Характеристика методов устног изложения знаний уцителем и активации познавательной деятельности учащихся — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Характеристика методов устног изложения знаний уцителем и активации познавательной деятельности учащихся

2017-09-27 437
Характеристика методов устног изложения знаний уцителем и активации познавательной деятельности учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие метода обучения является весьма сложным. Вот почему до сих пор в педагогике не прекращаются дис­куссии относительно более точной его трактовки. Однако, несмот­ря на различные определения, которые даются этому понятию от­дельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения.

Рассказ и объяснение учителя.

Это наиболее распространен­ные методы организации учебной работы.

Рассказ - это метод повест­вовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и ак­тивизации познавательной деятельности учащихся. Однако в чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, ана­лиз фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. со­четается с объяснением изучаемого материала. Нередко же изложе­ние новых знаний целиком основывается на объяснении учителя.

Школьная лекция. Под школьной лек­цией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации позна­вательной деятельности учащихся. Беседа. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного мате­риала, что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анали­зу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явле­ний и самостоятельному формулированию соответствующих теоретичес­ких выводов и обобщений. Главный смысл беседы – побуждать учащих­ся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обоб­щениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, законов и т.д.. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучае­мая тема является сравнительно несложной и когда по ней у учащихся имеет­ся определенный запас представлений или жизненных наблюдений, позволяю­щих осмысливать и усваивать знания эвристическим путем.

Метод иллюстрации и демонстрации. Методы устного изложе­ния нового материала учителем, как правило, сочетаются с приме­нением средств наглядности. С ущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллю­страции, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать воспри­ятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

Само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным; в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мысли­тельную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в дан­ном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надле­жит разобраться учащимся.

Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теорети­ческих выводов и закономерностей. Эти обобщения не всегда обязатель­но делать самому учителю. Нередко он побуждает самих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изучаемого материала.

Рассмотренные положения позволяют выделить важнейшие при­емы изложения нового материала методами рассказа, объяснения, школьной лекции и эвристической беседы в сочетании с иллюстра­циями и демонстрациями. К этим приемам относятся следующие:

а) постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся; б) изложение материала учителем с применением иллюстраций и де­монстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников;

в) обобщение изложенного материала, формулирование основных выво­дов, правил, закономерностей.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.