Личность. Особенности подросткового возраста — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Личность. Особенности подросткового возраста

2017-09-27 282
Личность. Особенности подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

۩Прежде чем родившейся человек станет личностью, он «принужден» пройти в своем развитии стадию «индивид».

Индивид (лат. individuum ―неделимое)― 1) человек как естественное существо, представитель вида homo sapiens, представитель филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (способности, чувства, устремления и т.п.); 2) отдельный представитель человеческого сообщества, который выходит за рамки своей естественной (биологической) ограниченности, социальное существо, которое использует свой природный потенциал для самореализации путем созидания в творимой им сфере социальной («второй») природы; 3) то же, что индивидуум.

На стадии «индивид» соотношение биологического и социального в человеке фактически находятся в паритете, так он еще не полностью: а) дееспособен; б) способен самостоятельно содержать (прежде всего, материально) себя, не говоря уже о содержании семьи и т.п.

Только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, у индивида, перешедшего в стадию «личность», возникает в полном объеме гражданская дееспособность (ст. 21 Гражданского кодекса РФ).

Из сказанного вытекает, что:

понятие индивида обозначает принадлежность к человеческому роду. Оно не применимо к животным, так ни одно животное не является индивидом. Отсюда следует, что понятие индивида есть социальное понятие;

― но понятие «индивид» очень абстрактное, то есть отвлеченное и слишком общее понятие, так как не указывает на те специфические черты, благодаря которым индивид становится индивидуальностью;

― формирование же индивидуальных черт связано с природными и социальными факторами. Именно поэтому человек есть биосоциальное существо. Он ― часть природы, и его формирование есть сложный и длительный процесс. Он, как и другие природные существа, подвержен болезням, стареет и умирает. Он постоянно должен удовлетворять свои потребности, чтобы не умереть от голода, должен иметь жилье, одеваться и обуваться, чтобы не умереть от холода и жары. Но человек не просто биологическое существо, а био социальное. Это значит, что он становится человеком только в обществе, только в определенных социальных условиях. Ребенок ― это человек в возможности, и, чтобы возможность была превращена в действительность, он должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, сознательно принимать те или иные решения и действовать целенаправленно;

человексущество творческое. Он создает материальные и духовные ценности: он строит великолепные города, дома, станки, самолеты и др. Он творит художественные произведения, пишет прекрасные стихи, создает живопись, занимается философией, историей, наукой, открывает закономерности развития природы и общества;

человек ― единственное существо, обладающее внутренним миром. У животных нет внутреннего мира. Они воспроизводят себя как биологические существа. В отличие от животных человек воспроизводит не только свое биологическое, но и социальное существо. Поэтому человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. А удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Для этого человеку необходимо много читать, интересоваться живописью, историей, философией, эстетикой, правом, этикетом и другими духовными ценностями. Человек становится подлинным человеком лишь тогда, когда он обогащает себя всеми теми духовными богатствами, которое выработало человечество на протяжении всего своего существования;

но вне общества нет человека. Поэтому человеку приходится жить и трудиться в коллективе. При этом нужно помнить, что у каждого человека есть свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами общества. И человек вынужден бороться за свои интересы, за свое счастье, за свою семью. Иначе говоря, жизнь человека наполнена противоречиями, случайностями, зигзагами, поворотами…

в связи с этим возникает проблема смысла жизни. И возникает она, как не покажется странным, именно в отроческом возрасте (как минимум, в мечтах, романтических грезах). Итак, один человек смысл своей жизни видит в том, чтобы жить в роскошных условиях, быть очень богатым, путешествовать, гулять, играть в казино, ездить на суперсовременных автомобилях. Одним словом, смысл жизни для него ― наслаждение. Другой человек смыслом жизни считает духовное обогащение своего внутреннего мира. Для него материальные блага не имеют значения. Кто прав? Как всегда, истина находится посредине. Конечно, человек должен есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Иначе он просто не выживет. Но если человек всю свою жизнь посвящает лишь удовлетворению материальных потребностей и совершенно не думает о своем духовном мире, то он по существу ничем не отличается от животного. С другой стороны, если человек не думает о своем материальном благополучии, а целиком и полностью посвящает свою жизнь обогащению своего духовного мира, то он просто-напросто не сможет физически выжить. Поэтому смысл жизни человека заключается в проявлении своих физических и духовных потенций. Это значит, что человек должен удовлетворять и материальные, и духовные потребности, ставить перед собой высокие цели и стремиться к их реализации.

***

۩ Личность1) человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Определяющими факторами развития личности являются не его природные качества, а качества социально значимые: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения; 2) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова); 3) стойкая социальная система социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена того или другого общества или сообщества; 4) социально активная индивидуальность, которая свободно выбирает нормы поведения, устанавливает свои внутренние нравственные максимы. Личность может быть более или менее: а) сильной, б) социально положительной, в) социально отрицательной или г) противоречивой. Личность это человек поступка, реального дела, в ней всегда выражена действенно волевое начало, которое может иметь два направления в своем приложении: вовнутрь себя (интровертное) и вовне (экстравертное).

Из сказанного вытекает, что если человек ― биосоциальное существо, то личность есть только социальное существо. Человек становится личностью только в обществе. Всякая личность ― человек, но не всякий человек есть личность (!!!). Чтобы стать личностью, надо обладать определенными чертами. Прежде всего, личность должна обладать разумом. Личностью является конкретный человек как носитель разума, сознания. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма ― самосознание, тем ярче и полнее выглядит личность. Другая черта личностиориентация в обществе. Она непосредственно связана с разумом. Разумный человек не только ориентируется в обществе, но и приносит определенную пользу ему. Следующей чертой личности является личное достоинство. Нужно помнить, что: а) уважение к человеку начинается с самоуважения: беспринципный человек, постоянно приспосабливающийся к изменившимся социальным условиям и не имеющий собственного мнения, а повторяющий чужие мысли, собственно говоря, не есть личность; б) настоящая личность уважает достоинство других и требует уважения к себе; она имеет свое лицо, свои убеждения, принципы и готова отстаивать их в любой ситуации. Еще одна черта личностиспособность нести ответственность перед семьей, коллективом и обществом за свои поступки и действия. Безответственный человек, строго говоря, не есть личность. Все перечисленные черты личности являются атрибутивными свойствами любой личности, но они проявляются по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий и природных задатков самой личности.

В заключении актуализируем еще одно важное умозаключение: так как культура, в том числе, есть система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни, программами человеческого существования являются парности (по закону диалектики единства и борьбы противоположностей):

• «биологическая ― социальная»;

• «инстиктуальная ― культурная»;

• «сознательная ― бессознательная».

***

На протяжении всей истории человечества именно потребности регулировали поведение людей, определяли направленность ума, чувств и желаний. Учитывая сказанное, познакомимся более предметно с содержанием и структурой человеческих потребностей.

Потребность 1) нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудительный фактор активности. Потребность регулирует поведение, определяет направленность ума, чувств и желаний человека. Определение/осознание потребностей ― это мотив или желание соответственно;

2) в психологии ― состояние индивида, вызванное нуждой в объектах, необходимых для существования и развития, и выступающее источником его активности.

Эволюция потребностей в зависимости от факта их удовлетворения (психологическая классификация) впервые была проанализирована и представлена в виде «Треугольника (пирамиды) потребностей» А. Маслоу.

1. В основании «Треугольника потребностей» лежат физиологические и витальные, то есть жизненные потребности, к которым А. Маслоу относил потребности в еде, воде, жилье, отдыхе, сексуальные потребности.

2. На втором уровне находятся потребности в безопасности существования. Они подразделяются на: 2.1. физические и 2.2. экономические. 2.1. Физическая безопасность ― это потребность в сохранении здоровья, защите от физических и психологических опасностей (отсутствии насилия над личностью и жизнью человека) со стороны окружающего мира. 2.2. Экономическая безопасность удовлетворяется в сфере труда. Это ― потребности в гарантированности занятости, страховании, стремление и желание иметь постоянные средства для существования (заработок).

3. Третий уровень представляют социальные потребности ― это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или к кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Четвертый уровень составляют потребности в уважении, то есть потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважения со стороны окружающих, признания.

5. Венчают «Треугольник потребностей» потребности в самовыражении ― потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Современная «пирамида потребностей» включает в себя: 1-й уровень ― физиологические (необходимые для выживания потребности в пище, одежде, отдыхе и сексуальные потребности в контексте воспроизводства рода на уровне семьи и трудоспособного населения, или рабочей силы на уровне общества); 2-й уровень ― потребности в безопасности и защищенности, включающие в себя защиту от физической и психологической опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Необходимой гарантией данной потребности служат покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию; 3-й уровень ― социальные потребности (потребности в общении), которые включают в себя: чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо; чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки; 4-й уровень ― уважения (включает личные достижения, самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание); 5-й уровень ― познавательные (когнитивные); 6-й уровень ― эстетические (не следует забывать, что эстетика – наука о Прекрасном, а синтез вещи с эстетическим позволяет называть ее «эргономичной»); 7-й уровень ― самовыражения, самоактуализации (потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в росте как личности, теория «Быть, а не казаться»).

***

۩ Подростковый возраст (от 10 – 11 до 15 лет) ― период развития индивида (онтогенез), являющийся переходом между детством и взрослостью. Относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза. Хронологически кризисы возрастные определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденного (до 1 мес), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11―12 лет), юношеский кризис.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам, то есть этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, ускорение роста (за XX век длина тела выросла в среднем на 10―12 см у дошкольников и на 10―15 см у школьников) детей и подростков (акселерация) и поздняя закладка организма и замедленное его развитие по сравнению с предками (ретардация)) оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональное состояние подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанное с этим новые переживания, потребности, интересы.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становлениие нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возрастав самоутверждении и общении со сверстниками.

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения. Динамичный характер этого развития, несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся на учебной деятельности и других сторонах его жизни. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, перенос оценки отдельного поступка на личность в целом.

Подростковый возраст (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения и т.п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной ее группе, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка ― в самостоятельности, личной автономии. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т.п. указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного, противоправного поведения.

***

۩ Социализация как процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей

Социализация ― процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ― трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирований у него социальных качеств.

Передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды. Средствами передачи опыта является язык и опредмеченные результаты человеческой деятельности, прежде всего орудия труда. Освобождение от биологической ограниченности открыло перед человеком возможность его универсального развития, ускорения темпов его гуманизации; при этом биологические свойства человека функционируют в процессе социализации во взаимодействии и интеграции с его социальными качествами.

Социализация происходит во всяком обществе; ее характер и мера определяются спецификой данной социально-экономической структуры, форм общественного сознания (философией, религией).

Социализация осуществляется не посредством механического наложения данной социальной «формы» на индивида, а через его субъективный мир, посредством взаимодействия объективных общественных отношений с индивидуальностью человека как субъекта социального общения и действия. Поэтому мера социализации каждого отдельного человека индивидуальна: она тем значительнее, чем выше его социальная активность, потребность в творчестве и развитии своих способностей.

Непосредственной сферой, в которой происходит социализация индивида, являются семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, общественные организации, друзья, знакомые. Сложные и многообразные «микроусловия» ближайшего социального окружения, по-разному преломляя усвоение индивидом социального опыта, существенно влияют на содержание и уровень социализации.

***

۩ Место и роль воспитания в развитии (социализации) личности

Развитиезакономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.

Познать закономерности человеческого развития ― это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлено течение и результаты данного процесса? Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторовнаследственности, среды и воспитания. «Совместным» означает, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

Природное (биологическое) в человеке ― это то, что связывает его с предками, а через них ― со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности ― гены (в переводе с греческого «ген» означает рождающий). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, выяснив, что наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи, Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, что предопределяет, в свою очередь, группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства ― карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариативная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой (!). жестко запрограммированных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к дальнему окружению, а вторую ― к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда ― это семья, родственники, друзья. Именно домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годыжизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание ― главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека:

А) воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание ― это восполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания ― выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями;

Б) воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развити я. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия (!), обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень широк ― от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе;

В) только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития: формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Из сказанного можно сделать вывод, что воспитание как часть процесса социализации, призвано создать условия для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, ценностей и норм общества. Таких, например, как:

воля ― способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления); реализуется в форме простых и сложных волевых действиях. Схема простого действия: цель → действие→ оценка результата. Схема сложного волевого действия: потребность возможные цели борьба мотивов (проблема выбора!) принятие решения система исполнительских действий (поступков) их оценка и корректировка завершающие действия итоговая оценка конечного результата (с обязательным учетом последствий предпринятых действий для окружающих, от близких до дальнего окружения!);

ответственность ― категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к другим людям, к обществу (человеку в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Категория ответственность обнимает философскую и социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: а) способность человека сознательно (например, добровольно) выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; б) совершать правильный моральный выбор; в) достигать определенного результата, а также связанные с этим г) вопросы правоты или виновности человека, возможности одобрения или осуждения его поступков, вознаграждения или наказания;

нравственность ― это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, ― для себя. Золотое правило нравственности гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. Нравственные чувства ― это переживания своего отношения к нравственным явлениям: как к моральным нормам, выработанными людьми в процессе исторического развития, так и к новым принципам и нормам, возникшим на современном этапе развития общества.

Непреходящие нравственные качества ― честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим: уважение к государству, органам власти, государственной символике, Конституции, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, толерантность, милосердие.

 

Основные понятия

Ближняя социальная среда Ответственность
Воля Потребность
Воспитание Современная «пирамида потребностей»
  Социализация
Индивид Социальная среда
Личность «Треугольник потребностей» А. Маслоу
Наследственность Центральный фактор психологического развития подросткового возраста
Нравственность Человек

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.