Характеристика двигательной активности школьников 11-15 лет — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Характеристика двигательной активности школьников 11-15 лет

2017-09-27 398
Характеристика двигательной активности школьников 11-15 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровень двигательной активности Число локомоций в сутки (тыс. шагов) Отношение числа выполненных движении к естествен, биолог. потребности (%) Суммарный объем (ч)
за неделю за год
Низкий Ниже 10 Дефицит 50-70% До 2  
Умеренный 10-20 Дефицит 20-40% 2-5 100-150
Высокий 21-30 Соответствие 6-15 200-800
Максимальный 31 и выше Превышение на10-30% 20 и более 1000 и более

Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8-10 лет, от 12 до 17 км для 11-14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15-17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 2).

Таблица 2

Ориентировочные возрастные нормы суточной

Двигательной активности

Возрастная группа (лет) Число локомоций (тыс.) Примерный километраж Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (в час.)
8 10 15-20 7,5-10,0 3,0-3,6
11-14 20-25 12,0-17,0 3,6-4,8
15-17 (юноши) 25-30 18,0-23,0 4,8-5,8
15-17 (девушки) 20-25 15,0-20,0 3,6-4,8

Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным.

Физические упражнения играют большую роль в формировании осанки. Осанка — это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, т. е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность их деформации сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, ассимметричного ношения тяжестей, подражания неправильной осанке старших.

Правильная осанка — это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне лопатки, не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу. Физиологически правильная осанка обеспечивает оптимальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка облегчает координацию движений.

Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение. К ним, прежде всего, относятся исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, сон в мягкой постели.

При нарушении осанки меняется конфигурация изгибов позвоночника, голова опущена, плечи сведены, лопатки асимметричны, ухудшается дыхание, кровообращение, пищеварение, координация движений, да и просто внешний вид.

Позвоночный столб имеет 4 изгиба: выпуклость вперед (шейный и поясничныйлордозы) и выпуклость назад (грудной и крестцовойкифозы), которые формируются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.

В зависимости от выраженности изгибов позвоночника различают несколько типов осанки:

· нормальная — умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;

· выпрямленная — слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;

· сутуловатая — резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена;

· лордотическая осанка — сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;

· кифотическая — компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плеч вперед, выпячивание головы, локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.

Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируютсколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток. Сколиозы носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они могут влиять на кровообращение и дыхание.

Тип осанки может соответствовать профессии, врожденным дефектам или отрицательным эргономическим воздействиям (высота стула — стола при еде, письме, чтении, освещенность, вынужденная рабочая поза). Доказано, чтоосанка изменяется в процессе целенаправленного развития недоразвитых мышц, что способствует ее исправлению и предупреждению.

Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки, подбираются с таким расчетом, чтобы закрепить привычное правильное положение головы, плеч, туловища, развить силу мышц туловища и шеи, верхних и нижних конечностей. Закреплению рефлекса правильной осанки способствуют упражнения с удержанием различных предметов на голове, упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре, упражнения на координацию, статические позы. Необходимо постоянно корректировать положение тела при выполнении упражнений, создать у ребенка четкое представление о правильной осанке (в особенности, о неблагоприятных последствиях ее нарушений), стойкое ощущение неудобства при неправильной осанке. Это позволит постоянно следить за сохранением правильной позы и в положении сидя, и при ходьбе, и во время занятий физическими упражнениями.

Закаливание. Наилучшее оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков достигается при сочетании их с воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, в частности достичь быстрой приспособляемости к резким температурным колебаниям.

В закаливании организма кожа играет первостепенную роль. Воздушные и водные процедуры, способствуя удалению с кожи паров, газов, пота, сала и отмерших клеток эпителия, имеют определенное гигиеническое значение. Чистая кожа обладает высокими бактерицидными свойствами. Кроме того, воздушные ванны и водные процедуры благодаря термическому раздражению кожи оказывают на организм физиологическое действие. Это выражается, прежде всего, в рефлекторном сужении и расширении кровеносных сосудов с последующим улучшением работы чрезвычайно тонкого и сложного механизма терморегуляции (теплообразование и теплоотдача), повышения тонуса мышц и выносливости сердечно-сосудистой системы, увеличения содержания гемоглобина и эритроцитов в крови и во многих других благоприятных изменениях в организме. Таким образом, путем выработки сложных рефлексов при использовании естественных факторов природы представляется возможным термическими, механическими и биологическими воздействиями на кожу благотворно влиять на весь организм в целом.

Широко применяются различные водные процедуры (полные или частичные обтирания, обливания, души, ванны, купания), воздушные ванны (пребывание на воздухе в обнаженном и полуобнаженном виде), лучистая энергия солнца (рассеянная радиация при воздушных ваннах и прямая при солнечных) и искусственных источников. При применении всех этих средств закаливания необходимо строгое соблюдение следующих принципов: 1) дозирование процедур в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы; 2) постепенное повышение интенсивности процедур; 3) ежедневное, без перерывов, их проведение начиная с первых дней жизни ребенка; 4) постоянный контроль за влиянием применяемых процедур на организм.

Нерациональное применение закаливающих процедур отрицательно влияет на нервную систему детей и нередко приводит к тяжелым расстройствам здоровья. Особенно неблагоприятно для организма детей чрезмерное пользование таким сильнодействующим биологическим фактором, как лучистая энергия (солнечные ванны, искусственные облучения). Неправильная дозировка может вызвать у детей снижение психического тонуса, вялость, заторможенность, резкие функциональные нарушения в деятельности организма.

Закаливание воздухом — наиболее благоприятное средство закаливания. Может проводиться круглый год. В зависимости от температуры воздуха воздушные ванны делятся на холодные (6-14 °С), прохладные и умеренные (14-20 °С) и теплые (20-30 °С). Дети 6-7 лет остаются в трусах и тапочках в течение 10-15 мин, из них 6-7 мин занимаются гимнастикой.

В летнее время воздушные ванны проводят на открытом воздухе преимущественно в утренние часы, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и резкого ветра. Дети в течение определенного времени должны оставаться обнаженными. Тело обнажают по указанию врача в определенном порядке: сначала верхние и нижние конечности, а затем туловище. Закаливание детей воздушными ваннами начинают летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20 °С. Во время воздушных ванн рекомендуется проводить игры или какие-нибудь подвижные занятия. Продолжительность первых ванн не должна быть более 15 мин, затем ее постепенно увеличивают.

При проведении воздушных ванн учитывают состояние здоровья детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать охлаждения детей, особенно ослабленных, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.

С целью усиления положительного влияния воздушных ванн рекомендуется после них проводить какие-либо водные процедуры, поэтому воздушные ванны, как и солнечные, организуют вблизи водоемов, а при отсутствии их проводят обтирания или обливания по указанию врача.

Водные процедуры (обтирания, обливания и купания) являются следующим фактором закаливания и имеют для организма человека как гигиеническое, так и физиологическое значение.

Выбор водных процедур определяется врачом на основании данных о здоровье детей.

Местные водные процедуры — утреннее умывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры проводятся в соответствии с режимом. Температура воздуха в помещении, где проводятся водные процедуры, остается обычной. С 4 лет и старше дети моют лицо, шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимо проводить обливание стоп и нижней половины голеней прохладной водой. Температура воды, равная при первых местных обливаниях 28°С, затем постепенно снижается до 18 °С.

Обтирание - наиболее слабая по силе своего воздействия на организм водная процедура, начинать которую рекомендуется с самого раннего возраста, и проводить сразу после подъема и утренней гимнастики. Процедура эта заключается в последовательном обтирании всего тела сразу или по частям. Кусок грубой ткани (холст, мохнатое полотенце) или для удобства специально сшитую из этой же ткани перчатку смачивают водой определенной температуры, после чего отжимают, чтобы по телу не стекала вода. Перчаткой производят быстрое последовательное обтирание шеи, рук, груди, живота, спины, ягодиц, бедер, голеней и стоп. После этого, руководствуясь направлением кровеносных сосудов от периферии к центру, энергично растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты. Детям с ослабленным здоровьем, недостаточно выносливым к охлаждению, впервые начинающим проводить обтирание, обнажать все тело сразу нельзя. В таких случаях обнажение, обтирание и растирание тела производят по частям, в порядке указанной выше последовательности.

Температура воды при первых обтираниях равна 33°С. Каждые 2-3 дня она снижается на 1-2°С и доводится до 18 °С (для детей от 4 лет и старше). Температура воздуха в комнате при этой водной процедуре обычная, но не ниже 16 °С. Для усиления раздражающего действия обтираний в воду добавляют поваренную соль (1 чайная ложка на стакан воды).

Общие обливания. Через 1-1,5 месяца обтираний при ясно выраженном благоприятном действии их на организм можно переходить к более сильным по степени физиологического воздействия водным процедурам — обливаниям. Начальная температура воды при общих обливаниях и душах в силу большого механического действия и охлаждающего эффекта процедуры для детей от года и старше установлена в 34-33°С, через каждые 2-3 дня она снижается на 1-2°С и доводится зимой до 26 °С и летом до 24°С.

Ванны рекомендуется проводить 2 раза в неделю детям от одного года и старше при температуре воды 36°С продолжительностью 10 мин, с последующим обливанием водой температуры 340С.

Купание — наиболее распространенный вид массового закаливания. Однако вследствие очень большого охлаждающего и раздражающего действия на организм этого вида водных процедур к ним следует подходить осторожно. Ряд заболеваний, которыми дети страдают или которые перенесли в течение предшествующего года, является безусловным противопоказанием к применению такого вида закаливания. Поэтому каждый ребенок допускается к купанию с разрешения врача.

Купание нужно проводить спустя 1,5-2 ч после приема пищи. Купание натощак недопустимо, оно оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма.

Купания учащихся можно начинать при температуре воды в водоеме не ниже 20 °С. Первые купания непродолжительны — 2-3 мин, а последующие постепенно увеличиваются. Время купаний находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное — от состояния здоровья детей и их реакции.

Купание обычно проводится после солнечных ванн, а поэтому по времени сочетается с ними. Более одного купания в день (исключая особенно жаркие дни) проводить не рекомендуется. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме. Чрезмерное охлаждение тела, внешне выражающееся в дрожи, посинении губ, кожных покровов, появлении «гусиной кожи», приносит вред здоровью.

Максимальная продолжительность купания детей младшего и среднего школьного возраста при активном движении их (плавание, игра в мяч) составляет 8-10 мин, а старшего школьного возраста — 15 мин. Детям разгоряченным и вспотевшим перед купанием необходимо 10-15 мин спокойно посидеть.

Солнечные ванны проводятся только после медицинского осмотра детей и заключения врача об индивидуальной дозировке, которая находится в строгом соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Окончательная дозировка устанавливается в результате непосредственного наблюдения за реакцией организма на воздействие солнечных лучей. Первые солнечные ванны для школьников не должны быть продолжительнее 5-6 мин.

Солнечные ванны проводят на вполне благоустроенном в гигиеническом отношении участке, расположенном вблизи мест купания и обращенном на юг. Участок должен быть покрыт чистым сухим песком или деревянным настилом, обеспечен лежаками. Солнечные ванны проводятся спустя 1,5 ч после приема пищи, в средних широтах — между 11 и 13 ч.

В закаливании детского организма играют роль такие мероприятия, как ежедневное (независимо от погоды) пребывание детей на воздухе, дневной сон на открытом воздухе, ночной — в помещении с открытыми форточками, гимнастика, утренние и вечерние водные процедуры, максимальное пребывание в летнее время на открытом воздухе и, наконец, постоянное пользование соответствующей сезону одеждой, исключающей возможность охлаждения и перегревания ребенка.

Наибольший эффект закаливания достигается при максимальном рациональном сочетании закаливающих процедур в режиме дня: воздушные ванны, утренние и вечерние водные процедуры, занятия физической культурой на открытом воздухе в течение всего года, ежедневные прогулки и подвижные игры на воздухе в течение 1,5-2,0 ч.

В летнее время рекомендуется практиковать хождение детей босиком по чистому грунту, траве.

В условиях жаркого климата применяется иная система закаливания детей: повышение сопротивляемости организма воздействию высоких температур. Для учащихся начальной школы рекомендуется сочетать в режиме дня солнечные ванны (при температуре воздуха 26°С длительность до 25 мин и при температуре 29°С не более 15 мин), купания в бассейне и горячие ножные ванны (температура воды 40°С, длительность 1 мин). В условиях такой системы закаливания существенно (до 28°С) расширяется оптимальная зона температуры воздуха. В период же резких колебаний суточной температуры воздуха (холодный период года) детям рекомендуются воздушные ванны в помещении и обливания ног водой комнатной температуры.

Лекция №6

Рациональное питание

Питание представляет собой сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и ассимиляции в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических затрат, построения и возобновления клеток и тканей тела и регуляции функций организма.

Рациональное питание - это соблюдение трех основных принципов питания:

1. равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, т.е. баланс энергии;

2. удовлетворение потребности организма человека в определенном количестве и соотношении пищевых веществ;

3. соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме).

Также необходимо иметь в виду два обязательных условия, первым из которых является рациональная кулинарная обработка продуктов, максимально сохраняющая пищевые вещества, вторым - соблюдение санитарно-гигиенических правил приготовления и хранения пищи.

Первый принцип рационального питания - баланс энергии. Часть пищевых веществ в организме не усваивается (например, белки в среднем усваиваются на 94,5%, жиры - на 94%, углеводы - на 95,6%) и в том или ином виде удаляется с каловой массой. В настоящее время считается, что один грамм белков пищи дает 4 килокалории, 1 грамм жиров - 9, а 1 грамм углеводов - 4 килокалории. Под калорийностью понимают способность выделять энергию. Нормальное питание предусматривает примерный баланс поступления энергии в соответствии с расходом на обеспечение нормальной жизнедеятельности. При длительном недостатке энергетически ценной пищи организмом расходуются не только резервные углеводы и жиры, но и белки, что в первую очередь ведет к уменьшению массы скелетных мышц. В результате происходит общее ослабление организма.

С другой стороны, при длительном избыточном потреблении калорийной пищи часть жиров и углеводов не используется организмом непосредственно, а откладывается в виде подкожного жира в жировых клетках. Следствием этого являются увеличение массы тела, а затем и ожирение.

Имеются три пути энерготрат в организме: основной обмен, специфическое динамическое действие пищи, мышечная деятельность. Во-первых, основной обмен, представляющий собой минимальное количество энергии, необходимое человеку для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Основной обмен у стандартного мужчины (30 лет массой 65 кг) в среднем равен 1600 ккал, у женщин (30 лет массой 55 кг) - 1400 ккал. Он зависит от возраста, от общей массы тела, от внешних условий проживания и индивидуальных особенностей человека.

Во-вторых, энергия расходуется на переваривание пищи. Наибольший расход вызывает переваривание белков, которые при их поступлении в пищеварительный тракт увеличивают основной обмен (до 30-40%). При приеме жиров основной обмен повышается на 4-14%, углеводов - на 4-7%. В-третьих, физическая деятельность оказывает существенное влияние на величину обмена энергии.

Если обобщить все виды расхода энергии, то окажется что у мужчин - работников физического труда, не требующего значительных энерготрат, среднесуточный энергетический обмен равен 2750-3000 ккал, у женщин той же группы - 2350-2550 ккал. Для людей умственного труда энерготраты будут несколько ниже: 2550-2800 ккал для мужчин и 2200-2400 ккал для женщин. У мужчин, занятых тяжелой физической работой, энерготраты выше - 3900-4300 ккал.

Второй принцип рационального питания. Оптимальным в рационе практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкая к 1:1,2:4. Белки в большинстве случаев должны обеспечивать 12%, жиры - 30-35% общей калорийности. Приближенная суточная потребность взрослого человека, занимающегося легким физическим трудом, в энергетической ценности пищи составляет 2750-2800 ккал, в белках - 80-90 г, в жирах - 100-105 г, в углеводах - 360-400 г.

Третий принцип рационального питания. В основу режима питания положены четыре основные правила. Первым правилом правильного режима питания является регулярность питания, т.е. приемы пищи в одно и то же время суток.

Вторым правилом правильного режима питания является дробность питания в течение суток. Одно- и двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья. Практически здоровому человеку рекомендуется трех- и четырехразовое питание.

Третьим правилом правильного режима питания является максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом приеме пищи должен быть продуман с точки зрения поставки организму человека белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в рациональном соотношении.

Четвертым правилом правильного режима питания является наиболее физиологическое распределение пищи по ее приемам в течение дня. Важно, чтобы время между завтраком и обедом составляло 5-6 часов, и время между обедом и ужином также составляло 5-6 часов. Рекомендуется, чтобы между ужином и началом сна проходило 3-4 часа.

Лечебное питание можно определить как питание, в полной мере соответствующее потребностям больного организма в пищевых веществах и учитывающие как особенности протекающих в нем обменных процессов, так и состояния отдельных функциональных систем. Основная задача лечебного питания сводится, прежде всего, к восстановлению нарушенного равновесия в организме во время болезни путем приспособления химического состава рационов к метаболическим особенностям организма при помощи подбора и сочетания продуктов, выбора способа кулинарной обработки на основе сведений об особенностях обмена, состояния органов и систем больного.

Лечебное питание является важнейшим элементом комплексной терапии. Обычно его назначают в сочетании с другими видами терапии. В соответствии с физиологическими принципами построения пищевых рационов лечебное питание строится в виде суточных пищевых рационов – диет. Для практического применения любая диета должна характеризоваться следующими элементами: энергетической ценностью и химическим составом (определенное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ), физическими свойствами пищи (объем, масса, консистенция, температура), достаточно полным перечнем разрешенных и рекомендованных пищевых продуктов, особенностями кулинарной обработки пищи, режимом питания (количество приемов пищи, время питания, распределение суточного рациона между отдельными приемами пищи).

Диетотерапия требует дифференцированного и индивидуального подхода. Только с учетом общих и местных патогенетических механизмов заболевания, характера обменных нарушений, изменений органов пищеварения, фазы течения патологического процесса, а также возможных осложнений и сопутствующих заболеваний, ступени упитанности, возраста и пола больного можно правильно построить диету, которая в состоянии оказать терапевтическое воздействие, как на пораженный орган, так и на весь организм в целом.

Лечебное питание должно строиться с учетом физиологических потребностей организма больного. Следовательно, диета должна удовлетворять следующим требованиям:

· варьировать по своей энергетической ценности в соответствии с энергозатратами организма;

· обеспечивать потребность организма в пищевых веществах с учетом их сбалансированности;

· вызывать оптимальное заполнение желудка, необходимое для достижения легкого чувства насыщения;

· разнообразить пищу;

· обеспечивать правильную кулинарную обработку пищи с сохранением высоких вкусовых качеств пищи и ценных свойств исходных пищевых продуктов;

· соблюдать принцип регулярного питания.

Лечебное питание должно быть достаточно динамичным, т.к. всякая диета в том или ином отношении является ограничительной, а следовательно, односторонней и неполноценной. Поэтому длительное соблюдение особенно строгих диет может вести, с одной стороны, к частичному голоданию организма в отношении отдельных пищевых веществ, с другой - к детренировке нарушенных функциональных механизмов в период восстановления. Необходимая динамичность достигается применением широко используемых в диетотерапии принципов щажения и тренировки.

Принцип щажения заключается в соблюдении строгих диет. В дальнейшем с целью предупреждения частичного голодания в отношении отдельных пищевых веществ следует переходить на принцип тренировки. Он осуществляется по «ступенчатой» системе и системе «зигзагов». «Ступенчатая» система предусматривает постепенное расширение первоначальной строгой диеты за счет дозированного снятия ограничений. Система «зигзагов» предусматривает относительно резкое, кратковременное изменение диеты. Такие диеты получили название контрастные. Они бывают двух видов: нагрузочные и разгрузочные. Нагрузочные диеты предусматривают включение в рацион пищевых веществ, содержание которых либо резко ограничено, либо они вовсе исключены из основной диеты. Разгрузочные диеты основаны на ограничении энергетической ценности или связаны с целенаправленной перестройкой химического состава рациона.

Лечебное голодание - воздержание от пищи при сохранении питья, проводимое с лечебной целью. Лечебное голодание является основным элементом разгрузочно-диетической терапии, применяемой при функционально-восстановительном лечении отдельных нервно-психических заболеваний, некоторых форм бронхиальной астмы и гипертонической болезни. Оно эффективно только в комплексе с другими воздействиями. Дозированное голодание с лечебной целью следует отличать от вынужденного голодания. При методически правильно применяемом с лечебной целью голодании, в отличие от вынужденного голодания, не наступает дистрофических изменений в организме. В процессе голодания организм высвобождается от избыточного жира и шлаков. Однако необходимо учитывать, что организм, лишенный пищи извне, вынужден использовать в качестве энергии, помимо запасов жира, собственные структурные белки клеток и тканей, в первую очередь мышц; это переход организма на так называемый эндогенный вид питания может иметь неблагоприятные последствия. Особенно велик расход белка при голодании более 15 дней, когда исчерпываются резервные белки. Неизбежно возникает и витаминная недостаточность, что в свою очередь ведет к дальнейшим нарушениям процессов обмена веществ. Длительность разгрузочно-диетической терапии в лечебных целях составляет 2-4 недели. При таком времени голодания жизненно важные органы и основные функции организма не страдают, так как рассасываются в основном жировые ткани. Имеется определенная фазность разгрузочно-диетической терапии: до 3-5 дней наблюдается фаза пищевого возбуждения, при которой испытывается чувство голода, усиливающиеся от вида и запаха пищи; 6-10 день - фаза нарастающего ацидоза, во время которой состояние несколько ухудшается – у части пациентов появляется слабость, головокружение, зябкость конечностей, тошнота, неприятные ощущения в эпигастрии, снижается артериальное давление; после 10-ого дня и до конца голодания наступает фаза компенсации и состояния значительно улучшается, уменьшаются клинические проявления заболевания, улучшается настроение, сон. После периода голодания пациент переводится на диету восстановительного периода, который по длительности может быть равен периоду голодания. Восстановительное диетическое питание строго индивидуально для каждого человека. Во время периода полного голодания происходит прогрессивное снижение веса. За первые 5 дней женщины теряют в среднем 3,6 кг, мужчины 4,2 кг, за 10 – соответственно 7,6 и 8,3 кг. К 14-му дню потеря веса составляет обычно 10-11 кг. Во время разгрузочно-диетической терапии артериальное давление снижается, пульс может учащаться. Повторные курсы голодания практикуются не чаще 2-3 раз в год при соответствующих показаниях. Метод голодания имеет свои противопоказания: физическое истощение, активные формы туберкулеза, ревматизма и другие острые инфекционные заболевания, злокачественные новообразования, болезни крови, воспалительные и дистрофические заболевания печени и почек, патология щитовидной железы. Детям голодание вообще противопоказано. Самостоятельное полное голодание может рекомендоваться не более чем на 1-2 дня 2-3 раза в месяц, при этом специальной диеты восстановления не проводится. Не следует применять голодание для нормализации веса, так как организм при этом начинает реагировать запасанием питательных средств впрок в жировой ткани, и при отсутствии волевых качеств вес быстро восстанавливается. Весьма популярные яблочные, кефирные и другие разгрузочные дни могут применяться только по назначению врача и при непременном исключении послаблений в диете в последующие дни.

Раздельное питание предусматривает одновременное употребление только совместимых продуктов и основывается на двух основных принципах:

1. отдельное употребление белков и углеводов;

2. поддержание в организме кислотно-щелочного равновесия.

Переваривание углеводов, содержащихся в пище, начинается в ротовой полости. Расщепление осуществляет фермент амилаза, который выделяется из слюнных желез в полость рта. Необходимым условием является слабощелочная среда. Переваривание белков начинается в желудке под действием фермента пепсина в кислой среде.

Если употреблять продукты, богатые белком (мясо, рыба), вместе с продуктами, богатыми углеводами (картофель), тогда переваривание не может проходить оптимально, так как оба фермента (амилаза и пепсин) противодействуют друг другу, поскольку им нужна различная среда: амилазе - слабощелочная, а пепсину - резко кислая. Следовательно, для организма затруднена работа по перевариванию. Последствие - чувство усталости после еды.

Выделяют следующие правила раздельного питания:

· в пищу следует употреблять по возможности только натуральные продукты и избегать продуктов, обработанных промышленным способом, с определенным сроком хранения, а также готовые блюда;

· принимая пищу, не следует комбинировать вместе продукты, богатые белком, и продукты, богатые крахмалистыми углеводами;

· во избежание перекисления организма следует ограничивать потребление продуктов, изобилующих белками;

· для сохранения кислотно-щелочного баланса пища должна состоять приблизительно на 75% из преимущественно сырых щелочеобразователей (овощей и фруктов) и только приблизительно на 25% из кислотообразователей (мяса и рыбы);

· между основными приемами пищи рекомендуется выдерживать интервалы порядка 4-х часов;

· есть следует медленно и спокойно, тщательно пережевывая пищу.

Питание одним продуктом за один прием не принесет большого вреда. Однако длительное (месяц, год) раздельное питание неблагоприятно отразится на конечном усвоении переваренной пищи, а также может вызвать определенную детренированность пищеварительных желез с возможным срывом пищеварения при переходе на смешанную пищу. Вместе с тем раздельное питание не позволяет съесть слишком много пищи, что может принести пользу людям, склонным к полноте, и тем, у кого пищеварительная система недостаточно активно выделяет ферменты.

Вегетарианцы - лица, потребляющие только растительную пищу. Среди вегетарианцев различают веганцев, или старовегетарианцев, неукоснительно придерживающихся этого правила, и младовегетарианцев, дополняющих вегетарианскую пищу молоком (лактовегетарианцев), яйцами (ововегетарианцев) либо молоком и яйцами одновременно (лакто-ововегетарианцев).

Вегетарианские рационы питания при их определенной общности различаются не только в отдельных течениях вегетарианства, но и у вегетарианцев той или иной страны, что связано как с особенностями флоры, так и с традициями национальной кухни. Еда старовегетарианцев отличается широким разнообразием фруктов и овощей, в то время как рацион другого течения в вегетарианстве - макробиотики (рацион с большими ограничениями продуктов) в этом отношении был гораздо более ограниченным и не включал картофеля, томатов, баклажанов, спаржи, свеклы, тыквы, авокадо, тропических овощей и фруктов (за исключением в основном яблок).

Главным продуктом из злаковых, употребляемых вегетарианцеми, является хлеб. Кроме того в их рацион входят бананы, кондитерские изделия, пицца, овсяные и ячменные хлопья. Список жиров используемых в вегетарианских рационах, довольно велик: оливковое, подсолнечное, из семян винограда, пальмовое, кукурузное, из семян тыквы, соевое и сливочное масла, сливки. Для жарения употребляются прежде всего растительный жир и оливковое масло, а для приправ - сливочное и оливковое масла, сливки. Пьют вегетарианцы главным образом растительные настои и воду, реже - фруктовые и овощные соки, совсем редко -кофе. Они никогда не употребляют сладких напитков, изготовленных промышленным способом. Старовегетарианцы полностью исключают употребление алкоголя. Вместо сахара они используют мед и варенье.

Недостатками в рационе питания строгих вегетарианцев являются:

· недостаточное обеспечение организма кальцием, железом, йодом и цинком;

· недостаточное обеспечение организма витаминами D и В12;

· нехватка ряда аминокислот, особенно необходимых для роста и развития детей;

· недостаток витамина В2, в случае отказа от молочных продуктов;

· недостаток витамина С в условиях использования преимущественно зерновых рационов.

Достоинствами вегетарианских рационов питания являются:

· высокое содержание растительных волокон;

· значительное содержание в овощах и фруктах витаминов, а также противораковых терпеноидов;

· значительное содержание в овощах и фруктах калия и марганца; преобладание в них щелочных эквивалентов, важных для защиты организма от болезней;

· благоприятное для укрепления иммунитета соотношение полиненасыщенных жирных кислот;

· подавление фитонцидами бактерий, образующих в кишечнике вредные вещества;

· отсутствие холестерина; способность многих продуктов растительного происхождения снижать содержание холестерина в крови.

Нарушение углеводного обмена. Сахарный диабет – эндокринно-обменное заболевание, связанное с недостатком в организме гормона поджелудочной железы – инсулина, вызывающее нарушение обмена веществ.

В происхождении сахарного диабета большое значение имеет наследственное предрасположение, а также систематическое переедание и избыточное употребление легкоусвояемых углеводов.

В результате недостатка в организме инсулина нарушается обмен углеводов. Мышцы и печень теряют способность превращать содержащийся в крови сахар в гликоген, что ведет к повышению его уровня в крови, а ткани организма не могут использовать поступающий сахар в качестве источника энергии.

Основными симптомы болезни: постоянная сильная жажда, обильное выделение мочи, сухость во рту, слабость, потеря массы, а также повышение аппетита вплоть до постоянного чувства голода или, наоборот, снижение а


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.