Составители: Ю.В. Шилов, Иванова О.А. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Составители: Ю.В. Шилов, Иванова О.А.

2017-09-27 225
Составители: Ю.В. Шилов, Иванова О.А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

КУРС ЛЕКЦИЙ и ПРАКТИКУМ

Составители: Ю.В. Шилов, Иванова О.А.

Пермь 2016

 

 

· ББК 67.401

· Ш 59

 

Составитель: канд. юрид. наук, доцент Ю.В. Шилов, О.А. Иванова

 

Рецензент: кандидат юридических наук доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Пермского филиала РАНХ и ГС Н.В. Тиунова

 

Административное право [Электронный ресурс]: курс лекций для студентов заочной формы обучения / Сост.: Ю.В. Шилов, О.А. Иванова – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2016. – 206 с.

 

 

Курс лекций по учебной дисциплине «Административное право» предназначен для студентов заочной формы обучения направления «Юриспруденция».

Курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом и составлен в соответствии с рабочей программой курса. В настоящем курсе лекций компактно и в хронологической последовательности представлены основные темы дисциплины, сформулированы вопросы для самоконтроля и список основных источников.

 

Утверждено на заседании кафедры правовых дисциплин. Протокол № 2 от 13 октября 2011 года.

 

Издается по решению Учебно-методического совета АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов». Протокол № от 04/УМС от 19 декабря 2011 года.

 

 

© Шилов Ю.В.,Иванова О.А. 2016

© АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2016

 
 

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с другими базовыми юридическими дисциплинами, административное право принадлежит к числу основополагающих отраслей российского права, формирующих профессиональный уровень выпускника вуза.

Изучение курса «Административное право» позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов для различных сфер деятельности. Основная цель его преподавания – сформировать комплекс знаний по отрасли права, регулирующей общественные отношения в области реализации государственного управления. В итоге полученные знания о социальной роли и содержании этой отрасли права позволят в дальнейшем грамотно осуществлять свои непосредственные обязанности в практической деятельности.

Основными своими теоретическими положениями административное право опирается на категории науки управления, теории государства и права, конституционного права. Кроме того, изучение курса «Административное право» создает теоретическую и, в определенной мере, практическую базу для последующего изучения таких дисциплин, как: «Финансовое право», «Уголовное право», «Уголовный и гражданский процесс», «Трудовое право», «Муниципальное право.

Административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих материальные и процессуальные отношения в системе государственного управления. Эта правовая отрасль при помощи специальных административно – правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями.

Представленный курс лекций дает возможность обучаемым приобрести необходимые и достаточно полноценные знания о сущности административного права, структуре и содержании административного законодательства.

Последовательное изучение всех административно – правовых институтов, содержащихся в настоящем курсе лекций, позволит обучаемым подготовиться к успешной сдаче экзамена и создать прочную основу для своей будущей практической деятельности.

Познание теории административного права предполагает изучение ряда важнейших тем: предмет, метод, нормы, отношения, система и источники административного права; административно – правовой и административно – процессуальный статус субъектов административного права; основы теории государственного управления; формы и методы государственного управления; механизм обеспечения законности в сфере государственного управления. По мере возможности указанная тематика нашла свое отражение в представленном курсе лекций.

После каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля, требующие от обучаемых наличия необходимых знаний и навыков оперирования изученным материалом темы либо поиска ответов на поставленные вопросы в иных источниках. Таким образом, студенты и слушатели могут самостоятельно оценить качество полученных знаний и при необходимости найти соответствующую информацию и восполнить имеющиеся пробелы.

Автор постарался сохранить традиционно сложившиеся подходы к построению структуры представленного материала по общей части дисциплины «Административное право».

Не претендуя на охват всех существующих мнений и аспектов курса лекций, как, впрочем, и любой другой автор учебной литературы по административному праву, хочется выразить надежду, что представленный систематизированный материал окажется полезным, прежде всего, студентам заочной формы обучения АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов».


Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит прямая и обратная связь между элементами системы управления?

2. Что относится к общим функциям управления и в чем их целевое назначение?

3. Какая общая функция предполагает разработку общей концепции развития системы управления?

4. Как соотносятся государственное управление в широком и узком смысле слова?

5. В чем значение централизации и децентрализации государственного управления?

6. Каковы основные признаки исполнительной власти?


Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется связь административного права с другими отраслями российского права?

2. Каковы основные функции административного права?

3. В чем состоит специфика административно – правового метода регулирования общественных отношений?

4. Как соотносятся императивный и диспозитивный методы правового регулирования?

5. Какие публичные интересы обеспечивает административное право в рамках своего предмета регулирования?

6. Совпадают ли понятия административное право и административное законодательство?


Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенности норм административного права?

2. Каковы критерии классификации норм административного права?

3. Охарактеризуйте основные формы реализации административно – правовых норм.

4. Что регулируют материальные административно – правовые нормы?

5. Назовите отличительные черты вертикальных и горизонтальных административно – правовых отношений.

6. В чем специфика реординационных административно – правовых отношений?


Вопросы для самоконтроля

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего пункта.

В Пермском крае существует сайт органов исполнительной власти permkrai.ru.

Необходимо отметить, что в настоящее время активно проводится административная реформа (сайт ar.gov.ru). В России административная реформа, проводимая с 2003 г., осуществлялась по следующим ключевым направлениям:

1) оптимизация функционирования органов исполнительной власти;

2) внедрение элементов управления по результатам;

3) стандартизация и регламентация деятельности органов исполнительной власти;

4) противодействие коррупции;

5) обеспечение прозрачности в деятельности органов исполнительной власти;

6) формирование электронного правительства.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определяет, что центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

• снижение избыточного государственного регулирования;

• повышение качества государственных услуг;

• повышение эффективности органов власти;

• повышение информационной открытости.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается орган исполнительной власти от других государственных органов и от органов местного самоуправления?

2. Каким образом ограничены в своей правосубъектности члены Правительства Российской Федерации?

3. Что является основной организационной формой деятельности Правительства Российской Федерации?

4. В каком документе фиксируется перечень структурных подразделений и должностей конкретного органа?

5. В чем специфика деятельности органов внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции?

6. Кем определяется структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации?


Образование общественных объединений и прекращение их деятельности.

 

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

Учредителями общественного объединения являются граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Членами общественного объединения, прежде всего, являются граждане, достигшие 18 лет. Вместе с тем членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – 8 лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

В качестве членов общественного объединения могут выступать и юридические лица – общественные объединения.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии с законодательством о противодействии экстремистской деятельности;

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах, права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. В настоящее время таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается Министерством юстиции Российской Федерации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное заявителем, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Так, по общему правилу запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, под которой, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», понимается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения и некоторые иные проявления, указанные в законе.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений устанавливаются федеральными законами. Например, Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Так же как не допускается создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий.

2) если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Вместе с тем отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.

Законодательство предусматривает возможность приостановления деятельности общественных объединений.

В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Общественное объединение может быть ликвидировано. Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом общественного объединения либо по решению соответствующего федерального суда общей юрисдикции Российской Федерации в случаях:

− нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

− неоднократных нарушений или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

− неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В отношении политической партии дополнительными основаниями для ликвидации будут являться случаи:

1) невыполнения запретов законодательства о недопущении:

− создания и деятельности структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

− вмешательства политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

2) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

3) неучастия политической партии в течение семи лет подряд в выборах в органы государственной власти и (или) местного самоуправления;

4) несоответствия количества региональных отделений либо отсутствия необходимого числа членов политической партии, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

5) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные признаки, характеризующие общественные объединения?

2. Какие виды общественных объединений предусмотрены законодательством, и чем они отличаются друг от друга?

3. Каковы основные элементы правового статуса общественных объединений?

4. Как проявляется роль государства в отношениях с общественными объединениями?

5. В каких случаях создание общественных объединений запрещено законом?

6. Какими правами обладает орган юстиции, регистрирующий общественные объединения?

 


Вопросы для самоконтроля

1. Можно ли утверждать, что форма управления есть способ реализации исполнительной власти?

2. Каковы основные признаки правовой формы государственного управления?

3. Чем отличаются административно – правовые акты от правовых актов законодательной и судебной власти?

4. Что является наиболее распространенными видами экономических методов управления?

5. Какие особенности присущи административному принуждению?

6. В чем состоит отличие прямого и косвенного управляющего воздействия?


Вопросы для самоконтроля

1. Что из себя представляет система административных наказаний?

2. В чем отличие административного наказания от уголовного наказания?

3. К кому не может применяться административный арест?

4. Какие наказания являются дополнительными?

5. Какие обстоятельства смягчают и отягчают ответственность за административные правонарушения?

6. Какова давность привлечения к административной ответственности?


Тема 9. Обеспечение законности и дисциплины

в государственном управлении

План: 1.Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 2.Способы обеспечения законности и дисциплины. 3.Государственный контроль в управлении. 4.Прокурорский надзор в управлении. 5.Административный надзор. 6.Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц.

1. Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины.

Основной закон Российской Федерации – Конституция возлагает на государство обязанность защищать права и свободы всех граждан, находящихся на его территории. Так, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Такого рода деятельность государства тесно связана с устойчивым функционированием системы правозащитных институтов, необходимых не только для обеспечения прав и свобод граждан, но также для построения и развития гражданского общества, формирования рациональной структуры государственного аппарата, существования независимых средств массовой информации, общественных объединений и т.п.

Юридическую основу понятия законности составляет право. Именно нормы права содержат описание разрешаемого или запрещаемого поведения, конкретно и точно указывают юридические факты, служащие основанием применения мер воздействия, а также круг участников правоотношений и их роли.

С функциональной точки зрения законность может быть охарактеризована как:

- принцип государственной деятельности;

- метод (средство) государственного руководства обществом;

- определяемое государством требование к деятельности государственных органов, общественных объединений и должностных лиц;

- режим (состояние) взаимоотношений граждан и общественных институтов с субъектами власти.

Как принцип законность заключается в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, их должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Так, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Указанный принцип подразумевает, что законы (Российской Федерации и ее субъектов) и иные принимаемые нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, издаваться в пределах компетенции и полномочий соответствующих органов, в установленном законом порядке и определенной форме.

Следует, кроме того, подчеркнуть, что принцип законности является не только сущностным признаком правового государства, но также одним из основных принципов применения мер государственного принуждения и гарантией обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В качестве метода (средства) государственного руководства обществом категория законности рассматривается как совокупность применяемых государственными и муниципальными служащими приемов и способов практической реализации закрепленной за ними компетенции по осуществлению целей, задач и функций государства. Законность, таким образом, упорядочивает происходящие в государстве социальные процессы и выступает инструментом достижения политических целей.

С точки зрения определяемого государством требования к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, законность подразумевает под собой распространение действия закона на все сферы деятельности государственной власти, ее органов и должностных лиц, а также негосударственных структур (политических партий, религиозных общественных объединений, профсоюзов и т.п.). Кроме того, законность оказывает значительное воздействие на формирование сознания и поведение физических лиц (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства).

Но принципиально важное содержание законности раскрывается в ее трактовке в качестве режима функционирования субъектов, олицетворяющих государственную волю, во взаимоотношениях с населением.

В таком понимании рассматриваемая правовая конструкция характеризуется в динамическом аспекте. Будучи включенной в процесс реализации комплекса правовых норм, законность является гарантом защиты участников общественных связей, добровольно выполняющих предписания правовых норм во всех ее формах.

Являясь составной частью общего режима законности в государстве, режим законности в государственном управлении должен пронизывать все сферы общественной жизни, в которых отдельные граждане и коллективы контактируют с представительными органами, субъектами исполнительной власти, судами и прокуратурой. Вместе с тем содержание и характер подобных взаимоотношений таковы, что большую их часть составляют взаимоотношения граждан с субъектами (административной) исполнительной власти.

Сказанное позволяет сделать обобщающий вывод, что законность – важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главным критерием оценки эффективности правового регулирования.

Вместе с тем одной из важнейших составляющих эффективности государственного управления и одновременно средством обеспечения законности является укрепление государственной дисциплины.

Государственная дисциплина – это комплексное понятие, включающее в себя несколько взаимосвязанных компонентов, каждый из которых несет самостоятельную смысловую нагрузку. Требования к государственной дисциплине, содержащиеся в многочисленных нормативных правовых актах, охватывают не только исключительно правовую сферу регламентации общественных связей, но также социально – нравственные нормы.

Исходя из этого, государственная дисциплина включает в себя:

- сознательное подчинение (повиновение) всех граждан установленным государством и его органами правилам и предписаниям;

- строгое соблюдение норм поведения в быту и на работе;

- согласованность в действиях работников государственного аппарата и лиц, которые непосредственно заняты в сфере материального производства и социально – культурного обслуживания населения;

- добросовестное выполнение своих должностных обязанностей и распоряжений вышестоящих руководителей (применительно к деятельности государственных и муниципальных служащих).

Обеспечение надлежащего режима законности и дисциплины в государственном управлении нуждается в адекватном правовом регулировании со стороны государства. Основными направлениями деятельности по обеспечению законности и дисциплины являются:

- недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений закрепленных в законодательстве требований и предписаний;

- своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение;

- установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;

- привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законности;

- разработка и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;

- создание обстановки неотвратимости наступления ответственности в случае совершения противоправных поступков и пр.

Среди многообразия системы правовых и организационных способов (видов) обеспечения законности и дисциплины центральное место отводится контролю, надзору и обжалованию незаконных действий.

Административный надзор.

Самым большим по объему и разнообразию используемых форм способом обеспечения законности в сфере государственного управления является административной надзор, осуществляемый многочисленными специально уполномоченными органами и их должностными лицами. Для большого количества подобных ведомств надзорная функция является главнейшей.

Среди органов исполнительной власти, осуществляющих административный надзор в соответствующей сфере деятельности, выделяются организационно – самостоятельные федеральные службы, находящиеся в ведении определенных федеральных министерств (например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и др.), а также органы, являющиеся структурными подразделениями, входящими в состав того или иного федерального ведомства (Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и пр.).

Так, принятый Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64 – ФЗ предусматривает возможность установления и осуществления органами внутренних дел соответствующего надзора для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Главным назначением административного надзора является наблюдение за действующими в сфере управления всевозможными специальными (правовыми, техническими, организационными) нормами и иными общеобязательными правилами в деятельности физических и юридических лиц с целью их единообразного применения и исполнения.

Именно поэтому отличием административного надзора от прокурорского является то, что назначение последнего состоит в соблюдении законности в целом, тогда как административный надзор всегда специализирован, поскольку направлен на соблюдение специальных правил и норм.

Осуществляется административный надзор независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности объектов надзора и, в отличие от контроля, не предусматривает вторжения в оперативную самостоятельность проверяемого. Однако субъекты административного надзора могут применять меры государственного воздействия (принуждения), а большинство вправе привлекать виновных в выявленных нарушениях к административной ответственности.

Специализированные надзорные органы вправе требовать у должностных лиц проверяемых объектов необходимые материалы, сведения, статистическую отчетность и документы; брать пробы и образцы; рассматривать поступающие к ним индивидуаль<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.