Из книги «Дети с глубоким нарушением зрения» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Из книги «Дети с глубоким нарушением зрения»

2017-09-27 446
Из книги «Дети с глубоким нарушением зрения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дошкольное детство является важным периодом в развитии ребенка. От его особенностей в значительной степени зависит его дальнейшее психическое развитие.

Нарушение зрения накладывает отпечаток на весь ход развития ребенка, создает своеобразие, характеризующееся рядом особенностей. Несмотря на отрицательные влияния дефекта, развивающийся организм ребенка имеет огромные возможности, используя которые слепой может познать окружающее. Развитие познавательных способностей слепого ребенка есть процесс одновременного формирования его компенсаторных возможностей, позволяющих ему адекватно отражать внешний мир.

Ранняя коррекция недостатков развития, связанных со слепотой, позволяет ребенку в дальнейшем лучше справляться с требованиями, предъявляемыми ему в школе, уменьшить трудности познания окружающего мира. Исследования слепых детей школьного и дошкольного возраста, показывают, что более 70% детей не имеют каких-либо дефектов и нарушений в области нервно-психической сферы. Умственная отсталость у учащихся школ слепых имеет место в 7,5 % случаев.

В школах слепых имеется 10% детей с умственной отсталостью, остальные обладают нормальными возможностями в отношении познания окружающего мира.

Исследуя развитие зрительного анализатора у этих же детей, А. И. Каплан нашла, что только 10—12% них имеют абсолютную слепоту, а остальные дети обладают той или иной степенью нарушенного зрения, позволяющего использовать его в процессе восприятия окружающего.

Для понимания процессов развития познавательно деятельности у школьников необходимо было выяснить, как этот процесс протекает в раннем детстве.

При исследовании слепых детей дошкольного возра­ста представлялось важным выяснить познавательные возможности детей, воспитывающихся в достаточно од­нородных условиях, например в дошкольном детском до­ме. Наши экспериментальные исследования проводились в детском доме для слепых дошкольников г. Уфы.

При рассмотрении данных офтальмологического об­следования дошкольников детского дома, любезно предо­ставленных врачом, мы обратили внимание на то, что туда принимались как абсолютно слепые дети, так и дети с остаточным зрением. Половина детей не имеет форменного зрения, остальные дети имеют в различной степени сохранившееся зрение — от счета пальцев у лица до 0,08.

Опираясь на данные М. И. Земцовой (1964), касающиеся дифференциации учащихся школ слепых под углом зрения способов восприятия, мы можем констатиро­вать, что половина детей познает окружающее, главным образом, с помощью осязания и слуха, а вторая половина при этом активно использует зрение. При анализе позна­вательной деятельности слепых детей дошкольного воз­раста необходимо выделить два очень разных по своему характеру способа восприятия окружающих пред­метов: а) осязательный; б) зрительно-осязательный.

Основной контин­гент воспитанников дошкольного детского дома состав­ляют дети с врожденной слепотой.

Знание заболеваний, обусловивших слепоту, а также состояния зрения дошкольников позволяет воспитателям ориентироваться в контингенте детей и выбрать правиль­ные методы работы с ними.

Практика работы школ слепых с детьми, поступающими в первые классы, н психолого-педагогическое ис­следование этих детей, проведенное М. И. Земцовой и Л. И. Солнцевой (1964—1965), показали, что первоклас­сники испытывают некоторые трудности при овладении школьной программой и оказываются недостаточно под­готовленными к обучению в школе. Это связано отчасти и с том, что познание, основанное па осязательно-слуховом способе восприятия или ни использовании неполно­ценно развитого зрительного восприятия, имеет своп характерные особенности.

Затруднения при овладении программой I класса обу­словливаются также ограниченным запасом представлений слепых детей и недостатками развития способов познания внешнего мира; слепые дети в недостаточной мере владеют приемами и способами осязательного вос­приятия, не могут создать четких образов окружающих их предметов на основе использования впечатлений, по­ручаемых при посредстве сохранных анализаторов. У слепых детей наблюдается также малая подвижность, скованность движений, что в значительной мере ограни­чивает их возможности в отношении познания окружаю­щего мира.

Все это потребовало экспериментального исследова­ния особенностей познавательной деятельности слепых детей дошкольного возраста, прослеживания путей фор­мирования образов восприятии и представлении, опреде­ления характера умственного развития слепых детей, их речевого развития. Вместе с тем оно потребовало опре­деления путей преодоления недостатков развития, свя­занных с глубокими поражениями зрительного анали­затора.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.