Понятие предмета и метода административного права. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие предмета и метода административного права.

2017-09-27 201
Понятие предмета и метода административного права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к экзамену по курсу «Административное право»

1. Понятие предмета и метода административного права.

2. Понятие, содержание и принципы исполнительной власти.

3. Система административного права: понятие и элементы.

4. Понятие, особенности и виды норм административного права.

5. Источники административного права: понятие и виды.

6. Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура и виды.

7. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ в сфере функционирования исполнительной власти.

8. Административно-правовые гарантии основных прав и свобод граждан РФ.

9. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства РФ.

10. Административно-правовой статус юридических лиц: общая характеристика.

11. Понятие, признаки и классификация органов исполнительной власти.

12. Система органов исполнительной власти в РФ и принципы ее построения.

13. Роль президента РФ в обеспечении функционирования органов исполнительной власти в РФ.

14. Правовой статус Правительства РФ.

15. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти, их организационно-правовые формы.

16. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ.

17. Понятие и классификация государственных служащих в РФ.

18. Основные общие правила и обязанности государственных служащих в РФ.

19. Ограничения, установленные для государственных служащих в РФ.

20. Общий порядок поступления граждан на государственную службу.

21. Дисциплинарная ответственность государственных служащих в РФ.

22. Основания и порядок прекращения государственной службы.

23. Формы осуществления исполнительной власти.

24. Понятие и основные признаки административно-правового акта.

25. Классификация административно-правовых актов.

26. Порядок подготовки, принятия, опубликования и введения в действие административно-правовых актов.

27. Понятие, основания и принципы применения административно-правового ограничения.

28. Классификация мер административно-правового ограничения.

29. Понятие, основания и принципы применения административно-правового принуждения.

30. Классификация мер административно-правового принуждения.

31. Административная ответственность: понятие, содержание, основания и принципы применения.

32. Понятие и состав административного правонарушения.

33. Понятие и виды административных взысканий, порядок и сроки их наложения.

34. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и общая характеристика стадий, их документально-юридическое оформление.

35. Понятие, основные черты, принципы и стадии административного процесса.

36. Понятие, виды и общая характеристика административных производств.

37. Контроль президента РФ и органов законодательной власти РФ за законностью осуществления исполнительной власти.

38. Прокурорский надзор в сфере осуществления исполнительной власти.

39. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти, ее вида и способы обеспечения.

40. Основания и порядок обжалования в суд действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан.

41. Административный надзор: понятие, органы его осуществляющие, общая характеристика их полномочия.

42. Государственное регулирование и координация промышленного производства, функционирования топливно-энергетического комплекса и строительства в РФ (общая характеристика).

43. Государственное управление в области транспорта и связи в РФ.

44. Государственное управление в области финансов и банковской деятельности в РФ.

45. Государственное управление в области образования в РФ.

46. Государственное управление в области культуры и средств массовой информации.

47. Государственное управление в области труда и занятости населения РФ.

48. Государственное управление в области здравоохранения в РФ.

49. Понятие обороны и средства ее обеспечения.

50. Вооруженные силы РФ, их состав и порядок комплектования.

51. Государственное управление в области обороны РФ (общая характеристика).

52. Понятие безопасности личности, общества, государства. Средства ее обеспечения.

53. Правовой статус органов ФСБ и внешней разведки в РФ.

54. Правовой режим защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.

55. Государственное управление в области юстиции (общая характеристика).

56. Государственное управление в области внутренних дел: задачи, система органов и их организационное построение.

57. Правовой статус милиции в РФ, ее виды и полномочия.

58. Пожарная безопасность и деятельность МЧС по ее обеспечению.

59. Безопасность дорожного движения и деятельность ОВД по ее обеспечению.

60. Паспортно-регистрационная система в РФ, режим въезда в РФ и выезда из РФ.

61. Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения (общая характеристика).

62. Государственное управление в области иностранных дел (общая характеристика).

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «Административное право»

Исполнительная власть

- это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.

Признаки исполнительной власти:

Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих в РФ.

 

АП определяет круг субъектов и полномочия орга­нов управления в осуществлении дисциплинарной ответственности. В отношении большинства работ­ников дисциплинарная ответственность регламен­тируется комплексом норм трудового и администра­тивного права. Дисциплинарная ответственность некоторых катего­рий лиц полностью опосредуется административным правом, напр, военнослужащих и др. Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: а) ее основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дис­циплинарные взыскания; в) взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом. Дисциплинарный проступок - противоправное, ви­новное нарушение дисциплины, не влекущее уголов­ной ответственности. По нормам трудового права под нарушением дисци­плины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанно­стей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка. Обязанности оп­ределенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, а также военнослужащих определяются законами, указами Президента РФ, утверж­денными полномочными органами, уставами, положе­ниями. Так, по Закону об основах государственной службы РФ государственные служащие подлежат ответствен­ности за должностной проступок, под которым понима­ется неисполнение или ненадлежащее исполнение го­сударственным служащим возложенных на него обя­занностей. Вместе с тем предусматривается возмож­ность увольнения государственного служащего за не­соблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой. Нередко основанием дисциплинарной ответственно­сти признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различ­ным способом. В понятие дисциплинарного проступка военнослужа­щего включается, в частности, нарушение норм мора­ли и воинской чести. Взысканиями, которые могут быть применены к фе­деральным государственным служащим, являются за­мечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с го­сударственной службы. Дисциплинарные взыскания налагаются уполномо­ченными органами и должностными лицами на подчи­ненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется АП.

 

Классификация ПАУ

1. По юридическим свойствам:

- нормативные: устанавливают правила должного

поведения в сфере государственного управления,

рассчитаны на неоднократное применение и не

имеют конкретного адресата. Их назначение (опре-

деляется компетенцией ОИВ и должностных лиц):

конкретизация норм законов, определение орга-

низационно-правового статуса звеньев ИВ, предос-

тавление специальных прав и обязанностей;

- индивидуальные - носят правоприменительный ха-

рактер: решают конфетные административные во-

просы, их адресатом является определенное лицо,

приводят к возникновению конфетного администра-

тивного правоотношения;

- смешанные (напр., ответственность за выполнение нор-

мативных предписаний возлагается на конкретное лицо).

2. По наименованию:

- постановления (Правительства, государственных

комитетов, федеральных комиссий) имеют норма-

тивный характер, разъясняют наиболее сущест-

венные вопросы. Постановления Правительства

могут быть отменены указом Президента РФ;

-распоряжения (Правительства РФ, Президента

РФ) издаются по оперативным, текущим вопросам

для конкретизации законов;

- приказы - обязательные предписания, осуществ-

ляемые в порядке реализации единоначалия (из-

дают министры, руководители иных ФОИВ);

- правила утверждаются постановлениями, приказами;

регулируют деятельность государственного органа;

- инструкции:

- положения.

ФОИВ не могут издавать правовые акты в форме пи-

сем и телеграмм.

3. По способу нарушения: меры дисциплинарной и

административной ответственности (напр., общеобя-

зательные правила поведения).

Действие ПАУ

Подготовка (1 месяц, с участием юридической служ-

бы, могут образовываться рабочие группы) -≫• согласо-

вание с заинтересованными ФОИВ (межотраслевые

акты, с Минфином) -≫ экспертиза (визирование юриди-

ческой службой, Минюстом) -* принятие (руководите-

лем ОИВ или его заместителем) -* государственная

____________регистрация (в Минюсте, цель - проверка законности)

-≫ официальное опубликование (через 7 дней - для ак-

тов Президента РФ, через 15 дней - для актов Прави-

тельства РФ) -> вступление в силу (акты Президента

РФ - через 7 дней после опубликования, акты Прави-

тельства РФ - со дня подписания или опубликования).

 

26. Порядок подготовки, принятия, опубликования и введения в действие административно-правовых актов.

 

Первая стадия этого процесса - подготовка решения (об утверждении, отмене,

приеме, выделении, исполнении и т.д.). Чаще всего на этой стадии существуют

этапы правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия

на нее, подготовки проекта решения.

Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и юридические основания. Основаниями для принятия, отмены акта

могут быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др. Вторая стадия - принятие решения - тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и обязательно

голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем опроса.

Большинство же правовых актов принимаются единолично, а значит, главное на этой

стадии - подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный

проект могут быть внесены изменения.

Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его оконча-

тельное редактирование, подписание коллегиального акта, присвоение акту порядкового номера.

Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц - завершающая стадия работы с актом. Это делается путем персонального ознакомления (устно, высылки копий, повесток, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях). Нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию в «Российских вестях». Наряду с официальными средствами обнародования широко используются и неофициальные (вывешивание текстов в общественных местах, сообщения по радио и др.).

 

 

России).

Госстрой России - федеральный орган исполни-

тельной власти, осуществляющий межотраслевую

координацию и функциональное регулирование дея-

тельности в области строительства, архитектуры,

градостроительства, жилищной политики, жилищно-

коммунального комплекса и его реформирование во

взаимодействии с органами исполнительной власти

субъектов Федерации.

Госстрой России разрабатывает предложения по со-

вершенствованию законодательных и иных норматив-

ных правовых актов в области строительства, градо-

строительства, архитектуры, жилищной политики и

жилищно-коммунального хозяйства; разрабатывает

основы федеральной политики в области строительст-

ва, градостроительства, архитектуры, технического

учета и инвентаризации, промышленности строитель-__

ных материалов, конструкций и деталей, а также осу-

ществляет контроль за их реализацией; подготавлива-

ет заключения по проектам нормативных правовых ак-

тов других ФОИВ в сфере строительства, жилищно-

коммунального хозяйства и т. д.

Госстрой осуществляет также контроль за реализа-

цией конституционных прав граждан на жилище

на доступных условиях, защищенность и неприкос-

новенность жилища, свободу в выборе места житель-

ства.

Министерство РФ по связи и информатизации

(Минсвязи России) - проведение государствен-

ной политики и осуществление управления в об-

ласти связи (электрической и почтовой) и инфор-

матизации, а также координацию в этой сфере

деятельности иных федеральных органов испол-

нительной власти;

- Государственная фельдъегерская служба РФ

(ГФС России) - руководство деятельностью орга-

нов федеральной фельдъегерской связи по обес-

печению сохранности и оперативной доставки от-

правлений особой важности и т. д.;

- Федеральное агентство правительственной

Министерство финансов РФ (Минфин России)

разрабатывает проекты федерального бюджета и

обеспечивает его исполнение; принимает участие в

разработке и проведении единой политики в сфере

формирования и использования государственных ре-

сурсов драгоценных металлов и драгоценных камней,

в осуществлении государственного финансового кон-

троля, концентрации финансовых ресурсов на приори-

тетных направлениях социально-экономического раз-

вития РФ.__

Федеральное казначейство организует осуществ-

ление и контроль за исполнением федерального

бюджета, управление его доходами и расходами;

контроль за поступлением и использованием феде-

ральных внебюджетных средств. Казначейство орга-

низует бюджетное и финансовое исполнение феде-

рального бюджета; организует распределение дохо-

дов между федеральным бюджетом и бюджетами

субъектов Федерации, а также осуществляет взаим-

ные расчеты между ними; представляет ОГВ РФ от-

четность о финансовых операциях Правительства

РФ, о результатах исполнения федерального бюдже-

та и т. д.

Министерство Российской Федерации по нало-

гам и сборам (МНС России) принимает участие в

выработке налоговой политики и осуществляет ее

с целью обеспечения своевременного поступления

в бюджеты всех уровней и государственные внебюд-

жетные фонды в полном объеме налогов, сборов

и других обязательных платежей; обеспечивает го-

сударственный контроль и регулирование в области

производства и оборота этилового спирта и алкоголь-

ной продукции, а также осуществляет валютный

контроль.

Министерство РФ по делам печати, телерадиове-

щания и средств массовых коммуникаций:

- регулирует производство и распространение

аудио- и видеопродукции;

- регистрирует и осуществляет лицензирование в

сфере своей деятельности (напр., для полиграфи-

ческих предприятий);

- разрабатывает и реализует государственную по-

литику в сфере рекламы, ее распространения;

- осуществляет мероприятия по стандартизации и

сертификации технической базы в этой сфере;

- ведет единые общероссийские реестры СМИ и

массовых коммуникаций.

ОИВ субъектов Федерации:

- разрабатывает территориальные и иные програм-

мы сохранения и развития культуры;

- ведет статистический учет в области культуры.

Органы местного самоуправления:

- создают условия для деятельности муниципальных

учреждений культуры, СМИ, организации зрелищ-

ных мероприятий;

- организуют строительство муниципальных учреж-

дений культуры;

- регулируют работу местных радио- и телестудий,

периодических изданий.

 

Внешней разведки Федеральной пограничной

службы РФ (ФПС России) (добывание и обработка

информации о затрагивающих жизненно важные инте-

ресы РФ реальных и потенциальных возможностях,

планах и намерениях иностранных государств, органи-

заций и лиц, оказание содействия в реализации мер,

осуществляемых государством в интересах обеспече-

ния безопасности РФ, и др.).

Специальными органами обеспечения безопасности

являются Федеральная служба охраны РФ (ФСО

России), а также Служба безопасности Президента

РФ (прогнозирование и выявление угрозы жизненно

важным объектам государственной охраны, осуществ-

ление комплекса мер по предотвращению этой угрозы

и др.).

К органам безопасности относится Межведомст-

ФПС РФ.

 

РФ (ГИБДД).

Государственный пожарный надзор возложен на Го-

России.

 

Органы МИД РФ за рубежом

Зарубежными органами МИД России являются ди-

пломатические представительства и консульские уч-

реждения. Основной организационной формой дипло-

матического представительства является посольст-

во. Оно создается в тех государствах, с которыми РФ

установлены дипломатические отношения.

На посольство возложена функция представитель-

ства РФ в государстве пребывания и обеспечения ди-

пломатическими средствами развития дружественных

отношений, укрепления и развития сотрудничества

в политической, торгово-экономической, научно-техни-

ческой, культурной и других областях между РФ и го-

сударством пребывания.

Консульское учреждение РФ осуществляет в пре-

делах соответствующего консульского округа на тер-

ритории государства пребывания консульские функ-

ции от имени РФ.

Основным содержанием деятельности консульского

учреждения является защита в государстве пребыва-

ния прав и интересов РФ, ее граждан и российских

юридических лиц.__

Вопросы к экзамену по курсу «Административное право»

1. Понятие предмета и метода административного права.

2. Понятие, содержание и принципы исполнительной власти.

3. Система административного права: понятие и элементы.

4. Понятие, особенности и виды норм административного права.

5. Источники административного права: понятие и виды.

6. Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура и виды.

7. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ в сфере функционирования исполнительной власти.

8. Административно-правовые гарантии основных прав и свобод граждан РФ.

9. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства РФ.

10. Административно-правовой статус юридических лиц: общая характеристика.

11. Понятие, признаки и классификация органов исполнительной власти.

12. Система органов исполнительной власти в РФ и принципы ее построения.

13. Роль президента РФ в обеспечении функционирования органов исполнительной власти в РФ.

14. Правовой статус Правительства РФ.

15. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти, их организационно-правовые формы.

16. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ.

17. Понятие и классификация государственных служащих в РФ.

18. Основные общие правила и обязанности государственных служащих в РФ.

19. Ограничения, установленные для государственных служащих в РФ.

20. Общий порядок поступления граждан на государственную службу.

21. Дисциплинарная ответственность государственных служащих в РФ.

22. Основания и порядок прекращения государственной службы.

23. Формы осуществления исполнительной власти.

24. Понятие и основные признаки административно-правового акта.

25. Классификация административно-правовых актов.

26. Порядок подготовки, принятия, опубликования и введения в действие административно-правовых актов.

27. Понятие, основания и принципы применения административно-правового ограничения.

28. Классификация мер административно-правового ограничения.

29. Понятие, основания и принципы применения административно-правового принуждения.

30. Классификация мер административно-правового принуждения.

31. Административная ответственность: понятие, содержание, основания и принципы применения.

32. Понятие и состав административного правонарушения.

33. Понятие и виды административных взысканий, порядок и сроки их наложения.

34. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и общая характеристика стадий, их документально-юридическое оформление.

35. Понятие, основные черты, принципы и стадии административного процесса.

36. Понятие, виды и общая характеристика административных производств.

37. Контроль президента РФ и органов законодательной власти РФ за законностью осуществления исполнительной власти.

38. Прокурорский надзор в сфере осуществления исполнительной власти.

39. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти, ее вида и способы обеспечения.

40. Основания и порядок обжалования в суд действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан.

41. Административный надзор: понятие, органы его осуществляющие, общая характеристика их полномочия.

42. Государственное регулирование и координация промышленного производства, функционирования топливно-энергетического комплекса и строительства в РФ (общая характеристика).

43. Государственное управление в области транспорта и связи в РФ.

44. Государственное управление в области финансов и банковской деятельности в РФ.

45. Государственное управление в области образования в РФ.

46. Государственное управление в области культуры и средств массовой информации.

47. Государственное управление в области труда и занятости населения РФ.

48. Государственное управление в области здравоохранения в РФ.

49. Понятие обороны и средства ее обеспечения.

50. Вооруженные силы РФ, их состав и порядок комплектования.

51. Государственное управление в области обороны РФ (общая характеристика).

52. Понятие безопасности личности, общества, государства. Средства ее обеспечения.

53. Правовой статус органов ФСБ и внешней разведки в РФ.

54. Правовой режим защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.

55. Государственное управление в области юстиции (общая характеристика).

56. Государственное управление в области внутренних дел: задачи, система органов и их организационное построение.

57. Правовой статус милиции в РФ, ее виды и полномочия.

58. Пожарная безопасность и деятельность МЧС по ее обеспечению.

59. Безопасность дорожного движения и деятельность ОВД по ее обеспечению.

60. Паспортно-регистрационная система в РФ, режим въезда в РФ и выезда из РФ.

61. Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения (общая характеристика).

62. Государственное управление в области иностранных дел (общая характеристика).

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «Административное право»

Понятие предмета и метода административного права.

 

Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Объектом АП являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.

Если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.

Административный метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).

Кроме административного (властного) метода в административном праве широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора действует принцип равноправия сторон, когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается равноправный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом исполнительной власти.

В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства как субъектов административно-правовых отношений.

 

2. Понятие, содержание и принципы исполнительной власти.

 

Исполнительная власть

- это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.

Признаки исполнительной власти:

Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.