В.а. остапенко, А.М. Коновалов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

В.а. остапенко, А.М. Коновалов

2017-09-28 163
В.а. остапенко, А.М. Коновалов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.а. остапенко, А.М. Коновалов

 

 

Правила выполнения самостоятельных работ

 

Методические рекомендации

 

для студентов 1 курса факультета зоотехнологий и агробизнеса

очного обучения МГАВМиБ – МВА имени К.И. Скрябина по направлению подготовки: 36.03.02 – «Зоотехния», квалификация – «Бакалавр»

 

Москва, 2016


УДК 37

 

Правила выполнения самостоятельной работы: методические рекомендации / ФГБОУ ВО МГАВМиБ – МВА; Сост.: В.А. Остапенко, А.М. Коновалов. М.: ЗооВетКнига, 2016. – 25 с.

Методические рекомендации выполнены с учетом требований ГОСТа высшего профессионального образования и являются ключом для написания самостоятельной работы. В методических рекомендациях подробно раскрывается оформление самостоятельной работы, правила цитирования, оформление ссылок, библиографического списка.

Предназначены методические рекомендации для студентов 1 курса факультета зоотехнологий и агробизнеса очного обучения МГАВМиБ – МВА им. К.И. Скрябина по направлению подготовки: 36.03.02 – «Зоотехния», квалификация «Бакалавр».

Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы. Методические рекомендации могут быть использованы также студентами факультетов ветеринарной медицины, ветеринарно-биологического и товароведческого очного обучения МГАВМиБ – МВА им. К.И. Скрябина

 

 

Рецензенты:

 

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор Фейзуллаев Ф.Р. – ФГБОУ ВО МГАВМиБ – МВА им. К.И. Скрябина

Доктор биологических наук, профессор Каледин А.П. – ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

 

 

 

Методические указания утверждены на заседании учебно-методической комиссии факультета зоотехнологий и агробизнеса

(протокол «3» от 7 ноября 2016 г.).

 


Введение

 

Самостоятельная работа является одной из форм изучения дисциплины, способствующая углублённому усвоению проблем курса, формированию навыков исследовательской работы учащихся.

Она требует от учащихся теоретического осмысления первоисточников, умения применять усвоенные знания в анализе исторических событий прошлого и современной общественно-политической жизни, получения навыков работы с литературой, грамотного изложения изученной темы.

Целью самостоятельной работы является: приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.

Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:

1. Максимально полно проанализировать и систематизировать различные источники информации (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) по заданной теме;

2. Верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;

3. Подготовка логического заключения и выводов, изложение причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме

4. Построение практического решения поставленных задач в виде самостоятельной презентации по соответствующей теме.

Под выполнением самостоятельной работы понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Источником для написания самостоятельной работы могут быть любые опубликованные произведения, включающие учебную литературу, журналы, методическую литературу, а также материалы, представленные на Интернет-ресурсах (с указанием точного адреса Web-страницы).

Самостоятельная работа должна быть сдана для проверки в установленный ведущим преподавателем срок.


РАЗДЕЛ 1.

 

1. требования к структурным элементам самостоятельной работы

 

Выбор темы реферата

 

Самостоятельная работа является одной из форм учебной работы студента. Она способствует приобретению студентом опыта и навыков ведения научно-исследовательской работы, в том числе:

• работе с первоисточниками, подборки и анализа теоретической литературы;

• выстраивание последовательной и логической структуры письменной учебной работы как научного исследования;

• привитию умения популярно излагать сложные вопросы;

• ознакомлению с правилами оформления работ в Институте.

Работа над самостоятельной работой начинается с выбора темы исследования. Выбор темы самостоятельной работы осуществляется в соответствии с программой курса на основе перечня тем, утвержденных кафедрой по изучаемым дисциплинам.

Выбирая проблему для написания самостоятельной работы, студент (обучающийся) может воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. В связи с тем, что интерес студента (обучающегося) к теме реферата определяет качество проводимого им исследования и соответственно успешность его защиты. Поэтому студенты могут предложить собственную тему (или уточнить редакцию предлагаемой темы) по согласованию с преподавателем, но только в рамках программ изучаемого курса.

При определении темы самостоятельной работы нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Выбрав тему самостоятельной работы и изучив литературу, необходимо составить план. Работу над планом необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План — это точный и краткий перечень положений в том порядке как они будут расположены в работе, этапы раскрытия темы. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы.

Приступая к подготовке самостоятельной работы, необходимо помнить, что главная цель выполнения работы — ознакомится и осмыслить материал по теме, затем поаспектно провести анализ источника или группы источников, выявить основные сведения, которые должны войти в работу объективно и корректно изложить положения авторов текстов-источников, в итоге сформулировать собственное отношение к изложенному материалу.

При анализе выбранных источников необходимо выявлять наиболее важную проблематику по избранной теме, сущность точек зрения авторов и излагаемых ими подходов.

В качестве литературных источников могут быть использованы различные материалы. Однако, в первую очередь, следует обратиться к перечню источников, данных в списке основной, дополнительной литературы и литературы на иностранном языке, по изучаемым дисциплинам.

Структурными элементами самостоятельной работы являются: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

 

Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей самостоятельной работы, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Пример оформления титульного листа приведён в приложении.

На титульном листе приводят следующие сведения:

1) наименование ВУЗа и наименование министерства

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К.И. Скрябина»

2) наименование факультета, курса, группы

– факультет зоотехнологий и агробизнеса (ФЗТА),

– ветеринарно-биологический факультет (ВБФ),

– товароведческий факультет (ТЭС),

– ветеринарный факультет (ФВМ).

– курс 1, 2, 3, 4 и т.д.

– группа 1, 2, 3, 4 и т.д.

3) наименование кафедры

Кафедра зоологии, экологии и охраны природы им. А.Г. Банникова

4) тема реферата

Например: «Значение биологии в разработке практических задач зоотехнии, биотехнологии, охраны природы».

5) фамилия и инициалы студента

Иванов Иван Иванович или Иванов И.И.

6) должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя

Должность:

– ассистент или «асс.»

– доцент или «доц.»

– профессор или «проф.»

Ученое звание:

– кандидат или «канд.» или «к.»

– доктор или «док.» или «д.»

Направление наук:

– сельскохозяйственные науки или «с.-х.» н. или «с/х н.»

– биологические науки или «биол. н.» или «б. н.»

– ветеринарные науки или «вет. н.» или «в. н.»

– медицинские науки или «мед. н.» или «м. н.»

7) фамилия и инициалы руководителя

Иванов Иван Иванович или Иванов И.И.

8) место и дата составления реферата

город Москва, 2016 или г. Москва, 2016

 

Содержание работы

 

Содержание или оглавление — обязательный элемент аппарата, служащий для ориентации в самостоятельной работе. Содержание — это перечень заголовков всех структурных элементов работы с указанием страниц, с которых они начинаются и заканчиваются. Структурные элементы самостоятельной работы — это введение; основная часть, с указанием наименования всех глав, разделов, подразделов, пунктов; заключение; список литературных источников и приложения.

В оглавление включают все структурные элементы реферата, в том числе порядковые номера и наименования всех структурных единиц основного текста, с указанием номера страниц, на которых они начинаются.

 

    Стр.
  Введение  
1. Раздел 1 3–7
1.1.   3–5
1.2.   5–7
2. Раздел 2 9–14
2.1.   9–11
2.2.   12–14
3. Раздел 3 15–19
3.1.   15–17
3.2.   17–19
  Заключение  
  Список использованной литературы 21–22
  Приложения 23–25

 

Оглавление размещают на следующей после титульного листа странице реферата, включают в общее количество страниц работы, но не нумеруют.

 

Заголовок «Оглавление» записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы, располагая в центре поля страницы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной (ГОСТ 2.105–95).

 

Введение

 

Введение — это вступительная часть самостоятельной работы, предваряющая текст и содержащая краткую оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении самостоятельной работы должны быть представлены следующие важные критерии: обоснование актуальности темы, цели и формулировка задач, которые автор ставил перед собой, а также краткий обзор и анализ источниковедческой базы, изученной литературы, разнообразных источников информации.

Актуальность исследования должна отражать степень его важности в данный момент для теории и практики.

Цель — это результат, который должен получить автор. В ее формулировке рекомендуется использовать следующие слова: «выявить», «определить», «обосновать», «проанализировать и обобщить опыт», «раскрыть», «рассмотреть» и т.д.

Кроме цели автор должен поставить ряд задач для решения поставленной цели. Постановка задач позволяет правильно структурировать будущую самостоятельную работу.

Введение размещают на отдельной странице, располагая слово «Введение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы.

 

Основная часть

 

Содержание основной части должно точно соответствовать теме самостоятельной работы и полностью её раскрывать. Главы и параграфы самостоятельной работы должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач.

Обязательным являются не только подбор, структурирование, изложение и критический анализ материала по теме, но и выявление собственного мнения учащегося, сформированного в процессе работы над темой.

Основная часть работы может быть разбита на главы, разделы, параграфы и другие составные части. Например, разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы, а пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Независимо, какую часть автор использует, она должна содержать законченную информацию. В основной части автор указывает основную сущность работы и приводит основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдаётся новым результатам.

Главы основной части самостоятельной работы могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для самостоятельной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части самостоятельной работы ссылок на использованные источники.

 

Заключение

 

Заключение содержит подведение итогов работы, чёткие выводы, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели самостоятельной работы. В заключении рекомендуется использовать не только литературные источники, но и делать свои выводы по результатам выполненной работы.

Заключение размещают на отдельной странице, располагая слово «Заключение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы.

 

Список использованной литературы

 

Список использованной литературы или библиографический список является необходимым элементом оформления любой работы. Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы.

Библиографический список — элемент библиографического аппарата, который содержит библиографическое описание использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляют одну из существенных частей исследования, отражающую самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени тщательности проведенного исследования.

Библиографический список должен отвечать следующим требованиям:

• соответствовать теме реферата;

• включать разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, научные, учебные и др.

Библиографическое описание использованных источников составляется непосредственно по произведениям печати или выписывается из каталогов, картотек и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, рекомендуемое количество источников от 10 до 20, желательно, изданных за последние 5–10 лет. Использование источников из интернета возможно только при необходимости, при этом указывать ссылку не только сайта, но и все возможные выходные данные (в том числе: автора статьи, ее название, название электронного издания и т.д.).

 

Приложение

 

В приложении рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения могут быть включены:

– таблицы дополнительных цифровых данных;

– иллюстрации и схемы вспомогательного характера;

– фотоматериалы и рисунки;

– фрагменты источников;

– словарь терминов;

– другие документы.

Приложение помещается после «Заключения».

Работа может быть иллюстрирована ксерокопиями и (или) сканированными материалами (не допускается использование вырезанных из книг и журналов иллюстраций).

Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком должно быть напечатано слово «Приложение».

Если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации.


РАЗДЕЛ 2.

 

2. Оформление самостоятельной работы

 

Общие положения

 

Материал в тексте следует изложить литературно обработанным языком, с использованием специальных терминов, грамотно, без сокращений слов. Фразы необходимо строить так, чтобы мысль в них выражалась четко и ясно. Необходимо избегать многословия, неуместных терминов, нарушений порядка слов, назойливого повторения одних и тех же слов, и близком соседстве одно от другого. Термины желательно выделять курсивом и полужирным шрифтом.

Каждый новый раздел реферата должен начинаться с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям реферата: введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, название глав, заключение, список литературы, приложения и т.д.) должны чётко и кратко отражать содержание разделов, подразделов, а также заголовки всех структурных элементов самостоятельной работы следует располагать в середине строки без точки в конце, а печатать заголовки следует прописными буквами, не подчеркивая при этом. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки располагаются по центру симметрично текста.

Желательно использовать разделение излагаемого материала на абзацы, что, несомненно, облегчит его чтение и усвоение. Абзацами обычно выделяют примерно равные и обособленные по смыслу части текста. В каждом абзаце должны содержаться положения и мысли, тесно связанные между собой, объединенные чем-то общим. Новый абзац следует начинать с красной строки.

Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той же странице, к которой они относятся.

 

Оформление таблиц, диаграмм, рисунков

 

Таблица — форма организации материала в тексте самостоятельной работы, при которой систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и графы, и строки. Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным, кратким.

Слово «Таблица» и ее заголовок указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

Таблица 1

__________________________________________________________________

наименование таблицы

 

Наименование показателя Заголовки граф
Показатель (строки)        
         
         

 

Ширина таблицы должна соответствовать ширине текстового блока.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. При переносе части таблицы её название помещают только над первой частью таблицы. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте, при ссылке писать «таблица» с указанием номера.

Рисунок — графическое изображение на плоскости, создаваемое с помощью линии, штриха, пятна, точки. К рисункам относят диаграммы, графики.

Иллюстрации (схемы, диаграммы, рисунки и т.д.) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации, если их более одной, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего документа.

 
 


________________________

Рис. наименование рисунка

 

Нумерация листов

 

Все страницы самостоятельной работы нумеруются, начиная с титульного листа, номер на титульной странице при этом не ставится, но титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата.

Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют справа листа в нижнем поле без точки в конце. По согласованию с ведущим преподавателем или с преподавателем, от которого получено задание, студент может проставлять нумерацию по центру листа.

Нумерация делается следующим образом: «Вставка», «Номер страницы», «Внизу страницы», «Простой номер 2», нумерация внизу справа (или «Простой номер 3» посередине).

Нумерация библиографического списка — сплошная от первого до последнего названия.

 

Цитирование

 

При изложении материала обязательно должны следовать ссылки на авторов, чьи данные приводите в тексте. При ссылке на какой-нибудь источник литературы необходимо указывать фамилию автора и в скобках год издания литературного источника. Например, «по данным Хомякова В.М. (2013), аналогичные данные приводит Крикунов И.М. (1993)». Возможен и другой вариант ссылок: вначале автор самостоятельной работы печатает текст из литературного источника, а в конце в скобках указывает автора и год издания литературного источника. Например, «Самые частые ошибки в основной части доклада — выход за пределы рассматриваемых вопросов (Иванов И.И., 2004)». Подробно описывать методику проведения тех или иных опытов и наблюдений не следует.

В случае если автор самостоятельной работы использует цитаты из литературных источников, то он должен выполнять следующие требования:

— текст цитаты заключается в кавычки;

— цитирование должно быть полным без произвольного сокращения;

— каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

 

Библиография

 

Список использованной литературы или библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1–2003, введенным в действие с 1 июля 2004 года.

Используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения.

Список литературы оформляется в алфавитной последовательности и включает весь объём изученных автором статей, справочных и иных материалов. Все цитаты и любые сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из литературных источников, должны иметь свои ссылки или сноски.

При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала.

Библиографическое описание представляет собой составленный по определенным правилам перечень сведений о каждом источнике. К этим сведениям при описании книги относятся:

• фамилия и инициалы автора (авторов);

• заглавие;

• вид литературного источника (учебник, учебное пособие, монография);

• место издания, издательство, год издания;

• количество страниц.

При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) необходимы следующие сведения:

• фамилия и инициалы автора статьи (авторов, если они указаны);

• заглавие статьи;

• название периодического издания;

• год выпуска периодического издания, его номер;

• страницы, на которых помещена статья.

 

 

Приложение

 

Материал, дополняющий текст реферата, допускается помещать в приложении. Приложение оформляют как продолжение данного документа, на последующих его листах.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте реферата, за исключением информационного приложения «Библиография», которое располагается последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху страницы права слова «Приложение» и его обозначение.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

 

Сокращения

 

В целях обеспечения компактности реферата можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну запись и другие приемы сокращения.

Сокращению подлежат различные части речи. При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв. Сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов. В общепринятых сокращениях физических величин и аббревиатур точка в конце не ставится. В остальных случаях в конце сокращения ставится точка.

Допускаются следующие сокращения в самостоятельной работе: год — г, то есть – т.е., и так далее – и т.д., и другие – и др., смотри – см., годы – гг., страница – с, область – обл., таблица – табл., рисунок – рис., высшее учебное заведение – вуз, сантиметр – см, килограмм – кг, век – в.

Внутри предложений не сокращают слова «и другие», «так как».

Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области и общее обозначение материала.

В случае необходимости обозначения своего сложного термина аббревиатурой, ее следует указывать сразу же после данного термина в скобках, например, бюджетно-налоговая политика (БНП). Сокращения слов в библиографическом описании оформляют в соответствии с ГОСТ Р 7.0.12–2011, который устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний, а также особые случаи сокращения слов, часто встречающихся в библиографической записи.


РАЗДЕЛ 3.

 

3. Порядок защиты самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа рецензируется преподавателем с целью определения умения излагать концептуальное видение проблемы по заданной тематике. При рецензировании самостоятельной работы выявляется степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, конкретность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстрированного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к общению). Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Работа сдается в срок, определяемый научным руководителем (преподавателем), с учетом графика учебного процесса. При оценке работы как «неудовлетворительно» она возвращается студенту на доработку с замечаниями и указаниями преподавателя.

 

3.1. Критерии оценки самостоятельной работы по разделам

 

Защита самостоятельной работы проходит во время семинарского (практического) занятия в академической группе. После обсуждения на занятии самостоятельной работы, она оценивается преподавателем.

Рассмотрим основные критерии оценки самостоятельной работы.

Введение. Критериями оценки введения служат: наличие обоснования выбора темы, её актуальности; наличие сформулированных целей и задач работы; наличие характеристики первоисточников.

Основная часть. В основной части рецензент обращает внимание на такие критерии, как структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; наличие заголовков к частям текста и их удачность; проблемность и разносторонность в изложении материала; выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование; наличие примеров, иллюстрирующих творческие положения.

Заключение. В заключении актуальными для рецензирования критериями являются наличие выводов по результатам анализа и выражение своего мнения по проблеме.

Кроме основных критериев оценки самостоятельной работы, при оценке работы учитывают ее оформление, а также характер защиты.

Оформление работы складывается из следующих параметров:

– соответствие темы работы содержанию;

– наличие чётких целей и задач;

– новизна взгляда;

– достаточность и современность привлечённых к рассмотрению источников;

– актуальность;

– логичность построения;

– анализ работы;

– методическая корректность;

– нетривиальность суждений;

– раскрытие темы в содержании работы;

– практическая значимость;

– правильность оформления;

– стиль работы и оформление.

 

3.2. Защита самостоятельной работы

 

Важным моментом в работе с самостоятельной работой является ее защита. Время защиты 5–10 минут. Защита начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, так как охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа.

Защита самостоятельной работы основана на свободном владении материалом; глубине знаний по теме; наличие наглядного материала; умение отвечать на вопросы преподавателя; использование широкого понятийного аппарата; ораторское искусство и артистизм докладчика; обоснованность выводов.

В ходе выступления участник обосновывает выбор темы, информирует о целях и задачах работы, знакомит с теоретическими и практическими исследованиями по данной проблеме, излагает собственное ведение решения проблемы, делает аргументированные выводы, отвечает на поставленные вопросы. Достоинством к защите самостоятельной работы служат наглядные материала (компьютерные презентации, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы).

Само выступление должно состоять из трех частей — вступления (10–15% общего времени), основной части (70–80%) и заключения (10–15%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название работы, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея работы понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

– фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

– суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

– мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, дать их краткую характеристику каждому из них, когда они употребляется в процессе презентации впервые.

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.

После защиты рукописи и электронные версии самостоятельных работ сдаются преподавателю и хранятся на кафедре до конца семестра.

Оценка, полученная за самостоятельную работу, может быть учтена преподавателем при приёме экзаменов, зачётов.

Лучшие самостоятельные работы могут быть рекомендованы на студенческие конкурсы и конференции, для дальнейшей разработки этой темы с целью выполнения курсовой работы (проекта) и др.

 


РАЗДЕЛ 4.

 

4. Примерные фразы (клише) и темы для самостоятельных работ

 

4.1. Примерные фразы (клише) для самостоятельных работ

 

В тексте самостоятельной работы желательно использование некоторые фразы или «клише». Например, наиболее характерные клише:

Тема.

Самостоятельная работа посвящена такому актуальному вопросу, как…

Самостоятельная работа посвящена характеристике проблемы...

Самостоятельная работа посвящена анализу литературы...

В самостоятельной работе рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).

Проблема.

В центре внимания автора находятся...

На первый план автором выдвигаются...

В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)... останавливается на следующих проблемах и т.д.

Актуальность темы.

Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как...

Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы...

Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых…

Группы глаголов.

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).

Автор исследует, доказывает, выясняет, утверждает... что.

Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...

(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем)…

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит... что с чем; противопоставляет... что чему…

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается... на чем; неоднократно возвращается к чему…

Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, акцентирует... внимание...на чем.

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, обобщает, суммирует... что. Можно сделать вывод...

 

4.2. Примерные темы самостоятельной работы

 

Работа над самостоятельной работой начинается с выбора темы исследования. Выбор темы самостоятельной работы осуществляется в соответствии с программой курса на основе перечня тем, утвержденных кафедрой по изучаемым дисциплинам.

Выбирая проблему для написания самостоятельной работы, студент может воспользоваться рекомендуемым списком тем, предложенным преподавателем. В связи с тем, что интерес студента к теме самостоятельной работы определяет качество проводимого им исследования и соответственно успешность его защиты. Поэтому студенты могут предложить собственную тему или уточнить редакцию предлагаемой темы из рекомендуемого списка на согласование с преподавателем, но только в рамках программ изучаемого курса.

 

Примерные темы по общей биологии

 

1. Вирусы и бактериофаги.

2. Многообразие клеток: прокариот и эукариот; вирусы – доклеточная форма жизни.

3. Многообразие животного мира (одноклеточные и многоклеточные животные).

4. Хемосинтез. Как способ автотрофного питания. Место в круговороте элементов в биосфере.

5. Разнообразие способов пит


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.