Формирование грамматических навыков речи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Формирование грамматических навыков речи

2017-09-28 668
Формирование грамматических навыков речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Вопросы для обсуждения:

 

Роль грамматических навыков в системе формирования ино­язычной коммуникативной компетенции.

Существующие подходы к формированию грамматических на­выков и присущие им методы, правомерность их использова­ния в школе на различных этапах обучения.

Как сделать отработку грамматических навыков интересной
и личностно значимой для учащихся. Грамматические игры на

уроке ИЯ и создание условно-коммуникативных и собствен­
но коммуникативных ситуаций для актуализации грамматиче­
ского навыка.

Способы контроля уровня сформированности грамматических навыков.

ЧТО ТАКОЕ ГРАММАТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Основной целью обучения грамматике в средней школе явля­ется формирование у учащихся грамматических навыков как одно­го из важнейших компонентов речевых умений.говорения, аудиро­вания, чтения и письма.

По определению доктора филологических наук, профессора В. Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образую­щих осмысленные предложения или высказывания.

. Умение грамотно. сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Так, например, приведенные слева примеры предложений и словосочетаний можно считать правильными, а аналогичные примеры справа — нет.

Не is a boy. Не a boy.

It is red. It is a red.

It is a red ball. It is red ball.

a, beautiful flower a flower beautiful

cleverer more cleverer


102 Формирование грамматических навыков речи

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.

Можно грамотно построить собственное высказывание, ис­пользуя достаточно ограниченный набор грамматических конструк­ций. Однако это не гарантирует того,.что другие люди не будут ис­пользовать более сложные структуры ■ в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания, не говоря уже о тонкостях социолингвистического характера, вы­ражающихся в возможном подтексте сказанного. Если нет доста­точного понимания, значит, нет и полноценного общения. Недоста­точный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

' ' '■•■ ' ' ______ ' ■ ____________________________ ЗАДАНИЕ

Сравните приведенные ниже примеры и выберите наиболее нейт­ральный вариант. Обоснуйте, в каком случае использование других примеров может быть некорректным,

1) Open the window!

2) Will you open the window?

3) Would you mind opening the window?

4) Would you mind my opening the window?

5) Why haven't you opened the window before?

6) Isn't ft stuffy here? Should we open the window?

7) Why don't you open the window?

При обучении иностранным языкам выделяют активный и пас­сивный минимум материала. Активный материал предполагает от­работку для использования в продуктивных видах речевой дея­тельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Отбор активного грамматического материала стро­ится с учетом принципа распространенности его употребления в устной и.письменной речи,' а также принципа образцовости; мно­гие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы (С. Ф. Шатилов). Как правило, актив­ная грамматика изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму,— в.. старшей школе.

Для того чтобы более конкретно определить, как овладение
грамматическим материалом влияет на формирование различных
составляющих коммуникативной компетенции, необходимо отве­
тить на вопрос о том, что же включает в. себя знание грамматики
и в каком случае учитель может сказать, что он научил граммати­
ке своих учеников.


Формирование грамм а тических навыков речи ___ 103


ЧТО ЗНАЧИТ ЗНАТЬ ГРАММАТИКУ

Знать грамматику означает знать:

• форму;

• значение;

• употребление;

• речевую функцию того, или иного грамматического явления.

Даже, после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т. д. Трудно, проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кро­ется в действиях учителя по ознакомлению с грамматическими яв­лениями и структурами и их тренировке. Часто во время'ознаком­ления с тем или иным грамматическим явлением учитель забывает или не успевает:

• зафиксировать все формы данного явления на доске;

• показать не только утвердительную, но и отрицательную, и.во­просительную формы, полную или усеченную, если они воз­можны в данном случае;

• сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;

• сделать учащихся активными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями за действиями учителя, без­думными роботами, хором повторяющими или механически за­писывающими мало значащие для них фразы.

Трудности возникают и при определении значения и употреб­ления того или иного грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свой­ственными данной грамматической структуре. Игнорирование ре­чевой функции при объяснении ^Ьсвенно приводит к тому, что форма и значение, не «привязанные» к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречие и пу­таются с близкими по форме или значению структурами.

Приведу несколько примеров в подтверждение этого.

Возьмем, например, объяснение такой "временной формы, как простое будущее время в английском языке.

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

А Определите речевую функцию Future Simple Tense.

©

Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами объяснения данного грамматического явления и скажите:

• показал ли учитель в каждом из приведенных примеров фор­
му/значение/употребление/речевую функцию данного времени;


104 Формирование грамматических навыков речи

• может ли объяснение речевой функции способствовать более прочному запоминанию формы/значения/употребления;

• смогут ли учащиеся самостоятельно выполнить последнее за­дание и почему;

• чья логика объяснения вам нравится больше и почему;

• чье объяснение кажется вам более грамотным/научным;

• как тот или иной путь формирования грамматических навыков влияет на формирование различных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокуль­турной).

Пример 1

(Привожу примеры на русском языке, но в зависимости от,ситуа­ции данное объяснение может идти на иностранном'языке.)

Учитель. Сегодня нам предстоит познакомиться с тем, как выра­зить будущее время на английском языке. Если вы хотите сказать, что действие будет происходить в будущем времени, то перед смысловым глаголом надо поставить вспомогательный глагол "will/shall". Например, если вы хотите сказать, что пойдете в ки­но, то вы скажете:

I shall go to the cinema.
Посмотрите па доску и скажите, о чем сообщается в данных пред­
ложениях.
На доске написаны примеры: Nick will go to school next

year..

We shall help you to do your

homework. Ученики читают вслух примеры и переводят их на русский язык.

Учитель. Скажите, что вы будете делать то же, что и я. Напри­мер: I shall go to the seaside this summer. Ученики. We shall go to the seaside in summer too. Учитель. 1 shall play chess with my friends/watch TV on. Sunday, Ученики. We shall play, chess'on Sunday too. Учитель. А теперь ответьте на мои вопросы:

• What will you do tomorrow?

• What will you do this summer?

• What will you do next week?

Теперь поиграем в игру «Отгадай-ка». Один ученик выйдет к до­ске, а мы все с помощью вопросов отгадаем, что он задумал де­лать сегодня вечером; Например: Will you read a book tonight?

Пример 2

Учитель. Сегодня мы научимся давать обещания и высказы­вать предположения о возможных действиях других людей на ан­глийском языке. Посмотрите на доску и.скажите:


Формирование грамматических навыков речи ________ 105

• в каком из приведенных примеров речь идет об обещании, а в каком делаются предположения;

• как можно пообещать сделать что-то, а как можно пообе­щать не делать чего-то;

• как узнать о том, что будут делать другие люди;

• как (не) согласиться с высказанным предположением.

На доске написаны примеры:


— I will always help my mother, not
on the 8th'of March only. I promise.

— I will try to do my homework myself today.

— I won't be angry with my little brother.

 

— They won't do it again. Never.

— We'll be there at 5 o'clock. We won't be late.

— Will you help her? — I sure will./ No, I won't.


 

— What will you do on Saturday?— I don't know yet.'

— Will Masha go with us?— I think she will./l think she won't.

— Will yo.u play chess in the even­ing?—No, I won't./No, I don't think I

will.

— Will you go to the party,on Sun­
day?— Yes, I will. We'll go there with
our class.


Учитель. Давайте пообещаем сделать что-то хорошее или не де­лать плохого:

• для наших мам в день праздника,

• для друзей,

• для школы,

• для окружающей нас природы и т. д.

Теперь поиграем в игру «Отгадай-ка». Один ученик выйдет к до­ске, а мы все с помощью вопросов отгадаем, что, он намеревает­ся делать сегодня вечер.ом/л#том/в каникулы. Например: Will you read a book tonight? (На доске написаны глаголы: to play, to help, to watch, to walk, to go, to spend, to visit, to forget, to be, to do, to make, to stay.)

Очевидно, что в первом случае учитель не полностью показал все возможные формы образования данной временной формы гла­гола. На доске не были отражены вопросительная и отрицатель­ная, полная и усеченная формы. Сказав, что познакомит учащихся с выражением будущего времени в английском языке, учитель в ка­кой-то мере запрограммировал возможные ошибки на употребле­ние различных временных форм, передающих будущее время в ан­глийском языке. Известно, что в английском языке будущее время очень часто передается с помощью настоящего продолженного (Present Continuous/Progressive Tense) в функции планируемого будущего, а также с помощью простого настоящего (Present Indefinite/Simple Tense) в целом ряде других функций. Именно со­отнесение грамматического явления с его речевой функцией или функциями позволяет лучше запомнить его форму и избежать мно­гих ошибок как чисто языкового, так и дискурсивного характера.


106 Формирование грамматических навыков речи

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

Определите, с помощью каких грамматических структур можно пе­редать такие речевые функции, как:

• сообщение о планах на будущее;

• описание действий в процессе их совершения (в настоящем, прошлом и будущем);

• перечисление последовательно совершенных действий;

• жалобу на чьи-то плохие привычки (оставляет грязную посуду, не делает уроки);

• сожаление/извинение за совершенные или несовершенные действия;

• выражение сомнения и т. д.

Во втором случае учащиеся после определенной отработки смогут соотнести форму «will + смысловой глагол» с функцией обещания/предположения. При аналогичном характере объяснения функция сообщения о своих планах будет закреплена формой "to be (am/is/are) +V:ing".

Второй вариант имеет и то преимущество, что. учащиеся сами пришли к нужным выводам и вывели правило самостоятельно (или почти самостоятельно). Включение учащихся в активную мысли­тельную деятельность, потребность анализировать, сопоставлять, формулировать выводы отвечают современным задачам обучения в целом и иностранным языкам в частности. При выполнении по­следнего задания у учащихся вряд ли возникнут какие-либо затруд­нения, поскольку, во-первых, образцы вопросов и ответов написа­ны на доске, во-вторых, учитель дал содержательную подсказку с помощью.глаголов в инфинитиве. Причем это действительно лишь подсказка, поскольку глаголы надо не просто поставить в нужную форму, но и соотнести с определенным контекстом, а для этого надо вспомнить и те слова, которые могут с ними, сочетать­ся (возможные'коллокации), а это уже не просто грамматический навык, но и лексический и собственно речевой.

ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Для того чтобы правильно организовать ознакомление с грам­матической структурой и ее тренировку,- предвосхитить и макси­мально сократить появление возможных ошибок, учитель старает­ся проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять для учащихся.

Попробуем классифицировать возможные трудности при обуче­нии грамматике с позиции возникновения межъязыковой и внут­риязыковой интерференции.


___________ Формирование грамматических навыков речи __________ .107

МЕЖЪЯЗЫКОВАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

В любом языке при изучении грамматики, выделяют морфоло­гию и синтаксис. В морфологии, изучаются различные части речи, словообразование и т.д. Синтаксис рассматривает вопросы по­строения простых и сложных предложений, пунктуацию, прямую и косвенную речь и многое другое.

В то же время, например, при изучении раздела «Имя суще­ствительное» в русском, английском, немецком, испанском и французском языках можно найти много особенностей, свойст­венных только одному из этих языков.

Соизучение родного и иностранного/иностранных языков неиз­бежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на дру­гой, что и приводит к появлению ошибок.

_______________________________________. ЗАДАНИЕ

1. Сравните образование следующих грамматических форм в род-ном языке и в том языке, который вы изучаете^ и определите те отличия, которые могут привести к появлениююшибоку уча­щихся:

• образование временных форм глаголов;

• построение вопросительных предложений;

•, образование множественного числа существительных;

• образование сравнительных степеней прилагательных;

• способы словообразования и их особенности;

• согласование падежей существительных/прилагательных;

• пунктуация.

2. Вспомните те грамматические явления, которые:

• существуют в родном языке, но отсутствуют в изучаемом ино­странном;

• существуют в изучаемом иностранном языке, но отсутствуют в родном;

• существуют и в родном, и в изучаемом иностранном языках, но образуются по-разному.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.