Белокопытов Вячеслав Николаевич — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Белокопытов Вячеслав Николаевич

2017-09-27 296
Белокопытов Вячеслав Николаевич 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания по изучению дисциплины

и задания для контрольной работы

 

 

Смоленск 2008 г.

Белокопытов Вячеслав Николаевич

Шляховой Вадим Семенович

Хлусов Валентин Николаевич

Безопасность жизнедеятельности.

 

Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» (протокол № 4 от 23.01.2008 г.)

Предназначены для студентов всех специальностей сельскохозяйственных ВУЗов заочной формы обучения.

Рецензент: директор Смоленского филиала Орловской

региональной академии государственной службы, к.т.н., доцент Герасимов В.Н.

 

 

 

Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели и задачи дисциплины.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины – вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

- прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Дисциплина наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования специалиста.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучает комплекс теоретических, практических и политических решений, направленных на обеспечение взаимодействия (деятельности) человека со средой обитания при минимизации вероятности возникновения ущерба людям и самой среде обитания. При этом имеются в виду различные виды деятельности: производственная, бытовая, торговая, предпринимательская, учебная, научная, спортивная и другие. Изучение и анализ многообразных форм человеческой активности приводят к обобщающему заключению о потенциальной опасности любой деятельности. Как правило, потенциальная опасность носит скрытый характер, проявляется при определенных, часто трудно предсказуемых условиях, порождается совокупностью реально существующих материальных объектов и явлений.

Двадцатый век, вошедший в историю человечества как век научно-технической революции, завершился серьезными негативными изменениями в биосфере, ростом числа и размеров регионов техносферы, увеличением масштабов принудительной смертности и ухудшения здоровья людей. Неустойчивое развитие техносферы регионов при деградирующей биоте грозит цивилизации разрушением и гибелью.

В России в силу интенсивно развивающихся негативных экологических и кризиса государственных и общественных структур в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению численности населения, уменьшению числа здоровых и физически полноценных людей. В последние годы избыточная (неестественная) смертность людей и нерождение составляет примерно 1,6 млн. человек/год.

Избежать демографической катастрофы и разрушения биосферы можно лишь при условии, если страна перейдет на новый уровень развития, при котором будут соблюдаться требования оптимального роста численности населения, всемерной экономии энергетических и материальных ресурсов, соблюдения нормальных требований, гарантирующих качество среды обитания; максимальной безопасности и экологичности при создании и эксплуатации технических систем и их комплексов.

Настоятельным является признание приоритета экологической парадигмы над экономической.

В задачи курса о безопасности жизнедеятельности входит формирование критериев совместимости человека и биосферы с техносферой. При этом большое значение приобретает разработка и применение принципов и методов превентивного анализа показателей техносферы, совершенствование научных основ комплексной оценки ее состояния, разработка и широкое использование экобиозащитных средств.

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие принципы, методы и средства защиты от них. БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для выживания людей в современных условиях, это основа сохранения Цивилизации и Жизни на Земле [1].

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы применения экобиозащитной техники, методы оценки устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности; требования к операторам технических систем и ИТР по обеспечению безопасности и экологичности систем.

БЖД – неотъемлемая составная часть и общий образовательный компонент подготовки всесторонне развитой личности, общества и государства; данная дисциплина должна основательно и глубоко освоена студентами всех без исключения специальностей.

Методические указания составлены в соответствии с типовой учебной программой Министерства образования Российской Федерации, государственными образовательными стандартами Минобра РФ и рабочими учебными планами, утвержденными Ученым советом ФГОУ ВПО «Смоленская ГСХА».

Библиографический список.

Основной

1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Русака О.Н. С.-Пб., 1997. 231 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. Арустамова Э.А. М.: Маркетинг, 1998. 248 с.

3. Пряхин В.Н., Попов В.Я. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М., 2001. 344 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др.; Под общ. ред. Белова С.В. – М.: Высшая школа, 1999. 448 с.

Дополнительный

5. Школа выживания (обеспечения безопасности жизнедеятельности): Учеб. пособие / О.П. Самыгина, Л.Д. Столяренко, Н.Ю. Турчина, В.А. Шевченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 639 с.

6. Шкрабак В.С., Казлаускас Г.К. Охрана труда: Учеб. пособие для с.-х. вузов. М.: Агопромиздат, 1989. 480 с.

7. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. 280 с.

8. Барабаш В.И., Шкрабак В.С. Психология безопасности труда: Учеб. пособие. С.-Пб., 1996. 298 с.

9. Федородов П.В. Безопасность жизнедеятельности: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Рос. гос. аграр. заоч. ун-т. М., 1999. 28 с.

 

Раздел 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Контрольная работа выполняется в письменном виде. Содержанием работы являются краткие ответы на вопросы, перечень которых приводится ниже. Вопросы сформулированы в предположении того, что студент, работая или собираясь работать в будущем на определенном с.-х. предприятии, проанализирует условия трудовой деятельности сотрудников, окружающую обстановку, произведет идентификацию и оценку опасностей, которые имеются или могут возникнуть на рабочих местах предприятия, сформулирует определенные предложения и требования к методам и средствам минимизации предполагаемых опасностей.

В методических указаниях приведены 2 группы вопросов: первая группа включает 20 вопросов по разделу программа по безопасности жизнедеятельности на производстве; вторая группа вопросов состоит из раздела «Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях».

Студент должен выбрать для ответа из первой группы – 6 любых вопросов по его усмотрению и из второй группы для ответа 3 любых вопроса.

При этом можно руководствоваться приведенными в настоящих методических указаниях сведениями, литературными источниками, указанными в п.1.5, а также периодическими изданиями, в частности материалами из журнала «Охрана труда и социальное страхование».

Вторая группа вопросов

1. Приведите классификацию и примеры чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного происхождения в мирное время.

2. Возможные причины аварий на сельскохозяйственных объектах экономики.

3. Прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций в с.-х. производстве.

4. Основные направления борьбы с катастрофами.

5. Основные причины травматизации, заболеваемости и смертности людей при стихийных бедствиях и катастрофах.

6. Каковы особенности организации экстренной медицинской помощи в условиях ЧС?

7. Назовите основные опасности при авариях на радиационно-опасных объектах (РОО).

8. Опишите характер возможных ЧС и их последствий на предприятиях ядерно-топливного цикла.

9. Приведите наиболее опасные радионуклиды по видам излучения, представляющих опасность при аварийных выбросах на АЭС.

10. Приведите способы и условия хранения и транспортировки сильнодействующих ядовитых веществ на химически опасных объектах.

11. Основные характеристики пожаро- и взрывоопасных объектов.

12. Приведите классификацию пожаров.

13. Меры профилактики возникновения взрывов и пожаров.

14. Назовите основные предвестники землетрясений.

15. Правила поведения и действий населения при землетрясении.

16. Основные факторы, влияющие на устойчивость функционирования хозяйственных объектов при ЧС.

17. Методы оценки устойчивости объекта.

18. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

19. Прогнозирование обстановки в районе пожаро- или взрывоопасного объекта.

20. Основные направления работ при ликвидации последствий ЧС.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания по изучению дисциплины

и задания для контрольной работы

 

 

Смоленск 2008 г.

Белокопытов Вячеслав Николаевич

Шляховой Вадим Семенович

Хлусов Валентин Николаевич


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.