Что общего у разных растений? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Что общего у разных растений?

2017-09-28 270
Что общего у разных растений? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

находить, показывать и называть эти части;

различать цветки и соцветия.

Метапредметные результаты:

работать в группе;

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них нужную информацию;

использовать представленную информацию для получения новых знаний;

осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные результаты:

понимать необходимость бережного отношения к природе, а именно к растениям.

Оборудование. У учителя — образ­цы растений и конверты с инструктивными карточками для работы групп (бри­гад); образец соцветия (головка клевера). У учащихся — ножницы и клей для работы с тетрадью.

 

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока учитель просит найти среди образцов камней гра­нит, кремень, известняк. От имени Муравья Во­просика учитель говорит: «Как много разных камней в окружающем мире! А еще нас окружают разнообразные растения. Ребята, назовите растения, которые, на ваш взгляд, совсем не похожи друг на друга. (Дети высказываются.) Верно, растения такие разные! А есть ли у них что-нибудь общее? Интересно, что общего у разных растений?» Дети пробуют ответить на вопрос. Далее зачитываются слова Муравьишки на с.22.

Актуализация знаний и умений. Учитель просит детей вспомнить, какие части растений они знают. Дети отвечают, используя знания, полученные в дошкольном учреждении, а также свой жизненный опыт, бытовые представления.

Освоение нового содержания и его применение. Учитель предлагает выполнить задания в учебнике (с. 22). Работу можно провести фронтально. Учитель говорит: «Как вы видите, здесь изображёно растение кабачок. Найдем у не­го листья. А к чему они крепят­ся? Прочитаем, как называется эта часть растения. (Стебель.) Какого он цвета? (Зелёного.) Проведите пальчиком вдоль всего стебля свер­ху вниз. Закончилась зелёная часть? Ведём палец ниже. Какого цве­та эта часть растения? Прочитаем, как она называется. (Корень.) Это подземная часть растения. Поднимемся вверх (проведем паль­цем) от корня по стеблю. Повторяем знакомые части растения. Ка­кие части растения мы ещё не назвали? (Дети называют цветок и плод с семенами.) Сколько на рисунке цветков? Сколько плодов? Когда цветок отцветает, на его месте в большинстве случаев обра­зуется плод с семенами. Итак, перечислите, что мы увидели, рас­сматривая растение. (Учащиеся называют части растения с опорой на рисунок в учебнике.)» Далее дети находят части растений у крыжовника и яблони, убеждаясь в том, что они у них те же самые, несмотря на внешние различия.

После этого проводится практическая работа в группах «Изучаем части растений».Работа ведется по заданиям учебника и рабочей тетради. Каждая группа (бригада) получает растение, например пастушью сумку, нас­турцию и др. Дополнительно может быть предложен конверт с инструктивной карточкой. Всё это выдаётся бригадиру, который должен быть назначен из числа читающих детей.

Инструктивная карточка

1. Как называется растение? Прочитайте название.

2. Есть ли у растения корень? Найдите и покажите.

3. Есть ли у растения стебель? Найдите и покажите.

4. Есть ли на стебле листья? Найдите и покажите.

5. Есть ли у растения цветок? Найдите и покажите.

6. Что появилось на месте цветка, когда он отцвёл? Найдите плод с семенами и покажите его.

Дети совместно выполняют задания. Учитель помогает им, пе­реходя от бригады к бригаде. По окончании работы группы отчитываются о проведённом исследовании. Делается вывод: «У разных растений есть одни и те же части — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами».

После этого дети индивидуально выполняют задание в рабочей тетради (с. 12, № 2) с ис­пользованием Приложения.

Следующий этап урока предусматривает расширение представлений детей о частях растений (знакомство с соцветиями) и вместе с тем нацелен на формирование умения работать с информацией. От имени Мудрой Черепахи зачитывается вопрос «Знаете ли вы, что…» (с.23). Дети высказываются. Учитель демонстрирует соцве­тие (головку клевера), показывая отдельные цветки. Мож­но напомнить детям похожее слово «созвездие» (группа звёзд — со­звездие, группа цветков — соцветие). Последующее задание выполняется в парах. Дети рассматривают со­ответствующие рисунки, называют растения, изображённые справа (подсолнечник, календула, георгин), проверяют себя, используя «Странички для самопроверки». При обсуждении результатов работы пар учитель обращает внимание детей на растения, которые держит Черепаха. Учитель: «Какие это расте­ния? (Клевер и тюльпан.) Чем они различаются? (У клевера — со­цветие, а у тюльпана — отдельный цветок.)»

Выводы и обобщения. Учитель: «Давайте еще раз ответим на вопрос Муравьишки: «Что обще­го у разных растений?» Ответы детей обобщаются с помощью вывода на с. 23 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 23 учебника.

 

Физкультминутки. Учитель: «Давайте покажем, как трудились люди, выращивая урожай. Копали (имитация движений), поливали (имита­ция движений), срывали с деревьев плоды (подпрыгивают), собрали все в большую корзину (широко разводят руки в стороны)».

Рекомендации для занятий в семье

1. Выполните с ребенком задание в рабочей тетради (с.13, 3).

2. Если есть возможность, сделайте с ребёнком фотографии «Что мы вырастили летом на даче», снимите видеофрагменты «Сбор урожая в саду и огороде».

 

ЧТО РАСТЁТ НА ПОДОКОННИКЕ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

различать изученные на уроке комнатные растения;

наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;

определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

приводить примерыкомнатных растений.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений;

осуществлять самопроверку;

рассказывать об особенностях любимого растения;

отвечать на итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту комнатных растений.

Оборудование. У учителя — комнатные растения. У учащих­ся — цветные фишки; атлас-определитель «От земли до неба.

Предварительная работа. Учитель подбирает комнатные растения для определения из числа представленных в атласе-определителе «От земли до неба». В атласах-определителях учитель заранее кладет закладки на нужных страницах.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Муравей предлагает детям новый вопрос: «Что растёт на под­оконнике?» Дети дают произвольные ответы; учитель подводит их к выводу: «На подоконнике растут комнатные растения, каждое имеет название». После этого зачитываются слова Муравьишки в рубрике «Что узнаем, чему научимся» (с. 24).

Актуализация знаний и умений. Выполняется задание на с. 24 учебника. Дети могут работать индивидуально по команде учителя. При этом их следует сориентировать на работу с рисунками, а не с названиями. Дети раскладывают зеленые и синие фишки возле рисунков, располагая их на месте кружочков. Понятно, что результаты будут у разных учащихся разными, особенно в отношении растений, растущих у них дома. Результаты следует проверить и обсудить.

Освоение нового содержания и его применение. Этот этап урока является непосредственным продолжением предыдущего. Учитель поясняет, что научные названия многих растений сложные и надо потрудиться, чтобы их запомнить. Кто-либо из учащихся вслух читает назва­ние растения, другие внимательно следят по книге. Учитель гром­ко повторяет название, затем дети повторяют его хором. Параллельно с этой работой учитель сообщает све­дения и задаёт вопросы, создавая образные опоры, которые помо­гут детям лучше запомнить изучаемые растения. Например: «Как­тус часто называют зелёным ёжиком — почему? Название «гиппеаструм» означает «кавалер со звездой» — как вы это объяс­ните? Сансевьеру многие называют «щучий хвост» — почему? Мне кажется, что калла напоминает кораблик с белым парусом вокруг жёлтой мачты — согласны ли вы с этим? Калла ещё называется белокрыльником — почему?»

После этого можно перейти к выполнению практической работы «Определяем комнатные растения», которая проводится в парах по заданиям учебника и рабочей тетради и с использованием атласа-определителя «От земли до неба». Очень важно, чтобы в начале работы дети, в соответствии с заданием учебника, подумали, как с помощью атласа-определителя можно узнать названия растений, то есть составили мысленный план действий. Он должен включать: 1) внимательное рассматривание определяемого растения, 2) поиск в атласе-определителе иллюстрации, на которой изображено данное растение, 3) сравнение частей растения (листьев, цветков и др.) с рисунком, чтобы убедиться в правильности определения, 4) прочтение названия растения (при необходимости можно обратиться к учителю или кому-либо из читающих детей).

Организация практической работы может быть разной в зависимости от конкретных условий. Желательно на столе каждой пары поставить 1 - 2 растения для определения. Однако такой возможности может не быть. Тогда растения, подлежащие определению, расставляются на подоконниках и на столе учителя. Возле каждого растения помещается табличка с номером. Каждой паре учащихся выдается инструктивная карточка с указанием одного – двух номеров. Например: «Определите растения под номерами 3 и 7». Детям разрешается вставать со своих мест и подходить к изучаемым растениям.

Следующий этап урока предусматривает расширение представлений детей о комнатных растениях (знакомство с родиной некоторых из них, раскрытие связи между строением растения и условиями его жизни на родине) и вместе с тем нацелен на формирование умения работать с информацией. Дети учатся извлекать информацию из текста и использовать ее при работе с иллюстрациями. Текст «Знаете ли вы, что…» учитель зачитывает классу в форме вопросов Мудрой Черепахи, а последующие задания выполняются в парах. Дополнительно учитель спрашивает: «Есть ли связь между внешним видом (строением) растений и особенностями их жизни на родине?» Дети высказывают свои предположения. При обсуждении учитель подводит школьников к выводу: «В пустыне жарко и очень сухо, поэтому кактус запасает воду в своих стеблях; на родине бе­гонии жарко и очень влажно, поэтому у нее вырастают такие боль­шие листья».

Затем выполняются задания №2 и №3 в рабочей тетради. По усмотрению учителя на основе задания №2 может быть проведена дидактическая игра «Узнай растения по фраг­ментам». У детей четыре пары фишек разного цвета. Одну фишку из каждой пары нужно положить на фрагмент растения на с. 14 рабочей тетради, а другую такого же цвета — на изображение этого расте­ния на с. 24. Задание №3 включает аналитическую часть (анализ своего отношения к комнатным растениям, выбор среди них любимого растения) и собственно творческую часть (рисование). Рисунок дети могут выполнить с натуры или по памяти.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос: «Что растёт на подоконнике?», а также показать и назвать изученные растения класса. Высказывания детей обобщаются с помощью вывода на с. 25 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 25 учебника.

Физкультминутки. Могут быть проведены в виде игры на закрепле­ние названий растений. Муравей показывает изученные растения и говорит названия, допуская ошибки. Если растение названо пра­вильно, дети подпрыгивают, если нет — хлопают в ладоши.

Рекомендации для занятий в семье

1. Вместе с ребёнком выполните задание в рабочей тетради (с.14, №4) с помощью атласа-определителя «От земли до неба».

2. Если есть возможность, сфотографируйте, что растёт на вашем по­доконнике.

 

ЧТО РАСТЁТ НА КЛУМБЕ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

различать изученные растения клумбы, цветника;

наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

определятьрастения цветника с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

рассказывать о любимом цветке;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту растений клумбы.

 

ВНИМАНИЕ: «ЗЕЛЁНЫЙ КЛАСС»! Описанный ниже урок предусматривает работу в классе. Однако данный урок может быть проведён в «Зелёном клас­се»,то есть на территории школы или в другом месте, где имеется клумба или цветник. В этом случае в методику урока учитель вносит необходимые коррективы. В «Зелёном классе» дети знакомятся с растениями, не срывая их (определяют, зарисовывают). Может быть предусмотрена подвижная дидактическая игра «Найди цветок».

 

Оборудование. У учителя — комнатные растения, с которыми позна­комились на прошлом уроке; букет декоративных растений, изоб­ражённых в учебнике (с. 26); крем и шампунь с добавлением календулы. У учащихся — цветные фишки; цветущие растения кален­дулы и бархатцев, плоды календулы, кусочек бархата; атлас-опреде­литель «От земли до неба»; ножницы и клей для использования Приложения рабочей тетради.

Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети знакомятся с декоративными растениями клумбы, цветника. Особое внимание учитель обращает на те растения, которые изображены в учебнике (с. 26).

Ход урока.

Мотивация и целеполагание. Учитель просит показать в классе и назвать комнатные расте­ния, с которыми познакомились на прошлом уроке. Затем Муравей Вопросик говорит: «Теперь я знаю, что растёт на подоконнике. А что растёт на клумбе?» Дети отвечают, после чего зачитываются слова Муравьишки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Актуализация знаний и умений. Проводится работа по заданию на с. 26 учебника с использованием фишек. Дети опираются на свои наблюдения, сделанные, в частности, во время предварительной прогулки. Как и на предыдущем уроке, работа идет в основном с иллюстрациями.

Освоение нового содержания и его применение. Продолжается работа со с. 26 учебника. Дети рассматривают цветы в букете, выращенные на пришколь­ном или садовом участке, определяют их, соотнося с рисунками в учебнике, читают и повторяют названия растений (аналогично то­му, как это делалось на предыдущем уроке).

При этом учитель со­общает дополнительные сведения, подчеркивающие красоту расте­ний, их отличительные особенности, задаёт вопросы, помогающие выделить те или иные детали. Как и на предыдущем уроке, учитель должен создавать образные опоры для лучшего запоминания расте­ний. Например: «У гладиолуса вид торжественный, величавый. А его название означает «небольшой меч». Как вы думаете, почему? (Лис­тья похожи на мечи.)»

Учитель может прочитать стихотворение о гладиолусах:

Два цветка, два гладиолуса,

Разговор ведут вполголоса.

По утрам они беседуют

Про цветочные дела...

А. Барто

Учитель: «Как вы думаете, о чём могут говорить гладиолусы?

Название «астра» означает «звезда». Есть легенда, что этот цве­ток вырос из пылинки, упавшей со звезды. Название «космея» в переводе означает «украшение». Оранжевые и жёлтые цветки кален­дулы и бархатцев горят на клумбе, как маленькие солнышки».

Более подробно можно познакомиться с календулой и бархатцами. Учитель: «Понюхайте растения календулы. Есть ли запах? Какой? (Пахнет ле­карством.) Календула — лекарственное растение. Еще в древности отвары и настои из её цветков использовали для заживления ран. Отваром календулы полощут горло, её используют при изготовле­нии кремов, шампуней. (Демонстрирует крем и шампунь с добавлением календулы.) Рассмотрите плоды календулы. На что они похожи? (На когти.) Вот почему у календулы есть ещё одно назва­ние — ноготки.

Погладьте руками кусочек бархата и лепестки бархатцев. Срав­ните ваши ощущения. Объясните, почему эти растения называют­ся «бархатцы».

Сравните между собой календулу и бархатцы. Чем они похожи? Чем различаются?»

Далее проводится практическая работа «Определяем растения клумбы» (дети работают в парахпо заданиям учебника, рабочей тетради и с использованием атласа-определителя «От земли до неба»). Важно, чтобы в начале работы дети, как и на предыдущем уроке, составили мысленный план действий по определению растений цветника. Он должен включать те же пункты, что и при определении комнатных растений. На столе каждой пары ставятся в вазах 1 - 2 растения для определения.

Полученные в ходе практической работы знания, а также умения пользоваться атласом-определителем и «Страничками для самопроверки», применяются при выполнении следующего задания учебника (с. 27). Эта работа также проводится в парах.

Далее индивидуально выполняются задания в рабочей тетради (с.15, №2, с.16, №3).

При выполнении задания №2 можно, по усмотрению учителя, использовать фишки: на цветки и листья одного и того же растения дети кладут фишки одного цвета (всего потребуются три пары фишек разного цвета). Этот прием позволяет наглядно объединить фрагменты каждого растения и облегчает действия контроля и коррекции (если обнаружена ошибка, фишка перемещается). После самопроверки дети соединяют линиями рисунки, обозначенные фишками одного цвета. Учителю также следует иметь в виду, что цветки петунии и гладиолуса, изображенные в тетради, отличаются по цвету от тех, которые нарисованы в учебнике, что может вызвать затруднения при самопроверке. Учитель поясняет, что окраска цветков многих растений клумбы очень разнообразна. Нужно обращать внимание не столько на окраску, сколько на форму цветков. Петунию и гладиолус, близкие по окраске цветков к изображенным в тетради, можно увидеть в атласе-определителе.

При выполнении задания №3 важно предоставить детям возможность выразить свое отношение к растениям клумбы (рассказать о цветах, которые им особенно нравятся, обосновать свои предпочтения).

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что рас­тёт на клумбе?» Дети отвечают, показывая и называя изученные рас­тения. Высказывания учащихся обобщаются с помощью вывода на с. 27 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 27 учебника.

Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игры (аналогич­но тому, как это делалось на предыдущем уроке).

Рекомендации для занятий в семье

1. Вместе с ребёнком выполните задание в рабочей тетради (с. 16, №4) с использованием атласа-определителя «От земли до неба».

2. Ес­ли есть возможность, сфотографируйте красивую клумбу.

 

ЧТО ЭТО ЗА ЛИСТЬЯ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

определятьдеревья по листьям;

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

сравнивать и группировать листья по различным признакам;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту деревьев в осеннем наряде.

 

ВНИМАНИЕ: «ЗЕЛЁНЫЙ КЛАСС»! Описанный ниже урок предусматривает работу в классе. Однако данный урок может быть проведён в «Зелёном клас­се»,то есть в лесу, парке, сквере, во дворе или на территории шко­лы, если там имеются необходимые деревья. В методику проведения урока вносятся соответствующие коррективы. Например, организуется подвижная ди­дактическая игра «Узнай дерево». Предусматривается зарисовывание листьев и рас­крашивание их в рабочей тетради не­посредственно в природной обстановке. Дети собирают букеты осенних листьев и приносят их в школу для украшения класса и использования на следующем уроке.

 

Оборудование. У учителя — букет цветов, изученных на прошлом уроке; букет осенних листьев, листья и семена конского каштана. У учащихся — листья, собранные на прогулке; цветные фишки; цифровые карточки «2», «3», «5»; инструктивные карточки для работы в группах; атлас-определитель «От земли до неба».

Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети собирают опавшие листья разных пород деревьев.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока учитель просит назвать уже знакомые детям цве­ты в букете. Затем предлагает отгадать загадку:

Рыжий Егорка

Упал в озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Лист)

Учитель: «Вот букет из листьев. И на столах у вас листья. «Что это за листья?» — заин­тересовался Муравьишка. Поможем ему ответить на этот вопрос. Дети дают произвольные ответы, после чего зачитываются слова Муравьишки в рубрике «Что узнаем, чему научимся».

Актуализация знаний и умений. Учитель просит внимательно рассмотреть на своих столах листья, собранные на прогулке. Учитель: «Одинаковые эти листья или разные? Чем ониотли­чаются друг от друга? (Размером, формой, цветом.) Разложите лис­тья на группы: большие, маленькие, средних размеров; с сильно изрезанным краем, с мелкими вырезами по краям; жёлтые, красные, бурые, зелёные, пёстрые». Затем учитель предлагает отложить листья в сторону и выполнить задание на с. 28 учебника (вспомнить и отметить фишками листья, найденные во время прогулки).

Освоение нового содержания и его применение. Учитель: «А теперь узнаем, от каких деревьев эти листья». Дети читают подписи. Далее выполняются другие задания на с. 28. Важно, чтобы дети поняли, что листья одной и той же породы деревьев одинаковы по форме, но могут быть раз­ными по окраске (осенью). Для этого учитель просит посчитать, сколько на рисунке листьев каждого дерева. Дети показывают циф­ровую карточку («2», «3», «5»). Учитель: «Как узнали листья одного и того же де­рева? (Они одинаковые по форме.)» Просит найти различия в осен­ней окраске листьев у каждого из деревьев.

Если на предыдущем этапе урока дети классифицировали листья по различным признакам, то теперь им необходимо описать листья каждого дерева, собрав вместе их характерные признаки. Например, листья клена большие, с сильно изрезанным краем, могут быть желтыми, красными, пестрыми.

Далее выполняется практическая работа «Определяем деревья по листьям». Работа проводится в группах (бригадах) по заданиям учебника и рабочей тетради с использованием атласа-определителя «От земли до неба» (с. 84—85, 86—87). Бригадирам выдаются листья для определения и инструктивные карточки: 1) рассмотрите лист; обратите внимание на форму листа, его край; 2) рассмотрите рисунки в атласе-определителе; 3) найдите свой лист на рисунке; 4) прочитайте название. Те, кто не может прочитать название, просят помощи у учителя или у специаль­но назначенного помощника из числа читающих детей.

Дополнительно учитель сообщает, что лист состо­ит из черешка и листовой пластинки. Если пластинка одна (как, на­пример, у листа березы), то лист называется простой. А если плас­тинок на черешке несколько (как, например, у рябины), то лист называется сложный. Эти подробности помогут детям при опреде­лении растений, но они необязательны для запоминания.

В завершение практической работы Муравей Вопросик просит показать в букете и назвать листья, которые были определены.

Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания на с. 29 учебника. Дети работают в парах с использованием атласа-определителя и «Страничек для самопроверки».

Далее выполняется задание в рабочей тетради (с.17, №2). Прежде всего дети должны узнать и назвать листья по чёрно-белому изображению. Затруднения могут вызвать листья конского каштана, которые не представлены в учебнике и атласе-определителе. Учитель называет это дерево, показывает его листья и семена (крупные коричневые семена, которые мы в обиходе называем просто каштанами, хорошо знакомы большинству детей и помогут запомнить это дерево). Затем можно приступить к раскраши­ванию листьев. Под руководством учителя дети раскрашивают одну пару листьев; другие — самостоятельно, предварительно найдя лист на столе и рассмотрев его окраску. При недостатке времени часть работы можно выполнить в группе продленного дня.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что это за листья?» Дети отвечают, показывая листья и называя деревья, которым они принадлежат. Высказывания учащихся обобщаются с помощью вывода на с. 29 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 29 учебника.

Физкультминутки. Взяв в руки листья, дети выполняют ритмиче­ские движения под музыку.

В группе продлённого дня может быть закончено выполнение задания в рабочей тетра­ди (с. 17, № 2).

 

Рекомендации для занятий в семье

1. Вместе с ребенком выполните задание в рабочей тетради (с.18, №3).

2. Вместе с ребёнком найдите возле дома деревья, которые он мо­жет узнать по листьям. Проверьте себя с помощью атласа-опреде­лителя «От земли до неба». Узнайте с помощью атласа-определите­ля название ещё одного дерева.

ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что хвоинки — это лис­тья хвойных деревьев;

различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

различатьлиственные и хвойные деревья.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Оборудование. У учителя — букет из опавших листьев; веточка лиственницы. У учащихся — цветные фишки; веточки, хвоинки и шишки ели и сосны (для групповой работы); атлас-определитель «От земли до неба».

Предварительная работа. До урока желательно провести прогулку, во время которой дети рассмотрят сосну и ель, а также, по возможности, лиственницу.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Урок можно начать с чтения детям стихотворения:

Опавшей листвы — С осинки...

Разговор еле слышен: — С черёмухи...

— Мы с клёнов... — С дуба...

— Мы с яблонь... — С берёзы...

— Мы с вязов... Везде листопад:

— Мы с вишен... На пороге — морозы!

Ю. Капотов

Учитель предлагает назвать, с каких деревьев упали листья, со­бранные в его букете. Затем учитель напоминает, что сосна и ель, которые мы видели во время прогулки, по-прежнему стоят зеленые. Чем покрыты их веточки? (Хвоинками.) «Что такое хвоинки?» - спрашивает Муравей Вопросик. Дети пытаются дать ответ. Учитель: «Сегодня на уроке мы обязательно узнаем, что такое хвоинки. А еще узнаем… (зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся» (с. 30).

Актуализация знаний и умений. Дети выполняют задания на с. 30 учебника. Если при перечислении известных им деревьев дети назовут только лиственные, учитель напоминает о тех деревьях, которые видели во время последней прогулки (сосна, ель). При работе с иллюстрацией можно предложить детям отметить лишний, по их мнению, рисунок цветной фишкой. Если решение неверное, то в ходе последующего обсуждения фишку перемещают. Учитель подводит детей к выводу: лишний рисунок тот, который изображает веточку ели, потому что у нее вместо обычных листьев - иголки (хвоинки).

Освоение нового содержания и его применение. Учитель: «Обычными листьями мы с вами назвали такие, которые имеют вид пластинок. А иголки – это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?»

Муравей Вопросик: «А я не понял!»

Учитель: «Давайте еще раз объясним Муравьишке, что такое хвоинки». (Дети: «Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок»).

В разговор вступает Мудрая Черепаха: «Не кажется ли вам, ребята, что мы подошли к важному открытию? По строению листьев деревья можно разделить на две группы. Кто скажет, какие? (Лиственные и хвойные.) Верно. Деревья, имеющие листья в виде пластинок, называются лиственными. Деревья, имеющие листья в виде хвоинок, называются хвойными».

Далее в парах выполняется задание в рабочей тетради (с.19, №1).

После выполнения и проверки задания учитель от имени Мудрой Черепахи предлагает подробнее познакомиться с хвойными деревьями. Проводится практическая работа «Определяем хвойные деревья». Дети работают в группах по заданиям учебника и рабочей тетради. Одним группам предлагаются для определения веточки, хвоинки и шишки ели, другим - веточки, хвоинки и шишки сосны. Детиопределяют их по рисунку на с. 31 учебника, выполняют зарисовки в рабочих тетрадях и делают сообщение классу.

Далее выполняются задания на с. 31 учебника (сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану). Эта работа ведется фронтально. Завершить ее можно загадками:

 

Её всегда в лесу найдёшь. У меня длинней иголки,

Пойдём гулять и встретим: Чем у ёлки.

Стоит колючая, как ёж, Очень прямо я расту

Зимою в платье летнем. В высоту.

(Ель) Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

(Сосна)

Учитель: «Отгадайте загадки и скажите, какие особенности изученных нами деревьев в них отражены?»

Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 20, №3). Дети работают самостоятельно, затем представляют классу результаты работы. Важно, чтобы учащиеся четко назвали признаки, по которым они узнали веточки: по длине хвоинок (у ели — короткие, у сосны — длинные), по расположению хвоинок на веточке (у ели сидят по одной, у сосны — по две).

По усмотрению учителя в урок в качестве дополнительного материала может быть включен материал о лиственнице. Учитель демонстрирует веточку лиственницы, предлагает рассмотреть рисунок в атласе-определителе «От земли до неба» (с.82) и спрашивает: «Можно ли это де­рево отнести к хвойным? (Да, потому что у него есть хвоинки.) Как они расположены? (Пучками.) Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев? (Осенью желтеет и сбрасывает хвою.)» На этот вопрос дети отвечают на основе наблюдений, если в окрестностях школы или дома могли видеть лиственницы. В качестве подсказки можно загадать загадку о лист­веннице:

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз объяснить Муравьишке, что такое хвоинки. Учитель: «А какие еще выводы мы можем сделать по сегодняшнему уроку?» Высказывания детей обобщаются с помощью текста на с. 31 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 31 учебника.

 

Физкультминутки. Учитель читает стихотворение, дети выполняют произвольные движения.

Даже ёлки мы вначале А когда на ветку ели

От сосны не отличали: Мы получше посмотрели,

Раз торчат иголочки — Оказалось, что она

Значит, это ёлочки. Не такая, как сосна.

А. Барто

Рекомендации для занятий в семье

1. Вместе с ребёнком рассмотрите в природе сосну и ель. По­просите ребёнка объяснить вам, чем они отличаются друг от друга.

2. Вместе с ребенком выполните задание в рабо­чей тетради (с. 21, № 4).

3. Начните выполнение задания № 5 в «Научном дневнике». Пусть ребёнок нарисует, как выглядит выбранное вами дерево осенью.

 

КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног;

приводить примеры на­секомых;

узнавать насекомых на рисунке;

определять насекомых с помощью атласа-определителя,

выявить важнейший при­знак насекомых;

пользоваться признаком насекомых для определения при­надлежности животного к данной группе.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них информацию о строении насекомых;

сравнивать части тела различных насекомых;

осуществлять самопроверку;

сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать мно­гообразие и красоту насекомых.

Оборудование. У учителя — хвоинки сосны и ели; аудиокассета с песней «В траве сидел кузнечик» для проведения физкультминутки. У учащихся — цвет­ные фишки; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Урок можно начать с игро­вого приема. Учитель прячет в одной руке хвоинку ели, а в дру­гой — хвоинку сосны. Он говорит: «У меня в каждой руке по за­гадке. С какой руки начнем? (Раскрывая ладонь, показывает хвоинку.) По этой маленькой иголочке угадайте дерево. То же самое делаем с хвоинкой в другой руке». Учитель хвалит детей, говорит, что ес­ли уж они разгадали эти загадки, то наверняка справятся с новой задачей. Сегодня нужно помочь Муравьишке ответить на волнующие его вопросы. Кто-то сказал Муравьишке, что он — насекомое. «Кто такие насекомые? — заинтере­совался Муравей. — И правда ли, что я — насекомое?» С эти­ми вопросами он и обращается к нам. Ребята, что вы об этом думаете?» Звучат произвольные ответы детей, после чего зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».

Актуализация знаний и умений. Детям предлагается первое задание на с. 32 учебника («Вспомните, каких насекомых вы знаете.») Учитель просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие прим


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.