Тема 3. Развитие социологии как науки. Классические социологические теории. Современные социологические теории. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 3. Развитие социологии как науки. Классические социологические теории. Современные социологические теории.

2017-09-27 426
Тема 3. Развитие социологии как науки. Классические социологические теории. Современные социологические теории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ключевые понятия темы: социальный факт; солидарность; идеальный тип; функция, структура; этнометодология.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Социология Э. Дюркгейма и ее значение в развитии социологии.

2. «Понимающая социология» М. Вебера.

3. Психологический редукционизм В. Парето.

4. Структурно-функциональный анализ. Социология Т. Парсонса, Р. Мертона.

5. Интегральная социология П. Сорокина.

6. Феноменологическая социология и этнометодология.

7. Неомарксизм в социологии: Франкфуртская школа

 

Темы докладов и рефератов

1. Неоэволюционистские теории системности и развития (Т. Парсонс, Э. Шилз)

2. Теории социальных изменений (Р. Мертон)

3. Теории социального конфликта (Ч. Р. Миллс, Р. Дарендорф)

4. Структурализм во Франции (К. Л. Стросс, М. Фуко)

5. Символический интеракционизм (Д. Г. Мид, Г. Блумер)

 

Вопросы для самопроверки (студент определяет на выбор по три вопроса):

1. Какие элементы социальной реальности выделял Э. Дюркгейм?

2. Какова взаимосвязь разделения труда и солидарности в концепции Э. Дюркгейма?

3. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

4. Как М. Вебер интерпретирует понятие «ценность»?

5. Что такое социальное действие? Каковы его важнейшие признаки?

6. Кто ввел в социологию понятие «идеального типа» и что оно означает?

7. Как влияет дифференциация на эволюцию общества в социологии Т. Парсонса?

8. Какие концепции получили наибольшее распространение во второй половине XX века?

9. Назовите подсистемы общества и их функции.

10. Почему А. Шюц называл «обыденный мир» «высшей реальностью»?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы (для пропустивших занятие - конспект - 5 страниц тетради:

1. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

2. Как М. Вебер интерпретирует понятие «ценность»?

3. Что такое социальное действие? Каковы его важнейшие признаки?

 

Литература

Основная

1. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

2. Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

3. Тощенко Ж. Т. Социология труда. М. Юнити_ДАНА, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=436864

 

Дополнительная

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

2. Вебер М. Образ общества: Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – 704 с.

3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

5. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=84932

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

7. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

8. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Политиздат, 1991. – 367 с.

9. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Уч. Пос. для вузов. – 5-е изд. – М.: 2001.

10. Западная социология: современные парадигмы антология. Сост.:Соколова, Л. Г. Титаренко Минск: Белорусская наука, 2016

11. Ионин Л.Г. Георг Зиммель - социолог._ АН СССР. – М.:Наука, 1981. -129 с.

12. Немецкая социология/ Под ред. Р.П.Шпаковой. – СПб.: Наука, 2003.

13. История социологии в Западной Европе: Учебник для вузов / Авт.: Гайденко П.П., Добреньков В.И., Ионин Л.Г. и др.; Отв. ред. Г.В.Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА- М., 1999.

14. Кравченко Е.И. Макс Вебер. – М.: Весь Мир, 2002. – 224 с.

15. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36167

 

 

Тема 4. Русская социологическая мысль.

Раздел II. Основные составляющие общества и теории общественного развития.

Тема 5. Общество как социальная система

 

Ключевые понятия темы: общество, социальность, социальные институты, деятельность, взаимодействие, структурные компоненты, подсистемы общества, социальные закономерности, тип общества, общественное производство.

Вопросы к обсуждению:

1. Определения общества, научные подходы и методы построения.

2. Естественные и исторические условия жизнедеятельности общества. Социально-исторический детерминизм.

3. Общество как система. Важные черты любой социальной системы. Типы социальных систем

4. Социальное взаимодействие и социальные отношения.

5. Типология обществ.

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Теория «социальных групп» общества Ф. Знанецкого.

2. Географическая среда и экологический детерминизм.

3. Народонаселение как важнейший фактор жизнедеятельности общества.

4. Общество как социетальная система. Важные черты любой социальной системы.

5. Особенности экономических факторов в жизнедеятельности общества.

6. Успехи и слабости цивилизаций в концепции Л. Февра.

 

 

Время для доклада – 10-15 минут.

Вопросы для самопроверки:

1. Как определяется понятие «общество» различными социологическими школами?

2. В чем отличительные особенности социально-исторического детерминизма?

3. Какова роль экономических факторов в жизнедеятельности общества?

4. Какие черты и качества характеризуют понятие социальной системы?

5. Опишите механизм социального взаимодействия.

6. Система общества имеет сложную структуру. Какие подсистемы входят в состав этой системы, каким образом они взаимодействуют друг с другом?

7. Общество в своем историческом развитии проходит ряд этапов, которые, в свою очередь, порождают различные типы общественного устройства. Охарактеризуйте известные Вам этапы общественного развития.

8. Какие точки зрения существуют относительно закономерностей развития общества. Одни мыслители (О. Конт, К. Маркс, П. Сорокин) признают наличие закономерностей в развитии общества, другие (Дж. Г. Мид) - это отрицают.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Концепции общества: атомистическая, «сетевая теория» и теория социальных групп, их различие.

2. Есть различные мнения о социальном прогрессе. Многие исследователи (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Деррида) в развитии общества отвергают прогресс. Другие (Гегель, Конт, Спенсер, Маркс) - наоборот, признают существование прогресса в развитии общества. Какая из позиций, по Вашему мнению, правильная? Подтвердите ее аргументами.

3. Взаимосвязь методов построения теории общества и реальной социальной жизни

4. Технологические факторы и экономические отношения в современном социальном развитии.

5. Социальная эволюция как естественно-исторический процесс.

 

Литература

Основная

1. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

2. Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

 

Дополнительная

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 2 Культура и общество.

2. Гэлбрейт Дж. Новой индустриальное общество. М., 1968.

3. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=84932

4. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

6. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействия // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность. Разд.: Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992// http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36167

8. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

9. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей. М.: Директ-Медиа, 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36191.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Директ-Медиа, 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=128617

11. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: (учебник) Пер. с пол. С. М. Червонной. - М.: Логос, 2005.

 

Понятийно-терминологическая игра:

Цель игры: помочь студентам усвоить основные категории и понятия социологии, раскрывающие сущность общества.

Задачи:

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения

2. Привить навыки организации дискуссии на основе метода малых групп.

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по учебному курсу.

4. Развить память и адекватно оценивать интеллектуальный потенциал студентов.

Студенческая группа подразделяется на дискуссионные
подгруппы по пять-шесть человек в каждой. Каждой группе предлагается дать определение (устно) следующих понятий по изучаемой теме: «общество», «социальная систе­ма», «социальный институт», «социальная структура», «социальный статус», «тип общества», «социальная закономерность». После того, как содержательные признаки данных понятий обсуждены внутри группы (10 минут), один из представителей группы озвучивает результаты работы, а представители других групп могут вносить свои дополнения, коррективы, выражать аргументированно свое несогла­сие. После этого преподаватель комментирует итоги работы каждой группы и дает им оценку.

 

На втором этапе

Задача каждой группы — за 10-15 минут усвоить эти новые по­нятия, выделив в них основные отличительные признаки. Для того чтобы активизировать такое усвоение, участники игры поочередно устраивают друг другу экзамен: воспроизводят своими словами опре­деление того или иного понятия, отвечают на вопрос, касающийся основных признаков изучаемых понятий.

Каждая группа составляет в течение следующих 10 минут связ­ный текст (социологическая информация, сообщение, рекламное со­общение, социальная характеристика личности и т.п.), который будет оцениваться по следующим критериям:

· Количество использованных понятий, вошедших в термино-карту.

· Точность в употреблении понятия, количество правильно ис­пользованных понятий.

· Занимательность текста и исполнительское мастерство про­чтения.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.