Ответственность за нарушение законодательства в области охраны природы и природопользования — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны природы и природопользования

2017-09-27 423
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны природы и природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кроме ответственности, которую несут природопользователи как плательщики налогов, сборов и иных обязательных платежей за нарушение налогового, таможенного и другого специального законодательства, названные субъекты несут также ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены следующие виды ответственности:

• дисциплинарная;

• административная;

• уголовная;

• имущественная.

Дисциплинарная ответственность — одна из основных правовых форм воздействия на нарушителей в области охраны и нерационального использования природных ресурсов. Как и другие виды ответственности, она наступает при наличии определенных условий и обстоятельств.

Административная ответственность применяется за совершение административно-экологического проступка, выразившегося в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды.

При совершении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность, наступающая только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ). Субъекты Федерации не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст. 71 п. «о» Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения экологического и иного законодательства такая ответственность предусмотрена в УК РФ.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнении водного и воздушного бассейнов — составляет 0,96% общего числа экологических преступлений; загрязнение земли — 0,75%. В основном применяются нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (незаконная охота, незаконный лов рыбы, незаконная порубка леса), т.е. за браконьерство. Большинство специалистов видят причины этого в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране и рациональном использовании земли. В свою очередь, работники природоохранных прокуратур отмечают, что недостатки их работы обусловлены прежде всего несовершенст­вом законодательства.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Широкий перечень экологических правонарушений, за которые могут применяться меры имущественной ответственности, содержится в административном и уголовном законодательстве.

Подводя итог изложенному, следует отметить необходимость совершенствования экономического механизма охраны природы и рационального природопользования. Его роль в условиях перехода к рыночной экономике должна возрастать. Традиционно используемые в законодательстве методы и механизмы экономического воздействия на природо-пользователей необходимо дополнить новыми, стимулирующими природоохранную деятельность (налоговые льготы, льготное кредитование природопользователей, осуществляющих эффективную природоохранную деятельность, и т.д.). Кроме того, необходимо усиление ответственности за нерациональное использование природных ресурсов.

В то же время следует подчеркнуть, что никакие размеры штрафов и ответственность не могут дать надлежащий положительный эффект для сохранения природных объектов до тех пор, пока у природопользователей и хозяйствующих субъектов не появится естественная потребность в сохранении природы.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.