Национальные измерения искусства. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Национальные измерения искусства.

2017-09-27 188
Национальные измерения искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальные измерения искусства.

План: 1. Сущность искусства как форма познания.

2. Поэтика художественного образа.

3. Национальные и общечеловеческие основы искусства.

4. Роль искусства в художественном воспитании школьников.

Искусство, или художественная сфера духовной жизни – в наибольшей мере характеризует сущность и самобытность любой национальной культуры, делая это в наиболее доступной, образно-эмоциональной форме.

Произведения искусства формируют свои этнонациональные образы мира (со своей историей, своими судьбами и взаимоотношениями, с особым отношением к природе, к соотечественникам, власти и т.п.). Всякое отечественное искусство способствует установлению национально-культурных диалогов, обнаруживая как похожесть, близость жизни и помыслов народов мира, так и различия, особенности. Художественное наследие всех народов абсолютно равноценно для мировой культуры: здесь нет «великих» и «малых», «высоких» и «примитивных», если только оно, по-настоящему, искренно, талантливо и человечно.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД.

Итак, в художественном образе в гармоническом единстве слиты чувственно опосредованная достоверность представления и логическая глубина умозаключения. В результате возникает специфически неповторимое совершенство художественного отражения и познания мира.

Мировоззрение есть взгляд на мир, т.е. теоретическая модель мира, в которой выражены философские, политические, моральные, религиозные, эстетические идеи художника. Эта модель может быть целостной или противоречивой.

Миросозерцание миропонимание мировоззрение

 

Исторически складывались различные толкования сущности художественного метода:

1) как «совокупности художественных приёмов и средств»;

2) как «принципа эстетического отношения искусства к действительности»;

3) как «системы общих мировоззренческих и идеологических принципов».

Однако, указанные определения не характеризуют вполне феномен метода в искусстве. Так, определённый художественный метод не ограничивается строго регламентированным, фиксированным набором приёмов и средств выразительности. С другой стороны, при разных художественных методах возможны сходные принципы эстетического отношения к действительности. Наконец, многообразие художественных методов в искусстве (классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм) нельзя уложить в жёсткие рамки определённых идеологических систем: искусство не терпит упрощения и формального соответствия.

Метод в искусстве – это определённый тип художественно-образного мышления, обусловленный существующими историческими формами жизни в их эстетическом богатстве, господствующим в данную эпоху характером общественного мировоззрения и накопленным к этому времени художественным опытом. Жизнь, преломлённая в художественных образах, становится содержанием искусства; художественные образы при этом отливаются в определённые, исторически обусловленные, устойчивые формы мышления. Так и рождаются различные художественные методы в искусстве, исторически изменяемые под воздействием новых мировоззренческих установок и ценностных ориентиров.

В эпоху Нового времени становится характерной ситуация параллельного сосуществования в рамках одной эпохи альтернативных художественных методов. Это связано с углублением и социальной дифференциацией художественно-общественной практики, множественностью мировоззренческих позиций. Каждая эпоха предъявляет свой круг требований к искусству, что влияет на тип художественного мышления.

Художественный стиль.

Широкое использование понятия «стиля» обусловлено потребностью фиксации в нём отличительного качества определённого типа культуры, принадлежности к данному социально-историческому пласту.

Под стилем традиционно понимается совокупность элементов, обладающих устойчивостью и качественной определённостью. Стиль может быть уподоблен индивидуальному генокоду живого существа, определённый тип целостности, в которую входят индивидуальные, родовые и видовые характеристики. Стиль выступает как представитель целого в каждом элементе («клетке») художественного произведения. Стиль, производя отбор средств художественной выразительности, подчиняет каждую деталь – общему замыслу произведения, тем самым «собирая», «централизуя» его.

Стиль способствует освоению внешнего мира в рамках определённой, единой, стройной художественной системы (вне этого – эклектика, безсистемность, рыхлость и невнятность художественной информации).

Стиль обеспечивает преемственность и взаимодействие художественных традиций на общем основании; создаёт возможность функционирования художественного произведения как законченного социокультурного феномена. Стиль ориентирует художника на определённый тип аудитории («язык времени» - социальный заказ), а аудиторию, в свою очередь, - на определённый тип художественных ценностей. Стиль способствует быстрому узнаванию, подключению к определённым информационным художественным каналам; стиль сразу же (по первым звукам, строчкам, кадрам…) сообщает о целом, устанавливает (или нет) контакт с аудиторией, её готовность к дальнейшему восприятию. Стиль выражает меру и характер эстетического освоения мира человеком на данном историческом этапе развития.

Стиль – понятие многослойное: по способу «расширяющихся или сужающихся кругов». В художественном произведении в «свёрнутом виде» представлены разные типы его стилевой идентификации: от общего к конкретному.

Так, отмечают региональное стилистическое единство произведения, национально-стилевые особенности, характеризующие данный тип культуры (например, с первых звуков легко различим русский, немецкий или испанский национальный стиль…). Существует также национально-исторический стиль, присущий определённой эпохе в развитии национальной культуры (русское барокко, французский классицизм, английская готика и т.п.). В истории искусства постепенно формируются различные стили отдельных художественных направлений, течений (так, написанные разными авторами произведения могут обладать стилистической общностью). В свою очередь, стилистическая общность течений может конкретизироваться в отдельных видах искусства и художественной культуры.

Постепенно формируется в истории искусства и индивидуальный стиль, присущий определённому художнику, характеризующий именно его личностный тип художественно-творческого мышления («Стиль Врубеля», «Стиль Репина» и др.). У некоторых художников в течение творческого пути происходили стилевые модификации (П.Пикассо «художник 1000 и 1 стиля», композитор И.Стравинский).

Особой, самобытной стилистической целостностью может обладать и отдельное художественное произведение. Существует и самое широкое стилевое обозначение – стиль исторической эпохи, вмещающий в себя отдельные, частные стилистические направления (например, стиль эпохи Просвещения).

Искусство выполняет множество функций. Среди них: преобразовательная (искусство как творчество), компенсаторная (искусство как восполнение), познавательная (искусство как знание), информационная (искусство как сообщение), концептуальная (искусство как анализ исторического состояния мира), прогностическая (искусство как предсказатель), коммуникативная (искусство как сообщение), игровая (искусство как игра) и др.

Великое искусство всегда имеет глубоко национальную природу, сохраняя глубинную связь с народным творчеством (фольклором).

Национальное = индивидуальному, но применительно к целому народу. Произведение искусства не может быть национально обезличенным. Общечеловеческие заботы, беды и проблемы в нем всегда облачены в национально окрашенные эмоции и чувства. Поэтому, искусство – идеальный инструмент для мирового общения. Искусство в системе национальных культур сродни собранию разных цветов в саду мирового бытия. Образуется противоречивая гармония (единство в многообразии), где каждая культура вносит свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Национальные произведения искусства - «золотой запас» в развитии человеческого духа.

Сущность национального в искусстве всегда волновала классиков отечественного искусства. Так, Н.В.Гоголь в статье «несколько слов о Пушкине» отмечал, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, так что соотечественникам его кажется, будто это чувствует и говорит он сам». Истинно национальный художник не подделывается искусственно под народный язык. «Народность – общечеловеческое начало, облеченное в живые народные формы» (А.Хомяков). По словам В.Белинского народность искусства есть «не достоинство, а необходимое условие» и «если изображение жизни верно, то и народно».

Подлинно великое национальное искусство никогда не будет сугубо «местечковым», провинциальным самолюбованием деталями своей культуры. В национальных формах искусства всегда должны быть отражены общечеловеческие проблемы жизни (нравственные, религиозные, эстетические и др.). Это создает возможность диалога (общения), взаимного интереса разных национальных культур. В отличие от националистического, национальное искусство никогда не утверждает свое особое превосходство, не навязывает своего мнения, не принижает роли и значимости.

 

Школа и искусство

1. Поскольку в авторитарной бюрократизированной среде существование свободного творчества невозможно, бюрократизация образования вытеснила из массовой школы искусство в его сущностной форме, в форме свободной творческой деятельности человека. Несмотря на то, что все школьные программы утверждают, будто их целью является всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка, фактически эта цель остается декларацией и не реализуется. Массовая практика эстетического образования ориентирована на передачу детям частичных знаний об искусстве, ремесленных умений и навыков, в частности формальных навыков «анализа» художественных произведений. Существующее школьное эстетическое образование не обеспечивает подлинной и непосредственной встречи каждого ребенка с искусством, не дает полноценных художественных переживаний, не способствует нравственному самоопределению ребенка.

Меньше всего уроки чтения, литературы, музыки, изобразительного искусства рассчитаны на то, чтобы вызвать у ребят высокие чувства, глубокие эмоции, побудить школьников разобраться в себе, задуматься над вопросами «Кто я?», «Зачем я?», «Как мне жить?».

2. Многочисленные психологические и социологические исследования показывают, что выпускники школы в массе своей либо остаются на дошкольном наивно-реалистическом уровне восприятия искусства, либо воспринимают художественные произведения неэмоционально и шаблонно, не выходя на уровень сопереживания автору и осмысления его художественной позиции. Это является прямым следствием действия существующих школьных программ по предметам эстетического цикла. Программы не учитывают различий в отношении к искусству на разных возрастных этапах, не обеспечивают подлинное и полноценное переживание искусства детьми любого возраста, не соотнесены с закономерностями перехода ребенка с одного возрастного этапа на другой и потому и не вооружают учителя средствами целенаправленного руководства художественным развитием детей.

3. Для разработки эффективных программ и методик эстетического воспитания и для правильной ориентации учителей сегодня остро необходима психологически обоснованная концепция, учитывающая возрастные особенности мотивов обращения ребенка к искусству, специфику развития художественной деятельности на разных этапа детства и особенно при переходах с одного этапа на другой.

4. Как в истории человечества, так и в жизни отдельного человека искусство в творческом воображении осваивает действительность, еще не освоенную реально, и таким образом расширяет, забегая вперед, поле духовного опыта человечества и отдельного человека, эмоционально подготавливая им своеобразную зону ближайшего развития. К сожалению, эта опережающая роль искусства до сих пор не прослежена педагогами и психологами для каждого этапа детства, а потому не включена в целенаправленный процесс развития личности ребенка.

5. Выдвинутый в конце 20-х гг. принцип советской методики художественного образования «от маленького писателя к большому читателю» не опровергнут и не отвергнут современной педагогикой, но подвергнут выхолащиванию и мистификации. Вместо того чтобы заниматься собственно художественным творчеством, младшие школьники сочиняют по картинке и пишут «творческие» диктанты, а старшеклассники упражняются в сочинениях на разные темы. Таким образом, на всех этапах школьного детства учащиеся выполняют упражнения, очень отдаленно напоминающие художественное творчество. Такие работы, вызванные к жизни заданием учителя, а не мотивами творчества, не нуждаются в формах искусства. Поэтому подавляющему большинству учителей-словесников так трудно представить себе, что на уроках литературы могло бы найтись место для сочинения частушек и эпиграмм, лирических стихов и пародий. И если на уроках изобразительного искусства дети все-таки рисуют, то это рисование обычно носит такой же ремесленно-репродуктивный характер, что и сочинения по литературе.

6. Репродуктивный характер учебной работы на уроках чтения, литературы, музыки и изобразительного искусства не нуждается в эмоциональной, творческой атмосфере, характерной для уроков подлинно художественной деятельности, на которых школьники не только получают беглые представления об искусстве или осваивают технические умения, но еще и переживают и полноценно «проживают» художественные произведения. Атмосфера творчества, приподнятости, воодушевления давно исчезла с уроков искусства в массовой школе. Для нее, как известно, характерно отсутствие положительных эмоций на большинстве уроков по любому предмету. Вот и выходит, что так называемые предметы эстетического цикла естественно «вписываются» в существующую картину школьного учебного процесса, в котором ребенок выступает объектом, подвергающимся обучению, а не активной личностью, стремящейся к саморазвитию в сотрудничестве с соучениками и учителем. Из этого ясно, как важно школе вернуться к основам художественной педагогики, ядром и базой которой всегда были личностные, уважительные, теплые, человечные взаимоотношения между учителем и учащимися, служившие художественному и общему развитию и учеников, и педагога.

7. Привычное выражение «предметы эстетического цикла» отображает не реальное явление, существующее в народном образовании, а педагогический миф. Никакого цикла в школе нет. Есть отдельные, разрозненные предметы, совершенно равнодушные друг к другу и ни по целям, ни по материалу, ни по логике подачи этого материала не скоординированные между собой и не сориентированные на взаимодействие. Не приходится говорить о цикле (или системе предметов) в школе еще и потому, что программы не обеспечивают постоянного присутствия всей художественной культуры (в лице основных искусств) на каждом возрастном этапе школьного, детства и достаточно полного освоения основных видов и жанров к концу школьного обучения. Так, музыка и изобразительное искусство почему-то исчезают в средних классах, а театр и кино необоснованно и нелогично отсутствуют в программах вовсе.

 

Учитель в системе художественного образования

 

1. Вузовское обучение будущих учителей нередко ориентировано на упрощенные цели школьных программ, т. е. на беглую передачу детям поверхностных представлений об искусстве и некоторого набора технических навыков. Впрочем, уровень подготовки большинства учителей не позволяет им в полной мере справляться даже с этой задачей, что объективно, по всей видимости, следует расценивать как фактор, положительный для художественного развития детей.

2. Жесткая нацеленность учителя на передачу детям готового набора знаний, умений, навыков, постоянно поддерживаемая системой инспекторского контроля, превращает педагога в обучающую машину, мало приспособленную к самообучению. С увеличением стажа своей работы учитель обычно не развивается художественно. Наоборот его восприятие искусства и суждения о нем становятся все более шаблонными (или наивными).

3. Педагог, ориентированный на передачу сведений об искусстве и технических умений, оказывается таким же «винтиком», объектом учебного процесса, что и ученик. Такой учитель приходит на урок, чтобы осуществить чьи-то цели, часто не совсем ему понятные. Нетворческая, лишенная художественных эмоций атмосфера подобных уроков не приносит удовлетворения ни взрослому, ни детям, а изматывает и того и других. У детей возникает представление, будто так же, ремесленно и однообразно, творит художник, создается извращенное представление об искусстве, возникает отвращение к нему. Такие уроки губительны для развития человеческих эмоций, сопереживания и общения.

4. Тягостная атмосфера уроков искусства и распространившееся отношение к ним как к чему-то второстепенному в школьном производстве мешают прижиться в школе дипломированным специалистам в области искусства — художникам и музыкантам.

5. Эта атмосфера оказывается непреодолимым препятствием для обогащения школы творческим опытом, зарождающимся в таких педагогических объединениях, какими, по сути, являются лучшие кружки детской художественной самодеятельности, студии, хоровые коллективы и т. п. Система народного образования активно сопротивляется внедрению новых идей эстетического воспитания и упорно не желает вырабатывать механизмы для освоения и распространения передового педагогического опыта.

Полноценное художественное восприятие и творчество доступны не только взрослому художественно образованному человеку. Для каждого этапа детства существует своя, отличная от взрослой, форма полноценного возрастного проживания искусства. Возможен, очевидно, и определенный вариант художественного развития (его следует признать наилучшим), заключающийся в таком движении к взрослой развитой, полноценной художественной деятельности, при котором на каждом возрастном этапе ребенок осваивает способ действия с искусством, полноценный для данного возраста. В этом варианте полнота художественных переживаний на каждом возрастном этапе, полноценность, возрастной художественной активности выступают необходимым условием дальнейшего художественного развития ребенка и его перехода на новый возрастной этап восприятия искусства и творчества.

В этом, и только в этом, варианте художественно-эстетического развития искусство на всех возрастных этапах способно выступать в своей сущностной специфике как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит личностно-смысловое самоопределение человека (формируются ценностные ориентации, мировоззрение и миропонимание) и развивается его универсальная способность.

 

Цель художественно-эстетического образования

 

В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая концепция выделяет развитие художественных потребностей и способностей учащихся, освоение детьми культурных форм общения с искусством. В отличие от традиционных данная концепция предполагает содержательную конкретизацию задач художественного образования на разных этапах детства в связи со спецификой возраста. Конкретизация задач на каждом возрастном этапе определяет специфику, содержания и средств художественно-эстетического образования для каждого из трех учебных концентров.

Системность художественно-эстетического образования на всех этапах задается общими для них основными принципами концепции.

 

Принципы концепции художественного образования

 

1. Личностно-смысловое общение учителя с учениками: такое неформальное, заинтересованное общение, осуществляемое как художественными, так и обыденными средствами, является необходимым условием художественного и общего развития и детей, и педагога.

2. Творческая доминанта: преобладающей деятельностью, в которой осуществляется художественно-эстетическое развитие, является та или иная форма художественного творчества ребенка.

3. Ориентация на ведущую деятельность данного возраста: организация художественно-эстетического образования на каждом этапе учитывает возрастную социальную ситуацию развития, характерные для возраста мотивы, потребности и психологические новообразования.

4. Ориентация на художественную деятельность как основу общего эстетического развития: основой общего эстетического развития ребенка выступает освоение художественной деятельности — создание произведений искусства, их восприятие, оценка и интерпретация.

5. Единство художественного образования с общекультурным художественным процессом: во-первых, программы по предметам художественного цикла должны гибко «учитывать проблематику современной художественной жизни; во-вторых, детское художественное творчество (музеи детского изобразительного искусства, кино- и мультстудии, детские литературные альманахи, школьные фольклорные ансамбли и т.п.) должно быть осознано как факт современной художественной культуры.

6. Художественность: процесс художественно-эстетического образования должен строиться в соответствии с законами искусства (создание художественной атмосферы, драматургия и режиссура занятий, использование эмоционально-образных средств и т.п.).

7. Движение в художественном образовании от всеобщих способов художественной деятельности к их видовому своеобразию и жанровой специфике (например: изображение, конструирование, украшение — в изобразительном искусстве; танец, марш, песня — в музыке).

8. Многопозиционное освоение художественного текста как особого вида распределенной коллективной деятельности: учащиеся воспринимают, переживают и оценивают текст с позиций читателя, критика, историка искусства, чтеца-интерпретатора, режиссера, автора, осваивая специфику диалогических отношений в художественной культуре.

9. Комплексное использование искусства, обеспечивающее освоение специфики художественных выразительных средств, языка искусства, его жанровых и стилистических особенностей.

 

 

КОНЦЕНТРАТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Дошкольный возраст

 

От рождения ребенка и до школы его художественная активность не выделяется в особые формы деятельности, и художественно-эстетическое развитие на каждом этапе детства протекает внутри ведущей деятельности этого этапа. В старшем дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью становится игра. Если дошкольное детство протекает нормально, то у ребенка складывается полноценный для этого этапа развития игровой способ освоения искусства. Игровая форма — единственный доступный дошкольнику способ удержания и воспроизведения переживаний, вызванных искусством. Например, слушая сказку, ребенок принимает на себя роль полюбившегося персонажа и совершает в этой роли воображаемые действия, соответствующие сюжету сказки. В сопереживании и содействии персонажам развивается воображение ребенка, его эмоционально-непосредственное, игровое, наивно-эстетическое отношение к искусству. Такое отношение в данном возрасте обеспечивает полноценное переживание искусства дошкольником и является необходимой основой для дальнейшего художественного развития.

У значительной части детей при существующей системе образования такое восприятие сохраняется в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте — вплоть до взрослости.

 

 

Младший школьный возраст

 

Подобно игре у дошкольника, в период младшего школьного возраста учебно-художественная деятельность должна выступить как ведущая форма деятельности, обеспечив полноценное эстетическое развитие ребенка на данном возрастном этапе. По своей целевой направленности учебно-художественная деятельность ориентирована на создание гармоничных условий для перехода ребенка от игрового отношения к искусству и наивно-реалистического восприятия к собственно-художественному. При этом в качестве основной, содержательной доминанты учебно-воспитательного процесса выступает формирование у ребенка художественно-эстетической позиции по отношению к искусству и действительности.

В целом курс начальной школы носит пропедевтический характер. Основное содержание работы определяется следующими направлениями:

1. Дифференциация искусства как особой сферы жизни.

2.Дифференциация собственной эмоциональной сферы ребенка (выделение художественных (катарсических) переживаний как переживаний особого рода; дифференциация различного рода эмоций (трагическое, комическое и т. п.); определение пафоса художественного произведения).

3. Рефлексия условий происхождения художественных переживаний. Освоение художественных средств как средств художественной выразительности, позволяющих развернуть личностно-смысловую художественную коммуникацию. Особое внимание здесь следует уделить развитию мотивации включения собственного жизненного контекста в содержание художественного общения. («Я в предлагаемых обстоятельствах».) При этом центральным методическим принципом выступает организация многопозиционного общения: автор — герой — читатель (зритель). В процессе такого общения организуется как рефлексия самих позиций, так и рефлексия художественных средств, с помощью которых оказывается особого рода воздействие на изменение эмоциональных состояний слушатели (зрителя).

4. Задание исходной ориентировочной основы в основных видах художественной деятельности. В изобразительном искусстве это изображение, украшение, конструирование; песня, танец, марш — в музыке; лирика, эпос, драма — в литературе. При этом раскрываются основные принципы художественной выразительности — принцип художественного композиционирования, задающий меру красоты и совершенства; принцип интонационной выразительности в разных видах искусства.

 

Средний школьный возраст

 

Ведущей формой деятельности в этот период выступает деятельность общения. Особым психическим новообразованием этого возраста становится чувство взрослости, которое выражается в потребности реального овладения способами человеческой деятельности и самоопределения в системе человеческих отношений. Исходя из особенностей возраста, гармоничность художественного развития характеризуется следующими моментами:

1. Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваивались как средства художественной выразительности, то в среднем звене идет освоение различных видов художественных языков. На данном этапе перед подростком должно быть развернуто все многообразие видов и жанров искусства. Ключевым моментом художественного развития является здесь формирование способности воспринимать многослойную структуру художественного произведения, выходить на понимание авторской позиции, вскрывая систему особых, диалогических отношений в произведении искусства.

2. Принципиальным моментом этого периода является создание условий для развития художественных способностей. Это требует широкого использования в процессе занятий художественно-творческих заданий, развертывания сети кружковой работы.

3. Особое значение для этого возраста имеет практический выход в широкий социальный контекст — художественное преобразование окружающей среды, организация театральных, литературных и музыкальных студий. Это дает возможность реализовать чувство взрослости в особом, социально значимом художественном поступке.

 

Старший школьный возраст

 

Старший школьный возраст является переходом от детской к взрослой жизни. Для него характерным психологическим новообразованием является потребность в самоопределении, проблематизация себя, выработка собственной жизненной перспективы. Характерным моментом этого возраста является стремление выхода в широкий социокультурный контекст, ощущение себя «гражданином мира».

В этой связи основное направление художественного воспитания и образования должно быть ориентировано на развитие юноши как субъекта культуры, перед ним должны быть раскрыты основные конфликты целостного художественного процесса различных исторических эпох, выявлена диалогическая природа организации культуры. В этой связи особое значение имеет введение помимо курса литературы, которая практически остается единственным видом искусства в старшем звене школы, целостного интегрального курса — «Мировая художественная культура». Данный курс должен создать в представлении учащихся целостную художественную картину мира в ее исторической перспективе, определить важнейшие закономерности развития искусства. Интегральный принцип МХК открывает широкие возможности для раскрытия глубоких и разносторонних связей между предметами гуманитарного и эстетического цикла.

 

 

Национальные измерения искусства.

План: 1. Сущность искусства как форма познания.

2. Поэтика художественного образа.

3. Национальные и общечеловеческие основы искусства.

4. Роль искусства в художественном воспитании школьников.

Искусство, или художественная сфера духовной жизни – в наибольшей мере характеризует сущность и самобытность любой национальной культуры, делая это в наиболее доступной, образно-эмоциональной форме.

Произведения искусства формируют свои этнонациональные образы мира (со своей историей, своими судьбами и взаимоотношениями, с особым отношением к природе, к соотечественникам, власти и т.п.). Всякое отечественное искусство способствует установлению национально-культурных диалогов, обнаруживая как похожесть, близость жизни и помыслов народов мира, так и различия, особенности. Художественное наследие всех народов абсолютно равноценно для мировой культуры: здесь нет «великих» и «малых», «высоких» и «примитивных», если только оно, по-настоящему, искренно, талантливо и человечно.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.