Темы для научных докладов, сообщений — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Темы для научных докладов, сообщений

2017-09-28 229
Темы для научных докладов, сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Профессиональная речь юриста: проблема понятия.

2. Язык закона: особенности и погрешности.

3. Язык закона и законы языка.

4. Проблемы правовой терминологии – от лингвистики или от права?

5. Штампы и клише: подмена понятий в юридической речи.

6. Языковые аспекты решений арбитражного суда.

7. Ошибки в речи юриста и их последствия.

8. Причины речевых ошибок в деловой документации юриста.

9. Последствия языковых ошибок в документах.

10. Речь юриста как составляющая его карьеры.

Самостоятельное изучение студентами

разделов и тем дисциплины (планы)

Очная форма обучения

Таблица 10

№ п/п Темы дисциплины Вопросы и задачи, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов  
  1. Русский язык в профессиональной деятельности. 1. Изучить материал по теме.[6] 2. Выполнить задания и упражнения: 1) Прочтите главу 2 – «Мышление и язык юристов» – монографии Т.В. Губаевой «Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. (М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 14-27 (ЭБС znanium.com). Законспектируйте основные мысли автора. Проанализируйте свое профессионально-юридическое мышление собственную речевую практику. По результатам размышлений напишите эссе «Русский язык в моей профессиональной деятельности».    
  2. Коммуникативные качества в аспекте устной и письменной формы речи. 1. Изучить материал по теме. 2. Ознакомиться с планом практического занятия. 4. Выполнить задания: 1) Сделать анализ текста письменной юридической речи (по выбору) на соблюдение коммуникативных качеств. 2) Сделать анализ текста устной юридической речи (по выбору) на соблюдение коммуникативных качеств. 3) Сопоставить полученные данные, сделать аналитические выводы относительно возможностей и ограничений письменной и устной речи юридического предназначения.    
  3. Специфика документов: язык, стиль, оформление. Виды деловых бумаг. 1. Изучить материал по теме. 2. Ознакомиться с планом практического занятия. 3. Выполнить задания: 1) Прочтите рассказ В.В. Вересаева «Документ». К какому стилю относится документ, о котором идет речь? Составьте документ, сообразный описному происшествию. 4. Выполнить упражнения на профилактику ошибок (по учебникам Ивакиной Н.Н. «Профессиональная речь юриста» и «Юристу о нормах правописания»).    
  4. Языковые нормы в официально-деловом стиле. 1. Изучить материал по теме. 2. Ознакомиться с планом практического занятия. 4. Выполнить задания: 1) Постройте таблицу «Уровни и единицы современного русского языка», сопроводите примерами. Впишите примеры часто нарушаемых языковых норм в профессиональной устной и письменной речи. 2) Выполнить упражнения на профилактику ошибок (по учебникам Ивакиной Н.Н. «Профессиональная речь юриста» и «Юристу о нормах правописания»).    
  5. Особенности проверки текстов официально-делового стиля. 1. Изучить материал по теме. 2. Ознакомиться с планом практического занятия. 3. Выполнить задания и упражнения: 1) Повторить виды деловых бумаг. 2) Повторить схему анализа текста официально-делового стиля. 3) Выполнить упражнения на профилактику ошибок (по учебникам Ивакиной Н.Н. «Профессиональная речь юриста» и «Юристу о нормах правописания»). 4. Методическая подготовка: Занятие предполагает интерактивную форму обучения и проводится в рамках ролевой игры. Тема: «Приемная». Участники игры выбирают роли: начальник, секретарь, коллеги (варианты отношений), посетители (варианты социальных ролей). Преподаватель в роли «тренера» следит за соблюдением правил игры. Выбрать и разучить роль. Все роли должны быть сыграны.    
  6. Юрист как профессия речевая. Изучить материал по теме. 2. Ознакомиться с планом практического занятия – «круглого стола». 3. Методические рекомендации по подготовке к занятию: Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол, чтобы сделать их равными и равноправными при обсуждении и принятии важных решений. И до сего дня «круглый стол» остается формой плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений, поскольку все участники этого символичного действа равны в правах на истину. Итак, идея «круглого стола» заключается в диалоге людей, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в рамках заданной тематики. Цель «круглого стола» – раскрыть проблему с разных точек зрения, обсудить ее неясные и спорные моменты, выработать общее решение. «Круглый стол» демократичен. Значит, правила дискуссии «писаны для всех». В ходе дискуссии требуется: 1 – соблюдать регламент; 2 – вести беседу активно, но при этом исчерпывающе кратко; 3 – ориентироваться на цель (задачу); 4 – избегать общих фраз и слов-паразитов; 5 – говорить правильно, точно, ясно и эмоционально; 6 – критиковать только конструктивно; 7 – проявить умение слушать. 8 – при проведении «информационной атаки» высказываться в свою очередь, оперируя достаточными аргументами, иллюстрирующими состояние проблемы (статистическими данными, убедительными фактами, ссылкой на авторитет, цитатами); 9 – быть готовым к ответу на вопросы (как разъяснительные – по теме, так и дополнительные, в том числе касающиеся Вашего личного мнения). 10 – для качественной работы следует предусмотреть, чтобы в Вашем распоряжении были необходимые записи и канцелярские принадлежности. 4. Подготовить выступление[7] на «круглом столе». Задания для подготовки: 1) Перечислите, что, по Вашему мнению, составляет общее понятие «профессиональная речь юриста». 2) Раскройте все перечисленные составляющие понятия, дайте обоснование, приведите примеры. 3) Составьте тезаурус из перечисленных понятий. 4) Составьте дефиницию «Профессиональная речь юриста».    
    Итого    
           

Заочная форма обучения

Таблица 11

№ п/п Темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах  
  1. Русский язык в профессиональной деятельности. 1. Изучить материал по теме.[8] 2. Выполнить задания и упражнения: 1) Прочтите главу 2 – «Мышление и язык юристов» – монографии Т.В. Губаевой «Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. (М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 14-27 (ЭБС znanium.com). 2) Законспектируйте основные мысли автора. Проанализируйте свое профессионально-юридическое мышление собственную речевую практику. 3) По результатам размышлений напишите эссе «Русский язык в моей профессиональной деятельности».    
  2. Коммуникативные качества в аспекте устной и письменной формы речи. 1. Изучить материал по теме. 2. Ответить на вопросы: 1) Виды деловых бумаг, особенности их языка и стиля (общая характеристика). 2) Особенности составления и оформления личных деловых бумаг. 3) Особенности составления и оформления административно-организационных деловых бумаг. 4) Особенности составления и оформления, распорядительных документов. 5) Особенности составления и оформления информационно-справочных документов. 6) Особенности составления и оформления деловых писем. 3. Выполнить задания: 1) Сделать анализ текста письменной юридической речи (по выбору) на соблюдение коммуникативных качеств. 2) Сделать анализ текста устной юридической речи (по выбору) на соблюдение коммуникативных качеств. 3) Сопоставить полученные данные, сделать аналитические выводы относительно возможностей и ограничений письменной и устной речи юридического предназначения.   3. Выполнить упражнения: 1) Определите стиль и жанр текста по приведенному ниже отрывку. Отредактируйте текст. Воссоздайте недостающие фрагменты документа: Вчера я посетила Ваш магазин, попросила у менеджера скидку. Но он мне ее не предоставил. Я была так расстроена, что не спала всю ночь. Это такой стресс для меня! 2)Выполнить упражнения на профилактику ошибок (по учебникам Ивакиной Н.Н. «Профессиональная речь юриста» и «Юристу о нормах правописания»).    
  3. Специфика документов: язык, стиль, оформление. Виды деловых бумаг. 1. Изучить материал по теме. 2. Ознакомиться с планом практического занятия. 3. Выполнить задания: 1) Прочтите рассказ В.В. Вересаева «Документ». К какому стилю относится документ, о котором идет речь? Составьте документ, сообразный описному происшествию. 4. Выполнить упражнения на профилактику ошибок (по учебникам Ивакиной Н.Н. «Профессиональная речь юриста» и «Юристу о нормах правописания»).    
  4. Языковые нормы в официально-деловом стиле. 1. Изучить материал по теме. 2. Ознакомиться с планом практического занятия. 4. Выполнить задания: 1) Постройте таблицу «Уровни и единицы современного русского языка», сопроводите примерами. Впишите примеры часто нарушаемых языковых норм в профессиональной устной и письменной речи. 2) Выполнить упражнения на профилактику ошибок (по учебникам Ивакиной Н.Н. «Профессиональная речь юриста» и «Юристу о нормах правописания»).    
  5. Особенности проверки текстов официально-делового стиля. 1. Изучить материал по теме. 2. Выполнить задания и упражнения: 1) Повторить виды деловых бумаг. 2) Повторить схему анализа текста официально-делового стиля. Обозначьте языковые признаки официально-делового стиля и сгруппируйте их в следующем порядке: 1) лексические, 2) морфологические, 3) синтаксические. Ставить вопрос. Входящие-исходящие документы. Контроль за исполнением возложить. Теневой бизнес. Штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством России за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве. Недоимка. Сей документ. Прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти). Вышеуказанный. На основании решения. Транспортное средство (вместо автобус, самолет, «Volvo»). Платежи вносятся в указанное время. Населенный пункт (вместо деревня, город, село). Инспектор Иванова. Налогоплательщик. Черный нал. По истечении срока Арендатор. При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику суммы администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника. Провести осмотр. Оказать помощь. За неуплату взимается штраф. Квартиросъемщик. Работодатель. Материально-технический. Оным удостоверяю. Алиби. Сержант Петрова. Ремонтно-эксплуатационный. Свидетель. Нижепоименованный. Результаты деятельности органов налоговой полиции. 3). Выполнить упражнения на профилактику ошибок (по учебникам Ивакиной Н.Н. «Профессиональная речь юриста» и «Юристу о нормах правописания»).    
  6. Юрист как профессия речевая. Изучить материал по теме. 2. Ознакомиться с планом практического занятия – «круглого стола». 3. Методические рекомендации по подготовке к занятию: Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол, чтобы сделать их равными и равноправными при обсуждении и принятии важных решений. И до сего дня «круглый стол» остается формой плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений, поскольку все участники этого символичного действа равны в правах на истину. Итак, идея «круглого стола» заключается в диалоге людей, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в рамках заданной тематики. Цель «круглого стола» – раскрыть проблему с разных точек зрения, обсудить ее неясные и спорные моменты, выработать общее решение. «Круглый стол» демократичен. Значит, правила дискуссии «писаны для всех». В ходе дискуссии требуется: 1 – соблюдать регламент; 2 – вести беседу активно, но при этом исчерпывающе кратко; 3 – ориентироваться на цель (задачу); 4 – избегать общих фраз и слов-паразитов; 5 – говорить правильно, точно, ясно и эмоционально; 6 – критиковать только конструктивно; 7 – проявить умение слушать. 8 – при проведении «информационной атаки» высказываться в свою очередь, оперируя достаточными аргументами, иллюстрирующими состояние проблемы (статистическими данными, убедительными фактами, ссылкой на авторитет, цитатами); 9 – быть готовым к ответу на вопросы (как разъяснительные – по теме, так и дополнительные, в том числе касающиеся Вашего личного мнения). 10 – для качественной работы следует предусмотреть, чтобы в Вашем распоряжении были необходимые записи и канцелярские принадлежности. 4. Подготовить выступление[9] на «круглом столе». Задания для подготовки: 1) Перечислите, что, по Вашему мнению, составляет общее понятие «профессиональная речь юриста». 2) Раскройте все перечисленные составляющие понятия, дайте обоснование, приведите примеры. 3) Составьте тезаурус из перечисленных понятий. 4) Составьте дефиницию «Профессиональная речь юриста».    
    Итого    
           

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. УМК по дисциплине «Русский язык в деловой документации»

2. Основные учебники:

1) Губаева Т.В. Русский язык в судебных актах: научно-практ. пособие М.: РАП, 2010.

2) Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции: учебник – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2011.

3) Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учеб. пособие. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

4) Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пособие для вузов. М., 2005.

5) Розенталь Д.Э. Справочник по литературной правке / под ред. И.Б. Голуб, изд. 19-е. М.: Айрис-пресс, 2015.

3. Практикумы:

1) Ипатова И.С. Русский язык в деловой документации: методические разработки для выполнения контрольного задания по дисциплине для магистрантов, обучающихся по программе «Юрист в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства». – Н. Новгород: ПФ РГУП, 2015.

2) Ипатова И.С. Практикумы по грамотности. Часть 1. Орфография; Часть 2. Пунктуация; Часть 3. Культура речи. – Н.Новгород: ПФ РГУП, 2014.

3) Ипатова И.С. Русский язык в деловой документации: словарь. – Н. Новгород: ПФ РГУП, 2015.

4. Словари и справочники, в т.ч. on-line словари

5. Справочные порталы

1) http://www.gramota.ru

2) http://www.gramma.ru

3) http://www.slovari.ru

4) http://www.rusyaz.ru

5) http://www.uchim.ru

6. Электронно-библиотечные системы

1) ЭБС znanium.com

2) ЭБС book.ru

3) ЭБС IPRbooks

Методические указания для студентов по освоению дисциплины.

Общие положения

Дисциплина «Русский язык в деловой документации» изучается на протяжении семестра. Порядок изучения тем изложен в тематических планах. Основными видами учебных занятий являются лекция, семинарские и практические занятия, в т.ч. в интерактивной форме, выполнение письменного контрольного задания, индивидуальные консультации.

В ходе лекции рассматриваются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются ориентиры на междисциплинарные связи, а также рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к практическим занятиям.

В ходе семинарских и практических занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются упражнения по развитию речи и подготовке речи на определенную тему.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

· изучить рекомендованную литературу;

· проработать и дополнить конспекты лекций;

· подготовить ответы на все вопросы семинара;

· по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара.

Процесс работы с учебной литературой и иными информационными материалами условно можно разделить на четыре этапа:

1 – просмотр учебного материала,

2 – прочтение «с карандашом в руке»,

3 – составление конспекта или тезаурусного графа,

4 – повторение прочитанного и зафиксированного.

В силу речеведческой специфики изучаемой дисциплины студентам следует завести рабочую тетрадь со специальными «памятными страницами», на которые уместно заносить не только анализ коммуникативных поражений, но и памятки, вопросы, работу со словом, цитаты (цитаты оформляются со ссылкой на источник).

Семинары по дисциплине «Русский язык в деловой документации» построены с учетом активных, интерактивных образовательных технологий, поэтому в планы семинаров включены методические рекомендации по подготовке к занятию. Кроме того, подготовка студентов к семинарским занятиям предполагает не только выполнение заданий, но и подготовку устных ответов-рассуждений на заданные темы. Специфика дисциплины (как и всех речеведческих дисциплин) состоит в том, что речь (письменная, устная) является не только предметом изучения, но и средством предъявления полученных знаний, а также «визитной карточкой» языковой личности обучаемого. При таком положении дел любой подготовленный для ответа речевой материал должен быть оценен студентом с позиций самопрезентации.

Подготовка к практическим занятиям по дисциплине предусматривает выполнение практических заданий и упражнений с ориентацией на последующий аналитический разбор ошибок в юридических документах (письменная форма речи) и диалогах (устная форма речи). Поэтому работу со справочниками и словарями студентам следует довести до автоматизма – и не только с орфографическим, но и орфоэпическим, чтобы быть готовым к трудным случаям произнесения тех или иных слов (терминов, имен и пр.); и не только с толковым – для уточнения значений тех или иных употребляемых слов, но и словарем синонимов, чтобы уметь заменить непонятное собеседнику слово на другое без потери смысла.

Контрольное задание нацелено на тщательную проработку и усвоение магистрантом материала дисциплины, на формирование умения на практике применять знания о языковых нормах в юридических текстах. Успешное выполнение контрольного задания является условием допуска к сдаче зачета.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также углубленное изучение ряда проблем дисциплины осваиваются студентами в ходе самостоятельной работы. Все оставшиеся в ходе подготовки к занятиям вопросы следует выписать на полях в конспекте лекций (тетрадь по дисциплине рекомендуется одна: и для записи лекций, и для подготовки к семинарским занятиям, и для составления собственного тезауруса по дисциплине) и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется посредством сформированной преподавателем системы контроля на семинарских и практических занятиях методом устного опроса или посредством тестирования. Учебным планом для студентов очной формы обучения предусмотрено выделять для самостоятельной работы две трети часов от объема учебных занятий, что свидетельствует об очень высокой степени значимости этой формы работы для успешного освоения студентами изучаемого курса. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине, или в специально отведенное время (зачет).

Научно-исследовательская работа студентов (доклад, сообщение, презентация) согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Итоговой формой контроля является зачет.

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.