Тема2. Общество. Происхождение гос-ва и права — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема2. Общество. Происхождение гос-ва и права

2017-09-27 180
Тема2. Общество. Происхождение гос-ва и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1 (01.09.09)

Тема1. ТГП.

Вопросы:

  1. Понятие науки, предмет, функции.
  2. ТГП в системе гум. и юр. наук.
  3. Методология ТГП
  4. ТГП как уч. дисциплина.

 

  1. Понятие науки, предмет, функции.

ТГП – это обществ теорет наука, представл собой систему знаний и правил о гос-ве как общественных институциональных явлениях цивилизации, о закономерности их развития и возникновения. А также их взаимодействии с другими соц. институтами.

2 положения:

1. ТГП явл универсальной юрид наукой т.к. основана как на общефилософ., полит. и экон знаниях, так и на конкр юр знаниях.

2. ТГП явл фундамент наукой. Явл основой для других юр наук т.к. формирует методолог базу для них в виде понятий, конструкций и принципов.

 

ПРЕДМЕТ ТГП:

  1. Гос-во и право как соц явление, их сущ-сть и место в обществе.
  2. Осн. ценности ТГП.
  3. Осн закономерности и принципы возникновения и развития ТГП.
  4. Осн понятия юр конструкций гос-ва и права

 

Функции ТГП:

  1. Познавательная (гносеологическая) т.е. фун-ция добывания знаний, познания.

2. Методологическая (ТГП как наука создает методол базу для отраслевых юр дисциплин)

3. Прогностическая (функция прогнозов, событий, явлений в общ правилах жизни, функция моделирования и предсказания)

4. Политико-управленческая (выработка рекомендаций для власти, для правильного управления)

5. Идеологическая (ТГП участвует в формировании идеологии общества в том числе начала патриотизма и гумманости)

 

Вопрос2. ТГП в системе гум. и юр. наук.

ТГП взаимод с разл гумм науками:

- эконом

- философ

- соц

- полит

- психол

- история ит.д.

Каждая из выше перечисленных наук имеет объектом исследования:

- человека

- общество

- закономерности и особенности человеч сосуществования

Каждая из наук исслед опред сторону человеч жизнедеятельности.

Юриспруденция (ТГП) исслед ту часть человеч жизни кот. связана с управл обществом, функций гос-ва и регулир. общественных отношений.

Особую связь ТГП имеет с философией т.к. философия выраб общие понятия и знания, кот используются всеми гумм науками в т.ч. юриспруденции.
Прим.: Общество, отношения, регулирование, сознание и др. понятия разраб-ся философией.

 

Рассмотри отношение на примере экономики:

Эк-ка - система хозяйствования, производства, обмена, потребл, распределения.

Все эти отношения связ с жизнед общества, нуждаются в регулировании и упр-ии.

Регулирование этих отн-ий необх и возможно с помощью права.

А управление этих отн-ий осущ. с помощью гос-ва

ТГП как раз изучает эти институты, их возможности по регулир-ию и управлению общ отношениями в т.ч. и экономике.

//Гумм науки изучают человека, а естеств-научные изучают природу//
Система юр наук включает:

1). историко теорет науки:

- ТГП

- история гос-ва и права

- история полит и правовых учений.

2). отраслевые юр науки

- гражд п

- уголов п

- админ п.

- трудовое п.

- фин.п

3). прикладные юрид науки:

- криминалистика

- криминология

-судеб медицина

- правовая статистика

4). Межд право и частное межд право.

ТГП заимств у истории Гос-ва и права фактич данные о гос-ве и праве т.е. ТГП изучает общие основания и принципы гос-ва и права, а история гос-ва и права конкр фактологические данные.

 

По отношению к отраслевым юр. наукам ТГП выступает методол базой, формир осн понятия и принципы конструкций. Та же функция и у межд права.

ТГП практически ни как не взаимод с прикладными юр науками, поскольку последние сконцентрир на применении в области юриспруденции знаний естеств-правов наук.

 

Вопрос 3. Методолгия ТГП

Методология юр. науки рассм условия и формы познания ТГП, разраб осн методы науч исследований в обл юриспруденции.

//выявление закономерности (правило применимое к явлению)– результат науки//

Методы юр. науки – приемы, ср-ва и способы получения достоверных данных о юр действительности.

Методы ТГП: общенаучные и частнонаучные:

Общенаучные – методы, кот. прим-ся большинством наук.

1. диалектический метод. (Основан на рассмотрении объекта науч исслед в связи и во взаимод с др явлениями)

Пример: Объект- гос-во. Как гос-во формируется и развивается? Взаимод с др соц институтами: нациями, институтами экономики, религ и труд коллективами)

//Диалект метод: как стул взаимод с полом)

  1. Исторический. (Исслед истории объекта науч исследования)

//истор метод: когда стул сделали)

  1. Методы дедукции и индукции (дедукция – от общего к конкр, индукция – от частного к общему)

Дед пример: зная общие признаки гос-ва, по ним мы можем судить о признаках данного гос-ва.

Инд метод: исследуя особенности ф-ия института президенства РФ (респуб и федерац), можем судить о возмож сходстве с президентской властью др республик)

4. системный (предполагает изучение объекта исследования в системе его элементов, частей из кот он состоит.

//сист. метод: стул состоит из спинки, болтов//

Частнонаучные- специальные методы познания. Используются именно юр наукой.

  1. Формальный (специальный) юр метод.

Предполагает исследование юр источников, специальных языковых юр конструкций, текстов, толкование понятий и категорий юриспруденции.

  1. Метод сравнительного правоведения.

Ситуация при кот гос-во и право одной страны соотносятся с правовыми явлениями др стран.

Пример: сравнение институтов парламентаризма 2-стран.

  1. Метод гос. правового регулирования

Создание на основе имеющихся юр. знаний новых конструкций и моделей.

Такой метод прим-ся при издательстве новых законов.

 

Вопрос4. ТГП как уч. Дисциплина.

ТГП – учеб. Дисциплина основывающаяся на науч знаниях о гос-ве и праве, излагающая в системном и доступном виде (в виде учеб курса) основ знания о гос-ве и праве.

ТГП как науч дисциплина:

  1. основыв-ся на науч знаниях (ТГП как наука)
  2. не вырабатывает новых уч. знаний, а состовляет уч. курс.
  3. Базовая дисциплина, кот явл основой для изучения отраслевых юр дисциплин и может рассматриваться на 1 курсе как вводный курс.

В то же время это обобщающая дисциплина, кот на последнем курсе осуществляет обобщение всех знаний, полученных в период изучения.

ТГП – итоговая дисциплина.

  1. ТГП содержит в себе спец методики подачи изложения матерьяла.

5. ТГП условно делится на 2 части: теор гос-ва и теор права. Деление условно т.к. оба явления взаимосвяз и несуществ друг без друга. В целях уч. курса первонач исследуется система властного упр-ия обществом (гос-во) а затем система регулир общ отношений (право).

 

Лекция 2 (08.09.2009)

Возникновение гос-ва и права имеет объективный характер.

Факторы обуславливающие появление гос-ва и права:

  1. природные факторы.

Стихийные силы, климатические условия (холод, голод, засуха), кот. тем или иным образом влияли на необходимость объединения.

  1. Эк условия

Переход от присваивающей эк-ки к производящей:

Развитие орудий труда

Разделение труда (скотовод и земледелия, появл ремесла, развитие торговли)

Появление производства в рамках семьи

Появление собственности

Разделение людей по эк признаку (собственники и несобственники)

//род и обычай не в состоянии управлять, регулировать нов отношения товарообмена//

  1. Соц и человеч факторы

Дух и психол природа человека и общества, связ в частности с необходимостью постоянного трудового и интеллектуального развития, естеств. увелечением потребностей и пост поиском более соверш способов их удовлетворения.

Сущность гос-ва.

Сущ гос-ва – это то важное, что определяет его гл роль, основное назначение в общ-ве.

Сущ-ть гос-ва – это легальная и легитимная гос власть, т.к. именно гос власть выступает гл объективным системообразующим элементом, кот организует общ-во, соц отношения и позволяет общ-ву сущ-ть и развиваться.

Мнения относительно сущности гос-ва:

  1. Гос-во имеет классовую сущ-ть (выступает орудием в руках господств (правящего) класса (марк теория)
  2. демократич полит режимы (рабовлад, феод строй) гос-во всегда выполняло общесоц функции как защита населения и границ, регулирования товаро-денеж отношений, охрану правового порядка.

// Уровень развития гос-ва равняется уровню развития общества//

 

Вопрос 3. Принцип разделения властей – принцип функционирования гос-ва и принцип осуществления гос власти, кот заключается в организации деятельности гос аппарата. Т.о. которое предполагает разделение гос власти на 3 ветви:

- законодательная

- исполнительная

- судебная

Принцип введен в практич деят-ть гос-ва с целью наиб справедливого и эффективного распределения госуд функций, недопущения узурпации власти и построения наиб демократич гос-ва.

Принцип разделения властей предполаг, что законод власть осущ-ют высшие органы гос власти как парламент, избираемый народом.

// В РФ парламент –Фед Собрание (Гос Дума –ниж палата, Совет Федерации – верх палата)

Исполнительная власть осущ-ет правительство.

Судебную власть – система судов.

Законодательная власть заключ-ся в издании нормативно-правовых актов высшей юр силы.

Исполнительная власть в распоряжении всеми гос ресурсами, но в рамках закона и в исполнении законов.

Судебная власть - в разрешении конфликтов и споров на всех уровнях деятельности гос-ва и общества.

Принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов – системы полномочий одной ветви власти, в отношении других с целью недопущения злоупотребления одной из ветвей власти.

В соответствие с Конст РФ эта система сдержек и противовесов, напр, проявляются в след:

Наличие института президенства

Президент обладает совокупностью полномочий в отношении всех ветвей власти.

Напр, президент подписывает (неподпис) законы принятые Фед Собранием. Президент назначает министров (членов правительства). Президент вправе распустить парламент и т.д.

Гос Дума может выразить вотум недоверия правительству или импичмент президенту. Гос Дума назначает председателя правительства.

Фед судей назначает на должность президент, а мировых – парламент субъектов федерации.

Конституц суд РФ может признать законы, акты президента и правительства, несоответствующих Конституции и приостановить их действие.

Вопрос4. Типологшия гос-в -

-это такая их классификация по различ критериям, кот позволяет лучше понять сущность гос-ва, виды и системы существующих гос-в.

Существуют различные подходы к типологии гос-в:

  1. Марксистский подход (Формационный).

Гос-во классифиц-тся в зависимости от критериев общественно-эконом формаций. Обществ-эк формаций – определенное состояние обществ развития на конкретном историческом этапе, предполагающее особую систему хозяйствования, кот характеризуется опред способом произ-ва, собственностью на средства пр-ва и конкр классами.

Типы гос-в:

-рабовладельч (осн классы: рабы и рабовладельцы)

Осн ср-во про-ва рабы.

- феод гос-во.

Осн классы: феодалы и крестьяне. Осн ср-во пр-ва: земля.

- капиталист (буржуазное гос-во). Осн классы: рабочие и капиталисты. Осн ср-во пр-ва: промыш предприятия.

-социалист гос-во (переход к коммунист срою). Должны исчезнуть собственность на ср-во пр-ва и классовые различия.

Формац подход претендует на универсализм т.е. каждое гос-во в опред историч период своего развития проходит все указанные типы.

! Переход от одного типа общественно эк формаций к другому типу происходит за счет накопления классовых противоречий и антагонизмов и сущ-ся путем революции.

  1. Цивилизац подход (Шпенглер, Данилевский, Тойнби)

Критерий типологии: цивилизация (совокупностей матери и духовных ценностей данного конкрет общемства, кот определяет зарождение и упадок этого обществ аи всю его деятельность).

Разные представители выделяют разное кол-во цивилизаций:

- европейская

- египетская

- китайская

- индийская и т.д.

Каждая цивилизация уникальная и имеет свой неповторимый путь развития. В своей истории каждая цивилизация имеет три точки:

- зарождение

- рассвет

-упадок.

Данная теория подчеркивает индивидуальность, неповторимость и ограниченность во времени каждой цивилизации.

! Дух упадок следствие увеличения капитала, культуры эк выгоды, тех удобств. А не духовной красоты.

Типы гос-в определяются по типу цивилизации.

3. Форма гос-ва бывает в виде:

- форма правления (республика и монархия)

- форма гос устройства (унитарные, федеративные, конфедерация)

- полит режимы (гос-ва демократ и недемократ)

4. В зависимоти от отношения к интересам человека и общества гос-ва делятся на социоцетрические и персоноцентрические.

Социоцентрические предполаг высшей ценностью коллектив интересы. (напр, Швеция, соц гос-ва)

Персоцентризм предполаг ориентацию на интересы личности (предоставление личности возможностей) (США)

В зав-ти о роли гос-ва на полит арене:

- гос-ва доминанты (гос-ва навязывающие свою волю др гос-вам) США

- гос-ва партнеры (строящие свою политику на основании согласования паритета (равенства) воль)

- гос-ва детерминанты (в силу эк, полит, воен порока суверенитета подчиняются воли др гос-в). Напр, Ирак (воен), Грузия, Украина (полит, эк).

 

Лекция 3 (15.09.2009)

Соотношение функций и задач гос-ва

Задачи - это то, что требует разрешения для достижения стоящих перед гос-ом глобальных целей.

Функции – это направление деятельности, в процессе которой решаются поставленные перед гос-ом задачи.

Классификация функций гос-ва:

Критерий 1: функции вытекающие из классовых противоречий

Критерий 2. Функции вытекающие из потребностей общества в целом.

По сфере госуд деят-ти: внутр и внеш.

Внутренние функции: 1. Функции охраны правового общественного порядка. В частности в эту функции входит: предупреждение, пресечение, раскрытие правонарушений и наказание преступников.

2. Функции охраны природы окружающей среды.

3. Экономическая: а) управление госуд собственностью учреждениями, предприятиями. Предполагается, что госуд собственность должна обеспечивать минимум потребностей населения. Б) организация фин отношений в стране, в том числе выпуск собственной ден единицы и контроль за оборотом валюты, контроль банковской деятельности. В) формирование и распределение госуд бюджета, организация налогообложения. Г) управление экономикой как то ограничение вредных видов экономической деятельности (вредное производство, антимонопольная деятельность. казино). А с другой стороны поддержание важных отраслей хозяйствования, политика льгот и субсидий.

4. Социальная функция направлена на поддержание соц стабильности в обществе (недопущение классовых противоречий). Соц функция выражается: а) содержание и регулирование деят-ти учреждений образования, здравоохранения и культуры. Б) обеспечение жизненного уровня социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов). В) защита прав граждан от произвола и разработка реализация соц программ (жилищных, коммунальных)

5. Функция развития научно-тех прогресса (успешное развитие общества на основе инноваций).

6. Информационная ф-ия: Функция с одной стороны информирования населения о жизни страны, а с другой стороны обеспечивать доступ населения к информации о самом гос-ве т.е. о деятельности гос служащих.

Внешние функции: 1. Функция защиты о нападения из вне и функция ведения войны.

2.Функция взаимовыгодной торговли и сотрудничества в политической, информационной, культурной, научно- тех сферах. Глобализация!.

3.Функция поддержания мирового правопорядка, обеспечение безопасности на междунар уровне, в том числе функция борьбы с терроризмом.

Вопрос3. Механизм гос-ва = аппарат гос-ва.

Механизм гос-ва – система органов и учреждений осуществляющих госуд власть и выполняющих функции гос-ва.

Признаки:

  1. Система органов и должностных лиц
  2. Механизм госуд аппарата обеспечивается необходимостью совокупности средств, матер-тех базой, финн средствами, средствами применения силы.
  3. Мех гос-ва практически осущ-ет госуд функции.

Дискуссионный вопрос: входит ли в мех-м гос-ва система органов местного самоуправления? (да, но не явл органами госуд управления)

Вопрос 4. Госуд орган

- это самост структурный элемент мех-ма гос-ва, состоящий из госуд служащих, осуществляющий функции гос-ва в рамках определенных властных полномочий.

Признаки:

  1. Элемент механизма гос-ва, кот находится в отлаженной системе, честно взаимодействует и взаимосвязан с др госуд органами.
  2. Орган гос-ва имеет четкую внутр структуру и состоит из госуд служащих, людей находящихся в особых отношениях между собой и государством.
  3. Орган гос-ва имеет компетенцию – совокупность властных полномочий, определенных нормативно-правовых актов и связанных с функциями данного конкретного органа. Компетенция выражается: а) в возможности органам издавать обязательные к исполнению акты б) возможность обеспечивать исполнение этих изданных актов в плоть до применения методов принуждения.
  4. Орган гос-ва наделен необходимой матер базой и может иметь сосбственных бюджет.

Органы гос-ва находятся между собой в особых отношениях: субординации и координации.

Субординация – вертикальные, властные.

Координация – горизонтальные (отношения). Согласование и контроль.

ТЕМА. Форма гос-ва

Вопросы

  1. Понятие формы госуд устройства
  2. Форма правления
  3. Форма госуд устройства
  4. Полит режим

Форма гос-ва – организация госуд власти, госуд-ва в целом, включ в себя методы осуществления полит власти, территориальное построение гос-ва, а также порядок формирования высших органов госуд власти.

Форма гос-ва включает в себя:

  1. Форма правления
  2. Форма госуд устройства
  3. Полит режим.

Вопрос1.

Форма гос-ва зависит от:

  1. От конкретных исторических условий, в кот существует и развивается гос-во.
  2. От полит ситуации в стране, от соотношения полит сил
  3. От размера территории страны и ко-ва национальностей проживающей в ней (форма гос устройства)

Лекция 4(22.09.09)

Вопрос2. Форма правления

- представляет собой форму гос-ва, кот характеризует организацию высших органов государственной власти, порядок их создания и деятельности, взаимодействия их между собой и населением.

Форма правления отвечает на след вопросы:

1) Как создаются высшие органы госуд власти (выборные, наследованные, захват власти)

2) Какового участие населения в формировании высших органов госуд власти.

3) Существует или нет юр. ответственность главы государства перед населением

4) Какова структура высших органов госуд власти.

5) На какой срок формируются высшие органы госуд власти

6) Как органы взаимодействуют между собой и как органы взимодействуют с населением

Виды форм правления:

1) Монархия – форма правления, при которой власть осуществляется единолично главой гос-ва (монарх, царь, шейх) на наследуемой основе и не несет юр ответственности перед населением.

В монархии высшая госуд власть сосредоточена в одних руках – главы государства, кот существует пожизненно

Признаки монархии:

1) Наследуемый порядок передачи власти.

2) Население не участвует в формировании главы гос-ва.

3) Глава гос-ва единолично осуществляет управление обществом, либо приотсутсвии ограничивающего фактора (абсолютная монархия), либо при ограничении со стороны парламента или конституции.

4) Монарх не несет юр ответственности перед население (отвечает перед богом)

5) Монарх пользуются титулом и опред правовыми привилегиями.

Виды монархии:

1) Абсолютная монархия (вся полнота власти сосредоточена в одних руках и никем и ничем не ограничена)

2) Ограниченная монархия (власть главы ограничена либо парламентом (парламентская), либо Конституцией (Конституционная)) + Дуалистическая (в формировании участвует и правительство и паламент. И законодательная власть главы гос-ва (монарха) ограничена наличием совещательного органа)

2) Республиканская форма правления.

Республика – форма правления, при кот высшая госуд власть осущ-ся выборными органами, избираемая на опред срок, функционирующая на основе принципа разделения властей и несущая юр ответственность перед населением.

Признаки:

1) Выборность высших органов госуд власти.

2) Срочность осуществляемых полномочий госуд органами (органы избираются на опред срок)

3) Наличие юрид ответственности перед населением.

4) Госуд органы создаются и действуют на основе принципа разделения властей, при учете системы сдержек и противовесов.

5) Участие населения в управлении делами общества как путем непосредственной демократии, так и путем представительной демократии.

Виды республик:

  1. Президентская республика, при кот правительство формируется президентом и несет ответ-ть перед президентом. (напр, США, Бразилия, Мексика)
  2. Парламентская республика, при кот правительство формируется парламентом и несет отв-ть перед парламентом. Правительство формируется той партией, которая имеет большинство в парламенте, глава партии – глава гос-ва. (прим, Германия)
  3. Смешанная республика (парламентская – президентская) В формировании правительства участвует и глава гос-ва и парламент.

Лекция 5 (29.09.09)

Вопрос4. Полит режим – это система методов, осщуствления госуд власти.

Полит режим хар-ся:

- взаимодействием гос-ва и населения.

- соотношением полит сил в стране.

Выделяют 2 политических режима:

  • демократический.

Характеризуется:

  1. в качестве источника и верховного носителя власти в гос-ве выступает народ.
  2. Гос-во и власть функционирует на основе принципа разделения властей (законод, исполнит, судебная)
  3. Конституционное признание и реальное закрепление прав и свобод человека и гражданина
  4. Гарантируется и равным образом защищаются все формы собственности.
  5. Существует ряд полит партий, в том числе и оппозиционных правительств.
  6. Защищенность граждан от произвола госуд органов, в том числе от незаконного вмешательства в частную личную жизнь
  7. Гласность деятельности гос-ва.
  8. Методы осуществления госуд власти только правовые.

Демократические идеи возникали еще в древнем Риме в период рабовладельческого общества. Но реальное их воплощение касалось только свободных граждан. Развитие и реальное воплощение эти труды получили в трудах Дж. Локка, Шарля Луи Монтексье «О духе законов», Жан Жак Руссо «Об общественном договоре», Джона Миля «О свободе».

Демократия предполагает такую гос власть, кот. осуществляется от имени народа и в интересах народа.

 

//Демократический строй предполагает и т.н. парадоксы демократии (недостатки):

А) При осуществлении власти большинства могут страдать и интересы меньшинства

Б) При демократическом строе велико влияние на госуд власть финансово-промышленных групп (лоббирование законов в парламенте)

В) при демократическом режиме трудно проводить нужные, но не популярные решения (монетизация льгот)

Г) длительность и дороговизна принимаемых решений гос-ом (работа парламента, чтения и т.д.)//

 

Формы демократии:

-непосредственная демократия (власть осуществляется народом) Прим, принятии конституции на референдуме

- представительная демократия (власть осущ-ся выборными предстваителями например, депутатами парламента.

Виды демократии:

- либеральная (направленная на реализацию индивида, личность как высшая ценность)

- социальная (реализация обществ интереса, высшая ценность – общество)

Типы демократии:

-рабовладельческая (Древняя Греция)

-феодальная (средневековый Новгород)

-буржуазная (соврем США)

- социалистическая (Соврем Китай)

 

  • недемократический полит режим
  1. авторитарное

Признаки:

- личность не явл высшей ценностью

- права и свободы гражданина реализуются частично, многие ограничены

-отсутствие свободы предпринимательской деятельности

- полит партий может быть несколько, но среди них нет оппозиционных.

-обществен организации в своем большинстве явл государственными

Пример, СССР в период оттепели и застоя, после культа личности или до его прихода власти

  1. тоталитарное

Признаки:

- принцип разделения властей отсутствует

-вся власть в руках человека или узкой группы людей

- полный контроль гос-ва над всеми сферами жизни общества

-вмешательство гос-ва во все сферы жизни.

- права и свободы личности почти полностью ограничены

- господство одной идеологии

- абсолютное преобладание государственной собственности

  1. фашистское (крайнее проявление тоталитаризма)

Признаки:

- признаки тоталитарного

- единоличный лидер с неограниченными возможностями во главе огромного госуд аппарата.

- максимальное ограничение прав и свобод

-возможность полного государственного произвола

- на уровне офиц госуд идеологии: признание и пропаганда нац и расового неравенства

+ разрешение и пропаганда террора.

Прим, Германия.

Лекция 6 (6.10.09)

Вопрос1.

Правопонимание – это процесс или результат мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его оценку и отношение к нему.

 

Право можно познавать:

  1. Как право в целом (абстрактное понятие, соц явление)
  2. Правовая система конкретного общества и гос-ва
  3. Отрасли и институты права
  4. Отдельные нормы права
  5. Как субъективное право (право конкретного субъекта правоотношения)

 

Право понимания зависит от:

1) Исторических условий, кот влияют на структуру и направленность права

2) Культурных и полит условий, в кот находится познающий субъект.

3) Идеологических, нравственных, философских оснований, из кот исходит субъект

 

Теорий права множество. Основные из них:

  1. Теория естественного права (Локк, Монтескье, Руссо, Спиноза)

Люди от природы обладают комплексом естественных прав, кот принадлежат им с момента рождения и в силу того что они люди. Эти права возникают от природы или от Бога. И не зависят от государственных установлений (Вольтер «Естественное право самой природой вписано в сердце человека»)

  1. Теологическая (Фома Аквинский, Августин Аврелий)

Право исходит от Бога как и гос-во.

  1. Нормативизм и позитивизм (Кельзен, Бертран, Шаршенелич)

Гос-во явл творцом права. Право содержится в нормативных актах, издаваемых гос-вом, кот строятся по принципу пирамиды, во главе стоит главная норма (основной закон). Исполнение права обеспечивается гос-вом.

  1. Марксистская теория права

Право – продукт классовых противоречий. Создано для поддержки власти правящего класса.

Марксистко-ленинское определение право – возведенное в закон воля господствующего класса.

  1. Социологическая теория права (Эрлих, Пауло, Муромцев)

Право формируется в ходе общественной жизни, кот формируется вырабатывается самим обществом. Форма общественной жизни

  1. Психологическая (Лев Петрожтдский)

Право обусловлено психикой людей. Право это их эмоциональное, чувственное восприятие жизни, основанное на взаимных обязательствах. Право выступает в виде личных интуитивных норм.

 

Вопрос 2. Понятие и признаки.

Право – это универсальная система регулирования общественных отношений, обусловленное природой общества, обладающее нормативным характером, выраженное в официальных источниках, изданных гос-ом и обеспеченное силой госуд принуждения.

Признаки права:

  1. Нормативность

Право состоит из норм. Норма – это правило поведения т.е. мера. Право предполагает определенность, отмеренность. Нормативность обуславливает также такие св-ва права как его общий характер и общеобязательность. Право предполагает единый стандарт, единые правила для разных лиц неопределенного круга субъектов.

  1. Интеллектуально-волевой характер права.

Право имеет своей причиной и выступает следствием проявление воли и сознания людей. Нормы права формируются как осознанные механизмы регулирования. Право реализуется через осознание и волевого акта на реализацию.

  1. Обеспеченность возможностью госуд принуждения

Право это единственная соц норма, обеспеченная государством. За счет этого право действенно, правоспособно. Госуд принуждение возможно в случае неисполнения, нарушения права.

  1. Формальная определенность права

Нормы права закреплены в письменных источниках и эти письменные источники – это офиц документы, изданные гос-вом, имеющие необходимые реквизиты и форму. (Нормативно-правовые акты)

  1. Системность

Право – это система, взаимосвязанных и взаимодействующих норм. Нормы объединяются в институты и в отрасли, выступающие системными элементами права.

 

Вопрос3. Сущность права – главное назначение в обществе.

Право – это всегда регулятор обществ отношений. Это система поведения, кот обеспечивает взаимодействие людей между собой, создает определенный общественный порядок и позволяет обществу функционировать и развиваться.

Право (Спиноза) – мера свободы. Т.к. право определяет:

  1. возможности человеческих действий
  2. обеспечивает равные возможности индивидов и организаций.
  3. Обеспечено гос-вом, а, значит, эта свобода гарантирована.

 

Можно выделить классовую и общесоциальную сущность права.

Классовая сущность предполагает реализацию в правовых установлениях интересов отдельных классов, слоев и групп.

Общесоциальная сущность предполагает реализацию интересов всего общества.

В праве сочетается и та и другая сущность, но с историческим развитием общества общесоц сущность в современ правовых системах преобладает над классовой.

Право и закон

Здесь речь идет о соотношении права как системы общественных потребностей в некотором общественном и правовом порядке (системе социально-правовых притязаний). Другими словами в системе естественных прав людей с одной стороны и законе как системе нормативно-правовых актов, изданных государством. Другими словам речь идет о соотношении естественного и позитивного права. Можно выделить три формы такого соотношения:

  1. В демократических гос-ах. (чуть-чуть несовпадает).
  2. В недемократических гос-ах, то, что издает гос-во не соответствует потребностям населения, только частично.

Если право и закон совпадают т.е. в законе отражены социально-правовые притязания индивида и общества, то это демократическое гос-во. Если не совпадают, то это гос-во не демократич.

Лекция 7 (13.10.09)

Вопрос4. Принципы права.

- это основные руководящие начала в соответствие, с которыми строится и система и содержание права. Принцип права отражают сущность права и его назначение в обществе.

Делятся на:

-общеправовые (присуще праву в целом, всем отраслям права)

-отраслевые (присущие отельным отраслям)

-межотраслевые (свойственны для нескольких отраслей)

 

Общеправовые:

Основные:

  1. Демократизм
  2. законность
  3. равноправие
  4. справедливость
  5. правосудие
  6. равенство всех форм собственности
  7. уважение прав человека и гражданина

другие исследователи:

- верховенство конституции и законов

-федерализм

-добросовестности (отвественности за вину)

Отраслевые:

-в град праве – свобода договора

- в уголов праве – презумпция невиновности

Межотраслевые:

-принцип равенства сторон в процессе (присущ как уголовно-процессуальному так и гражданско-процессуальному праву)

-тайна совещания судей (присущ как уголовно-процессуальному так и гражданско-процессуальному праву)

- недопустимость удвоения наказания за одну вину (присущ уголов и админ праву)

Вопрос5. Функции права

  1. регулятивно-статическая (закрепляющая функция).

Реализуется в случае прав и свобод человека и гражданина, в определении компетенции госуд органов и т.д.

Юрид средства закрепления данной функции: управомочивающие и запрещающие нормы.

Пример, каждый человек имеет право на труд; запрет на совершение кражи

  1. регулятивно-динамическая.

Обеспечивает развитие, динамику конкретных обществен отношений. С ее помощью субъектами предписываются определенные действия. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Например, обязанность платить налоги, обязанность выполнять условия договора.

  1. Правоохранительная.

Осуществляется с помощью охранительных норм. Эта функция предусматривает возможность применения наказания к субъекту нарушающему нормы права. Предполагает активные и пассивные действия. Пример, если человек нарушает право и не выполняет свои обязанности, то за это установлено наказание.

  1. Оценочная

Эта функция позволяет оценить действия любого лица как правомерное и неправомерное т.е. соответствующая и несоответсвующая закону. Субъекты оценки – само лицо, третьи лица или компетентные госуд органы.

Социальное назначение права

  1. Право обеспечивает общественный порядок. Недопустимость анархии и произвола.
  2. Право обеспечивает функционирование основных общественных институтов: экономич, полит, культурных и др.
  3. Право обеспечивает свободу индивидов как волевых и самостоятельных субъектов.
  4. Право обеспечивает реализацию в жизнь принципов общечеловеческой морали и справедливости.

 

Лекция 8 (20.10.09)

Вопрос №

Правовое регулирование – это единый процесс, который подразделяется на стадии, условно.

Правовому регулированию предшествует или является его первоначальной стадией является выявление общественных отношений подлежащих правовому регулированию, т.е. определение предмета правового регулирования.

Стадии правового регулирования:

  1. регламентация общественных отношений, т.е. создание, принятие и вступление в силу конкретных юридических норм которые закрепляют права и обязанности субъектов права, однако возникнуть эти права и обязанности могут только при наличии конкретных жизненных обстоятельств – юридических фактов, которые отражены в норме права. (норма закрепляет права и обязанности и юридический факт при котором эта норма начинает действовать)
  2. возникновения прав и обязанностей. Возникновение правоотношения. При наступлении юридических фактов отраженных в норме, эта конкретная норма начинает действовать в отношении конкретных лиц, т.е. на второй стадии происходит индивидуализация прав и обязанностей субъектов.
  3. реализация прав и обязанностей. Приобретая конкретные права и обязанности субъект начинает совершать действия по их осуществлению, т.е. реализацию прав и исполнения обязанностей, т.е. субъект вступает в конкретное правоотношение.

ПРИМЕ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.