Специальность 060101 – лечебное дело — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Специальность 060101 – лечебное дело

2017-09-27 227
Специальность 060101 – лечебное дело 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

«БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА.

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ.»

методические указания для студентов 5 и 6 курса лечебного факультета

по дисциплине «Поликлиническая терапия»

 

Тюмень, 2016

Методические указания по теме «Бронхиальная астма. Тактика ведения в амбулаторных условиях» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Ж.В. Куимовой под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой.

Методические указания по теме «Бронхиальная астма. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины,

протокол № 10 от «06» июня 2016 г.

 

Методические указания по теме «Бронхиальная астма. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «лечебное дело»,

протокол № __ от «__» ________ 20___ г.

Методические рекомендации заслушаны и утверждены на заседании ЦКМС

протокол №___, «___» ___________ 20___ г

1. Тема занятия: «Бронхиальная астма. Тактика ведения в амбулаторных условиях.»

Значение изучения темы.

В мире бронхиальной астмой (БА) страдают 5% взрослого населения. У детей заболеваемость варьирует в разных странах от 0 до 30%. В России заболеваемость БА варьирует от 2,6 до 20,3%. Несмотря на четкое определение болезни, достаточно яркие симптомы и большие возможности функциональных методов исследования, бронхиальную астму, диагностируют как различные формы бронхита и, как следствие этого, неэффективно и неадекватно лечат курсами антибиотиков и противокашлевых препаратов. У 3-х из 5-ти больных бронхиальную астму диагностируют на поздних стадиях болезни.

Знание темы необходимо для решения профессиональных задач по своевременной диагностике, адекватному лечению и реабилитации больных с бронхиальной астмой в амбулаторно-поликлинических условиях.

Цель занятия.

3.1. Цель изучения темы: формированиеумений ведения больных в амбулаторных условиях с диагнозом бронхиальной астмы в ее типичном течении с обоснованием лечения, вопросов экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности, реабилитации и мероприятий профилактики, а такжезнаний современных принципов оказания экстренной врачебной помощи при неотложных состояниях.

3.2. Общая (учебная) цель занятия:

Для освоения цели занятия надо знать:

- тактику клинического обследования больного с бронхиальной астмой на догоспитальном этапе, диагностический алгоритм и стандарты обследования при проведении диспансерного наблюдения, при направлении на госпитализацию, дневной стационар, санаторно-курортное лечение, реабилитационные центры;

- семиотику и дифференциальную диагностику при бронхиальной астме, международную классификацию (ВОЗ) о причинах болезни и смерти;

- принципы и методы амбулаторного лечения, реабилитации и профилактики при бронхиальной астме;

- показания и противопоказания для лечения в условиях дневного стационара, стационара на дому, в реабилитационных центрах;

- показания и противопоказания к санаторно-курортному и физиотерапевтическому лечению;

- показания и противопоказания, методику проведения различных тренирующих режимов, лечебного питания, физиолечения;

- правила выписывания рецептов и приема лекарственных препаратов; контроль за лечением;

- основные принципы организации работы станции "Скорой медицинской помощи";

- разделение функций скорой и неотложной медицинской помощи и преемственность в работе между ними;

- должностные обязанности и права врача по оказанию неотложной помощи;

- методику обследования больных на дому;

- оперативную, учетно-отчетную документацию; методику проведения медико-социальной экспертизы при бронхиальной астме; нормативы при диспансеризации больных с бронхиальной астмой;

- профессиональную этику и деонтологические аспекты лечебно-профилактической работы врача, роль информированного согласия; методы и средства санитарного просвещения.

 

Для освоения цели занятия надо уметь:

- в ограниченное время качественно провести опрос и осмотр пациента и выявить основные объективные данные, подтверждающие диагноз бронхиальной астмы;

- определить минимум необходимых для установления диагноза бронхиальной астмы лабораторных и инструментальных исследований;

- интерпретировать полученные результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;

- составить план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с бронхиальной астмой;

- выписать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства;

- оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи;

- определить показания для госпитализации больных с бронхиальной астмой и реализовать госпитализацию в экстренном и плановом порядке;

- пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;

- правильно оформлять документы по экспертизе нетрудоспособности;

- своевременно выявлять признаки инвалидности, прогнозировать группу, оформлять документы для направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ);

- своевременно выявить показания к трудоустройству и правильно его реализовать;

- составить программу реабилитации больного с бронхиальной астмой;

- проводить диспансеризацию, оформлять первичную и текущую документацию, составлять план вторичной профилактики, оценивать эффективность диспансеризации;

- дать пациенту рекомендации по первичной профилактике, здоровому образу жизни с учетом состояния его здоровья;

- выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию;

- поставить программу реабилитации на госпитальном и поликлиническом уровне, осуществить контроль за ее выполнением;

- правильно оформлять документацию, с которой имеет дело участковый врач;

- создать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности;

- использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний;

- использовать санитарное просвещение для профилактики бронхиальной астмы в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного;

- вести учет санитарно-просветительной работы;

- планировать санитарно-просветительную работу.

 

Для освоения цели занятия надо владеть:

- интерпретацией полученных результатов лабораторных и инструментальных методов обследования;

- умением составлять план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с бронхиальной астмой;

- умением выписывать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства;

- методикой оказания первою помощи в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи;

- умением пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;

- методологией оформления документов по экспертизе нетрудоспособности;

- тактикой своевременного выявления признаков инвалидности, методикой прогнозирования группы и оформления документов для направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ);

- методикой своевременного выявления показаний к трудоустройству и правильной их реализации;

- методикой составления программы реабилитации больного;

- тактикой проведения диспансеризации (по основным группам диспансерного наблюдения), оформления первичной и текущей документации, составления плана вторичной профилактики, оценке эффективности диспансеризации;

- методикой обучения пациентов по вопросам первичной профилактики, здорового образа жизни с учетом состояния его здоровья;

- умением выбирать оптимальный вариант лечения, назначать медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию;

- методологией реализации программы реабилитации на госпитальном и поликлиническом уровне, осуществлять контроль за ее выполнением;

- умением правильно оформлять документацию, с которой имеет дело врач-терапевт участковый;

- умением создавать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности;

- умением использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний;

- умением использовать санитарное просвещение для профилактики бронхиальной астмы в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного;

- умением вести учет санитарно-просветительной работы;

- умением планировать санитарно-просветительную работу.

 

4. План изучения темы.

1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.

2. Практическая работа студентов: самостоятельная работа с врачом терапевтом участковым, клинические разборы, работа с медицинской документацией.

3. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.

5. Самостоятельная работа студентов.

5.1. Вопросы для самоподготовки.

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для изучения данной темы:

1. Строение бронхиального дерева.

2. Понятие о синдроме дыхательной недостаточности.

3. Классификация дыхательной недостаточности по этиологии, течению, стадиям.

4. Типы вентиляционных нарушений (обструктивный, рестриктивный, смешанный, альвеоло-капиллярный блок, дыхательная недостаточность вследствие вентиляционных нарушений, сосудистого шунтирования).

5. Определение функции внешнего дыхания. Характеристика основных дыхательных объемов.

6. Синдром бронхиальной обструкции, механизмы бронхиальной обструкции. Основные жалобы, данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации при синдроме бронхиальной обструкции.

7. Синдром повышенной воздушности легочной ткани (эмфизема легких). Механизм развития. Основные жалобы, данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации при эмфиземе легких.

8. Дополнительные методы исследования при заболеваниях легких. Значение для диагностики.

9. Факторы риска бронхиальной астмы.

10. Основные клинические проявления бронхиальной астмы.

11. Методы диагностики бронхиальной астмы.

12. Классификации бронхиальной астмы.

13. Современные принципы лечения бронхиальной астмы.

14. Неотложные мероприятия при приступе удушья.

Вопросы по дисциплине «Поликлиническая терапия»:

1. Какие существуют современные представления об этиологии БА? Факторы, способствующие развитию и обострениям бронхиальной астмы.

2. Какие клинические симптомы и синдромы характерны для бронхиальной астмы?

3. Назовите необходимые методы диагностики бронхиальной астмы и диагностические критерии различных клинических форм.

4. Какие классификации используют при формулировке диагноза бронхиальной астмы?

5. Основные критерии для дифференциальной диагностики БА и ХОБЛ.

6. Назовите современные принципы лечения бронхиальной астмы в периоды ремиссии и обострения и показания для госпитализации?

7. Какие особенности лечения неконтролируемой бронхиальной астмы?

8. Как изменить схемы терапии при контролируемом течении бронхиальной астмы?

9. Назовите критерии временной нетрудоспособности при БА.

10. Какие мероприятия характеризуют первичную, вторичную и третичную профилактику при бронхиальной астме?

11. Назовите показания для направления на МСЭ.

12. Какие показания для санаторно-курортного лечения больных БА? Рекомендуемые курорты для лечения заболеваний органов дыхания.

13. Как организовать диспансерное наблюдение за больными с БА?

Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний.

Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений решите тестовые задания и сверьте с эталонами ответов.

Тестовые задания по теме «Бронхиальная астма. Тактика ведения в амбулаторных условиях»

1. Ощущение одышки при контакте с холодным воздухом усиливается при:

А. Сердечной недостаточности

Б. Бронхиальной астме

В. Анемии

Г. Ни при чем из перечисленного

2. Глюкокортикоиды обладают лечебным действием:

А. специфическим

Б. этиологическим

В. неспецифическим

Г. всем перечисленным

3. Что не наблюдается при астматическом синдроме у больных с инфарктом миокарда в отличие от больных бронхиальной астмы:

А. ЭКГ-признаки острого инфаркта миокарда

Б. Рентгенологические признаки вздутия легкого

В. Отеки, увеличение печени

Г. Рентгенологическая картина венозного застоя

Д. Рестриктивные нарушения по данным спирограммы


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.