Задачи, функции и принципы правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Задачи, функции и принципы правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности.

2017-09-27 506
Задачи, функции и принципы правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ 3. Становление и развитие медицинского права как науки и учебной дисциплины.

§ 1. Понятие, предмет и методы правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности

Медицинская деятельность по своим проявлениям и особенностям правового воздействия очень многообразна, что и неудивительно. Ведь медики занимаются и оказанием медицинских услуг населению, для которых характерен один правовой режим, и осуществляют принудительные меры медицинского характера в установленных законом и судом случаях, и недобровольную госпитализацию, для которых характерен совершенно иной правовой режим. Кроме того, на медиках лежит основная тяжесть по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбе с особо опасными инфекциями и др. Однако вне зависимости от имеющихся особенностей оказания отдельных видов медицинской помощи между отдельными ее видами всегда можно найти общие признаки.

Ими будут — вид человеческой деятельности — медицинская и (или) фармацевтическая деятельность, особый субъектный состав; с одной стороны, медицинский корпус (врач, провизор, фельдшер, медицинская сестра и др.), с другой — гражданин, нуждающийся в медицинской помощи.

Что же из себя представляют современная медицина, здравоохранение? Как они соотносятся с другими понятиями, широко представленными в специальной медицинской литературе и законодательстве?

Слово «медицина» происходит от латинского словосочетания ars medicina («лечебное искусство»).

Медицина — область научной и практической деятельности по ис-следованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей. Это система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение болезней человека.

И медицине выделяют теоретическую медицину, или биомедицину, область науки, изучающую организм человека, его нормальное и паталогическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения теоретических позиций.

Теоретическая медицина исследует теоретические основы лечения, предлагает пути развития практической медицины. Результаты теоретической медицины делают возможным появление новых лекарственных средств, более глубокое понимание основных механизмов развития болезни, тем самым создавая прочный научный фундамент для диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

И медицине выделяют также практическую, или клиническую, медицину (медицинскую практику) — практическое применение накопленных медицинской наукой знаний для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма. Большинство граждан имеют дело с практической медициной. Однако в связи с бурным развитием биомедицинских технологий эта грань в отдельных случаях становится условной. В крупных научных центрах и в сложных клинических случаях апробируют и применяют новейшие технологии в лечебно-диагностическом процессе (оказание высокотехнологичной медицинской помощи).

В специальной литературе встречается и иная классификация медицины, медицинской деятельности. Например, различают современную, или научную, и традиционную медицину. Традиционная медицина подразделяется на китайскую медицину, индийскую, тибетскую, уйгурскую, греческую и арабскую медицину. К традиционной медицине близко примыкает народная медицина — система медицинских знаний, обнаруженных эмпирическим путем и в дальнейшем передаваемых из поколения в поколение.

Народная медицина — это совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта ни протяжении всей истории человечества.

Научная медицина и ее методы не являются традиционными, т.е. связанными с какой-либо культурой и ее традицией. Она интернациональна по своей сути и основана на четких принципах научного познания.

Итак, научная (обыденная в нашем понимании) медицина — нетрадиционна в своем историческом контексте. Поэтому бытующее в ряде источников название «нетрадиционная» медицина (противоположная привычной для нас) неверно, так как под ними чаще всего подразуме-вают именно методы и приемы традиционной медицины (акупунктура, массаж, бальнеотерапия и многое другое). Что же тогда имеет право называться нетрадиционной медициной? Это современная научная так называемая западная медицина.

Медицина и здоровье — два взаимосвязанных понятия, лежащих в основе понимания ценности человеческой жизни.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепил на за-конодательном уровне понятие «здоровье», которое раньше было вы-работано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Под здоровьем понимают состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

В настоящее время здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье следует понимать как один из важнейших ресурсов для ведения благополучной жизни, для удовлетворения физических, психических, социальных, культурных и духовных потребностей.

Здоровье стало социально значимым феноменом, по уровню и со-стоянию которого принято судить о степени развитости и благополучия общества. Негативные тенденции и показатели общественного здоровья — серьезная социально-политическая проблема, требующая усилий всего общества.

Здоровье населения (общественное здоровье) складывается из здоровья каждого индивида общества. Состояние же здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка и тем самым благосостояние общества в целом.

Состояние здоровья человека определяется многими факторами, вернее, системой факторов, охватывающей как факторы и условия, которые зависят от системы здравоохранения (на которые здравоохра-нение может воздействовать), так и факторы, на которые здравоохра-нение не может оказывать изменяющего воздействия.

Здоровье достигается путем постоянных усилий всех государствен-ных и общественных структур, граждан, участвующих в общественном процессе. Фактически речь идет о взаимоотношениях между властью, системой здравоохранения, общественным и индивидуальным здоро-вьем. Характер этих взаимоотношений определяет уровень здоровья как отдельного индивида, так и общества. 

Ч го касается профилактической направленности здравоохранении, го се можно обозначить как комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий, которые осуществляются государством, и учреждениями здравоохранения с целью устранения причин и условий, порождающих заболевания.

11)Профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на со- «рниемис и укрепление здоровья и включающих в себя формирование Ifcoponoro образа жизни, предупреждение возникновения и (или) рас-пространения заболеваний, их раннее выявление, а также выявле- МИг причин и условий их возникновения и развития, направленных Мя VI iранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды

* питания (п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здо-

граждан в Российской Федерации»),

Следует отметить, что профилактическая деятельность имеет свою

• in нифику: врачу приходится иметь дело с практически здоровым че- йппском. И здесь могут встретиться трудности, прежде всего связан- ш,и- с нежеланием здорового человека тратить свое время на посеще- НИр ирпча, а в ряде случаев — и на обследование.

Нин выполнения имеющихся задач медицина изучает: строение И процессы жизнедеятельности организма в норме и патологии; факторы природной и социальной среды, влияющие на состояние здоровья; luOi I пенно болезни человека (причины, признаки, механизм возникно- м ним и развития); возможности использования различных физических, Щмичсских, технических, биологических и иных факторов и устройств I in предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний.

Медицина — наука своеобычная, прежде всего потому, что она Представляет собой конгломерат самых различных естественных, общи I ионных и технических дисциплин, «поэтому медицину нередко называют "биосоциальной" наукой».

Современная медицина охватывает практически все стороны «и inn человека, что превращает ее в систему знаний об индивидуаль- iinlt жизнедеятельности индивида, его здоровье и болезнях.

Медицинская деятельность — это профессиональная деятельность ни оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экс- и pun, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, I нии гарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией он рссадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ст. 2 ФЗ «Об осно- пнч охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,). 

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих пре-доставление медицинских услуг (п. 3 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Иными словами, медицинская помощь — это комплекс взаи-мосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, предотвращение нежелательной беременности и др., осуществляемых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и т.д.).

Медицинская помощь чаще всего осуществляется посредством оказания различных медицинских услуг.

Медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь немыслима без вмешательства в телесную и духовную (психическую) сферу лица.

Медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п. 5 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение медицинского обслуживания населения. Здравоохранение представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты. Это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. 

{дравоохранение, являясь сложной социально-экономической ни темой и специфической отраслью народного хозяйства, принято обеспечивать реализацию важнейшего социального прин- миип — сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им низкоквалифицированной лечебно-профилактической помощи.

Систему здравоохранения традиционно относят к области оказаниия социальной помощи. В связи с этим при социальной направим поста деятельности государства здравоохранение занимает одно из центральных мест в обществе, так как обеспечивает поддержание определенного уровня здоровья граждан и «опосредованно определяет экономическое и социальное благополучие общества». И то же время в связи с развитием частного здравоохранения, попы шением хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, здравоохранение i пшовится динамично развивающейся частью народного хозяй- • та, элементом рыночной экономики, местом приложения предпринимателями своих ресурсов, капиталов.

Известно, что на здоровье населения оказывают влияние социально-экономическое состояние общества, условия труда и быта, иключая антропогенное воздействие (40-50%), геофизические особенности места проживания (20%), генетические и конституциональные особенности (20%), собственно медицинская деятельность (7-15 %).

Государственные и общественные структуры могут и призваны влиять па социально-экономические факторы, экологическую ситуацию, образ жизни, однако нередко оказываются в стороне от решения различных аспектов общественного здоровья. Каковы же эти структуры? В первую очередь политическая элита общества, органы государственного и муниципального управления, хозяйствующие субъекты, занимающиеся оказанием отдельных видов медицинских услуг, общественные организации. Они должны активнее вовлекаться в этот ответственный процесс.

Здравоохранение включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитационные центры и др.), различные формы медицинской помощи (экстренная, лечебно-диагностическая, помощь на дому и др.) и различные уровни ее орга-низации (низший, средний, высший).

Под охраной здоровья граждан понимают систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Как можно убедиться, последнее понятие является самым широким по отношению к рассмотренным выше категориям.

Несколько слов следует сказать о фармацевтической деятельности.

Большая медицинская энциклопедия определяет фармацию как систему научных знаний и практической деятельности, посвященную изысканию, изготовлению, стандартизации, исследованию, хранению и отпуску лекарственных средств. Это определение — дань совсем недалекому прошлому. До 80-х годов XX в. представления о фармации в России и некоторых зарубежных странах в основном сводились к тому, что она состоит из двух блоков — фармакогнозии (науке о лекарственных растениях и практике работы с ними) и фармацевтической химии (синтез, хранение и анализ лекарственных средств).

Фармация (от греч. pharmaquis — лекарство; применение лекарств) в современной литературе чаще всего рассматривается как отрасль современной экономики, которая занимается разработкой лекарственных средств (в том числе и созданием лекарственных форм) их производством, а также доведением лекарственных средств от производителя к потребителю. В последнее десятилетие этот понятие все больше и больше вытесняется новым термином — фармацевтика.

Современная фармация — система, целью которой является обеспечение запросов, нужд граждан и медицинского персонала на фармацевтические и парафармацевтические товары, в первую очередь на лекарственные препараты, научно-консультативные услуги по вопросам выбора наиболее эффективных и безопасных. 

Лекарств и других аптечных товаров, порядка их приобретения, •Иисобов хранения и использования с учетом различных клинических ситуаций и особенностей пациентов.

Кик можно убедиться, и в старом классическом, и в новом пони- мйнии фармации или фармацевтики прослеживается связь с медициной. Тысячелетиями эти направления деятельности сосуществования имеете. Иначе и не могло быть: основным инструментом врача Ямли и остаются лекарственные средства (от извлекаемых из растений получаемых методами генной инженерии). Естественной выглядит in тененная специализация отдельных видов деятельности, включим фармацевтику. Если на начальном этапе врачующий сам готовил

• подобья лекарственные смеси и т. д., то постепенно эту работу стали выполнять специально подготовленные люди, а врач с успехом поль- и шился результатами их труда. С началом индустриализации и появ- и'мисм готовых форм лекарственных средств происходит дальнейшее нПособление фармации и выделение в ней производства и изготовлении лекарств, оптовой и розничной купли-продажи лекарств соответнно организациям и населению.

Именно с этим происходит и постепенное расширение роли пройм юра (фармацевта): он не только осуществляет отпуск лекарств нн рецепту врача, но в ряде случаев является консультантом, по-п циником потребителя в части выбора того или иного лекарства. I'm ширяется спектр товаров, отпускаемых в аптеках. Однако со- ирппиется их общее целевое назначение — обеспечение качества

• и щи гражданина, профилактика и лечение болезней человека.

Медицинскими, здравоохранительными отношениями или отношениями по поводу охраны здоровья граждан являются общественные отношения, основные объекты которых жизнь и здоровье че- мниска, а также общественное здоровье.

Результаты исследования, проведенного по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), показали, что в об- iiiir ги изучения здоровья «стыкуется» более ста различных научных дисциплин. При этом право и законодательство могут оказаться неифективным регулятором правоотношений, складывающихся и ифавоохранении.

11о мнению экспертов ВОЗ, законодательство способно устанав- шиать официальную политику государства, определять функции шрпвоохранения, регулировать географическое распределение ресурсов здравоохранения, управлять условиями работы и обеспе- мииать необходимую структуру, предъявлять определенные требо- иипия, ассигновать средства на подготовку и развитие персонала. 

Анализ действующего законодательства, которое в настоящее время регулирует представляющие для нас интерес общественные отношения, позволяет условно выделить следующие крупные блоки.

Первый блок правовых норм регулирует отношения по горизонтали. Это преимущественно гражданско-правовые (частноправовые) отношения со своей сути. Сюда можно отнести оказание медицинских услуг населению, приобретение лекарственных средств гражданами в аптеках, охранительные гражданско-правовые отношения, возникающие в случае причинения вреда здоровью или жизни гражданина при оказании ему медицинской помощи. Иными словами, первая группа отношений, составляющих предмет медицинского права, — это товарно-денежные, автономные, партнерские отношения между организациями здравоохранения различных форм собственности и гражданами-пациентами (клиентами).

Второй блок регулирует отношения по вертикали. Это преимущественно административно-правовые (публичные) отношения, которые возникают в первую очередь в сфере управленческой деятельности. К ним можно отнести отношения, обусловленные функцией государственного контроля (надзора) за соблюдением медицинскими (фармацевтическими) организациями и медицинскими (фармацевтическими) работниками предъявляемых к ним и их деятельности требований. Кроме того, в этой плоскости можно рассматривать и правоотношения, возникающие в связи с привлечением этих лиц к административной ответственности. Для создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных учреждений здравоохранения различных типов также требуется публично-правовой акт.

Глава 3 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полностью посвящена полномочиям органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Отдельные направления медицинской и фармацевтической деятельности являются разновидностью деятельности предприниматель-ской, в связи с чем к хозяйствующим субъектам на рынке медицинских услуг и фармацевтическом рынке предъявляются требования как к предпринимателям.

В соответствии с п. 11 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граж-дан в Российской Федерации» медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы,

осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие меди- нинскую деятельность.

Фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо or организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). К фармацевтическим организа-циям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность (п. 12 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в настоящее время проводится по многим направлениям (лицензирование, техническое регулирование, контроль ценообразования и др.).

Третий блок регулирует внутренние отношения хозяйствующего субъекта: порядок учреждения, функционирования, реорганизации, миквидации (для частных организаций здравоохранения), организации труда. Такая деятельность является предпосылкой, необходимым условием будущей медицинской деятельности.

Создает условия для эффективного осуществления медицинской деятельности и деятельность ряда создаваемых заинтересованными лицами и организациями некоммерческих организаций, например, медицинских ассоциаций,союзов.

Четвертый блок регулирует отношения «по диагонали», в частности с другими хозяйствующими субъектами, занятыми в данной сфере (партнерские, конкурентные и некоторые другие отношения).

Общественные отношения, составляющие предмет медицинского права в изложенном выше понимании, чрезвычайно разнообразны и неоднородны. Фактически каждый из указанных блоков регулируется не одним, а сразу несколькими комплексными правовыми актами, и фрагментарно изучается будущими юристами (так называемое «знание-знакомство») в рамках сложившихся ранее юридических дисциплин и курсов (административного, гражданского, предпринимательского права, трудового и иных отраслей права).

В то же время, если внимательно присмотреться к этим блокам, го окажется, что, несмотря на их значительный охват, большую тер-риторию, между ними есть общие части, общие границы, которые и позволяют говорить о медицинском праве как таковом, как самосто- ительном правовом явлении. Все эти общественные отношения склады-ваются в связи с осуществлением медицинской и фармацевтической деятельности, реализацией задач по охране здоровья граждан (населения). Они имеют общий субъектный состав, направлены на сохранение, поддержание жизни и здоровья граждан. В основе такой деятельности лежат специальные медицинские знания и навыки.

I рнницы поля медицинского права пока весьма подвижны и еще ис отграничены четко от ранее сложившихся в историческом плане от-раслей российского права. Связано это с тем, что медицинское право как новая отрасль права переживает этап своего становления.

И этом смысле медицинское право не уникально, оно развивается и общем русле, характерном и для других новых отраслей права. Гак, например, происходило в свое время в истории российского права с трудовым и семейным правом, которые отпочковались от гражданского права. До сих пор идут дискуссии о феномене предпринимательского права (представляющего собой совокупность гражданских, административных и иных норм, регулирующих предпринимательство). В настоящее время идет процесс становления банковского, страхового и некоторых других отраслей отечественного права.

Упрощенно можно сказать, что медицинское право — это право в медицине, в сфере охраны здоровья населения. Медицинское право — право медицинской деятельности. Все нормы и правовые институты, регулирующие общественные отношения в связи с оказанием меди-цинской помощи, охраной здоровья, профессиональной деятельностью особых субъектов — медицинских и фармацевтических работников, могут быть отнесены к медицинскому праву в его широком понимании.

Наиболее значимыми для медицинского права из отмеченных блоков, являются горизонтальные и вертикальные правоотношения. Остальные общественные отношения также не могут не представлять интереса для медицинского права в силу имеющихся теоретических и практических потребностей, взаимосвязей с основными общественными отношениями в сфере здравоохранения, но они не являются для него базовыми.

Сердцевиной здравоохранительных правоотношений, как показывает опыт становления и развития медицинского права в Российской Федерации, в настоящее время служат общественные отношения в си-стеме «медицинский корпус (врач, провизор, медицинская сестра) — пациент» по поводу особого блага — жизни и здоровья, а также неразрывно или тесно связанных с ними иных благ и законных интересов граждан и организаций. Именно с научного осмысления этих общественных отношений и начиналась дискуссия о потребности правового регулирования отношений в сфере здравоохранения (права и обязанности врача и пациента, миссия медика, юридическая ответ-ственность за ненадлежащее врачевание). В связи с этим круг наиболее распространенных, типовых отношений в медицине может быть отнесен к медицинскому праву в его узком понимании. 

Эти отношения и раньше привлекали внимание ученых-юристов, медиков и других заинтересованных лиц, но в силу практической неразвитости (фактически отсутствия) законодательства, призванного их урегулировать, до последнего времени не получали своего должного обособления в науке. Ведь в советский период развития законодательства об охране здоровья граждан оно в основном было представлено нормами, носящими декларативный характер, содержащим указание на исключительно бесплатный характер медицинской помощи, постоянное расширение сети учреждений для лечения и укрепления здоровья, всемерную заботу о подрастающем поколении. Забота об охране здоровья граждан понималась как дело всех государственных органов, а юридическая ответственность сводилась в основном к уголовной ответственности медицинских работников. Основной массив норм и правил в медицине, которые имели практическое значение, был представлен этическими нормами. Среди источников правового регу-лирования можно было указать лишь один или два закона и ряд ве-домственных подзаконных актов.

Удельный вес норм, направленных на урегулирование общественных отношений, по поводу здоровья и жизни граждан в связи с дости-жениями медицины и биологии в последние два десятилетия вырос в несколько раз, что позволяет говорить, с одной стороны, об обособлении норм медицинского права, с другой — о быстром расширении предмета (территории) медицинского права.

В качестве самостоятельного фактора, значимого для развития ме-дицинского права можно отметить появление и обособление особого объекта правового регулирования — комплекс личных неимущественных благ (в первую очередь — жизнь и здоровье человека). Ранее эти блага лишь охранялись правом (нормами действующего законодательства).

Сегодня требуют решения правовые проблемы, связанные с процес-сом умирания и смерти в связи с достижениями науки и техники, оборота органов и тканей человека и животных, репродуктивных, генетиче-ских технологий и др., отношением общества и государства к отдельным категориям больных и болезням в целом и многие другие. Затронутые явления общественной жизни не были предметом внимания отраслевых юридических наук в СССР и пореформенной России вообще.

Кроме того, необходимо отметить, что целый ряд понятий и правовых категорий, имеющихся в настоящее время в специальных законодательных актах о здравоохранении, не содержится и не используется, ни гражданским, ни административным правом (например, система здравоохранения, пациент, врач, медицинское вмешательство, медико-социальная помощь, социально-значимые заболевания, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства), что также свидетельствует об обособлении определенной группы правовых норм.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации утвердилась новая отрасль права — медицинское право.

Относиться к медицинскому праву исходя из разделяемых или не разделяемых теоретических позиций, концепций, установок можно по-разному: как к самостоятельной отрасли права; как к комплексной отрасли права; как к отрасли законодательства, но не отрасли права; как отрасли права второго уровня.

Для нас важно выделение и признание обособленного предмета — определенной группы общественных отношений, очевидны объективные основания активной специализации норм, регулирующих отношения по поводу охраны здоровья граждан, медицинской деятельности в различных ее проявлениях, необходимость выработки единого подхода к регулированию этой группы общественных отношений с учетом возможных изъятий.

Процесс специализации права и законодательства является результатом развития и дальнейшего усложнения общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан, а его истоки кроются в дальнейшем разделении труда, разграничении компетенции властных структур, усложнении социальных связей в системе «личность — общество — государство», а также в силу способности различных функциональных систем к самоорганизации.

Цель специализации и выделения отрасли права — наиболее полно, с учетом специфики отношений, охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере и отразить их качественное состояние.

Традиционные отрасли права (административное, гражданское и др.) не только не в состоянии справиться с задачей комплексного правового регулирования медицинской деятельности, но даже никогда и не ставили перед собой такую задачу.

Изложенного выше достаточно, чтобы с различных позиций убедиться в «праве на жизнь» медицинского права как новой отрасли рос-сийского права.

Итак, медицинское право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан, медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы охраны ццоровья граждан.

Медицинское право может быть также определено через вид деятельности, субъектный состав возникающих правоотношений и территорию применения специальных медицинских знаний и навыков.

Медицинское право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, реализуются лицами со специальным правовым статусом и направлены на предупреждение, диагностику, лечение болезней человека, предупреждение нежелательной беременности и др., а также общественные отношения организационно-управленческого и иного характера, обслуживающие сферу медицинской деятельности, здравоохранения, охраны здоровья граждан.

Медицинское право может быть выделено в самостоятельную отрасль права по следующим основаниям:

1) наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании такой социально и политически значимой для каждого человека, общества и государства сферы, каковой является охрана здоровья граждан, здравоохранение, медицинская помощь;

2) наличие самостоятельного предмета правового регулирования (определенной территории, на которую распространяются нормы);

3) потребность в определенном сочетании методов правового регу-лирования;

4) наличие и/или потребность в специальных источниках права;

5) наличие специфических понятий и категорий, присущих только данной отрасли права.

Традиционно при изучении той или иной отрасли права принято освещать не только предмет соответствующей отрасли права, но и ее метод (методы).

Метод правового регулирования — это способ воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.

Чаще всего в научной и учебной литературе выделяют два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитив- ный. Их также связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами — публичным и частным.

Императивный метод — это метод властных предписаний, он характерен прежде всего для властных отношений или отношений субординации, власти и подчинения. 

Применительно к медицинской деятельности — это правоотношения по поводу выполнения властных предписаний медицинскими организациями, направленными на обеспечение безопасности и качества оказываемой помощи, услуг, недопущению некомпетентных лиц к занятию медицинской практикой и др.

Государственное управление как разновидность публичной деятельности характеризуется определенным набором средств и методов воздействия на управляемый объект и осуществляется управомоченными субъектами (компетентными органами) в рамках или границах, определенных законом.

Императивные начала наглядно проявляют себя в закреплении обязанностей, а также ограничений, налагаемых на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Диспозитивный метод предполагает юридическое равенство участников правоотношений. Применительно к медицинской деятельности — это в первую очередь правоотношения, возникающие между равными субъектами по поводу оказания широкого спектра медицинских услуг. На началах автономии и равенства построены отношения между производителями, поставщиками и продавцами лекарственных средств и иных медицинских товаров.

В качестве примера такого рода норм можно привести права личности на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 18 и 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Отдельно законодателем прописан отказ от медицинского вмешательства (ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинское право активно использует эти методы правового регу-лирования, да это и понятно, так как посредством применения различных методов правового регулирования право проявляет (осуществляет) свою социально-политическую роль регулятора общественных отношений. Неразрывное сочетание частных и публичных интересов в сфере оказания медицинских услуг, медицинской помощи делает необходимым и единое регулирование всей совокупности общественных отношений, возникающих в этой сфере человеческой жизни и деятельности.

Сочетание методов можно охарактеризовать как диспозитивно- императивное регулирование общественных отношений (диспозитивно-императивный метод) в сфере охраны здоровья граждан. Диспозитивно-императивное регулирование свойственно многим отраслям российского права (например, предпринимательскому, гражданскому процессуальному праву). 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.