСФСР);

• проведение экспертиз в экспертных учреждениях право­
охранительных органов (ст. 187 УПК РСФСР);

• задержание органом дознания подозреваемых в соверше­
нии преступлений лиц в соответствии с поручениями
следователей (по постановлениям следователей);

• содержание в ИВС МВД РФ задержанных и заключен­
ных под стражу; содержание в СИЗО Министерства юс­
тиции РФ заключенных под стражу;

• привод в соответствии с поручениями следователей орга­
нами дознания обвиняемых (подозреваемых), свидетелей
и потерпевших, специалистов, экспертов (ст.73, 147 УПК
РСФСР).

Наиболее распространенные органи­зационные формы взаимодействия:

• придание следователю (группе следователей, дознавате­
лю, группе дознавателей) на время следствия (дознания)
или на время проведения отдельного следственного дей­
ствия (отдельных следственных действий) для оказания
помощи и содействия, а также для выполнения опера­
тивно-розыскных и иных мероприятий сотрудников (сот­
рудника) оперативно-розыскных подразделений (опера­
тивно-розыскного подразделения), специалистов и дру­
гих сотрудников;

• создание следственно-оперативных групп различного на­
значения и состава;

10 Криминалистика


290


Криминалистическая тактика


• согласованное планирование и проведение процессуаль­
ных действий, оперативно-розыскных, организационных
и иных мероприятий при проверке и рассмотрении заяв­
лений (сообщений) о преступлениях и в ходе их раскры­
тия и расследования;

• совместная организация поиска преступников по горя­
чим следам с использованием данных осмотра места про­
исшествия и другой информации;

• взаимное информирование участников взаимодействия и
совместное обсуждение ими собранных по делу данных,
выдвижение версий, определение наиболее действенных
способов их проверки процессуальным и оперативно-
розыскным путем.

Правильно организованное взаимо­действие обеспечивает:

• оптимальное использование возможностей субъектов взаи­
модействия;

• сочетание гласных (процессуальных и непроцессуальных)
методов раскрытия и расследования преступлений с не­
гласными оперативно-розыскными, в том числе научно-
техническими, средствами и методами;

• решение задач предотвращения и раскрытия преступле­
ний, розыска преступников, применения к ним преду­
смотренных законом мер процессуального принуждения;

• выявление и устранение причин и условий, способст­
вующих совершению преступлений.

Руководители организуют взаимодействие на плановой ос­нове. В плане министерства, управления, отдела внутрен­них дел в этих целях, как правило, должны преду­сматриваться:

• совместные мероприятия органов предварительного след­
ствия и дознания, оперативно-розыскных служб, экс­
пертно-криминалистических и иных подразделений
МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГОРОВД, ЛОВД с другими
правоохранительными органами по комплексному раз­
решению проблем раскрытия и расследования преступ­
лений;

• подготовка информаций и предписаний, затрагивающих
общие интересы следственных аппаратов, органов дозна-


Организация раскрытия и расследования преступлений_______ 291

ния, оперативно-розыскных, экспертно-криминалисти­ческих и других служб всех заинтересованных правоохра­нительных органов;

• заслушивание отдельных исполнителей и руководителей
служб по вопросам взаимодействия и его организации
при раскрытии и расследовании преступлений (как в це­
лом, так и по отдельным делам, по группе дел);

• совместное обсуждение участниками взаимодействия и
руководителями различного уровня и направлений опе­
ративной обстановки, перспектив и возможностей рас­
крытия и расследования преступлений и разработка ком­
плексных мер по повышению уровня и эффективности
совместной деятельности в борьбе с преступностью.

Эффективность процессов взаимодей­ствия и его организации обеспечивается, если соблюдены следующие принципы:

• четкое уяснение участниками взаимодействия его целей
и задач;

• процессуальная самостоятельность следователей, органов
дознания и судебных экспертов;

• самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных
подразделений и специалистов в выборе средств и такти­
ческих приемов при осуществлении согласованных меро­
приятий;

• соблюдение участниками взаимодействия и его организа­
торами и руководителями требований законности;

• комплексное использование сил и средств, которыми
располагают субъекты взаимодействия;

• непрерывный обмен информацией участников, организа­
торов и руководителей взаимодействия, неразглашение
ими данных и результатов их деятельности;

• согласованное планирование и согласованное выполне­
ние следственных действий, розыскных и оперативно-
розыскных мероприятий;

• процессуальный контроль за взаимодействием и процес­
суальное руководство взаимодействием;

• ведомственный контроль за взаимодействием и ведомст­
венное руководство взаимодействием со стороны первых

10*



Криминалистическая тактика


руководителей МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГОРОВД, ЛОВД, органов предварительного следствия;

• прокурорский надзор и судебный контроль в процессе
взаимодействия за исполнением законов его участниками
и руководителями.

Как показывает практика следственной работы, наиболее эффективно взаимодействие в раскрытии и расследовании пре­ступлений осуществляется в составе следственно-оперативных групп (СОГ). В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:

• постоянно действующие или специально создаваемые на
дежурные сутки (дежурные СОГ), направляемые для ос­
мотра мест происшествий и раскрытия преступлений в
течение дежурных суток;

• целевые (временные), создаваемые для раскрытия и рас­
следования преступлений по конкретным делам;

• постоянно действующие, специализирующиеся на рас­
крытии и расследовании отдельных видов преступлений
(квартирных краж, дорожно-транспортных происшест­
вий, преступлений несовершеннолетних, преступлений в
сфере экономики, организованной преступной деятель­
ности, других тяжких и особо тяжких преступлений, пре­
ступлений, совершаемых в условиях чрезвычайного по­
ложения и т.п.);

• межрегиональные;

• совместные (межведомственные) СОГ или бригады;

• международные СОГ или бригады.

Состав и численность СОГ зависят от объема и характера предстоящей согласованной процессуальной, оперативно-ро­зыскной, научно-технической и организационной деятельно­сти. Следственно-оперативная группа в органах внутренних дел создается управленческим решением первого руководителя МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлиноргана внутренних дел. Практикуется создание СОГ совместным управленческим ре­шением руководителя следственного аппарата и оперативно-розыскного подразделения, сотрудники которых включаются в состав СОГ в качестве ее участников. Межведомственная СОГ создается управленческими решениями руководителей право­охранительных органов, сотрудники которых включаются в ее


Организация раскрытия и расследования преступлений_______ 293

состав. Руководителями СОГ назначаются наиболее опытные следователи, но могут назначаться ими и начальники (замес­тители начальников) следственных подразделений.

Организация раскрытия и расследования преступлений на территории обслуживания органа внутренних дел осуществля­ется с учетом оперативной обстановки. Для ее изучения ис­пользуются не только материалы статистики, различных учетов, но и личные наблюдения, результаты анализа уголовных дел, дел оперативной проверки и розыскных дел, беседы с населе­нием и представителями органов местного самоуправления и общественности. Эффективному слежению за оперативной об­становкой помогают личные картотеки, учетные материалы оперативно-розыскных подразделений и органов расследова­ния. Большие возможности в организации эффективного сле­жения за оперативной обстановкой дает использование персо­нальных компьютеров для накопления процессуальной, опера­тивной и т.п. информации.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.