Цель изучения курса «Философия» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Цель изучения курса «Философия»

2017-09-28 296
Цель изучения курса «Философия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ф И Л О С О Ф И Я

Методические рекомендации

для подготовки к семинарским занятиям

студентов экономического факультета

 

Вологда. Молочное.

2015г.

 

Ковров Э.Л. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям студентов экономического факультета по философии - Вологда. Молочное: ВГМХА, 2015г.

 

 

Ковров Э.Л. - доцент кафедры философии Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии, кандидат философских наук.

 

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям студентов экономического факультета по философии одобрены на заседании методической комиссии экономического факультета ВГМХА ______________ протокол № _____

 

Оглавление

1. Цель изучения курса «Философия» С- 4

2. Самостоятельная работа с философским текстом на семинарских

занятиях. С- 5-7

3. Как начинать изучение философии С - 8-11

4. Планы семинарских занятий С- 12-17

 

5. Проведение самоконтроля готовности к сдаче итогового экзамена.

Вопросы для подготовки к экзамену по философии. С -18-20

7. Литература С - 21-22

8. Глоссарий С - 23-35

 

Цель изучения курса «Философия»

Самостоятельная работа студента является основной формой его учебной деятельности, от ее правильной организации и направленности зависит успешное освоение программного материала по курсу «Философия» Настоящее методическое пособие поможет студентам:

- осознать цель изучаемого предмета и способы достижения этой цели;

- правильно организовать самостоятельную работу для успешного освоения курса и выявления сложностей и предупреждения типичных ошибки, возникающих при его освоении;

- овладеть навыками правильного прочтения философского текста;

- провести самоконтроль готовности к сдаче итогового экзамена.

Первое условие успешного освоения курса «Философии» - четкое осознание цели ее изучения. Для многих студентов философия как учебная дисциплина - вещь совершенно бесполезная. Такому пониманию соответствует безразличное, а порой и враждебное к ней отношение. Причиной этого является резкое снижение общего уровня культуры студентов, тогда как занятия философией предполагают высокую ступень культурного развития. Главное, что должен осознать приступающий к изучению данного курса студент: философия нужна всем людям без исключения, она носит всеобщий характер. С философией не сталкивается только тот, кто не думает о своем месте в мире, об окружающих людях и, в конечном счете, о самом себе и своем призвании.Философия - попытка ответить на самые существенные вопросы человеческого бытия. С помощью философии человек пытается найти свое место в Мире, открыть истину, которая сделает его свободным. Философия не нужна только тем, кто давно превратился в объект манипулирования и перестал развиваться, кто не знает себя как свободный дух, кто стал рабом обстоятельств и других людей. Разговоры о том, что философия не нужна, так как отвлекает от изучения специальных - необходимых для будущей профессии предметов, ничего не стоят. За этими разговорами стоит обыкновенная лень и ведут их именно те студенты, которые не успевают по всем предметам, в том числе и специальным. Все обстоит с точностью наоборот. Именно тем, кто хочет стать настоящим специалистом философия необходима, так как целью изучения курса философии является формирование целостного мировоззрения будущего специалиста. Именно философия подводит учащегося к пониманию выбранной им профессиональной сферы. Только на занятиях философии осуществляется синтез всего накопленного учащимся материала и разрозненные знания, умения и навыки занимают свое место в целостной системе личного опыта.

Для достижения данной цели существует продуманная система изучения курса философии. Студент посещает лекции и семинарские занятия. К каждому семинарскому занятию студент обязан прочитать и проработать философский текст. Так как философия - предмет сложный для усвоения и требует особого усилия понятийного (абстрактного) мышления, студент может обратиться за помощью к преподавателю. Существуют учебники по философии, но следует помнить, что работа с учебниками носит вспомогательный характер. В конце семестра или учебного года предусмотрен экзамен.

Самостоятельная работа с философским текстом на семинарских занятиях.

Как уже отмечалось, к каждому семинарскому занятию студент обязан прочитать и проработать философский текст. От студента требуется понимание основной мысли текста и умение показать, как эта мысль развертывается и доказывается. К сожалению, умение следовать за чужой мыслью - необходимый, но редкий дар современной школы. Ошибочно считается, что проработанный и прочитанный текст это одно и тоже. Все чаще, работа студентов ограничивается подчеркиванием в ксерокопии текста мест, которые отвечают на вопросы семинарского занятия. Студенты не знают, что умение следовать за чужой мыслью необходимо развивать, что оно формируется в процессе прочтения и конспектирования научного текста. Более того, большинство студентов вообще не обладают навыками конспектирования. Таковым почему-то, считается бессмысленное переписывание текста или его тезисное изложение. Как же пишется настоящий конспект?

Тетрадный лист делится на две неравные части. Одну третью (левую) часть тетрадного листа необходимо оставить под поля. Две трети, для записей, которые появятся в результате проработки текста. Записи, которые студент делает по мере прочтения текста бывают двух видов. Это либо цитаты, которые берутся в кавычки, либо пересказ текста своими словами. Цитировать следует только наиболее существенные места текста - выводы, определения и наиболее удачные выражения, о которых говорится: «лучше не скажешь» Все остальное можно и нужно пересказывать своими словами потому, что такой пересказ - первый шаг к пониманию собеседника. Буквальное воспроизведение чужой мысли свидетельствует лишь о хорошей памяти.

Главная работа с текстом происходит на полях конспекта. Это место, где читатель встречается с автором текста. Первое, что должен сделать студент для правильной организации самостоятельной работы с текстом - осознать, что текст по философии - личный диалог мыслителя прошлого читателем. Во время диалога мы, во-первых, следим за мыслью говорящего. Во-вторых, пытаемся ее осмыслить. В третьих, пытаемся выработать собственное отношение к предмету разговора. Отсюда тройственная функция полей конспекта. Первая задачу, когда читатель слушает автора и пытается запомнить ход его мыслей, решается составлением на полях конспекта плана текста. Он позволяет следить за ходом авторской аргументации. После завершения составления плана у студента имеется логический каркас текста. Благодаря этому текст предстает как целостность, все части которой связаны самостоятельной работой самого студента. Таким конспектом легко пользоваться: с помощью плана можно легко найти нужное место, если такая потребность возникла на семинарском занятии. Вторая задача, когда читатель пытается осмыслить сказанное автором, решается работой со словарями или энциклопедией. Результат этой работы также фиксируется на полях конспекта. Философские тексты написаны очень сложным языком. Необходимо этот язык понимать, то есть вкладывать в термины тот же смысл, что и создатель текста. Для этого на поля выносятся философские термины и иностранные слова. Студент должен знать, что существует «Философский энциклопедический словарь», пятитомная «Философская энциклопедия» и «Словарь иностранных слов». Работа с понятиями - необходимое условие правильного конспектирования и одного словаря для этой работы мало. Существуют так называемые контекстуальные определения понятий. Часто автор вкладывает в понятие особый смысл, но не дает явного определения. В этом случае читатель пробует дать на полях определение, которое вытекает из контекста. Третья задача, когда читатель вырабатывает свою точку зрения на предмет диалога, решается благодаря тому, что настоящий читатель не может воспринимать текст пассивно. У него рождаются вопросы, появляются сомнения или возражения. Эта деятельность находит свое выражения на полях конспекта, в виде значков (например, восклицательных или вопросительных знаков) Желательно, чтобы каждый читатель имел собственную систему таких значков. Кроме того читатель вступает в диалог с автором. Спорит с ним, то есть у него рождаются собственные мысли, которые он заносит на теже поля. Таким образом, конспект без полей и не конспект вовсе, а груда бесполезной информации. Если полей в конспекте нет, то встреча студента и философа не состоялась. Текст прочитан, но не понят, а это главная задача, которую мы ставим перед собой.

Но что означает требование понимания текста? В буквальном значении слова, «понять» - сделать своим. Учащийся обязан повторить духовный опыт, зафиксированный в тексте, воспроизвести его в себе, сделать истину текста своей. Возможно ли это вообще? Вспомним как трудно понять даже близкого человека. А если перед нами текст, написанный несколько тысяч лет назад? Иная культура, менталитет... И все-таки это возможно, так как писал человек для людей. Представим себе истину текста как центр различных значений, расположенных вокруг нее в виде концентрических кругов. Степень моего понимания текста будет зависеть от того, насколько близко я нахожусь к центру, насколько я сам вовлечен в происходящее Здесь лежит главная трудность, связанная со спецификой философского знания. Философская истина не исключает меня как познающего субъекта. То, о чем я философствую, должно иметь ко мне прямое отношение. Если это не так, если предмет философствования меня не касается, то он не имеет значения. Истина текста остается для меня закрытой. Это означает, что конспектирование текста необходимое, но недостаточное условие для его понимания. Работа по пониманию текста будет продолжена на семинарском занятии, когда студент получит возможность уточнить свою точку зрения благодаря столкновению с другой, возможно противоположной точкой зрения своего товарища. В сборнике рекомендаций для студентов экономического факультета «Гуманитарное знание» Вологда. - Молочное 1998. В статье «Апология Сократа - разговор о вечном» вопрос о специфике прочтения философского текста рассмотрен более подробно и желающие могут обратиться к данному тексту.

 

 

К каждому семинарскому занятию студент должен проработать философский текст и быть готовым вести по нему беседу. Главное понять, что семинарское занятие по философиине повод доказать собственной точки зрения на текст, а диалог тех, кто пытается этот текст понять. Очень часто, за требованием студента признать значимость его личной точки зрения, стоит бесцеремонная заявка на равнозначность его духовного опыта опыту великих авторов классических философских текстов. Необходимо понять: существует бесценный философский опыт, зафиксированный в тексте и мы надеемся с помощью напряженных усилий этот опыт повторить. Речь не идет о том, что у студента не должно быть своего мнения. Такое утверждение противоречило бы тому о чем говорилось в предыдущем разделе. Вопрос в акцентах. Студент имеет свое мнение, но это только мнение. Целью же является истина текста, которая является продуктом усилий каждого из присутствующих понять этот текст адекватно замыслу автора. Читая текст учащийся не мог не задавать себе тех же вопросов, что и автор текста. Сам текст был ответом на эти вопросы. Обязан ли студент в своих ответах бездумно следовать даже за именитым автором? Но человек не компьютер, выполняющий заложенную в него программу. Ответы учащегося будут зависеть от жизненного опыта и чем этот опыт богаче и разнообразнее, тем более неожиданны и интересны будут ответы. Каждый увидит в тексте свое и это свое зависит от общего уровня культуры и даже минутного настроения учащегося. На семинарском занятии появляется возможность столкнуть различные ответы между собой и увидеть альтернативу своему пониманию текста. При этом следует помнить, что наши ответы будут представлять только наши мнения. Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не встанем на точку зрения философа, пока не повторим его духовного опыта, пока не посмотрим на постигаемую проблему «с точки зрения вечности», как об этом говорил великий Бенедикт Спиноза. Нам следует подняться на метафизическую (философскую точку зрения), наш взгляд должен стать диалектическим, когда противоположный взгляд на вещи становиться элементом моего собственного отношения к этой вещи. Наш путь должен увенчаться интуитивным озарением, когда все станет понятным и свет истины озарит все точки зрения, примиряя их друг с другом и с собой. Такому пониманию поиска истины противостоит точка зрения, выраженная в формуле: «Истина познается в споре» Задача семинара не спор, но сотрудничество, когда самостоятельные усилия студента направлены на понимание текста и своей собственной позиции

 

Планы семинарских занятий

 

Учение Платона о причинах.

6. Не противоречит ли четвертое доказательство первому?

7. Этические выводы из учения Платона о душе. Докажите, что Платон создает систему ценностей, которая противоречит ценностям языческого мира.

 

Принцип сомнения у Декарта.

2. Как Декарт понимает мышление?

3. Что такое "ясное и отчетливое восприятие"?

4. Почему возможны заблуждения?

5. Бог в философии Декарта:

- каким образом человек приходит к идее существования Бога?

- доказательства бытия Бога;

- как связаны знания человека и Бог.

Литература.

Основная литература (учебники и учебные пособия)

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

3. Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009

4. Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.

5. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008

6. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009

7. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008

 

Методическая литература.

1. Ивашкин И.Ф. Типы философского мышления. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 1999 г.

2. Ивашкин И.Ф. Типы философского мышления. Учебные задания. Вологда-Молочное, 1999 г.

3. Ивашкин И.Ф. Понятие как методологическое средство. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 2000 г.

4. Ивашкин И.Ф. Категория как форма мышления. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 2002 г.

5. Ивашкин И.Ф. Семиотика. Программа курса. Вологда-Молочное, 2002 г.

6. Ивашкин И.Ф. Герменевтика. Программа курса. Вологда-Молочное, 2002 г.

7. Ивашкин И.Ф. Семиотическая структура образовательного текста. Методические рекомендации. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2004 г.

8. Ковров Э.Л. Философия. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов экономического факультета. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2004 г.

9. Ковров Э.Л. Философия. Методические материалы для студентов (экстернат).

Дополнительная литература

1. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

2. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

3. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

4. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

5. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

6. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

 

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 

Библиотеки и отдельные страницы на сайтах, где можно скачать учебник, справочник, энциклопедию, учебное пособие и другие книги по философии.

 

1. academtext.com – библиотека "AcademText", раздел "Философия": в Учебниках – 21 книга, Дополнительная лит-ра - 3.

2. anthropology.ru – очень большое кол-во статей по филосовской антропологии и культурологии (практически только отечественных авторов).

3. auditorium.ru – гуманитарная библиотека на auditorium.ru. Выбрать раздел (справа) "Философия". Всего публикаций 664 (включая на иностр. яз.)

4. filosof.historic.ru – "Электронная библиотека по философии" Всего более 2.000 работ, учебников - 15. Есть тематический и алфавитный указатели. Кроме этого на сайте есть Философский словарь (on-line).

5. gumer.info – (только читать) библиотека Гумер, раздел "Философия" (более 250 книг и статей).

6. gumfak.ru – электронная библиотека для студентов Гуманитарных специальностей. В разделе Философия 101 работа (учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы). Для скачивания нажимать левой кнопкой мышки, открывается в новом окне, как правило, это заархивированные файлы doc.

7. lib.ru – раздел "Философия" в библиотеке М. Мошкова. Античная философия, Западные философы, Русские философы.

8. magister.msk.ru – раздел Философия в библиотеке Магистра. В основном множество статей. Авторы: Булгаков, Флоренский, Шестов, Соловьев, Розанов, Бердяев, Федоров, Устрялов, Рерих, Платон и др.

9. philos.msu.ru – Библиотека философского факультета МГУ. Всего 8 разделов. Книг не очень много. Учебников нет. Только первоисточники.

10. philosophy.ru – Электронная Библиотека на сайте под названием "Философия в России".

11. philosophy.allru.net – сайт "Золотая Философия" – 347 работ известных авторов, чаще не большие; их можно как читать, так и скачать.

 

Глоссарий

Агностицизм (лат. а — отрицание, gnosis — знание) — поня­тие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в сво­их возможностях познания мира. Сторонники А., например, отрица­ли возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825—1895) — английс­ким биологом, сторонником теории эволюции.

Аксиология (греч. ахia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Цен­ности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Муд­рость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценност­ными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархиче­ских организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

Аналитическая философия — одно из направлений совре­менной философии. Своими корнями А. ф. уходит в традиции бри­танской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.).

Антропология философская – одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психоло­гией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относи­тельно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX – начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творче­ских возможностях.

Антропоморфизм (греч. аnthropos — человек, morphe — фор­ма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления жи­вой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и жи­вотный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления приро­ды наделяются биологическими и психическими качествами чело­века. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит».

Антропоцентризм (греч. аnthropos — человек, лат. сentrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в его познании мира и изменении. Принцип А. получал рационали­стическое, религиозное или атеистическое толкование.

Атомизм (греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.

Бессознательное — понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Различие бессознательной и сознательной психики не исклю­чает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ пове­дения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Так же как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики).

Бытие — ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. вообще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или инди­видуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования.

Вера — способ выражения принципиальной заинтересованности человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в наме­рении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине.

Власть — центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выражает потенциальные свойства силы или мощи, которые характеризуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отно­шениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества.

Воля — интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни.

Восприятие — целостно-связная совокупность чувственных способностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возможностями соответствующих органов тела. Обычно выделяются органы осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установлении контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух воспринимают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информационно-познавательного образа объекту. Интегральный образ В. отличается признаками обобщенного и целостно-связного воспроизведения информации об объекте.

Вульгарный материализм — понятие, закрепившееся философской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — начале XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотта (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость созна­ния от мозга — «мозг выделяет сознание, так же как печень выде­ляет желчь».

Врожденные идеи — понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В своей классификации идей он наряду с классом В. и. обсуждает классы приобретенных и изоб­ретенных идей. Если В. и. выражают изначальную сущность чело­веческой природы и независимы от опыта, то приобретенные идеи люди извлекают из опыта, а изобретенные идеи конструируют сами в процессе познания. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В. и. обладают порождаю­щей (творческой) способностью, благодаря которой они продуциру­ют разнообразие логико-лингвистических форм (понятий, суждений, предложений).

Герменевтика (греч. hermeneutiros — толкование, объяснение) означает искусство или теорию истолкования (интерпретации) древ­них текстов (рукописей, памятников, библии и т.п.). Существуют давние связи Г. с логикой, риторикой, поэтикой и другими дисцип­линами, средствами которых осуществляется истолкование текстов, памятников культуры, высказываний. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая Г. Ин­тенсивное развитие Г. получила в Новое время, когда возникла ост­рая необходимость в интерпретации и понимании культурного на­следия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разра­ботка философской Г. начинается во второй половине XX в.

Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познает­ся?» и «Как возможно познание?». Г. изучает природу познаватель­ных способностей человека, разнообразные виды и способы (мето­ды, средства, формы) познания. Задачами Г. являются анализ пре­дельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.

Государство — основная политическая система общества, уп­равляющая его внутренней и внешней жизнедеятельностью. Г. ре­гулирует экономические и социальные отношения, обладает исклю­чительным правом на издание законов и норм, обязательных для всех граждан общества, взимает налоги, осуществляет контроль и реализует многие другие внутренние функции. Реализуя внешние политические функции, Г. защищает свои национальные интересы в разнообразных отношениях международного сообщества (эконо­мических, политических, демографических и т.п.), сотрудничает и вступает в союзы с другими государствами.

Движение — одна из основных категорий философского зна­ния, появившаяся в работах античных философов. Д. означает спо­соб существования чего-либо или кого-либо. Д. — изменение вооб­ще или изменение природы вещей, их свойств и отношений, а также изменение образно-чувственных и понятийно-логических форм пред­ставления о них.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — один из логических способов рассуждений. Дедуктивный строй развертывания рассуж­дений отличается своей направленностью от общих посылок (прин­ципов, аксиом) к частным следствиям, которые извлекаются из них в соответствии с логическими правилами дедуктивного вывода. От­ношения в Д. между общими посылками и частными следствиями, извлекаемыми из них, отличаются свойствами всеобщности и необ­ходимости.

Диалектика (греч. dialektike — искусство спора, беседы) — си­стема принципов и понятий, метод философского познания. Д. как система понятий позволяет рассматривать мир в процессе разви­тия, раскрывая свойства его противоречивости, изменяемости, ста­диальности, преемственности и направленности.

Душа (греч. psyche — душа) — одно из основных понятий фи­лософской антропологии, часто соотносимое с понятием о челове­ческом теле (см. ст. «Тело»). Д. традиционно рассматривалась в оппозиции телу. Издавна анимизм (от лат. anima — душа) как всеобщая одушевленность природы означал, что каждое природное явление обладает своей душой. Поэтому Д. была движущей силой природы. С ее помощью люди общались с природой, вслушивались, всматривались, осязали. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения. Д. как совокуп­ность психических (сознательных и бессознательных) способнос­тей человека. Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.

Жизнь — одно из самых распространенных понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С фило­софской точки зрения Ж. отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее тру­доемких вопросов — вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую и индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каж­дой из них.

Измерение — способ опытного познания, позволяющий опре­делить количественные свойства изучаемых явлений. И. произво­дится не только в процессах наблюдений и экспериментов, но и широко распространено в самых разнообразных сферах человече­ской жизнедеятельности. В методологии науки под И. обычно по­нимают процедуру сравнения реальной (действительной) величи­ны с существующими эталонными единицами измерения.

Индукция (лат. induction — наведение) — один из логических способов рассуждения. И. называют такой процесс рассуждения, при котором на основании суждений, извлеченных из опыта, полу­чают новое суждение. Суждения, извлеченные из опыта, играют роль исходных (известных) посылок. С помощью индуктивного способа рассуждений осуществляется расширение и углубление наших зна­ний, переход от известного знания к неизвестному. Как и процесс дедуктивного развертывания рассуждений (см. ст. «Дедукция»), И. развертывается по определенным правилам. Строй индуктивных рассуждений характеризуется признаками случайности, предполо­жительности, приобретая тем самым значения большей или мень­шей вероятности.

Иррационализм — этот термин обычно употребляют в смыс­ле, противоположном значениям рациональности. Как правило, за И. скрываются философские учения, признающие, что определя­ющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессоз­нательные процессы. С И. ассоциируется определенное убеждение в неспособности интеллекта, разума охватить все искомое богат­ство и разнообразие мира. Тем самым понятие И. по своим призна­кам противостоит понятию Р. (см. ст. «Рационализм»).

Истина — одно из важнейших понятий философской онтоло­гии и теории познания. Понятие И. выражает характер соответ­ствия наших знаний явлениям, свойствам и отношениям действи­тельного мира.

История — гуманитарная научная дисциплина, изучающая осо­бенности развития общества и человека. И. как познание предпо­лагает, прежде всего, определение места (пространства) и времени своих объектов исследования, а также характер изучаемого объек­та, прояснение места и времени его появления (происхождения) и последующего развития (существования).

Категории — наиболее общие понятия философского знания. Предельные значения К. выражают разнообразные явления приро­ды, общества, истории, культуры, личности, познания, общения и по­вседневной жизнедеятельности людей. Философские К. воплоща­ют в себе опыт человеческой жизни, познания и общения на протя­жении их длительного культурно-исторического пути развития. Познавательный статус К. отличается всеобщностью и необходи­мостью их свойств. К. всегда «открыты» для новых значений и познавательных изменений.

Кинизм — учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (ученик Сократа). Свое название К. получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сто­ронники К. отвергали нравственную культуру и общественные нор­мы отношений между людьми, проповедуя естественный (природ­ный, животный) образ жизни и поведения.

Коммуникация — понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом. В распоряжении людей находятся самые разные системы К. Причем если учесть их культурно-исторический аспект разви­тия, то число К. систем прогрессирует и постоянно увеличивается. Современный этап развития средств К. характеризуется богатством информационно-коммуникационных технологий в так называемых процессах массовой К.

Лингвистическая философия — одно из основных направ­лений современной философии. Сторонники Л. ф. обсуждали фи­лософские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ста­вили успехи философского познания мира, человека, общества, исто­рии и культуры в зависимость от того, насколько их можно выра­зить, представить в форме языка.

Личность — социальное качество человека, которое конкрети­зируется в совокупности его ролевых назначений, исполняемых им в обществе. Носителем Л. является человек как индивид в биоло­гическом смысле слова. Как носителя мужского или женского пола любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отноше­нию к конкретному индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком соб­ственной Л. и индивидуальности достигается только благодаря от­ношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конк­ретной социальной группе или социальному институту. «Индивиду­альность» выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культу­ры и определенной исторической эпохи. Л. и индивидуальность выражают


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.