Творчество Ф.М. Достоевского — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Творчество Ф.М. Достоевского

2017-09-27 682
Творчество Ф.М. Достоевского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вехи жизненного пути и этапы творческой деятельности Достоевского.

Достоевский в 1840-е годы: идейная позиция, участие в кружке Петрашевского, круг общения. Достоевский и “натуральная школа”.

“Бедные люди”. Проблематика идейный смысл, гуманистический пафос произведения. Изображение жизни и душевного мира главного героя (Макар Девушкин, Варенька Доброселова). “Маленький человек” Достоевского и гоголевская традиция. Образы Горшкова и старика Покровского. Образ господина Быкова, его роль в произведении, значение изображения подобного типа личности для последующего творчества писателя. Особенности стиля произведения.

Повести конца 1840-х годов: “Двойник”, “Белые ночи” и др. Тема “двойничества”, особенности ее развития и трактовки у Достоевского. Образ Петербурга в восприятии и изображении писателя. Сентиментально-романтические традиции, ирония и сарказм в произведениях 1840-х годов.

Арест, ссылка, каторга. Идейная и эстетическая эволюция писателя. Образ Христа в миросозерцании Достоевского, отношение к народу, формирование идеи “почвенничества”. “Записки из мертвого дома”, новаторство темы, изображение жизни каторжан. Образ Горянчикова (своеобразие позиции автора-повествователя).

1860-е годы в жизни и творчестве Достоевского. Общественно-политическая позиция, пудблицистическая и редакторская работа в журналах “Время”. “Эпоха”. “Почвенничество”. Осмысление и изображение заграничных впечатлений. “Зимние заметки о летних впечатлениях”. Появление апокалипсической образности.

“Записки из подполья”. Полемика с идеями Чернышевского. Глубокий трагизм “подпольного человека”. Традиции мемуарных и эпистолярных жанров в творчестве Достоевского, их идейно-эстетическая функция.

“Преступление и наказание”. Творческая история произведения, многопроблемность романа, злободневность и полемичность. Смысл названия романа, уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Образ Родиона Раскольникова. Общественно-политические, идейные, психологические и нравственные причины формирования раскольниковского типа личности. Теория Раскольникова. Религиозно-нравственная, психологическая и социальная оценка Достоевским личности, преступления и судеб Раскольникова. Композиционная роль снов героя. Раскольников в системе образов-персонажей романа. Образы-двойники в произведении. Смысл образов Свидригайлова, Лужина, Лебезятникова, Порфирия Петровича. Женские образы в романе (Дуня, Соня и др.). Идейный и религиозно-нравственный смысл образа Сони Мармеладовой. Смысл эпизода евангельского чтения о воскрешении Лазаря. Последний сон Раскольникова. Смысл эпилога в романе. Новое обращение писателя к апокалипсическим образам. Тема “маленького человека” в романе.

Своеобразие психологизма в романе. Исповедальное начало. Художественная функция приема “вдруг”. Полифонизм романа. Особенности художественного времени-пространства. Язык романа (речь автора и персонажей, эмоциональность, внутренние монологи, характер диалогов и т. д.).

Роман “Идиот”. История замысла. Князь Мышкин и его литературные предшественники (тип “чудака” в литературе). ”Добро” и “красота” в эпоху “великого перелома”, трагический пафос романа. Идейный смысл образов князя Мышкина и Настасьи Филипповны.

Антибуржуазная тема в романе. Истоки образа Тоцкого в творчестве Достоевского. Образы рогожина, Гани Иволгина. Семейство Епанчиных.

Выражение религиозной позиции Достоевского в романе. Проблема веры и неверия. Смысл бунта Ипполита Терентьева, значение его исповеди. Роль описания картины Ганса Гольбейна младшего. Укрепление апокалипсического видения картины мира в творчестве писателя. Толкования Апокалипсиса в романе (значение образа Лебедева). Антинигилистическая тема (кружок Бурдовского). Тема сопоставления исторических судеб России Запада. Психологизм романа.

“Бесы” как роман-хроника, политический роман-памфлет, философский роман. “Нечаевщина” и творческая история произведения. Общая антинигилистическая направленность романа. Постепенное расширение сферы действия и географии романов Достоевского. Изображение жизни губернского города, характеристика общества. Судьба поколений 1840-х и 1870-х годов в оценке Достоевского. Многопроблемность романа (политическая, философская и религиозно-нравственная проблематика). Смысл заглавия и эпиграфов к произведению. Проблема разобщенности интеллигенции с “почвой”.

Двойственность образа Ставрогина (злодей и жертва). Значение мотива “лица и маски” для понимания образа Ставрогина. Образ Кириллова. Петр Верховенский. Щигалев и “шигалевщина”. Смысл сомнений Шатова. Женские образы романа.

Герои-авторы в “Бесах” и роль их сочинений для понимания идейного смысла романа.

Христианско-нравственная авторская позиция Достоевского. Продолжение темы исторических судеб России и Запада.

“Подросток” и традиции “романа воспитания” в нем. Проблематика романа. “Случайное семейство” Версилова и “мысль семейная” в литературе 1870-х годов. Проблема становления молодого человека. Формирующаяся личность и социальная действительность. “Ротшильдовская идея” Аркадия Долгорукова. Значение и смысл образов Версилова с его противоречиями и Макара Долгорукова как странника, носителя народного миросозерцания. Продолжение в романе темы сопоставления судеб разных поколений.

Роль замысла “Жития великого грешника” (“Атеизм”) в творчестве Достоевского последнего десятилетия.

Роман “Братья Карамазовы” как итог творческой деятельности писателя. Творческая история произведения. связь проблематики с “Дневником писателя”. Основные идеи романа. Основные персонажи. Семья Карамазовых. Развития типа приживальщика и сладострастника в образе Федора Павловича. Продолжение типа интеллектуального героя-индивидуалиста и рационалиста в образе Ивана Карамазова. Нравственно-психологический тип Дмитрия Карамазова. Смердяков и “смердяковщина”. “Ранний человеколюбец” Алеша. Традиции жития и духовного стиха в формировании сюжетной линии героя в романе. Алеша и мальчики. Женские персонажи в романе. Груша и Катерина Ивановна. Повторение Достоевским мотива “разбойник и блудница”. Значение для понимания идеи текста сюжетной линии и жития старца Зосимы. Смысл включения в роман евангельского чтения (“Канна Галилейская”). Значение и смысл эпиграфа. Идейный смысл и композиционная роль “Легенды о великом инквизиторе”. Понятие “карамазовщина”.

“Реализм в высшем смысле” - основное творческое открытие Достоевского. Основные черты поэтики (полифонизм, динамизм, особенности организации образов-персонажей, значение образов автора и повествователя, исповедальный пафос, своеобразие художественного времени-пространства, поэтика пограничных ситуаций, минуты, мгновения в произведениях и др.).

Значение творчества Достоевского для русской и мировой культуры, литературоведение о его творчестве.

 

Творчество Л.Н. Толстого

Начало творческого пути. Роль времени и окружающей Среды в формировании писателя. Замысел и его осуществление в трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Темы, проблемы и основные идеи произведений, входящих в трилогию. ”Эпохи развития” толстовского героя. Становление типа толстовского героя, интеллектуала, правдоискателя, стремящегося к совершенствованию. Автобиографические черты толстовского героя. Проблема нравственного самоусовершенствования. Литературные традиции в трилогии Толстого и ее новаторский характер.

Основные этапы творческой биографии писателя. Кавказская тема в ранних произведениях Толстого: “Набег”, “Рубка леса”, “Разжалованный”. Традиции натуральной школы. Функция традиций мемуаристики в произведениях писателя раннего периода.

“Севастопольские рассказы” - правдивое изображение войны и дневник севастопольского офицера. Реализм произведений, цикличность. Идейно-тематическое единство и проблематика. Особенности выражения авторской позиции в цикле.

“Диалектика души” Толстого (определение Чернышевского) как главный творческий итог литературной деятельности начального периода.

Замысел “Романа русского помещика”. Проблема взаимоотношений барина и мужика в творчестве толстого. Неудача замысла. Отражение взаимоотношений барина и мужика в “Утре помещика”. Образы крестьян, реализм в изображении социальных противоречий жизни деревни. Образ Нехлюдова. автобиографическое и типическое в герое.

Тематика и проблематика произведений: “Три смерти”, “Два гусара”, “Альберт”. Отражение европейских впечатлений в рассказе “Люцерн”. Значение романа “Семейное счастье” для развития идейно-тематического своеобразия и своеобразия формы толстовских романов. творческие и идейные поиски толстого. Работа в качестве мирового посредника. Яснополянская школа. Педагогические идеи и статьи Толстого.

Повесть “Казаки” - итог кавказских наблюдений, предшествующей творческой работы. Место повести в идейно-творческой эволюции писателя. Нравственные искания Оленина. Образы казаков (Марьяна, Лукашка, Ерошка). Идеализация жизни казаков, тема единения человека с природой. Художественные достоинства произведения.

“Война и мир”. Творческая история романа. Жанровое своеобразие произведения. Толстой о жанре книги. Принципы работы писателя с историческими источникам, многопроблемность произведения. “Мысль народная” в “Войне и мире”. Основные положения толстовской философии истории (полемика с официальной историографией, вопрос о роли личности в истории, о движущей силе истории). Вопрос о фатализме писателя. Понимание Толстым сущности русского национального характера. противоречия толстовской историко-философской концепции.

Философская и нравственно-этическая проблематика романа-эпопеи. Система образов-персонажей произведения. Основные принципы организации этой системы, ее соотнесенность с главной мыслью романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов. Интеллектуальный герой, стремящийся к постижению смысла жизни, в водовороте исторических событий. Рациональное осмысление мира Болконским, интеллектуальное и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером. Смысл противопоставления образов. Путь духовных исканий героев. Место героев среди персонажей других произведений писателя (Оленин, Нехлюдов и др.).

Женские образы романа (Наташа Ростова, Соня, Марья Болконская, Элен).

“Мысль семейная” в “Войне и мире”. Смысл изображения “семейных гнезд” и показа героя как части малого мира, к которому он принадлежит.

Философский смысл образа Платона Каратаева, его встречи с Пьером для реализации толстовской мысли о назначении. смысле и содержании “Живой человеческой жизни”.

Второстепенные и эпизодические лица в романе, их соотнесенность с проблематикой романа (капитан тушин, Тимохин, Тихон Щербатый, Жерков и Несвицкий, Друбецкие, купец Ферапонтов и др.).

Героическая тема произведения и решение Толстым проблемы истинного и ложного патриотизма.

Мастерство Толстого-романиста. Психологизм и его характер. Роль вставных литературных форм. Искусство внутреннего монолога, художественная деталь. портрет, пейзаж. Принцип контрастного чередования картин войны и мира.

1870-е годы как кризисные в мировоззрении и творчестве Толстого. Основные направления духовных, творческих исканий.

“Анна Каренина”, замысел романа и его реализация, особенности жанра, социальное, философское, психологическое в произведении, смысл и назначение эпиграфа. Отражение в романе толстовского понимания пореформенного состояния общества. Проблематика произведения. “Мысль семейная в романе”, Облонские, Каренины. Левины. Образ Анны Карениной. Смысл ее конфликта с обществом и собой. Образ Константина Левина, автобиографическое и типическое в герое. Направление и смысл исканий героя. Левин и проблема народа в романе. Второстепенные персонажы в произведении, смысл сюжетной линии художника Михайлова.

Художественное своеобразие романа.

Итоги исканий Толстого. Переход на новые мировоззренческие и религиозные позиции. основной характер творчества писателя в 1880-1890-е годы. Особенности религиозно-этической и эстетической позиции Толстого, участие в общественной жизни. Мастерство Толстого-публициста, публицистические, философские, эстетические, религиозно-этические статьи, трактаты, книги писателя («В чем моя вера?”, “О жизни”, “Что такое искусство?”, “Исповедь” и др.).

“Народные рассказы”. Феномен появления жанра в творчестве писателя. Темы, источники сюжетов, фольклорные и древнерусские эстетические принципы в переосмыслении Толстого.

Повести толстого 1880-1890-х годов (“Смерть Ивана Ильича”, “Заиски сумасшедшего”, “Отец Сергий”, “Дьявол”, “Крейцерова соната”, “Холстомер”, “Хаджи-Мурат” и др.). Тематическое многообразие, многопроблемность и цикличность произведений. Проблема смысла человеческого существования и образ пути жизни в повестях.

Драматургия Толстого. Развитие традиций русской драматургии и новаторство писателя. Основная проблематика, тематика, идеи, образы.

“Воскресение” - новый тип романа в творчестве Толстого в истории русской литературы. Смысл названия, эпиграфов. Проблематика произведения. Эволюция образов Катюши Масловой и Нехлюдова. Проблематика, проповедь “положительной” программы писателя. Проблема взаимоотношения Толстого с церковью. Социальное, нравственно-этическое содержание в романе. Образы людей из народа и образы революционеров в романе. Оценка Толстым своих персонажей. Мастерство Толстого в раскрытии характеров.

Основные достижения Толстого-художника. Всемирное значение толстого как художника и мыслителя, влияние произведений писателя на последующее развитие русской и мировой литературы. Литературоведение о творчестве писателя.

 

Творчество Н.С. Лескова

Самобытный характер творчества писателя, основные вехи творческой биографии. Вступление Лескова в литературу, журналистская и публицистическая работа, характер творчества 1860-х годов. Произведения, посвященные изображению жизни крестьян, исследованию русского национального характера (“Погасшее дело”, “Язвительный”. “Житие одной бабы”). Традиции “натуральной школы” в творчестве Лескова (“Воительница”). Бытовые повести и жанр “русской новеллы” в творчестве писателя (“Леди Макбет Мценского уезда”).

Антинигилистические романы Лескова “Некуда”, “На ножах”. Их сходство с другими антинигилистическими романами и отличие от них. Символический смысл названия, образы Лизы Бахаревой, Райнера, Ванскок, Розанова.

Лесков в 1870-1890-е годы. Эволюция мировоззрения, характер творчества. Лесков и Толстой. Разрыв с журналами “Русский вестник”, “Гражданин”.

Правдоискатели и народные праведники в изображении Лескова. Проблема положительного героя в творчестве писателя. “Очарованные” души и художники. Талант и творческое начало в народной жизни в изображении Лескова (“Очарованный странник”, “Однодум”, “Несмертельный голован”, “Человек на часах”, “Запечатленный ангел”. “Левша”, “Тупейный художник”, “Чертовы куклы”. “Островитяне” и др.).

Роман “Соборяне”. Творческая история произведения, смысл названия. Образы соборян. Жизнь и “житие” Савелия Туберозова. Традиции древнерусской литературы в поэтике романа (роль личности и “Жития” протопопа Аввакума). Особенности жанра произведения. Антинигилистические тенденции в романе.

Лесков-сатирик. Рассказ “Железная воля”. Пьеса “Расточитель”. Усиление сатирических тенденций (“Загон”, “Заячий ремиз”, “Мелочи архиерейской жизни”). Своеобразие сатиры писателя.

Мастерство Лескова-художника. Излюбленные приемы повествования, жанровое новаторство. Лесковский “сказ”, “ложная этическая оценка” (определение Д.С. Лихачева). Анекдот и автобиографическое начало в поэтике Лескова. Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя. Обостренный интерес писателя к изобразительному искусству.

Литература 1880-1890-х годов. Общая характеристика

Новое в общественном и культурном климате России после убийства народовольцами царя Александра II и завершения “эпохи великих реформ”. “Контрреформы” Александра III. Консервативные и русофильские тенденции в политике правительства. Фигура К.Л. Победоносцева и его идея “подмораживания” России. Раскол в среде революционного народничества и замирание деятельности оппозиции. Настроения общественной подавленности, апатии и разочарования. Угасание интереса к “большим идеям” и политическим потрясениям и ориентация на повседневные цели и задачи “среднего человека”.

Закрытие журналов радикально-демократического направления “Отечественные записки” и “Дело”. Культурная программа либеральных народников, этика “малых дел”. Либеральные (“Вестник Европы”, “Русская мысль”, “Русские ведомости”), народнические (“Неделя”, “Русское богатство”), развлекательно-юмористические (“Осколки”, “Стрекоза”, “Будильник”) журналы и газеты 1880-1890-х годов. Позиция газеты А.С. Суворина “Новое время”. Журнал “Северный вестник”, пропаганда идей новой европейской философии и эстетики.

Господство малых форм в литературе - повести и рассказы В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.

Тип русского буржуа-предпринимателя в романах П.Д. Боборыкина “Дельцы”, “Китай-город”, “Василий Теркин”, широта охвата изображаемой действительности, объективная манера повествования, приемы натуралистического фактографизма.

Тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”, проблема формирования нравственной личности. Романы Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Оживление общественной атмосферы во второй половине 1890-х годов. Студенческое движение, социал-демократические кружки и распространение марксистской идеологии. Обновление художественного языка в различных видах искусства. Триумф чеховской драмы. Русские символисты, их первые выступления и поэтические сборники.

 

Творчество В.Г. Короленко

Основные вехи творческой биографии. Народническая идеология как основа мировоззрения Короленко. Общественно-политическая деятельность писателя. Короленко о силе и слабости народнического движения (“Чудная”) и двойственной природе революционного энтузиазма (“Мороз”). Судьба народа и народные типы в произведениях Короленко (“Сон Макара”, “Убивец”, “Соколинец”, “Без языка”). Авторская концепция русского характера в рассказе “Река играет”. Тема “униженных и оскорбленных” в повести “В дурном обществе”, психологизм в обрисовке детских образов.

Философия жизни Короленко: идея “стремления к свету” и борьбы за счастье в повестях “Слепой музыкант”, “С двух сторон”, рассказе “Парадокс”. Полемика с толстовской идеей непротивления злу насилием и этикой социальной пассивности в произведениях “Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды”, “Необходимость. Жанр притчи и философской сказки в творчестве Короленко.

“Неоромантические” тенденции в стиле писателя: элементы идеализации персонажа. преобладание лирической интонации, “импрессионистичность” описаний, использование символической и аллегорической образности.

Личное и общеисторическое, документальное и художественное в мемуарной книге “История моего современника”.

Бескомпромиссная позиция Короленко в национальном вопросе. Идейно-политическая позиция писателя в первые послереволюционные годы (письма к А.В. Луначарскому).

Творчество А.П. Чехова

Основные вехи творческой биографии. Начало творческого пути. сотрудничество в юмористических журналах. Сценка, юмореска, анекдот, пародия как основные жанры раннего Чехова. Чеховская комическая ономастика. Объекты насмешки в сценках “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”, спор с традицией изображения “маленького человека”. Столкновение сложной пестроты жизни и узких представлений о ней как основа чеховского комизма в рассказах “Хирургия”, “Злоумышленник”, “Унтер Пришибеев” и др. Традиции сатиры Салтыкова-Щедрина в “Унтере Пришибееве”. Рассказы о детях (“Гриша”, “Детвора”, “Кухарка женится” и др.), особенности чеховского психологизма в изображении детских характеров, юмористическое и трагическое в рассказе “Ванька”. Образ “суровой и прекрасной родины” в повести “Степь”, жанровое своеобразие и сюжетно-композиционное новаторство повести, лиризм и “психологизм” в изображении природы, мастерство Чехова-пейзажиста.

Многообразие философско-психологической проблематики “Скучной истории”, тема переоценки жизненных ценностей и поисков “общей идеи” в повести. Принцип “равнораспределенности в конфликтах” и уравнивания позиций идеологических и психологических оппонентов как особенность художественного объективизма Чехова (“Враги”, “Именины”, “Гусев” и др.). Проблема “настоящей правды” и путей ее достижения в повести “Дуэль”, сюжеты и темы русской классической литературы в повести, Лаевский как чеховский тип “лишнего человека”, образ Фон Корена. Социальные и философские аспекты повести “Палата № 6”, тема безумия в повести. Конфликт обыденного и идеального в повести “Черный монах”. роль фантастического начала в повести. Тема социального и экзистенциального одиночества человека у Чехова (“тоска”, “Моя жизнь” и др.). Лирическое и элегическое начало в рассказах о любви (“Егерь”, “Верочка”, Дом с мезонином”, “Дама с собачкой” и др.). Чехов о судьбе человеческих надежд и иллюзий в мире трагической реальности (“Мечты”. “Бабье царство”, “В родном углу”. “На подводе” и др.). Тема пошлости обыденной жизни и человеческих отношений в рассказах “Попрыгунья”, “Учитель словесности”, “трагедия мелочей жизни” в произведениях Чехова. Христианская тематика и специфика ее преломления в рассказах “Святою ночью”, “Студент”, “Архиерей”. Чехов в полемике с народническими и толстовскими представлениями о крестьянской жизни и народном характере в произведениях о деревне: “Мужики”, “Новая дача”, “В овраге”. Тема “футлярного” существования и ее разработка в “маленькой трилогии” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”. “О любви”) и др. произведениях.

Красота природы, искусства и поиск смысла жизни как “ориентиры настоящей правды” в творчестве Чехова. Тема и образ будущего в рассказах “Случай из практики” и “Невеста”. Проблема “незавершенности” и “открытых финалов” чеховских рассказов. Психологическая, символическая, “импрессионистическая”, “случайная” деталь у Чехова. Музыкальность и поэтичность чеховского стиля.

Публицистическое, документальное и художественное в книге “Остров Сахалин”, особое место книги в творческой эволюции писателя.

Драматургия Чехова. Водевили. Драматическое новаторство пьесы “Иванов”. Новаторство Чехова-драматурга, понятие “новой драмы”. “Чайка”, оппозиция жизнь-искусство в пьесе и тема столкновения поколений в ней, история постановки пьесы. Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе “Дядя Ваня”. “Три сестры”, оппозиция смысла и бессмыслицы существования как основной философский конфликт пьесы, тема будущего, элементы поэтики “абсурда”. Идейно-художественное своеобразие комедии “Вишневый сад”.

Проблема жанрового своеобразия чеховских пьес, “Чайка” и “Вишневый сад” как лирические комедии. Традиционное и нетрадиционное в поэтике чеховской драмы. Звуковые и шумовые эффекты. Психологизация ремарки. Символическая образность, символика цвета. “Бессобытийность” пьес Чехова, “подводное течение” в них, своеобразие монологов и диалогов, прием “разговора глухих”. Драматургия Чехова в контексте западноевропейской драмы его времени.

Литературоведение о творчестве Чехова.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.