Глава 19. Методы обучения профессиональным навыкам (проведение интерактивных занятий) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 19. Методы обучения профессиональным навыкам (проведение интерактивных занятий)

2017-09-28 217
Глава 19. Методы обучения профессиональным навыкам (проведение интерактивных занятий) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Принципы обучения

"Учиться, учиться и... еще раз учиться". Можно проинтерпретировать этот известный лозунг следующим образом: учиться в школе, учиться в университете и... еще раз учиться на практике. Обучение в ходе профессиональной деятельности - вещь настолько естественная, что часто мы воспринимаем словосочетание "опытный адвокат" как синоним "высококвалифицированного адвоката". Квалификация растет с опытом, однако и само адвокатское сообщество, и законодатель, не полагаясь только лишь на естественный ход событий, вводят требование о регулярном прохождении организованного повышения квалификации. В тройном призыве к обучению можно обнаружить и указание на три взаимосвязанных компонента профессионализма: знания, навыки и качества (ценности, установки) <*>.

<*> См., например: доклад МакКрейта (1992 г.) на сайте Американской ассоциации юристов: <jTttЈ://w/w.Јba_neJ.ojg/!eaLa^

К сожалению, аналогичного описания "содержания" профессионализма, разработанного российскими адвокатами, пока нет. Думается, что появление аналогичного документа, выработанного представителями адвокатского сообщества, немало поспособствовало бы и профессиональному развитию действующих адвокатов, и реформе юридического образования.

Повышение квалификации всегда затруднительно и по объективным, и по субъективным причинам. Хорошо говорить о необходимости непрерывного образования, о потребности учиться всю жизнь. Адвокаты часто перегружены делами, не всегда свободны в распоряжении временем. Если на произвольное самообразование (чтение, обсуждение с ближайшими коллегами) еще можно выкроить время, то организовать повышение квалификации в команде, в рамках продолжительных курсов, семинаров, тренингов чрезвычайно сложно. Тем более стоит использовать такие возможности с максимальной эффективностью для участников.

И следующие советы стоит воспринимать именно как предложения по повышению эффективности программ повышения квалификации адвокатов. Эти идеи и методы опробованы множеством людей в массе программ и являются плодом коллективного опыта инструкторов и участников <*>.


 

<*> Благодарность за демонстрацию активных методов обучения в программах подготовки и повышения квалификации юристов следует адресовать прежде всего инструкторам многочисленных семинаров, тренингов и стажировок, организованных в 90-е гг. XX в. Американской ассоциацией юристов (ABA/CEELI) и другими организациями при поддержке Американского агентства международного развития (USAID), фонда Форда, фонда Сороса (Open Society Institute, COLPI).

Прежде всего повышение квалификации воспринимается большинством людей как учеба, а это сразу вызывает воспоминания о школе, партах, участниках и учителях. И это может вызвать внутренний конфликт и у тех, кто учит, и у тех, кого учат, ведь в качестве "учителей" и "учеников" на этот раз встречаются профессиональные люди, коллеги с равным профессиональным статусом. И у тех, кто учит (будем называть их преподавателями, инструкторами, ведущими, тренерами), появляется большое искушение повести себя как школьный или институтский преподаватель. Поскольку в школах, и особенно на юридических факультетах, преподавание часто не отличается особой эффективностью, то и процесс, и результат могут расстроить всех участников обучения.

Как же обучаются взрослые? Попробуем найти 10 отличий от традиционного обучения школьников или начинающих участников:

- взрослый полагает, что ему не нужны азы;

- взрослый больше ценит свое время;

- взрослый, как правило, не считает преподавателя оракулом;

- взрослый подозревает подвох;

- взрослый хочет знать, чем все окончится;

- взрослый хочет понять, как практически он сможет применить результаты обучения;

- взрослый обладает большим собственным опытом;

взрослый владеет собственным профессиональным языком, включая профессиональный жаргон;

- взрослый находится во власти шаблонов, стереотипов, пристрастий;

- взрослый, как правило, боится показаться неучем и несколько стесняется коллег
(переживает за свою репутацию).

Как преодолеть эти кажущиеся трудности и превратить их в возможности для успешного развития профессионализма? Это возможно, если одновременно принять во внимание три взаимосвязанных компонента учебного процесса: 1) содержание (знания, навыки, качества, приобретаемый опыт); 2) методы обучения и 3) атмосферу, в которой проходит обучение. Последнее является ключевым. Обучение в привычной профессиональной среде в манере дружеского обсуждения дел в партнерской фирме (обучение в сотрудничестве) заведомо результативнее, чем работа в привычной лекционной манере (монолог и индивидуальное восприятие) или в духе дискуссионного клуба (обучение в соперничестве).

Сотрудничество предполагает взаимное уважение, доверие, предсказуемость, прозрачность и понятность правил и процедур. Участники занятий, заранее осведомленные о целях, планируемых результатах, планах занятий, формах собственного участия, об ожиданиях инструктора и своих коллег, чувствуют себя полноценными участниками процесса. Они могут контролировать ход событий вместе с инструктором.

Такой подход обучения отличается от традиционного своей открытостью и равенством участников. Его - по ощущениям участников - можно сравнить с идеальной процедурой судопроизводства в процессе с заведомо удовлетворительным для всех участников результатом (если это и не случалось в практике, то можно хотя бы представить). Можно, видимо, говорить об определенной культуре проведения таких занятий. Предполагается, что в качестве тренера, инструктора на семинаре по развитию профессионализма выступают опытные адвокаты, другие приглашенные юристы-практики, которые, как правило, не являются педагогами. Можно, опираясь на обширные достижения педагогической теории и практики, описать несколько несложных технологий, которые, вероятно, уже известны или могут быть быстро освоены, а их описание послужит памяткой при проведении занятий.

2. Что смогут узнать участники

Наиболее сложными для формулирования учебными результатами являются результаты из области знаний. Все помнят свои студенческие годы, когда "знать" обычно означало "запомнить" и "воспроизвести". То есть речь шла об информации, о тексте (лекции, учебника, кодекса). Но даже на уровне обыденного общения чувствуется недостаточность такого


 

объяснения "знания". Мы спрашиваем друг у друга: "Ты прочитал текст? А ты в нем разобрался?" Для юристов это, как правило, означает: понял ли ты основную идею текста, проанализировал ли ты его, можешь ли сравнить его с другим текстом, можешь ли ее объяснить другому человеку, проинтерпретировать в своих целях, применить (сослаться, вписать в иной контекст), обобщить, сделать выводы, оценить, критически отнестись к тексту, предложить изменения или иной текст на эту тему. Представьте себе, что речь идет о комментарии к статье закона или о судебном решении. Предполагаем, что "знающий" юрист сможет проделать с текстом все вышеперечисленное, а не только запомнить и пересказать. Поэтому, если тренер намерен сообщить участникам какую-то действительно значимую информацию и рассчитывает на настоящее понимание, он должен организовать восприятие информации не просто путем выслушивания рассказа или чтения, а путем создания условий и постановки задач для работы с текстом, так чтобы участники индивидуально, в малых группах или в большой аудитории в ходе самостоятельной работы, диалога или дискуссии продемонстрировали свои познавательные способности на разных уровнях: проанализировали текст, проинтерпретировали, применили, оценили, изменили и т.п.

Обычное затруднение при таком подходе заключается в том, что юридическая информация весьма объемна и перейти к более высоким познавательным уровням невозможно без внимательного чтения (устное восприятие сложных текстов мало что дает). Действительно, трудно оперировать примерами из судебной практики без ссылок на документы, но если участники впервые увидели эти документы, то они, естественно, погрузятся в чтение и отвлекутся от комментариев инструктора или крайне поверхностно выполнят задание. В данном случае советы просты: постарайтесь или снабдить участников семинара всеми материалами заранее и укажите фрагменты для обязательного чтения, или выделить достаточное время в ходе семинара для прочтения материалов. И в том, и в другом случае полезно сформулировать вопросы и задания к текстам. Например, такие: "ознакомьтесь с представлением органа Минюста о нарушениях, допущенных адвокатом А. и квалифицируйте его действия в соответствии с Кодексом профессиональной этики"; "изучите материал дела и выработайте варианты позиции защиты"; "познакомьтесь с тактическими правилами проведения перекрестного допроса и подготовьте вопросы к свидетелю обвинения С"; "прочитайте выдержки из приговора и кассационной жалобы и предложите изменения текста жалобы".

Для эффективной работы с информацией постарайтесь руководствоваться принципом: "все, что можно сказать, можно написать". Помимо прочего можно надеяться, что коллеги смогут обдумать и обсудить предоставленную вами информацию и после окончания семинара.

3. Развитие практических навыков

Если процесс усвоения знаний связан с развитием когнитивных (познавательных) навыков, то их практическое применение в юридической профессии основано на использовании навыков действия и участия. Навыки, умения, способности, компетентности характеризуют качество деятельности <*>. В процессе развития навыка собственное представление обучаемого о своих способностях проходит ряд шагов (или витков бесконечной спирали обучения):

<*> См. также: Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. С. 80 -109.

Отсутствие навыка и представлений о нем (неосознанная некомпетентность)

\ /

Тренинг и приобретение навыка (осознанная некомпетентность)

\ /

Осознанное использование навыка на практике (осознанная компетентность)

\ / Рутинное (механическое, неосознанное) использование навыка


 

на практике (неосознанная компетентность)

\ /

Понимание необходимости дальнейшего развития навыка (осознанная некомпетентность нового уровня)

\ /

Тренинг практических навыков возможен только через практическую деятельность. "Хочешь научиться что-то делать - делай!" Принципиально важно, что любое объяснение "как делать", любая демонстрация ("делай как я") - это только информационная подготовка к собственно обучению. Моделирование практических ситуаций на семинаре включает всем знакомый механизм "проб и ошибок", и навык осваивается через осмысление собственного опыта.

4. Можно ли научить качествам?

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> говорит, что образование -это обучение и воспитание. Результатом воспитания становятся характер, качества, отношения, установки, ценности, присущие человеку. Часть из них, по-видимому, не просто индивидуальна и скрыта от окружающих, но абсолютно "засекречена" и не подлежит исследованию и обсуждению, так как иное было бы вмешательством в личную жизнь. Однако среди личных качеств есть такие, которые отнесены к стандартам профессионального поведения. Честность и добросовестность адвоката, иные характеристики и профессиональные установки являются предметом обсуждения в ходе дисциплинарных разбирательств, публичных дискуссий и общения коллег. То же относится и к осознанию роли адвоката по отношению к клиенту, обществу, праву, государству. Именно эти внутренние установки во многом предопределяют практические действия юриста, его индивидуальный стиль, направление профессионального развития. Усилия тренера по развитию навыков использования механизмов международной защиты или "стратегического сутяжничества" могут столкнуться с внутренней конформистской установкой, задающей предел при работе по делу на уровне второй инстанции. При этом юрист может быть весьма компетентным, просто он не настроен на попытки изменения правовой ситуации в целом. Некоторые темы из области профессиональной этики могут быть не восприняты адвокатом, ощущающим свою профессию как своеобразный бизнес в противовес традиционным представлениям о служении обществу и праву.

<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150 (с послед, изм.).

Так можно ли ожидать каких-либо заметных ценностных изменений в результате тренинга? Кажется, это было бы слишком самонадеянно. Скорее можно создать ситуацию, требующую размышления и формулирования позиции по отношению к профессиональным ценностям и качествам. Моделирование ситуаций морального выбора, многосторонний анализ нарушений правил профессиональной этики могут стать стимулом к последующему (за рамками семинара) уточнению, а возможно, и к переосмыслению тех целей и ограничений, которые каждый определяет для себя как профессионала.

5. Интерактивные методы

Знания, навыки, качества развиваются в комплексе в ходе приобретения опыта. Иногда мы искусственно отделяем обучение от опыта практического (реального) действия. Тогда не избежать всех трудностей, связанных с обучением взрослых. Обучение без осмысленного опыта может оказаться лишенным всякого смысла.

Интерактивное <*> обучение - это совместное проблемное обучение через действие.

<*> От англ. interact - взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга.


 
 


Во-первых, это обучение в сотрудничестве. Речь идет о сотрудничестве участников и с инструктором, и друг с другом. Участники взаимодействуют, работают в команде, инструктор помогает им как организатор, как один из источников необходимой для достижения цели информации, как комментатор их действий.

Во-вторых, обучение состоит в разрешении практических проблем, с которыми участники сталкиваются или могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Наконец, центральной частью процесса обучения является самостоятельная деятельность участников.

Таким образом, задавая вопрос о том, что делали участники во время занятия, можно отделить интерактивные методы ("мы вместе практически решали проблему") от более традиционных, академических методов: пассивных ("мы слушали") или чуть более активных ("мы по очереди отвечали на вопросы").

Разработано огромное количество разнообразных интерактивных методов организации учебной деятельности участников. Далее рассмотрим лишь некоторые из них - более применимые в программе повышения квалификации адвокатов. Но есть и универсальные рекомендации по использованию интерактивных методов - они касаются структуры занятия и техники работы инструктора.

6. Структура интерактивного занятия

В целях использования интерактивных методов можно принять следующие обозначения элементов интерактивного занятия:

1. Мотивация.

2. Согласование ожидаемых результатов.

3. Предоставление необходимой информации.

4. Интерактивная часть.

5. Подведение итогов.

Далее предлагается рассмотреть возможный алгоритм разработки интерактивного занятия. По ходу алгоритма рассмотрим отдельные части структуры. При этом все предлагаемые термины, советы, правила, последовательности - это вовсе не требование, а только модель, которая может и должна видоизменяться по вкусу и потребностям конкретного разработчика конкретного занятия. Естественно, предполагается, что разработчики занятий достаточно хорошо знакомы с отдельными интерактивными методами обучения.

Алгоритм разработки занятия

Инструктору при разработке интерактивного занятия предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:

1. Определение ожидаемых (планируемых) учебных результатов.

2. Определение критериев и форм оценивания.

3. Выбор метода.

4. Подготовка необходимой информации.

5. Выбор способа мотивации.

6. Детальное планирование занятия.

7. Проверка плана и материалов.

8. Тестирование плана и материалов.

9. Переработка плана и материалов.

 

10. Практическое использование плана и материалов.

11. Доработка плана и материалов.

Комментарии и советы:

Определение ожидаемых (планируемых) учебных результатов

Учебные результаты <*> рассматриваются не как возможные педагогические успехи инструктора, а как достижения участников занятий. В каких именно аспектах вырос профессиональный уровень участников? Или время занятия было потеряно ими впустую? Формулировка результата предопределит и содержание занятия, и выбор метода, и подбор материалов, и способы обратной связи.


 

<*> Для многих привычнее говорить о целях или задачах занятия, а не об учебных результатах. Но мы настаиваем на этой формулировке, стремясь подчеркнуть, что это "результаты участника, достигнутые участником в интересах участника", а не просто запланированные инструктором цели. Это обычная практика в методологии, ориентированной на того, кто учится, а не на того, кто учит.

Для планирования результатов занятия хорошо себя зарекомендовала следующая формула:

"После этого занятия участник сможет сделать..." Существует три вида учебных результатов:

1) описывающие знания;

2) описывающие умения и навыки;

3) описывающие ценности (установки, отношение).

Интерактивное обучение является обучением через практическую деятельность. И точно так же формулируются учебные результаты: они описывают, что участник сможет сделать в результате своего участия в занятии. Сочетание глаголов "сможет сделать", а не "сделает" или "должен сделать" указывает на вероятностный характер достижения результата. Нельзя гарантировать или даже прогнозировать, что все участники достигнут одинаковых результатов. Это противоречило бы сформулированным ранее принципам обучения. Неизвестно, все ли участники будут в равной степени стремиться к достижению предложенных результатов. Это лишь предложение, сделанное в интересах участников. Но выбор и окончательная оценка - за ними.

Традиционные формулировки, касающиеся приобретения знаний, типа "получит знания о...", "узнает о..." и т.п. нам не подходят.

Лучше использовать формулировки типа: сможет описать, рассказать, перечислить, классифицировать, сравнить, объяснить... и т.п.

Особенно часто подмена результата происходит в случае описания умений и навыков. Часто их формулируют, например, так: "участник будет знать, как проводить допрос в суде присяжных". На самом деле эта формулировка описывает в лучшем случае знания, но никак не практические навыки. И это тоже может быть целью, т.е. если использовать рекомендованную формулу, получится следующее:

- участник сможет сформулировать цели прямого и перекрестного допроса в суде
присяжных, или

- участник сможет объяснить правила проведения допроса, или

- участник сможет рассказать об особенностях проведения допроса трудных свидетелей...
и т.д.

Все эти результаты говорят о полученных знаниях.

Чтобы спланировать результаты, действительно описывающие умения и навыки (т.е. способность действовать), надо эти действия и описывать, например:

- участник сможет подготовить план допроса, или

- участник сможет эффективно провести допрос, или

- участник сможет контролировать ход допроса, проводимого противоположной стороной
и своевременно и грамотно реагировать на допущенные нарушения... и т.д.

Сложнее всего формулировать результаты, описывающие ценности. Как можно описать внешнее проявление внутренних качеств, личностных характеристик? Полагаем, что это можно сделать через описание социально-правовых, этических проблем, над которыми участник задумается и к которым выразит свое отношение. При этом нельзя описать, какое именно отношение сформируется у участника (позитивное, негативное, равнодушное). Но создается образовательная ситуация, в которой участник не просто запомнит какие-то тексты, советы, не просто научится действовать по определенным алгоритмам, но и задумается о ценности тех общественных благ, нравственных основ, во имя которых и совершаются те или иные действия, критически осмыслит социально-правовую реальность, выработает свое личное прочувствованное, осознанное отношение к правовым феноменам, ситуациям, проблемам.

Предлагаем формулировать эти "ценностные", "воспитательные" результаты:

"Участник сможет задуматься и выразить свое отношение к..."

Например:

- участник сможет задуматься о запретах, связанных с подготовкой свидетелей, и
выразить свое отношение к соответствующим нарушениям;

- участник сможет задуматься об этике перекрестного допроса потерпевшего (близкого
родственника жертвы) и выразить свое отношение к данным ограничениям и т.д.


 

Рекомендуется определять для одного занятия не более двух-трех ожидаемых результатов. Как следует из принципов обучения, предложим эти формулировки участникам в начале занятия. Следует быть готовым прокомментировать их, проверить понимание участников и, если необходимо и возможно, изменить результаты.

Определение критериев и механизма оценивания

Под оцениванием на интерактивных занятиях понимается, естественно, не выставление оценок, а проверка достижения запланированных результатов, анализ эффективности занятия. Размышление о критериях и механизме оценивания может существенно помочь уточнить учебные результаты.

После определения ожидаемого результата по формуле "После этого занятия участник сможет сделать..." задайте себе вопрос: а как проверить, что результат достигнут? И здесь снова нужно задуматься не о действиях инструктора, а о действиях участника. Что должен сделать участник, чтобы инструктор убедился, что результат достигнут? То есть как он нам докажет, что теперь он "сможет сделать..."?

И тут нам опять помогает "волшебная формула" - участник должен сделать буквально то, что описано в формулировке ожидаемого результата (если этот "трюк" не получается, проверьте, правильно ли сформулирован ожидаемый результат - описывает ли он деятельность участника).

Например, если результат определен так: "После занятия участник сможет проанализировать дело", то способ проверки очевиден: надо, чтобы участник проанализировал материалы. Если он сможет это сделать, значит, результат достигнут. Кажется, что это так просто. Но возникает вопрос: а как, на основании каких критериев инструктор примет решение, что участник действительно справился?

Например, для данного результата критерии для проверки могут быть из следующего списка:

- участник выяснил цель клиента;

- участник выделил фактические обстоятельства, имеющие отношение к делу;

- участник отделил сведения об обстоятельствах от мнений и предположений;

- участник проанализировал доказательства;

- участник выделил "главные факты";

- участник описал ситуацию, ответив на вопросы: когда? где? что? как? кто? почему? для
чего?;

- участник квалифицировал ситуацию;

- участник подтвердил свой вывод правовыми аргументами;

- участник сделал ссылку на норму права;

- участник сформулировал непротиворечивую, логичную позицию;

- участник сформулировал понятную позицию, доступную пониманию присяжных... и т.п.
Нужно внимательно следить, чтобы выбранные критерии не противоречили и не

выходили за пределы выбранного учебного результата. Либо нужно вновь переформулировать, уточнить, изменить результат, например: "После занятия участник сможет проанализировать ситуацию и выработать позицию по делу".

На хороших интерактивных занятиях механизм оценивания встроен в само занятие, т.е. оценивание является интегрированным. Это логично - раз обучение проходит через деятельность, то и механизм оценивания должен быть адекватным. Иными словами, чтобы участник смог что-то сделать после занятия, он именно это и должен попробовать сделать и осмыслить во время занятия. Определение критериев оценивания помогает выбрать метод проведения занятия (он же - механизм оценивания).

Выбор метода

Теперь уже известно, что должен делать участник. Если забыли - смотрим "волшебную формулу" и критерии оценивания. Интерактивное обучение означает взаимодействие здесь и сейчас. То, что запланировано как результат, теперь превращается в процесс. Например, если результат "после занятия участник сможет проанализировать дело и выработать позицию", то на занятии участник будет анализировать материалы дела и вырабатывать позицию (если что-то описанное в формулировке результата оказалось непригодным для реального осуществления на занятии, видимо, снова нужно пересмотреть результат и затем уточнить критерии оценивания).


 

Как организовать взаимодействие участников с информацией, друг с другом и с инструктором, чтобы создать необходимую образовательную ситуацию? То есть ситуацию, в которой участник будет анализировать дело и вырабатывать позицию. Ответив на этот вопрос, и выберем метод.

Для создания необходимой образовательной ситуации в данном случае подходит множество интерактивных методов: анализ дела и обсуждение в малой группе, ролевая игра ("встреча с подзащитным", "вступительное заявление") и т.п.

На выбор метода влияют и вкусы, и подготовленность инструктора, и подготовленность участников, и наличие необходимых ресурсов, и количество времени для занятия и подготовки к нему, и, вероятно, другие факторы.

Проверить соответствие метода учебному результату можно с помощью критериев оценивания. Будет ли у участника возможность проявить себя, продемонстрировать нам свои возможности в соответствии с критериями? Если да, значит выбран подходящий метод. Если нет, надо или менять метод, или снова задуматься: а реалистичный ли результат запланирован?

Подготовка необходимой информации

Итак, если нужно, чтобы на занятии участник смог проанализировать дело и вырабатывать позицию, то как минимум необходимо предоставить участнику информацию о ситуации. Информацию можно представить в разной форме, например:

- рассказать о ситуации;

- попросить ознакомиться с материалами дела;

- показать видеозапись (из фильма или специально подготовленную);

- разыграть ситуацию;

- и т.д.

Данная информация должна быть проанализирована с точки зрения критериев оценивания. Сможет ли участник продемонстрировать все, что запланировано, работая с этой информацией? Например, если нужно, чтобы участник выделил фактические обстоятельства, имеющие отношение к делу, достаточно ли будет изложить сухую "фабулу", как в обычных практикумах для участников-юристов? Видимо, нет. Нужно будет "разукрасить" эту фабулу лишними подробностями, отвлекающей информацией, как это обычно и бывает в реальной жизни.

Также нужно удостовериться, что участники располагают необходимой правовой информацией. Даже если эта информация, в принципе, прекрасно известна участникам, как правило, необходимо ее "освежить", представить в наглядном виде, удобном для использования. Снова обратимся к критериям оценивания, посмотрим, как хотим, чтобы участники работали с этой информацией. Например, если нужно, чтобы участник сделал ссылку на норму права, то, очевидно, участники должны располагать текстами применимых нормативных актов. И снова вопрос: в каком виде представить эту информацию? Можно положить перед участником сборники законов и постановлений Пленума Верховного Суда РФ, комментарии к кодексу, обобщения судебной практики и т.п. Тут необходимо снова вернуться к "волшебной формуле", критериям и рассмотреть их в сочетании с выбранным методом. Не окажется ли так, что в результате такого представления правовой информации участник в первую очередь отработает и продемонстрирует навыки работы с документами, ориентирования в законодательстве, поиска применимой нормы. Но ведь такие результаты не планировались! Значит, нужно или изменить форму подачи правовой информации (например, приготовить подборку заведомо применимых текстов или дать прямые ссылки), или вновь задуматься над формулировкой результата и, возможно, снова уточнить его.

Наконец, следует продумать, какие инструкции нужно дать участнику и как их представить. Например, понадобится какое-то "рабочее определение" позиции по делу. Ведь каждый юрист понимает этот термин немного по-своему. Вероятно, потребуется предложить какой-то формат для представления позиции (желательно сделать это наглядно), привести примеры формулирования позиции, объяснить, что понимается под качествами хорошей позиции.

Выбор способа мотивации

Кажется, теперь все готово, чтобы участник смог на занятии анализировать дело и вырабатывать позицию по делу. Это правда - у инструктора все готово. Готов ли участник это


 

делать? Снова возвращаемся к принципам интерактивного обучения. Инструкторам иногда кажется, что это они руководят процессом обучения, уверенной рукой ведут участников к светлым целям. Ведь это они запланировали такие замечательные результаты, определили критерии оценивания, выбрали метод и подготовили всю необходимую информацию. Но давайте посмотрим правде в глаза: решение о том, двигаться к учебному результату или нет, принимает участник. Это его решение и его ответственность. Инструктору кажется, что он выбрал актуальный, чрезвычайно важный и интересный результат. Согласен ли с этим участник? Или он должен просто послушаться инструктора, довериться ему как более опытному старшему товарищу, просто как преподавателю, которого он обязан слушаться (вспомните традиционное начало школьного урока: "Тема сегодняшнего занятия -...")? Будет ли такое обучение в полной мере интерактивным - обучением в сотрудничестве?

Почему участник должен согласиться с инструктором, принять запланированный результат как свою личную цель и начать работать для его достижения? Самый очевидный ответ: участнику должно стать интересно. К чему же должно привлечь интерес участника, на чем сфокусировать его внимание?

Может быть, к личности инструктора. Что для этого сделать? Внести неожиданное изменение во внешний вид? Изменить тембр голоса? Пройти по аудитории, чтобы заглянуть в глаза каждому участнику?

Может быть, к данному занятию вообще. Что для этого сделаем? Проведем забавную разминку? Обсудим правила работы, подчеркивая особую важность их соблюдения именно на этом занятии?

Такие способы называются скорее фокусировкой внимания или настройкой на работу в команде. Это приемы несложной и безобидной манипуляции вниманием аудитории, но непосредственно к учебному результату они отношения не имеют.

Под учебной мотивацией понимается привлечение внимания непосредственно к проблеме, на разрешение которой направлена деятельность, описанная в сформулированном результате занятия. Такая проблемная мотивация - сама по себе мини-упражнение, в результате которого участник должен сказать себе:

я хочу узнать, понять...... (впишите из запланированного результата в области знаний);

я хочу научиться делать............. (впишите из запланированного результата в области

навыков);

меня волнует, тревожит............... (впишите из запланированного результата в области

ценностей).

Способов такой проблемной мотивации множество: рассказы, демонстрации ситуаций, цитаты из юридических документов, из прессы, провокационные вопросы, видеофрагменты, демонстрация картин, карикатур, фотографий, ролевые игры и т.д., и т.п. В качестве мотивации может выступать и представление приглашенного специалиста (провоцирующее вопросы: чем может быть полезен этот специалист и что я хочу у него узнать).

К сожалению, иногда на этом этапе обнаруживается, что замотивировать участников трудно или на это требуется огромное время и усилия. Это снова повод вернуться к пересмотру ранее запланированного результата.

Детальное планирование занятия

Теперь можно составлять детальный пошаговый план занятий (с указанием всех действий участников занятия и времени на каждый элемент).

Продуманные элементы располагаются в соответствии со структурой занятия примерно одинаково:

- мотивация;

- согласование ожидаемых результатов;

- предоставление информации;

- интерактивная часть;

- подведение итогов.

В план, как правило, вносят также список необходимых для проведения занятия ресурсов (перечень материалов для предварительного чтения, раздаточных материалов, необходимое оборудование и т.п.).

Уже говорилось о мотивации, результатах, информации и методе. Но не говорилось о подведении итогов. Речь идет об организации рефлексии (самоанализа) участников и получении от них обратной связи. Что нужно сделать, чтобы участники сами проверили достижение результатов? В идеале стоило бы повторить занятие с другим методом или


 

другими упражнениями и вместе с участниками проанализировать изменения в их знаниях, умениях, ценностных установках. Но на это обычно нет времени. Тем не менее на подведение итогов рекомендуется отводить значительное время, чтобы проводить его неформально.

В зависимости от запланированного результата можно подготовить набор контрольных вопросов, мини-заданий, возможно - оценочных форм, анкет, вопросников, позволяющих участникам еще раз продумать и прочувствовать проблематику занятия, ответить для себя на вопрос: смогу ли я теперь, после занятия сделать то, что было запланировано? Если нет, то каких знаний, навыков, качеств мне не хватает? Какой тренинг мне требуется?

В этой работе вновь не обойтись без "волшебной формулы" и критериев оценивания. И вновь на этой стадии можно уточнить запланированный результат.

Проверка плана и материалов

Проверка плана и материалов, кроме обычной редакторской правки, предполагает тестирование плана на реальность. Особенно это касается времени, отведенного на отдельные элементы. Попробуйте продумать каждую минуту занятия - кто и что будет делать, сколько это реально займет времени, какие инструкции придется дать дополнительно, отражено ли это в плане, какие ресурсы и когда будут использованы, отражено ли это в плане. Планируйте на каждый элемент время с запасом.

И все время проверяйте: чем будут заниматься участники, соответствует ли эта деятельность тому, что запланировали (см. результат и критерии оценивания).

Достаточно ли предоставлено им времени, информации, ясны ли инструкции?

Может быть, лучше уменьшить количество результатов или упростить их?

Тестирование плана и материалов

Обычно в длительных и воспроизводимых программах проводят "пилотное" занятие в "тепличной" дружественной атмосфере с участием коллег-инструкторов.

Часть коллег играет роль участников. Часть выступает в качестве наблюдателей. После проведения занятия обсуждается план занятия и материалы. Наблюдатели до занятия (и участники при обсуждении) должны располагать плано<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.