Типология инновационных систем обучения в авторских школах — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типология инновационных систем обучения в авторских школах

2017-09-27 669
Типология инновационных систем обучения в авторских школах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Деятельность учителей-новаторов и инновационных авторских школ различается в целевой направленности применяемых ими систем обучения. В соответствии с доминирующей ориентацией разделим эти системы обучения на семь групп.

 

1. Личностно ориентированные системы обучения. Внимание учи­теля к личности ученика помогает ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету. При этом область самовы­ражения и технологические средства предоставляются ученику учителем. Благодаря уважительному и гуманному отношению дети раскрывают свои творческие возможности. Что и как при этом они изучают, для педагога вторично, поскольку основой метода выступает движение не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету». Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями учебных курсов, которые выступают средством развития личности.

Личностно ориентированные системы обучения лежат в осно­ве «Школы жизни» Ш.А.Амонашвили, человекообразующей ме­тодики обучения литературе Е.Н.Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н.Палтышева.

 

2. Природосообразные системы обучения. Психолого-педагогиче­ская основа природосообразных систем обучения близка к лично­стно ориентированным. Принцип природосообразности в той или иной степени проявляется во многих дидактических системах и шк.илах. В го же время данный принцип в определенной степени противоположен принципам культуросообразности и «общество-сообразности».

Природосообразные системы обучения опираются на педаго­гические идеи Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, С.Френе, М.Монтессори о первичной роли внутренней сущности ребенка в обучении. В современном отечественном образовании данные подходы реализованы в технологии природосообразного воспитания грамотности А. М. Кушнира; в классах, ориенти­рованных на педагогику Л. Н.Толстого, школы «Эврика-развитие» (г.Томск); в Школе свободного развития А. В. Хуторского.

 

3. Культуросообразные системы обучения. Для педагогов данно­го направления обучение трактуется в широком смысле - как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, кото­рый они ведут, - обеспечить возможность выполнения предна­значения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русскаяшкола И. Ф. Гончарова) либо к их взаимодействию (И. Е. Берлянд, С. Ю. Курганов).

Творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю миро­воззренческую направленность, т.е. любые продукты обучения

 

рассматриваются и оцениваются с позиции личностного культур­ного самосозидания ученика. К такому роду систем принадлежат устремленная к славянской и восточной космической философии система обучения М.П.Щетинина, система концентрированного обучения А.А.Остапенко.

Анализ комплексных процессов, связанных с творческой са­мореализацией учащихся в школах альтернативного типа, осуще­ствляющих деятельность под руководством М.П.Щетинина. В.С.Лукьяновой и А.Н.Остапенко, А.Н.Тубельского, обнаружил эффективную для организации эвристической деятельности уче­ников форму обучения — погружение. Развитие данной формы позволило разработать особую технологию эвристического погру­жения1 и применить ее для конструирования учебных курсов. Прак­тическое воплощение образования, опирающегося на природосо-образность, свободу выбора и приоритет детских образователь­ных ценностей, выразилось в создании и реализации модели школы свободного развития.

На культурологических основаниях отечественной философии космизма (К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский и др.) организуется обучение в ноосферной школе-лицее (г. Бо­ровск Калужской обл.). Центральным образовательным блоком здесь является эколого-ноосферный, в который входят курсы: «Игро­вая экология» (I — III классы), «Антропология» (II —III классы). «Естественная история» (V—VI классы), «Естествознание с ос­новами экологии» (VI —VIII классы).

4. Креативные системы обучения. К данной категории учите относятся сторонники проблемного обучения (М. И.Махмутов и др.), ставящие задачей отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета. Творческая ориентация обучения состоит е углубленном изучении материала: от учеников требуется «зрить в корень», находить решения сложных проблем. Это обучение раз­вивает интеллектуальные и творческие способности детей, гото­вит их к предметным олимпиадам, научным конференциям.

Целостная система креативного образования и самообразова­ния возникает на основе принципов эвристического обучения (В.И.Андреев, Ю.К.Кулюткин, В.Н.Пушкин, А.В.Хуторской Творческая деятельность ученика расширяется с предметной о ласти изучаемых курсов на весь общеобразовательный проц^ч. включая и его организацию: постановку целей, конструирован содержания образования, выбор траектории обучения. В групп} креативных систем обучения входят методики и технологии р^

1 См.: Хуторской А. В. О занятиях методом эвристического погружения // Me дика погружения: за и против. — Краснодар, 1995. — С. 57 — 63; Хуторской Л I Метафизика П.А.Флоренского как основа метапредметных погружений // Та* же.-С. 31-34.

 

вития у детей изобретательской культуры (Г. С.Альтшуллер, А.A. Гин и другие). Одной из наиболее целостных и общеизвест­ных систем обучения является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). К группе креативных систем относятся подходы к вероятностному образованию (A.M.Лобок, И.В.Христосенко).

Одним из направлений педагогических инноваций является проективное обучение, разработкой которого занимался отдел проектирования инновационных процессов в образовании и воспитании Института образования Сибири, Дальнего Востока и Се­вера РАО (Томск) под руководством Г. Н.Прозументовой, а так-же технология совместной продуктивной деятельности - коллек­тив ученых МГУ под руководством В.Я.Ляудис.

5. Оргдеятельностные системы обучения. К данному типу отно­сятся методологически ориентированные системы обучения, дей­ствующие в Проектно-методологическом колледже и Меташколе

Москве (Ю. В. Громыко), педагогическом центре «Эксперимент» в Риге, в некоторых других образовательных учреждениях.

Учитель в данной системе обучения опирается на разработки системно-мыследеятельностной методологии (Г. П. Щедровицкий), его задачей является формирование у детей навыков мысленной коммуникации, мыследействия и рефлексии в ходе развертывания образовательной практики по своему предмету. Этот подход

меняет плоскость традиционных учебных предметов на учебную деятельность метапредметного плана. Ученики в коллективных комуникациях исследуют культурно-исторические образцы, нормы и средства осуществления деятельности в структуре изучаемых областей.

К данному типу дидактических систем относятся различные варианты развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.), имеющие длительный период экспериментальной практики (школа 91, Москва) и массового внедрения. Сюда же относятся методы учителей методологической ориентации.

К оргдеятельностным системам обучения относятся также коммунарские и подобные им методики, которые многие учителя переносят в учебный процесс. Коллективные, групповые, пар­ные формы обучения высвобождают скрытые у учеников потреб­ности активного общения. Через внешнюю мотивированную дея­тельность детей обеспечивается высокий уровень коммуникатив­ной творческой самореализации учеников. Представители данного подхода — И.П.Иванов, В.К.Дьяченко, И.М.Чередов, М. Балабан и другие.

6. Интенсивные системы обучения. Суть данного подхода выражает эффективное решение педагогом социальной задачи на интенсификацию, ускорение и опережение образовательных про­цессов. Ученики усваивают в единицу времени больше информации, быстрее или раньше других научаются определенным дей-

 

ствиям (например, чтению), опережают государственные образо­вательные стандарты и типовые программы.

Представители данного подхода - В.Ф. Шаталов, Н. А.Зайцев. С. Н. Лысенкова. Степень творчества учеников в их методиках, как правило, не превосходит обычную норму, поскольку усилия учи­теля направляются на ускоренное достижение традиционных учеб­ных целей по усвоению знаний, умений и навыков. Как пишет В.Ф. Шаталов, систематическое создание детьми «творческих кон­спектов» невозможно в рамках его системы1. С. Н.Лысенкова вво­дит трудные вопросы программы с опережением. Н.А.Зайцев, раз­работавший технологию обучения чтению с помощью специаль­ных «кубиков» и таблиц, ориентируется на то, чтобы «за полгода занятий в первом классе обойти программу начальной школы и даже выйти за ее пределы»2.

Примечательно, что для многих новаторских систем обучения 1970 - 1980-х гг. характерна позиция диктата со стороны педагога. Так, в методике С. Н.Лысенковой содержатся требования по вы­полнению указаний, алгоритмов, этапов, которые задаются только учителем. В.Ф. Шаталов организует строго поэтапное управление познавательной деятельностью школьников с опорой на ассоциа­ции. Цель подобных методик - «дать как можно больше знаний за меньшее количество времени». Применяются специальные при­емы, формирующие потребность учеников подчиняться воле, ав­торитету и знаниям педагога. Учащиеся вовлечены во внешний образовательный процесс, не имея возможности влиять на него.

7. Ремесленные системы обучения. Этот подход характеризуется опорой деятельности учеников на знания и опыт учителя. Напри­мер, И. П. Волков считает: «Знания - фундамент творчества. Твор­ческая деятельность ученика не может выйти за пределы имею­щихся у него знаний... К творчеству ребенка надо подводить по­степенно, основываясь на информации, которую учитель уже со­общил ему и которую надо закрепить на практике»3. Творческая продукция учеников является в основном модификацией учитель­ских образцов и их различных сочетаний.

Ремесленный подход свойствен «традиционным новаторам» - учителям различных предметов, достигающим традиционных учеб­ных целей благодаря высокому профессиональному уровню владения предметом и его трансляции ученикам.

К ремесленным системам обучения относятся и методики учителей-репетиторов. Склонные к интеллектуальной деятельности

 

 


1 См.: Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979. - С. 40 - 42.

2 Зайцев И. А. Письмо. Чтение. Счет: учебник нового типа для учителей, воспи­тателей, родителей. - СПб., 1997. - С. 194.

3 Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. — М., 1988. - С. 18.

 

 

учащиеся с помощью репетиторов, тьюторов, занятий в спец­школах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета. Развиваемые способности и продукты труда этих учеников находится обычно в достаточно узкой образовательном области.

Подчеркнем относительный характер разделения дидактиче­ских систем на перечисленные выше семь групп. Имея различия в смысловой ориентации, многие из названных систем обучения имеют общие методические и технологические элементы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.