Рих Даниель Эрнст Шлейермахер (1768—1834), профессор — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Рих Даниель Эрнст Шлейермахер (1768—1834), профессор

2017-09-27 217
Рих Даниель Эрнст Шлейермахер (1768—1834), профессор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теологии и философии в Галле и Берлине, автор трактатов

"Диалектика" "Герменевтика" "Критика" (162, 163), издан-

Ных посмертно по его лекционным тетрадям. Особенностью

Метода Шлейермахера, в отличие от греч. интерпретаторов,

Трактовавших и формировавших все акты интерпретации как

Логич. и риторич. категории, является такое понимание природы

Творч. акта, когда бессознательное выступает в качестве перво-

начального импульса. "Понимание" и "интерпретация" тракту-

Ются Шлейермахером как инстинкт и активность в самой

Жизни. Целостность понимания произв. художника или мысли-

Теля достигалась не путем изучения хронологич. последова-

Тельности его работ и их внешней логики, а постижением внутр.

Логики их единой, цельной конструкции. Шлейермахер всякое

Толкование литературного произв. связывал с самой природой

Понимания.

Классическим в истории Г стало эссе нем. философа Виль-

гельма Дильтея "Происхождение герменевтики" (74). Дильте-

Евский метод интерпретации основывался на теории понимания

Как интуитивного самопостижения, являющегося основой

Всякого человеческого знания, к-рое противопоставляется

Естественнонаучному объяснению, рассудочному проникнове-

нию в сущность явлений. Гуманитарные науки, "науки о духе"

ГЕРМЕНЕВТИКА 187

Дильтей оценивал очень высоко, поскольку они исследуют

самосознание человека, так наз. "внутреннюю реальность" в

Отличие от естественных наук, обращенных лишь к внешним

фактам. Для постижения "внутренней реальности" духовной

Жизни Дильтей предлагал систематич., упорядоченное понима-

ние относительно постоянных "выражений жизни" — интер-

Претацию. Иск-во понимания он основывал преимущественно

На интерпретации литературных произв. Принципиальным

методологич. положением ст. Дильтея "Происхождение герме-

невтики" явилось то, что он отвел интерпретации место на

Стыке теории познания, логики и методологии гуманитарных

Наук, считая ее их надежным связующим звеном. В X X в. Г в

значит, мере определила характер философии и "наук о духе"

Важным этапом в совр. развитии Г стал выход в свет кн.

Ханса Георга Гадамера "Истина и метод. Основные черты

философской герменевтики" (88). В своем исследовании Гада-

Мер широко использует опыт Г накопленный историей европ.

Философской мысли. Он убежден в исключительной важности

Феномена понимания для разработки актуальных проблем

Гуманитарного знания. Для него Г. не является всего лишь

методом познания в "науках о духе" В "понимании" истины

Постигаются не за счет методологич. активности познающего

Субъекта, а за счет их освоения, базирующегося на погружен-

Ности в определенную культурно-историч. традицию. Феномен

Понимания затрагивает самую существенную сторону человече-

Ского отношения к миру.

Понятие традиции наиболее значимо в Г Гадамера. "В на-

Чале любой исторической герменевтики необходимо выставить

требование о преодолении абстрактной противоположности

Между традицией и историей, между историей и знанием о ней.

ПредвосхищЕЪше смысла какого-то явления духовной жизни не

Является действием субъективности, оно определяется узами,

связывающими нас с традицией" (88, с. 267). Эта связь нахо-

дится в процессе непрерывного образования. Мы сами выраба-

Тываем ее по мере понимания традиции, участия в ее потоке и

Ответного влияния на нее. Герменевтич. опыт, таким образом,

Характеризуется, с одной стороны, принадлежностью к тради-

Ции, а с другой — осознаваемой историч. дистанцией, разде-

Ляющей говорящего и интерпретатора. В задачу Г не входит,

По Гадамеру, создание метода понимания, она занята лишь

Выявлением условий, при к-рых происходит понимание.

ГЕРМЕНЕВТИКА

Во временном интервале, разделяющем создателя к интер-

Претатора текста, Гадамер призывает видеть позитивную и

Продуктивную возможность понимания. Время не является

Зияющей пропастью, а служит несущей основой, в к-рой коре-

Нится современность. Задача истинного понимания не может

Быть достигнута путем отказа интерпретатора от своих собств.

понятий и трансплантации себя в дух какого-либо времени.

Позитивная роль временного интервала заключается в его


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.