Практическое занятие № 10. Взаимоотношения людей. Аттракция — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Практическое занятие № 10. Взаимоотношения людей. Аттракция

2017-09-28 467
Практическое занятие № 10. Взаимоотношения людей. Аттракция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Межличностная аттракция и факторы ее формирования.

2. Теория межличностных отношений как обмена (Дж. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманс, П. Блау).

3. Дискуссия на тему: «Особенности межличностной аттракции в интернет-коммуникациях».

Как подготовиться: поискать литературу по теме (кроме указанной в списке литературы под номером 2, 3), прочитать, систематизировать прочитанное, составить свой собственный план-ответ на предложенную тему.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. (См.: Гл.8, параграф «Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений»).

3. Смирнова Ю.С., Чумакова В.А. Факторы межличностной аттракции в различных видах интернет-коммуникации. // Психологический журнал, 2012, № 3-4. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/ 42790/1/50-55.pdf

 

Практическое занятие № 11. Взаимоотношения людей. Агрессия

1. Понятие агрессии. Виды агрессии.

2. Биологические факторы агрессии.

3. Социально-психологические факторы агрессии.

4. Роль СМИ в формировании паттернов агрессивного поведения.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

3. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: РИМИС, 2009.

4. Майерс Д. Социальная психология.– СПб.: Питер, 2014.

5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.:Юрайт, 2014.

6. Химия эмоций, часть 1: Записки одного программиста. – Режим доступа: http://stkorn.livejournal.com/171279.html?page=1

7. PSYERA: Гуманитарно-правовой портал / Социальная психология. Режим доступа: http://psyera.ru/articles/socialnaya-psihologiya

 

Типовые контрольные вопросы для проведения текущего контроля по разделу 3 (темы 10, 11)

1. Назовите факторы формирования межличностной аттракции.

2. Как вы думаете, какой принцип в возникновении симпатии преобладает: «противоположности сходятся», или же принцип общности установок и ценностей («рыбак рыбака видит издалека»)?

3. Сформулируйте основные положения теории межличностных отношений как обмена.

4. Каковы социально-психологические факторы агрессии?

5. Какова, на ваш взгляд, роль СМИ в формировании паттернов агрессивного поведения?

 

Раздел 4 Социальная психология групп

Практическое занятие № 12. Понятие и структура малой группы

1. Понятие малой группы в социальной психологии.

2. Ролевая теория внутригрупповых отношений.

3. Доверие, сплоченность и продуктивность малой группы.

Практическое занятие № 13. Динамика малой группы

1. Функции малой группы.

2. Стадии развития малых групп.

3. Групповое влияние. Конформизм.

4. Внутригрупповой конфликт: источники и стратегии преодоления.

 

Практическое занятие № 14. Лидерство в малой группе

1. Теории лидерства в малой группе.

2. Типология стилей лидерства.

3. Основания власти и средства влияния лидера.

4. Теория референтной группы.

Литература

1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 20014.

2. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2014.

4. PSYERA: Гуманитарно-правовой портал / Социальная психология. Режим доступа: http://psyera.ru/articles/socialnaya-psihologiya

 

Типовые контрольные вопросы для проведения текущего контроля по разделу 4 (темы 12, 13, 14)

1. Чем отличается понятие «социальной группы» в социологии и понятие «малой группы» в социальной психологии?

2. Охарактеризуйте основные понятия ролевой теории структуры малой группы.

3. Перечислите функции малой группы по отношению к индивидам, членам группы.

4. Какие этапы в своем развитии проходит малая группа?

5. Какие вы знаете эксперименты, подтверждающие групповое влияние на установки и поведение индивида?

6. Дайте классификацию внутригрупповых конфликтов.

7. Может ли конфликт иметь положительные последствия для развития группы?

8. Сформулируйте основные стратегии выхода из конфликта в условиях малой группы.

 

Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Социальная психология» используются классические формы и методы обучения: лекции, практические занятия (семинары), практические задания.

В рамках изучения дисциплины предполагается использовать следующие образовательные технологии.

Традиционная лекция составляет основу теоретического обучения в рамках дисциплины и направлена на систематизированное изложение накопленных и актуальных научных знаний. Лекция предназначена для раскрытия состояния и перспектив психологии творческой деятельности в современных условиях. На лекции концентрируется внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируется их активная познавательная деятельность.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, который может сопровождаться одновременной демонстрацией слайдов, созданных в среде PowerPoint, при необходимости привлекаются открытые Интернет-ресурсы, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные материалы.

Семинары (практические занятия) по дисциплине проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом по отдельным группам. Цель практических занятий (семинаров) – закрепить теоретические знания, полученные обучающимися на лекциях и в результате самостоятельного изучения соответствующих разделов рекомендуемой литературы, а также приобрести начальные практические навыки. Практическое занятие предназначено для более глубокого освоения и анализа тем, изучаемых в рамках данной дисциплины.

Практическое задание выполняется в целях практического закрепления теоретического материала, излагаемого на лекции, отработки навыков использования пройденного материала. Выполнение практического задания предполагает изучение методик, применяемых в социальной психологии.

Главной целью практического задания является индивидуальная, практическая работа каждого обучающегося, направленная на формирование у него компетенций, определенных в рамках дисциплины «Социальная психология».

Самостоятельная работа студента (обучающегося) является составной частью учебной работы. Ее основной целью является формирование навыка самостоятельного приобретения знаний по некоторым не особо сложным вопросам теоретического курса, закрепление и углубление полученных знаний, самостоятельная работа со справочниками, периодическими изданиями и научно-популярной литературой, в том числе находящимися в глобальных компьютерных сетях. Самостоятельная работа подразумевает выполнение учебных заданий. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, которая выполняется при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Продуктивная работа с литературой обеспечивается определенной методической подготовкой, т.е. знакомством студентов с основными приемами работы с текстом, формами фиксации ее результатов.

Самостоятельное изучение учебной литературы с необходимостью предполагает использование различных видов записи:

- планов – наиболее кратких записей, содержащих лишь перечень рассматриваемых вопросов;

- тезисов – изложение в сжатой повествовательной форме основных положений изучаемого материала;

- выписок – дословного воспроизведения отдельных наиболее важных положений;

- конспектов – наиболее совершенных форм записей, где излагаются в логической последовательности основные положения какого-либо источника.

Конспект объединяет в себе и план, и тезисы, и выписки; он позволяет также выразить отношение того, кто конспектирует, к воспроизводимым положениям, раскрыть их методологическую и теоретическую значимость для изучаемого курса.

Все задания, выносимые на самостоятельную работу, выполняются студентом либо в конспекте, либо на отдельных листах формата А4 (по указанию преподавателя). Контроль выполнения заданий, выносимых на самостоятельную работу, осуществляет преподаватель за счет часов, отведенных Учебным планом на практические (семинарские) занятия.

Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой студентов (обучающихся) и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно не менее двух раз в месяц в часы, свободные от учебных занятий, и носят в основном индивидуальный характер. На консультациях повторно рассматриваются вопросы, на которых базируется изучаемая дисциплина, и которые по результатам входного и текущего контроля не достаточно усвоены обучающимися.

 

10 Примерный перечень вопросов к экзамену для проведения промежуточного контроля по дисциплине

 

1. Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе гуманитарного знания.

2. Методология и методы социальной психологии.

3. Необихевиористское направление в социальной психологии.

4. Когнитивистское направление в социальной психологии.

5. Психоаналитическое направление в социальной психологии.

6. Интеракционистское направление в социальной психологии.

7. Понятие общения в социальной психологии. Функции общения.

8. Социально-психологические аспекты коммуникации.

9. Принципы и факторы оптимизации целенаправленного коммуникативного воздействия.

10. Понятие социальной установки, структура и функции социальной установки.

11. Факторы формирования и изменения установок.

12. Проблема соотношения установок и поведения.

13. Я-схема и факторы ее формирования.

14. Самоинтерпретация и поведение.

15. Типичные ошибки самопознания.

16. Принципы интеграции впечатлений о других людях.

17. Понятие каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции и ее причины.

18. Предрассудки и предубеждения в познании других людей.

19. Понятие и виды агрессии.

20. Биологические и социально-психологические факторы агрессии.

21. Межличностная аттракция, факторы ее формирования.

22. Теория межличностных отношений как обмена.

23. Понятие и функции малой группы.

24. Ролевая теория структуры малой группы.

25. Сплоченность и продуктивность малой группы. Факторы повышения сплоченности группы.

26. Групповые цели и нормы.

27. Динамика формирования и развития малой группы.

28. Лидерство в малой группе. Факторы формирования лидера.

29. Лидерство и власть в малой группе. Стиль лидерства.

30. Понятие референтной группы, функции референтной группы.

31. Конформизм и групповое давление. Факторы, способствующие появлению конформизма.

32. Конформизм и нонконформизм в динамике малой группы.

 

Глоссарий

Агрессия – физическое или вербальное поведение, целью которого является причинение вреда другому человеку.

Аттитюд (социальная установка) – внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению и отдельным объектам социальной среды.

Аттракция (влечение) – реакция потребности в принадлежности, в создании взаимозависимых отношений с другими людьми.

Галоэффект – способ интеграции впечатлений о других людях, основанный на неосознанных людьми представлений о взаимосвязи личностных черт и их внешних проявлений.

Гендер – социально-психологическая характеристика пола, предписания и ролевые ожидания к определенному полу в той или иной культуре.

Гидравлическая теория агрессии – теория, согласно которой агрессивная энергия накапливается и нуждается в разрядке.

Групповые нормы – общие для всех членов группы поведенческие, интеллектуальные и моральные стандарты.

Доверие – уверенность в том, что можешь предсказать поведение другого и в надежности своего прогноза.

Зеркальное Я – отражение социально-значимых характеристик индивида в восприятии и интерпретации других.

Императивное общение – форма монологического общения, предполагающая предписывающую активность одного из партнеров и пассивность другого.

Инструментальная агрессия – поведение, в котором агрессия является средством (инструментом) достижения какой-либо иной цели.

Каузальная атрибуция – интерпретация причин поведения.

Когнитивизм – в социальной психологии: теоретическое направление, в основе которого лежит понимание поведения как результата когнитивных (познавательных) интерпретаций индивидом самого себя и социальной среды.

Когнитивная структура – форма взаимосвязи между когнитивными элементами, которая имеет мотивационные, аффективные, установочные, поведенческие или когнитивные следствия.

Когнитивное соответствие – согласованность различных элементов знания (когниций) о самом себе, своем поведении и социальной среде.

Когнитивный диссонанс – обнаружение несоответствия между когнициями в рамках когнитивной структуры индивида, а также несоответствия между когнициями и поведением индивида.

Когниция – познание, а также отдельный элемент знания.

Коммуникативный барьер – психологическое препятствие на пути восприятия к интерпретации информации.

Конвенциональное общение – общение, опосредованное социальными предписаниями и ролевыми ожиданиями.

Либидо – понятие психоанализа, обозначающее бессознательное сексуальное влечение индивида.

Локус контроля – предполагаемый источник детерминации поведения.

Малая группа – объединение людей с общей целью, взаимодействующих друг с другом, зависящих друг от друга, влияющих друг на друга.

Манипулятивное общение – форма монологического общения, предполагающая установку на партнера как на объект, подвергаемый воздействию с определенной целью.

Монологическое общение – однонаправленное общение, предполагающее неравенство партнеров по какому-либо признаку.

Мотивационные переменные – внутренние и внешние факторы, способные вызвать или активизировать поведение.

Мотивация – процесс побуждения индивида к совершению тех или иных действий.

Необихевиоризм – в социальной психологии: теоретическое направление, в основе которого лежит понимание поведения как совокупности двигательных, вербальных, эмоциональных реакций на действия внешней среды.

Оперантное поведение – понятие необихевиоризма обозначающее позитивное подкрепление желаемого поведения.

Парадокс Лапьера – явление расхождение между аттитюдом и реальным поведением.

Психическое поле – понятие теории К. Левина, обозначаю динамическую систему, возникающую между индивидом и социальной средой.

Психоанализ – в социальной психологии: тенденция ряда теорий рассматривать поведение взрослого человека детерминированным опытом его детства, прежде всего либидозными отношениями с родителями.

Референтная власть – вид власти в малой группе, основанный на уважении и доверии членов группы к лидеру.

Референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь на ее ценности и нормы.

Ролевая напряженность – давление ролевых требований способностям и возможностям индивида.

Роль – динамический аспект статуса, осуществление норм, прав и обязанностей, связанных с определенным статусом.

Самоуважение – степень принятия индивидом собственной Я – схемы.

Символический интеракционизм – теоретическая концепция утверждающая, что люди действуют в отношении “вещей” (элементов социальной среды) на основе значений, которые создаются во взаимодействиях индивидов (интеракции).

Смещенная агрессия – агрессия, направленная не на разрушение фрустрирующего источника, а на его заменитель.

Социализация – процесс активного усвоения индивидом норм, ценностей, знаний, существующих в обществе, в котором формируется Я – схема, социальные идентификации и установки индивида.

Социальная идентификация – соотношение и отожествление индивидом себя с определенной социальной группой.

Сплоченность группы – прочность позитивных межличностных связей (доверия и взаимных симпатий) в группе.

Статус – сложившееся в результате интеракции место индивида в малой группе.

Статусное согласие – согласие между индивидом и группой в отношении его положения в группе.

Стереотипы – упрощенные и стандартизованные модели характеристик или ожидаемого поведения членов определенной социальной группы.

Фрустрация – реакция психики на препятствия к достижению цели.

Фундаментальная ошибка атрибуции – ошибка в интерпретации поведения других людей, заключающаяся в недооценке ситуации и переоценке роли индивидуальных особенностей и установок другого человека.

Эффект ссылки на себя – социально-психологическое явление, заключающееся в том, что информация, релевантная (соответствующая) нашим Я-схемам, быстро обрабатывается и хорошо запоминается.

Я – схема (Я - концепция) – упорядоченный набор самоидентификаций и самоопределений.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

А.В. Преображенская

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебно-методическое пособие

для студентов Гуманитарного факультета

 

Направление подготовки: «Реклама и связи с общественностью»

 

Формат бумаги 60 x 90 1/16

СПбГУ ГА.196210.С-Петербург,ул.Пилотов,дом 38

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.