Организация-разработчик методики – ЭКЦ МВД России. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация-разработчик методики – ЭКЦ МВД России.

2017-09-28 674
Организация-разработчик методики – ЭКЦ МВД России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКСПЕРТНАЯ ЗАДАЧА -исследование фонограммы в целях:

– шумоочистки фонограммы;

– установления дословного содержания разговора (разговоров) на фонограмме и/или содержания акустической обстановки;

– выявления неситуационных изменений зафиксированной на фонограмме звуковой информации и/или соотнесения содержания звуковой информации с изложенными обстоятельствами дела.

В рамках проведения технического исследования фонограмм решаются экспертные задачи, входящие в компетенцию эксперта по специальности «техническое исследование фонограмм» (п. 23.2 Приложения №1 к Положению «об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки» Приказ №21 МВД РФ) в случаях:

– задача шумоочистки фонограммы с целью улучшения качества (разборчивости) речевых сигналов ставится перед экспертами при низком качестве речевых сигналов;

– задача установления дословного содержания и/или содержания акустической обстановки ставится перед экспертами при низкой разборчивости речевых сигналов. В иных случаях установление дословного содержания не требует использования специальных средств, методов и познаний;

– задача выявления неситуационных изменений зафиксированной на фонограмме звуковой информации и/или соотнесения содержания звуковой информации с изложенными обстоятельствами дела ставится перед экспертом, если у инициатора задания возникают сомнения в достоверности фонограммы.

Задача выявления неситуационных изменений зафиксированной на фонограмме звуковой информации ставится перед экспертами в целях обеспечения доказательств достоверности фонограммы. Данная задача ранее решалась экспертами посредством выявления на фонограмме признаков монтажа. Экспертная практика показала, что использование термина «монтаж» вызывает разночтения:

– инициатор задания, ставя перед экспертами вопрос о наличии/отсутствии признаков монтажа, подразумевает выявление признаков искажения информации о событии, имеющем место в действительности, осуществленного путем подбора и соединения частей фонограммы в соответствии с определенным умыслом;

– эксперт, получая такое задание, для его решения использует имеющиеся справочные материалы (ГОСТ № 13699-91 «Запись и воспроизведение информации. Термины и определения», энциклопедические и толковые словари), в которых значение слова «монтаж» не имеет того смысла, который подразумевается инициатором задания. Объем и содержание общепринятого понятия «монтаж» не включают криминалистического значения (намеренное искажение).

В данной методике термин «неситуационные изменения» используется для обозначения признаков искажения зафиксированной на фонограмме звуковой информации, внесенных инструментальными (техническими) способами и выявляемых перцептивным, лингвистическим и инструментальным видами анализа. Выявление неситуационных изменений является решением стоящей перед инициатором задания проблемы (ст.ст. 87, 88 УПК РФ) оценки вещественных доказательств (относимости, допустимости и достоверности фонограммы).

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

аналоговая фонограмма и ее носитель;

– цифровая фонограмма и метаданные звукового файла, содержимым которого она является.[1]

В целях решения поставленных задач при проведении технического исследования фонограмма может быть исследована как носитель информации:

– о содержании звучащего текста и обстоятельствах, сопровождающих коммуникативную ситуацию создания и/или воспроизведения текста, о коммуникативной ситуации, зафиксированной на фонограмме (исследование проводится методами аудитивного, лингвистического и инструментального видов анализа);

– об использованном при фиксации фонограммы средстве звукозаписи и канале коммуникации (исследование проводится методами аудитивного и инструментального анализа).

При техническом исследовании зафиксированной на фонограмме информации анализируются:

при перцептивном аудитивном анализезвуки, воспринимаемые органами слуха (на предмет определения последовательности и качества звучания представленных на фонограмме отдельных акустических сигналов и/или их совокупности; выявления наличия/отсутствия признаков нарушения последовательности и изменения качества отдельных акустических сигналов и/или их совокупности)[2]; перцептивный аудитивный анализ может сопровождаться перцептивным визуальным анализом, когда подвергается анализу внешний вид носителя аналоговой фонограммы, видеоизображение[3] видеофонограммы, а также визуальное восприятие графического изображения результатов спектрального анализа речи.

при лингвистическом анализезвучащий текст, отражающий речь коммуникантов (на предмет фиксации последовательности представленных на фонограмме речевых сигналов, определения их принадлежности участникам коммуникации, установления нарушений формальной цельности структурных элементов звучащего текста и нарушения связей между ними, определение обусловленности/не обусловленности нарушений ситуацией общения)[4].

при инструментальном анализе:

цифровых фонограмм – результат преобразования в цифровой вид звуковых сигналов, отражающий свойства источников звука и средств звукозаписи, на предмет определения амплитудных и амплитудно-частотных характеристик сигналов, поиска скачкообразного изменения фазы, а также диагностики условий звукозаписи и выявления их неситуационных изменений;

аналоговых фонограмм – электромагнитный образ звуковых сигналов, отражающий свойства источников звука и средств звукозаписи, на предмет выявления участков изменения параметров дорожек звукозаписи на магнитной ленте, а также диагностики средств аналоговой звукозаписи.

СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ

Выявление и оценка зафиксированной на фонограмме информации, характеризующей на различных уровнях[5] процесс создания и/или воспроизведения фонограммы, а также диагностика признаков коммуникативной ситуации создания и/или воспроизведения текста осуществляется методами перцептивного (аудитивного и визуального), лингвистического и инструментального видов анализа. Каждый вид анализа является отдельным этапом (направлением) технического исследования фонограммы, располагающим своим набором методов. Подбор методов осуществляется в зависимости от экспертной задачи с учетом содержания фонограммы и типа ее носителя. Решение принимается по совокупности результатов анализа в каждом конкретном случае в зависимости от экспертной задачи.

Группа методов перцептивного анализа:

методом аудитивной перцепции примногократном прослушивании фонограммы осуществляется целенаправленный поиск спорных участков и интеллектуальная сегментация звуковой информации, обусловленные задачами технического исследования фонограмм;

методом раздельного перцептивно-контекстуального анализа устанавливается изменение акустического контекста спорного участка;

методом перцептивно-сопоставительного анализа проводится попарное сопоставление признаков определенных сегментов фонограммы, существенных для задач технического исследования;

методом интроспекции осуществляется идентификация звуковой информации спорных участков в соответствии со слуховым опытом эксперта;

описательно-номинативным методом характеризуется содержание акустической обстановки фонограммы, называются участки ситуационно не обусловленных изменений содержания фонограммы;

методом визуального наблюдения осуществляется просмотр видеоизображения и/или визуализированного звукового сигнала и его соотнесение со звуковой информацией;

методом визуального контроля (для аналоговых фонограмм) осуществляется определение в пределах фонограммы механических повреждений, склеек, разрывов, осыпания магнитного слоя и иной деформации магнитной ленты.

Группа методов лингвистического анализа:

методом слухового анализа речевого потока проводится исследование коммуникативно-прагматического аспекта суперсегментных характеристик речи участников общения (включая речевые паузы), а также формальной реализованности элементов звучащего текста;

методами лингвистической сегментации, контекстуального сопоставления, сравнения, интерпретации выявляются и описываются структурные элементы звучащего текста;

методом анализа пропозиций (логико-грамматическим) определяется логическая основа семантической структуры звучащего текста (валентность предиката, набор актантов), а также анализируются пропозициональные установки;

методом концептуального анализа для интерпретации смысла текста определяются вербальные представители ключевого понятия;

методом анализа коммуникативной организации текста проводится актуальное членение текста, анализируется тематическая прогрессия (развитие и смена микротем, их семантических атрибутов), иерархическая соотнесённость отдельных тематических блоков;

методом анализа пресуппозиций определяется общий компонент знаний для говорящего и слушающего;

методом функционально-стилистического анализа проводится определение (в общем виде) функционально-стилевой принадлежности текстов, а также функционально-стилевых характеристик речи участников разговоров;

методом функционально-прагматического анализа характеризуется иллокутивная функция высказывания, коммуникативные параметры целеустановок, определяется тип речевого акта;

методом грамматического анализа предложений, входящих в семантико-синтакси­ческую структуру высказывания, выявляются грамматические связи на морфологическом и синтаксическом уровнях;

методом лексико-семантического анализа определяется семантическая связанность лексических единиц.

Экспертами оцениваются речевые нарушения коммуникантов, ситуативная неадекватность структуры речевого взаимодействия, резкие изменения стиля речи, появление затруднений в нормативной регуляции процесса порождения речи, не обусловленное коммуникативной ситуацией доминирование в диалоге и т.п.

Группа методов инструментального анализа:

методом спектрального анализа проводится анализ АЧХ, среднего спектра мощности сигнала и динамических спектрограмм, устанавливается изменение спектрального состава фрагментов фонограммы и проводится сопоставление спектральных признаков определенных фрагментов фонограммы, существенных для задач технического исследования;

методом амплитудного анализа проводится анализ осциллограммы и выявление изменения амплитудных характеристик сигнала, существенных для задач технического исследования;

методом анализа фазы колебания проводится анализ фазового спектра гармонических колебаний сигнала, фона, технических наводок и выявление сдвига, разрыва, скачкообразного изменения фазы колебания;

методом магнитооптической визуализации проводится анализ магнитного слоя ленты и анализ структуры намагниченности ленты;

методом исследования свойств звукового файла проводится определение метаданных файла и их соотнесение с условиями цифровой звукозаписи.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:

АЧХ – амлитудно-частотная характеристика;

АЦП/ЦАП – аналогово-цифровой преобразователь/цифро-аналоговый преобразователь;

ПО – программное обеспечение;

ЗЗУ – звукозаписывающее устройство;

ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина;

ЗТ – звучащий текст.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.