Кафедра нормальной физиологии с биофизикой — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Кафедра нормальной физиологии с биофизикой

2017-09-27 292
Кафедра нормальной физиологии с биофизикой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

 

Нормальная физиология является важнейшей фундаментальной медико-биологической дисциплиной. Её изучение является необходимым компонентом подготовки будущего врача и фармацевта, без знания и глубокого понимания этой дисциплины их профессиональная деятельность невозможна.

Перечень вопросов для подготовки к практическим занятиям по нормальной физиологии соответствует требованиям ФГОС по специальностям 060101 – лечебное дело, 060103 – педиатрия и 060301 – фармация.

Пособие состоит из двух частей: в первой представлены контрольные вопросы для студентов лечебного и педиатрического факультета, во второй – для студентов фармацевтического факультета.

В конце списка вопросов для каждой темы указывается список литературных источников для изучения материала. В качестве источников литературы выбраны издания, являющиеся основными в УМК по соответствующей дисциплине. Вопросы и литературные источники для студентов педиатрического факультета выделены жирным курсивом.


Часть I

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

Контрольные вопросы к занятию № 1 на тему:

ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

 

1. Предмет и метод физиологии.

2. Связь физиологии с другими дисциплинами, ее значение для медицины.

3. Аналитический и системный подходы в изучении физиологических процессов и функций. Краткая характеристика этапов развития нормальной физиологии: эмпирического, анатомо-физиологического, функционального. Становление и развитие физиологии в XIX – XX вв. Вклад зарубежных и отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки.

4. Понятие о физиологических функциях и процессах клеток, тканей, органов, систем и организма в целом.

5. Основные физиологические функции живого организма (обмен веществ и энергии, рост, размножение, пищеварение, дыхание). Понятие о гомеостазе.

6. Показатели, характеризующие нормальное состояние организма (температура тела, частота и характер пульса, частота дыхания, артериальное давление, осмотическое давление крови, рН и др.).

7. Возрастные периоды развития детского организма.

8. Понятие о регуляции функций. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций: по отклонению, возмущению, прогнозированию. Уровни и механизмы (нервный, гуморальный) регуляции функций. Представление о саморегуляции постоянства внутренней среды организма.

9. Общие свойства возбудимых тканей: раздражимость и возбудимость. Виды раздражителей.

 

10. Порог раздражения (реобаза). Полезное время действия тока. Хронаксия. Кривая зависимости силы и времени действия тока.

11. Изменение возбудимости при возбуждении: рефрактерная фаза (абсолютная и относительная), фаза повышенной (супернормальной) и фаза пониженной (субнормальной) возбудимости.

 

Литература:

1.Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Д. Холл, – М., 2008, С. 3 – 10.

2.Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 17 – 39.

3.Лекционные материалы

4.Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль, 1977, С. 3 – 6.

 


Контрольные вопросы к занятию № 2 на тему:

ФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТОЧНЫХ МЕМБРАН. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЕ

 

1. Клеточные мембраны, их виды (цитоплазматическая, аппарата Гольджи, митохондрий, саркоплазматического ретикулума, лизосом, ядерная оболочка и др.), их роль. Химический состав цитоплазматической мембраны. Мембранные белки (интегральные, периферические, транспортные), их роль.

2. Свойства мембран. Функции мембран.

3. Рецепторы, их классификация: по локализации (мембранные, ядерные), механизму развития процессов (ионо- и метаботропные), по скорости приема сигнала (быстрые, медленные, по роду воспринимающих веществ.

4. Ионотропные рецепторы, метаботропные рецепторы и их разновидности. Системы вторичных посредников действия метаботропных рецепторов (цАМФ, цГМФ, инозитол-3- фосфат, диацилглицерол, ионы Са++).

5. Ионные каналы, их строение. Классификация ионных каналов.

6. Токи покоя (мембранный потенциал, ток повреждения, метаболический ток).

7. Происхождение мембранного потенциала. Значение ионной асимметрии во внеклеточной и внутриклеточной жидкости. Ионные градиенты клетки, их механизмы. Уравнение Нернста.

8. Ионные насосы (АТФ-азы): K+-Na+-евая, Ca2+-евая (плазмолеммы и саркоплазматического ретикулума), H+-K+-обменник.

9. Современные представления о процессе возбуждения. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации при действии раздражителей. Понятие о поляризации мембраны, ее деполяризации, реверсии, реполяризации и гиперполяризации.

10. Потенциал действия и его фазы. Условия регистрации двухфазного и однофазного тока действия.

11. Происхождение компонентов кривой однофазного тока действия, их продолжительность. Мембранно-ионная теория происхождения тока действия.

12. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.

 

Литература

1. Учебник «Медицинская физиология»// А. Гайтон, Д. Холл, – М., 2008, С. 11 - 18, 47 - 76.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф.

Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 39 – 58.

3. Лекционные материалы.

 


Контрольные вопросы к занятию № 3 на тему:

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВОВ И НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО СИНАПСА

1. Значение нервной системы в механизмах регуляции функций в организме. Функция нервов.

2. Строение периферических нервных волокон. Миелинизация нервных волокон в онтогенезе.

3. Физиологические свойства нервных волокон (возбудимость и проводимость).

4. Механизм проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.

5. Классификация нервных волокон по их диаметру, скорости проведения возбуждения и особенностям потенциала действия (группы А, В и С). Возрастные изменения скорости проведения возбуждения.

6. Законы проведения возбуждения в нервах (закон анатомической и физиологической целостности нервного волокна, закон двухстороннего проведения возбуждения и закон изолированного проведения возбуждения).

7. Нервно-мышечный синапс, структура и свойства, медиатор. Понятие о холинорецепторе.

8. Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу, Потенциал концевой пластинки (ПКП) и его свойства. Значение холинэстеразы.

9. Возникновение потенциала действия в мышечном волокне.

10.Понятие о лабильности.

 

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А.Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 60 – 75, 90 – 97.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 58 – 74.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль, 1977, С. 58 –59

 


Контрольные вопросы к занятию № 4 на тему:

ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЦ. МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ

1. Физиологическая роль мышечной системы. Классификация мышц.

2. Морфо-функциональные особенности исчерченных мышц.

3. Ультраструктура миофибрилл: тонкие и толстые протофибриллы, их взаимное расположение в саркомере.

4. Сократительные белки (миозин и актин) и регуляторные белки (тропомиозин и тропонин) в составе протофибрилл, их свойства.

5. Понятие об L-системе продольных трубочек саркоплазматического ретикулума, их значение как депо Са2+. Т-система поперечных трубочек мембраны миофибрилл и ее взаимодействие с L-системой.

6. Теория мышечного сокращения и расслабления (Хаксли, Катц).

7. Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мышцах.

8. Электромеханическая связь возбуждения и сокращения мышцы.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.