Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-09-27 | 836 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Среди материальных атрибутов русской свадьбы наибольшую обрядовую роль выполняли предметы, олицетворяющие невесту. Основное место принадлежало символам «девичьей красы» — ленточке-косоплетке и специально срубленному и украшенному деревцу (елочке, сосенке, репейнику или березке). Лента скрепляла («запирала») девичью косу — основной признак принадлежности к социально -возрастной группе девушек. Изъятие девичьей красы в русском свадебном ритуале достигалось путем «продажи косы» кем -либо из родственников невесты, чаще всего ее младшим братом. Иногда косу-ленту продавали подруги невесты. Интересно, что ни коса, ни лента не переходили во владение покупателя. Покупка лишь устраняла ленту и да-вала право на расплетание косы. Свадебное деревце украшалось сверстницами невесты. Перед отъездом к венцу дружка или жених должны были выкупить «красу» и уничтожить ее. Таким образом убирались символические препятствия к заключению брака.
Среди свадебных атрибутов важную роль играли вышитые и бранные полотенца. Ритуальное использование полотенец в русской народной свадьбе начиналось обычно со сговора и запоя. Для этого на столе расстилалось вышитое полотенце, на него клали каравай хлеба, после чего отцы и матери клали на каравай руки, скрепляли таким образом договор о вступлении в брак их детей. Символическое значение имело и повязывание полотенцами дружек. Оно свидетельствовало о признании невестой их полномочий и давало им своеобразный пропуск в дом невесты. Иногда полотенцами украшали дуги, подвешивал и их к оглоблям — в этом случае они играли роль оберега.
Частая перемена платья невестой во время свадьбы имело не только престижное значение, она была призвана предотвратить порчу.
|
Важное место в обрядовом свадебном ритуале занимал обряд одевания невесты в день венчания. Чаще всего он совершался подругами невесты, это было своего рода согласие девушек-сверстниц на вступление в брак их подруги. В процессе одевания соблюдались различные меры предосторожности от порчи и сглаза. Каждая деталь одежды тщательно осматривалась. Одевание производилось под молитву. Для предохранения от дурных воздействий невесту нередко опоясывали по голому телу рыболовной сеткой, специально сплетенным поясом, ниткой с 12 или 40 узлами. В одежду втыкались булавки или иголки без ушков. За пазуху клали лен, шерсть, хлеб, мыло, в карманы — лук и чеснок, в обувь сыпали просо, клали рябиновые листья и деньги.
Необходимо отметить, что одежде придавалось большое обереговое значение. По представлениям русских крестьян, голые предметы, используемые во время свадьбы, продуцировали такую же «голую жизнь» новобрачным. С этим было связано использование тканей в качестве противодействующего средства. Почти повсеместно было принято расстилать одежду там, где должны были сидеть или стоять молодые. Особое значение придавалось меховой одежде. На разостланную мехом вверх шубу становились жених с невестой во время благословения родителями. Шубы и ткани расстилались по пути новобрачных в избу, на шубу сажали молодых и за свадебный стол.
Таким образом, обрядовым атрибутам придавалось магическое и символическое значения, в основе которых лежали дохристианские мировоззренческие представления1.
См.: Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. - Казань, 1990.
Другим направлением развития неоэволюционизма стала теория многолетней эволюции, разработанная Джулианом Стюардом. В своей теории Стюард рассматривал каждую культуру как особую систе-му, эволюция которой определяется потребностями адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям существования. По его мнению, эволюция природы может происходить различ-ными путями, хотя общества, находящиеся в одинаковых природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Этот феномен «параллельной эволюции» объясняет совпадение процессов развития культур, географически расположенных далеко друг от друга и не контактирующих между собой. По убеждению Стюарда, схожесть различных культур не может быть объяснена с помощью концепции культурной диффузии. Объяснение происхождения тех или иных культурных форм должно основываться на анализе взаимосвязей между природным окружением, Уровнем технологического развития общества и его функционированием. Таким образом, Стюард обосновал свою концепцию множественности эволюции.
|
Будучи основоположником и сторонником теории многолинейной эволюции, Стюард исходил из убеждения, что различные типы окружающей среды требуют различных форм адаптации к ним. Поэтому и развитие культур идет в разных направлениях, а следовательно, необходимо рассматривать множество видов культурной эволюции и множество ее факторов. Для понимания процессов культурных изменений Стюард ввел в науку понятие «культурная экология», которое означает процесс адаптации и взаимодействия культуры с окружающей природной средой. Это понятие Стюард противопоставил понятиям «человеческая экология» и «социальная экология», которые выражают, по его мнению, биологическое приспособление человека к природной среде.
Детально исследуя роль окружающей среды в эволюции культуры, Стюард пришел к выводу, что она имеет двойственный характер: с одной стороны, может выступать как творческая сила, а с другой — служить и ограничивающим, сдерживающим фактором. Последнее имеет чрезвычайно важное значение, поскольку каждая система может изменяться лишь в определенных пределах, иначе люди в ней не выживут. Эти пределы могут быть узкими или широкими и в свою очередь допускать большую или меньшую широту культурных действий, которые зависят от них. При этом общество с развитой технологией имеет большую свободу от ограничений окружающей среды и, следовательно, более широкий культурный диапазон.
В настоящее время наиболее известным представителем неоэволюционизма является профессор культурной антропологии университета штата Флорида в США Марвин Харрис, который считает себя продолжателем идей Уайта и Стюарда. В историю этнологии Харрис вошел как основатель концепции культурного материализма в неоэволюционизме. Согласно его точке зрения, сходство и различие культур в конечном счете объясняются материальными потребностями человека. Но эти потребности каждая группа может удовлетворять только с помощью тех технологий, которые соответствуют данным имеющихся ресурсов при минимальных затратах труда и энергии. Подобным образом возникают равновесные системы, остающиеся стабильными до тех пор, пока не изменяются их отдельные показатели. Если, например, при неизменной технологии увеличивается рост населения, то вскоре достигается точка максимальной загруженности окружающей среды и наступает кризис. Тогда происходит переход к новой технологии, наступает качественное изменение, и данная группа достигает более высокого уровня технического развития.
|
Приводя подобные рассуждения, Харрис на примере различных культур пытается показать, что за многими обычаями, которые мы в настоящее время считаем абсурдными и иррациональными, стоят строгие материальные расчеты. Например, в древневедийских преданиях говорится о больших жертвоприношениях крупного рогатого скота, в то время как сегодня у индусов нет более строгого табу, чем умерщвление и употребление в пищу коров. Харрис объясняет это противоречие тем, что в связи с увеличившейся плотностью населения Индостана разведение скота с целью получения мяса стало нерентабельным, поскольку оно в определенный момент времени уже не могло сравниться с той пользой, которую животные приносили как рабочая сила, производители молока и удобрений. Так как буйволиные упряжки были незаменимы в хозяйстве простых сельских жителей, необходимо было воспрепятствовать забою скота в условиях перенаселения. Таким образом, по мнению Харриса, почитание коров в современной Индии является результатом долгого исторического процесса, отмеченного взаимовлиянием экономических, экологических, демографических и технических факторов. В заключение исследователь делает вывод, что культура и окружающая среда оказывают влияние друг на друга.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!