Алгоритм построения суггестивного метаконструкта — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Алгоритм построения суггестивного метаконструкта

2017-09-27 213
Алгоритм построения суггестивного метаконструкта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психокаталитический потенциал суггестивного сопровождения процесса оздоровления должен быть актуализирован технологически строго. Для упорядочивания многоразличных моментов и создания условий, повышающих эффективность психологического влияния, для различных оздоровительных мероприятий следует создавать специфические алгоритмы выстраивания суггестивных конструктов — элементов единого психологического воздействия, дополняющих друг друга и циклически чередующихся. Перечислим наиболее важные из них.

В зависимости от личностной зрелости и интеллектуальной состоятельности индивидуума, значимо коррелирующих с достигнутым социальным статусом и уровнем образованности, необходимо использовать естественную для всякого человека склонность к поиску панацей и иррациональное тяготение к чуду. Дело в том, что всякий заболевший человек в силу снижения его личного энергетического потенциала, причинно обуславливающего развитие заболевания, неизбежно регрессирует по психологической возрастной шкале и в той или иной мере инфантилизируется.

Рациональное осмысление им происходящего существенно затрудняется вследствие активизации эмоционального отношения к своему состоянию и ко всему, оказывающему на него воздействие. Непредвзятое интеллектуальная оценка ситуации затрудняется. Мир и отношения начинают восприниматься как волшебные и мифологические. Разумеется, такое сказкоискательское отношение к действительности существенно затрудняет адекватное взаимодействие индивидуума и окружения и лишает его многих возможностей эффективной адаптации к изменяющимся условиям среды. Но, с другой стороны, такое иррационализированное умонастроение можно успешно использовать при создании суггестивного контакта и приведение его в действие, так как внушаемость индивидуума возрастает многократно, даже если внешне он пытается демонстрировать апатию и скепсис.

Следует заметить, что всякий заболевший человек, словно малый ребенок, неистово ждет чудесного исцеления, волшебного спасения, сказочного чуда. Если же полагаться на сугубо рациональные схемы реорганизации его ситуационно обусловленной модели мира и себя, то вряд ли удастся существенно активизировать психоэнергетический потенциал самовосстановления. Заболевший человек надеется на чудо — и целитель обязан в полной мере использовать суггестивную открытость исцеляемого и его напряженную внутреннюю готовность к усердному и послушному взаимодействию с врачевателем, выступающим в роли организатора процесса самовосстановления. Любые внешние психозащитные сооружения и мимикрирующие покровы сопротивления опытный целитель без труда преодолеет, что позволит ему войти в интимное психическое пространство исцеляемого, глубинно жаждущего встречи с чудом.

Типология терапевтических суггестивных конструктов связана с картиной мира, безусловно воспринимаемой исцеляемым как истинная. Таким образом выделяются шаманские, религиозные, научно-технократические и аквариально-холистические типы лечебных конструктов. Для большинства наших современников субъективно актуальной является научно-технократическая модель мира, в основе которой лежат классические представления о трехмерном пространстве, механическая визуализируемая схема взаимодействия элементов сущего и примат молекулярного субстрата жизни. Лишь для небольшой части интеллектуально развитых граждан достоверной оказывается аквариально-холистическая модель мира, опирающаяся на признание субстанциональной первичности информационно-энергетических процессов, безусловное доверие ко всемогуществу сил самоорганизации и представления априорной голографической связанности всего со всем.

Понятно, что избираемый тип суггестивного конструкта должен быть комплементарен признаваемой в качестве истины картине мира. При этом речь идет не только о мировосприятии исцеляемого, но и мировидении самого целителя. Он ни в коем случае не должен послушно соглашаться с правотой суеверий оздоравливаемого им индивидуума. Он вправе руководствоваться близкой ему холистической схемой бытия, что позволит в полной мере использовать потенциал собственных творческих сил. Но при этом смысловые конструкции и целеориентирующие описания, предъявляемые пациенту, должны формулироваться в рамках научно-технократического тезауруса (со всеми присущими этому стилю миросознавания психологические биохимическими и физико-химическими аргументациями). При этом вовсе не обязательно, чтобы таковые имели место в реальности. Достаточно того, чтобы они были реальными в смысловом пространстве клиента. Последнее делает их физиологически убедительными, т. е. инициирующими реальные глубинные психологические и физиологические трансформации в организме вне зависимости от подтвержденности этих аргументов в ходе реальных лабораторных экспериментов. В чем-то это напоминает позицию главного героя романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки» Боконона: «Все, чему я учу вас, на деле оказывается не тем, что реально существует. Однако лишь благодаря реальности всего этого для вас самих, я могу со временем привести вас к истинному пониманию действительности».

Крайне важным во всяком психологическом процессе оздоровления детально и системно изучить спектр патологизирующих верований и убеждений, как характерных для самого исцеляемого индивидуума, так и распространенных среди членов привычного для него социального окружения. Особенно важно изучать широко распространенные предубеждения адресного сообщества, во внутриличностном пространстве которого предполагается проведение тех или иных оздоровительных мероприятий. Современные медицинские паратехнологии должны продвигаться в сознание тех, кто стремится к оздоровлению, при соблюдении строгой ориентации на специфику присущих исцеляемым установок, стереотипов и различного рода психологических привычек. Лишь таким образом используя привычные, субъективно приемлемые членами данного адресного сообщества метафоры и образы, понимаемые как проводники и носители оздоравливающего суггестивного влияния, можно достичь успеха в создании развивающегося эгрегора и целительно переформировать конгломераты ограничивающих и патогенных установок. Необходимо использовать яркие метафоры, контекстуально конгруэнтные избранной парадигмальной модели суггестивного конструкта (шаманская, религиозная, научно-технократическая или аквариально-холистическая).

Кроме приемов и техник современной суггестологии, организованных в психотехнологическом массиве практик нейролингвистического программирования, необходимо мастерски применять операциональные принципы психологии влияния, сформулированные в русле когнитивно-бихевиоральной психотерапевтической школы. Речь идет о принципах обмена, дефицита, взаимности, последовательности, социального доказательства и авторитета. Последние оказываются наиболее важными в работе с большим коллективами оздоравливаемых людей. К одобрительному аргументированию авторитета необходимо апеллировать избирательно — авторитет должен быть актуальным именно для членов адресного сообщества, испытывающего на себе влияния маркетинговых оздоровительных программ.

Разумеется, все это может и должно быть реализовано за счет целенаправленного использования потенциала оригинального художественного оформления информационных акций и возможностей продвижения информации по каналам современных масс медиа, а также с использованием аудио- и видеозаписей. Все информационные материалы должны тщательнейшим образом разрабатываться и редактироваться для всемерного повышения их суггестивной оздоровительной эффективности.

После тщательнейшей подготовки разнообразных модификаций информационных пакетов, организованных в согласии с единой для всей оздоровительной кампании модели суггестивного конструкта, необходимо одномоментное («взрывное») инвестирование средств в ошеломляюще масштабное продвижение этого психологического товара в сбытовое пространство, формируемое ожиданиями жаждущих оздоровления индивидуумов. Затем (по мере развития эгрегоросозидающего процесса) необходимо организованное развитие и совершенствование первичной модели суггестивного конструкта в пилотном режиме. Речь идет о содействии продвижению суггестивных программ в психологическом пространстве адресного сообщества на основе системного изучения всего спектра сигналов обратных связей, поступающих от лиц, подверженных оздоравливающему воздействию. Лишь такая динамичная, гибкая, глубоко и всесторонне продуманная и грамотно спроектированная маркетинговая политика позволит достаточно быстро создать напряженный и широко разветвленный эгрегор оздоровления, который с полным правом займет достойное место в социальном пространстве конкурирующих друг с другом оздоровительных услуг.

Многообразные методы самооздоровления соотносятся друг с другом вполне определенным образом. С целью упорядочивания представлений о взаимосвязях различных оздоровительных подходов друг с другом была создана схема семи уровней холистического оздоровления, являющаяся развитием семиплановой модели целостного организма человека, разработанной Авессаломом Подводным. Заметим, что перечисление различных уровней самооздоровления нами проводится в порядке восхождения от наиболее фундаментального к более частным, хотя в целом, разумеется, каждый из планов является достаточно автономным и вполне самодостаточным.

Идеалы. Важнейшим системоорганизующим фактором человеческого существования являются его идеалы, понимаемые сколь годно возвышенные и беспредельно глубоко. Что такое высшие жизненные смыслы? Почему человек стремится к тем или иным жизненным целям, большинство из которых в естественных условиях относятся не к внешним свершениям, но к его внутреннему самообразованию? Что представляет собой пресловутое «глубинное тяготение» к заветной цели?

Целитель обязан помочь своему подопечному «... увидеть мир с такой высоты, чтобы за мельканием частностей, за пестрой суетой противоречивых фактов и фактиков, перепутанных причин и следствий увидеть магистральные тенденции развивающейся жизни человечества и строить свои представление и свою практическую судьбу исходя именно из самых важных закономерностей и в соответствии с ними» (Юрий Андреев).

Пациент должен вдохновиться созерцанием гармонии и стройности форм и жизненных движений в природе. Это поможет ему осознать и собственную жизнь как вполне закономерное, имеющее свой смысл и цель движение к некоторому совершенству, понимаемому как важнейший внутренний результат. Высокие цели, эти подлинные смыслы личного существования являются важнейшим фактором мобилизации глубинных потенциалом организма. Идеалы — ведущие системообразующие факторы исцеления, как процесса восстановления целостности организма и души. Идеалы — основа всякого здоровья. Не уяснив, чего же на самом деле жаждет его собственная душа, человек не в состоянии сориентироваться в жизненных программах, и хаос его повседневной не упорядоченной стратегическими целеполаганиями жизни отражается не только в разуме, но и на теле в форме тех или иных заболеваний. Творческое самопробуждение человека к жизни, без которых невозможным оказывается достижение подлинного здоровья, которое есть не что иное, как осознание собственных идеалов, точнее, предощущение их реальности, сокрытое в глубинах собственной души.

Человек рождается к чистой жизни в здоровье лишь тогда, когда он понял, для чего, зачем и как он должен созидать себя и события. Тогда он преисполняет радости, открывая себя миру и впуская в живые милы окружения в глубины самого себя. Идеал есть духовная мощь всякого иммунитета, но эффективно задействовать ее можно лишь посредством осознавания, отчетливого восприятия импульсов жизни в себе самом. Известно, что защитные реакции многократно усиливаются тогда, когда человек ясно понимает, зачем ему следует жить. Тогда он весь без остатка устремляется к построению жизни яркой и светлой, вдохновленной просветляющим осмыслением собственных идеалов.

Ценности. Идеал неизменно раскладывается на ряд более конкретных, хотя и стратегических по сути ценностных жизненных программ. К ценностям относится все то, что по-настоящему дорого и значимо для человека. Энергетический потенциал индивидуума в значительной степени зависит от степени осознанности представлений человека о его собственных содержательных приоритетах. Переживание ценности есть феномен существенно энергетический. То, что дорого, словно питает душу изнутри, не дает угаснуть душевному огню, освещает жизненный путь, маяком указуя надлежащее направление развития.

Имея в виду ценностные переживания, Николая Бердяев писал: «Этика творчества есть этика энергетическая. Повышение энергии жизни, качественное и количественное, творческий подъем энергии есть один из критериев нравственной оценки. Понятно, что к тому, что для нас дороже всего, мы стремимся всеми своими силами. Это путь продвижения к драгоценным для нас предметам и состояниям мы творим сокровенными силами собственной души. Каковы ценности человека таковы и дороги его индивидуального существования.

Качества конкретного действия. Всякий человек обязан постигнуть действительное значение творческого труда для собственной жизни, ибо именно труд является его главным занятием. Без напряженного творческого труда человек не в состоянии развернуть присущие ему способности и силы. При этом ни одна из поставленных целей достигнута не будет, а все идеалы останутся нераспакованными формальными потенциалами, не столько вдохновляющим, сколько раздражающими и гнетущими неудовлетворенную душу.

Вот что писал по этому поводу известный публицист Александр Клизовский: «Столь могущественный фактор жизни человечества, как всеначальная психическая энергия играет первенствующую роль в вопросе здоровья или болезни, в вопросе заболевания или выздоровления. Какие бы ни были причины заболевания человека, но состояние психической энергии всегда окажет свое воздействие в ту или иную сторону. Если человек обладает психической энергией, то она может предохранить его от многих заболеваний и явится лучшим профилактическим средством от всех болезней.

Но как же конкретно накопить эту мощь? Труд сознательный, постоянный и систематический есть могущественное средство для пробуждения и накапливания психической энергии, основное качество это огненной стихии есть вечное действование и движение. Бездеятельной и неподвижной она не может быть. Потому пробудить к действию психическую энергию и накопить ее можно лишь постоянным трудом и вечным движением вперед. Психическая энергия нуждается в постоянном упражнении, случайные порывы не создадут ритма. Лишь постоянный и упорный труд создаст этот ритм, который и является главнейшим условием всякого достижения, а в деле развития психической энергии в особенности.

Правильный обмен психической энергии и постоянный ток ее основан на ритме. Ритм во всем, а в труде в особенности, есть необходимое условие для роста психической энергии. Но кроме сознательности и ритмичности в каждый труд должно быть внесено стремление к улучшению качества самого труда, ибо, в противном случае, труд может превратиться в нелюбимый и подневольный, что неблагоприятным образом отразится на качестве психической энергии. Лучшим методом для роста и накопления психической энергии является любовь к труду. Замечено уже давно, что самые занятые люди наиболее долговечны.

Постоянный и ритмический труд приводит к накоплению такого запаса жизненной силы, который предохраняет занятых людей от многих заболеваний, удлиняя вместе с тем и их существование. И наоборот, люди неподвижные, инертные и ленивые подвержены разного рода заболеваниям и более раннему уходу из земного плана существования. Лень — одно из самых губительных человеческих свойств. Она останавливает развитие психической энергии и тем самым разрушает всю нашу эволюцию, приводя в конечном результате к полному разложению человека».

Ментальная модель мира. Вильгельм фон Гумбольдт как-то написал: «Со временем болезни будут расцениваться как следствие извращенного образа мышления и поэтому болеть будет считаться позорным». Очень важно привить людям здоровый, адекватный взгляд на мир, не-извращенный, не-искаженный, не-деформированный. Энергетические модели и иерархия планов бытия (идеалы, ценности, труд и т.д.) — только часть такого мыслительного образования. Человек должен усвоить всеми фибрами своей души факт неотделимости от Мироздания и Человечества, он должен проникнуться пониманием единства собственной души и тела с духом, он обязан знать истинные цели и смыслы отношений между мужчинами и женщинами, точнее, между Мужским и Женским началами Вселенной. Одним словом, люди должны основательно разобраться со своими представлениями о мире в целом и о себе в этом живом и разумном существовании. Без этого они вряд ли смогут сориентироваться в смыслах и целях, без этого искажения и иллюзии могут со временем приводить к болезням: «В нас расцветает то, что мы питаем...» (Гете).

Гуфеланд утверждал: «Никто не сомневается, что можно заболеть от представления о болезни. Почему же не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не попытаться управлять своими представлениями?» Чтобы ими управлять, их нужно сформировать, с ними нужно предварительно разобраться. Схемы энергообмена, временные графики изменения активности органов и систем, изложение правил и законов правильной жизни, заучивание рецептов травяных сборов и приемов точечного массажа, — кто скажет, не этим ли следует заниматься с самого раннего возраста? Здоровье — это не только искусство, но и наука, система знаний, комплекс представлений, перечень правил и своды методических систем. И все это в той или иной степени необходимо изучать каждому!

Эмоциональные переживания. Известно, что негативные эмоции являются чистой воды артефактом, совершенно излишним для человеческой жизни. Однако контролировать свои отрицательные переживания многие ли возьмутся? Более того, система отношений «целитель-исцеляемый» сегодня нередко выстраивается именно на возбуждении тревоги, страха и недоверия к собственным силам. Недаром сказано — «Рабами легче управлять, когда они страшатся надсмотрщика». Речь идет об акценте, о нюансе, об аромате насилия, которым проникнуты многие институты современной жизни. Вопрос в том — как избавиться от этого «привкуса тоталитаризма» и освободиться от нездоровых, точнее заражающих и разрушающих жизнь негативных эмоций, пронизывающих все пласты организации нашей жизни?

Психогигиена — это не только усилия по сохранению психического здоровья, но и укрепление здоровья в широком смысле слова через гармонизацию психической сферы. Так и борьба с негативными, разрушительными эмоциями — не самоцель, а важнейшее средство оздоровления всего общества. Для начала следует понять, что чувства суть энергии и силы. Любые переживания имеют свой энергетический эквивалент, и сила эта творит (или разрушает) как в самом организме переживающего то или иное чувство человека, так и во внешней среде, будучи излучаемой им и воспринимаемой окружающими, ни о чем не подозревающими людьми.

Эфирная энергетика организма. Речь идет об изучении вопросов, связанных с феноменом целостного переживания физического самочувствия, которое в народе принято называть «биополем». Исцеляемым необходимо самым подробным образом рассказать об энергетических потоках Космоса и движении энергий в человеческом организме (по каналам иглоукалывания, сосудам и нервным волокнам). Исцеляемые должны знать, что такое массаж и каковы физиологические механизмы регуляции процессов жизнедеятельности, что такое защитный потенциал тела и как его повысить собственными силами. Оздоравливающимся нужно рассказать о «поисковой активности», изученной И.А. Ротенбергом, и «физиологическом стрессе» И.А. Аршавского, о влиянии на организм мелодий и ароматов, цветового и ритмического звукового воздействий.

Умение обращаться с приемами звуковой гимнастики и совершать правильные танцевальные движения под медитативную (космическую) музыку, уметь правильно дышать и глубоко расслабляться, находить наслаждение в слушании тишины и непередаваемый «кайф» в услаждении ваннами и потоками воздуха — так исцеляемым необходимо привить культуру удовольствий, которая есть ни что иное, как умение обращаться с биоэнергетическим «телом» организма. Без такой «энергетической гимнастики», без умения конкретно, технически грамотно управлять собственным самочувствием при помощи воды, воздуха, цвета и солнца исцеляемый не научится чувствовать себя истинно защищенным, к примеру, перед лицом приближающейся эпидемии гриппа. Нужно разъяснить ему, что движение физиологических энергий в его организме является залогом сохранения телесного здоровья, нужно показать и объяснить механизмы действия определенных упражнений. Только тогда можно быть относительно спокойными за его благополучие — ему будет просто приятно подолгу растирать свое тело снегом, он будет получать удовольствие от хождения по росе и впитывать целительные энергии «лечебной музыки».

Физическое тело. Каждый человек должен основательно ознакомиться с собственным телом — должен же он, в конце концов, знать, в чем он живет, какова его «одежда», его собственный «телесный дом»!

Знакомство детей со своей плотной оболочкой, чудесной, интригующей, таинственной и в то же время находящейся ближе, чем даже собственная рубашка — очень важный раздел воспитания здорового человека. Его следует заинтересовать своим телом, научить любить его, изучать, холить и лелеять. Он должен изучать чудеса и тайны анатомии на уроках предмета под названием «Поэтическое теловедение». Тело — восхитительнейший механизм! Тело — чудо Мироздания, подобное Космосу в своей сложности и в то же время имеющееся у каждого, даже самого маленького человека. Тело само себя чистит (только нужно научиться ему помогать), оно само растет и развивается (только надо научиться поддерживать его рост правильным питанием). Тело умеет очень многое (только нужно научиться с ним сотрудничать и использовать его поразительные возможности). В процессе изучения поэтики собственного тела исцеляемый испытывает благодарность за дарованное ему чудо, он начинает благоговеть перед сложностью и непостижимым совершенством организма, только тогда он захочет научиться выполнять все оздоровительные процедуры — от гидротерапевтических до массажных, от растирания ушных раковин («чтобы почки и глазки проснулись») до умения правильно моргать глазами и строить смешные рожи для интенсификации кровообращения в коже лица.

Как писал знаменитый российский психотерапевт Владимир Леви — «Себя нужно любить, ибо зачем совершенствовать то, что тебе не нравится». Когда мы говорим «себя», мы думаем о чем угодно, только не о собственном теле. Нас отучили любить свое тело, разучили думать обо всех его многоразличных (и таких в общем-то естественных) потребностях, нас отучили вообще обращать на него внимание. А ведь надо! И привить этот дар сотрудничества со своим чудесным телом должен целитель — Учитель и Вдохновитель.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.