Технология психолого-педагогического сопровождения родителей ребёнка с ОВЗ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Технология психолого-педагогического сопровождения родителей ребёнка с ОВЗ

2017-09-27 1963
Технология психолого-педагогического сопровождения родителей ребёнка с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья все­гда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформи­рующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчиво­сти родителей.

Исследования и анализ взаимоотношений в семьях, воспитываю­щих детей с с ограниченными возможностями, в первую очередь, на­правлены на разработку эффективных мер предупреждения и коррек­ции личностных нарушений родителей, а также с целью описания ос­новных направлений и форм работы с такими семьями. Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ре­бенка-инвалида, но и разработать систему психологической помощи и поддержки таким семьям. Однако, оказание эффективной помощи се­мьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, слож­ный процесс, поскольку отсутствует целостный методологический подход к определению содержания, механизмов, форм и методов пси­хологической помощи таким семьям. Отсюда возникает необходи­мость и создания определенных организационных форм работы с роди­телями. В первую очередь, должна идти речь о родительском клубе, о чем речь пойдет далее.

При начале обучения ребенка с ОВЗ в условиях общеобразователь­ной школы, данные проблемы имеют тенденцию к усугублению. В дан­ном случае наиболее актуальной становится психолого-педагогическая помощь родителям детей с ОВЗ, впрочем, педагогическая и психологи­ческая помощь всем участникам образовательного процесса (детям с ОВЗ, детям класса, родителям условно нормативно развивающихся сверстников, педагогам). Для успешного решения данной задачи необ­ходимо в рамках все тех же этапов сопровождения обеспечить эффек­тивную работу с родителями.

Первый этап — диагностический.

Только ясное представление о том, на что будет направлено внима­ние на диагностическом этапе (что изучать, как изучать, для чего изу­чать), позволит управлять процессом педагогической помощи. Поэтому должно быть разработано содержание деятельности на диагностико- аналитическом этапе формирования родительско-детских взаимоотно­шений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здо­ровья.

Для получения информации по интересующей нас проблеме было проведено изучение:

— эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов от­ношения родителей к детям;

— стилей межличностных взаимоотношений между родителями и детьми.

— содержания и методов педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в обра­зовательном учреждении (программы и педагогические технологии, ха­рактер взаимодействия педагогов с родителями и детьми).

Объективную картину состояния формирования родительско-дет- ских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными воз­можностями здоровья, помогают получить следующие методы исследо­вания: анкетирование; индивидуальные беседы; наблюдение; анализ до­кументации; написание родителями эссе.

В первую очередь, необходимо выяснить: в какой степени вопросы формирования родительско-детских взаимоотношений в таких семьях являются проблемными. С этой целью было проведено выборочное об­следование, в нем приняли участие семьи, имеющие детей с ограничен­ными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих школу.

С учетом выделенных компонентов отношения (эмоционального, когнитивного и поведенческого), у родителей выявлялись: чувства, ко­торые родитель испытывает по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, и эмоции, отражающие оценку ими своей ро­дительской позиции; знания, представления родителя о своем ребенке и о себе, как о носителе социальной роли родителя; способы реализации определенного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ограниченными возможностями здоровья подверг­лись изучению: эмоциональное самочувствие ребенка в семье, выявле­ние уверенности/неуверенности ребенка в родительской любви; иден­тификация детей с родителями; поведение ребенка по отношению к ро­дителям.

Второй этап — информационный.

На данном этапе осуществляется информационная поддержка ро­дителей в общем контексте сопровождения всех участников образо­вательного процесса. Основной целевой аудиторией являются роди­тели, как детей с ОВЗ, так и нормативно развивающихся сверстни­ков. Задачей данного этапа становится информационная поддержка родителей, в том числе, детальное информирование родителей об ин­клюзивном образовании, его ценностных ориентирах и смыслах. Уже на этом этапе начинает формироваться родительский актив, со­стоящий из тех родителей, которые уже готовы разделять взгляды администрации, педагогического коллектива и специалистов психо­лого-педагогического профиля и стать активными помощниками в формировании и развитии ценностных смыслов инклюзивного обра­зования.

Третий этап — просветительский.

На данном этапе происходит просвещение родителей по вопросам развития детей с ОВЗ, которое может осуществляться как на заранее спланированных мероприятиях (тематические выступления специа­листов психолого-педагогического профиля во время родительских собраний; тренинги для родителей; индивидуальное и групповое кон­сультирование и другие мероприятия), так и на оформленных стен­дах, информационных листках, сайте образовательного учреждения. Здесь администрации и педагогам необходимо организовать диалог между родителями «обычных» и «необычных» детей, сориентировать их в вопросах, которые ранее не обсуждались, «развеять мифы» о тех или иных особенностях детей с ОВЗ, снять эмоциональное напря­жение и сопротивление, вызванное недостаточной информированно­стью.

Четвертый этап — этап привлечения родителей к участию.

На данном этапе происходит активное привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в жизни учреждения, к проявлению себя, своих талан­тов и умений, к включению и совместному участию в различного рода мероприятиях класса и школы в целом.

Пятый этап — практический.

На данном этапе происходит активизация как детей с ОВЗ, так и их родителей. Главной задачей этого этапа становится проведение детских мероприятий с участием всех детей, с активным вовлечением ребенка с ОВЗ в посильные ему мероприятия школы. При этом в лю­бом концерте ли, спектакле ли, конкурсе ли у ребенка с ОВЗ должна быть специально подготовленная и составленная для него роль, кото­рая бы подчеркивала его достоинства. На данном этапе особо ценным является уже простроенное и сформированное ранее на предыдущих этапах детско-родительское сообщество класса. Самым важным здесь является взгляд родителей детей на успехи своего ребенка, на взаимо­действие всех детей друг с другом, на сформированный детский кол­лектив.

Шестой этап — аналитический.

На данном этапе происходит подведение итогов и анализ достиже­ний. Администрация школы, классный руководитель, педагоги, спе­циалисты психолого-педагогического профиля анализируют резуль­таты совместной деятельности и планирую дальнейшую работу, на­правленную на развитие инклюзивной практики в образовательном учреждении.

В последующей работе с родительским сообществом школы, на наш взгляд, актуальным стало бы создание психологического клуба родителей («Родительский клуб», «Родительская школа», «Школа матерей», «Мама, папа, я» и другие). Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка с ограни­ченными возможностями здоровья, возникает необходимость сохра­нения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка. В этой связи возникает необ­ходимость обобщения и систематизации информации о детской инва­лидности в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограничен­ными возможностями с целью разработки эффективных мер преду­преждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими се­мьями.

Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, но и разработать систему психо­логической помощи и поддержки таким семьям. Однако, оказание эф­фективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, поскольку отсутствует целостный методологический подход к определению содержания, механизмов, форм и методов психологической помощи таким семьям.

Как уже отмечалось, наиболее эффективно все подобные мероприя­тия проводить в рамках деятельности родительского клуба, актуаль­ность создания которого обусловлена следующими причинами:

1. На психологическом уровне — необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою оче­редь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику роди­телей.

2. На социальном уровне — необходимостью установления довери­тельно — поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы, а так­же семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть формируется ограниченный микросоциум, в котором преимущест­венно и воспитывается ребенок.

3. На соматическом уровне — необходимостью прерывания пато­логической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психо­генному стрессу у матери (но, возможно, и другого родителя), кото­рый, в свою очередь, провоцирует соматические или психические за­болевания.

Основной целью психологического клуба родителей, воспитываю­щих детей с ограниченными возможностями здоровья является соци­ально-психологическая поддержка семей.

Основными задачами являются:

— оптимизация детско — родительских отношений;

— улучшение психо — эмоционального состояния родителей;

— гармонизация супружеских отношений;

— создание и укрепление отношений между семьями, имеющими де­тей с ограниченными возможностями здоровья, в целях расширения круга их взаимодействия.

Работа психологического клуба родителей предполагает как инди­видуальную (семейную), так и групповую формы работы. Эффектив­ность работы зависит от участия родителей в прослушивании лекций по особенностям психического развития детей с ограниченными воз­можностями здоровья, в тренингах, направленных на коррекцию эмо­циональных состояний, межличностных и детско-родительских отно­шений.

Создание такого клуба для родителей позволит оказывать психоло­гическую помощь на всех этапах жизни ребенка, так как, по мере роста и развития ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации, но­вые проблемы, к решению которых родители часто оказываются совер­шенно не подготовленными.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.