Переход от античности к средневековью — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Переход от античности к средневековью

2017-09-27 367
Переход от античности к средневековью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви

- Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.

- Средневековая мысль всегда теоцентрична. Всё сущее определяет Бог.

- Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.

- Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).

- Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии

- мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего) Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти.

Основные этапы средневековой философии

Период Время Характеристика Представители
Апологетика II – III вв. Период утверждения христианства. Церковь ещё гоним. Задача: показать нелепость языческих верований. Апологеты обращаются к античной философии с целью найти там противоречие. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума. Тертуллиан, Климент Александрийский  
Патристика IV – X вв. Святость жизни, ортодоксальность учения, признание церковью. восточная западная
Григорий Нисский, Василий Кесарийский Аврелий Августин, еп. Кетарена.
Схоластика (от лат. Школа) XI – XIV вв. Возникают учебные заведения, предпринимаются попытки доказать существование Бога с помощью логических приёмов. Иоганн Скотт Иреугена, Ансельм Кетеркерийский, Пьер Абельяр, Фома Аквинский

Августин Блаженный

Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению (у Августина, пониманию). А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить. Зачастую вера предшествует пониманию. Возможности разума исторически ограничены из-за постепенности познания мира. Вера шире понимания (!), так как верить можно и в то, чего не понимаешь. (В этом вопросе Августин спорит с апологетом Тертуллианом, а его линию продолжит Фома Аквинский). Августин не противопоставляет веру разуму, а говорит о сверхразумности веры. Вера никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство становится более полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов).

Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое, стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств. Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия (с одной стороны, это влияние неоплатонизма, но Августин разделяет понятия Бога и бытия).

Августин считает, что существует изменяемые духовные предметы – разумные души, обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве. Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут изменить своё состояние.

 

Античность Христианство
Бог выступает в качестве ремесленника, строителя. Бог сотворил форму из уже существовавшей субстанции. Бог сотворил мир из ничего, то есть субстанцию тоже сотворил Бог.
Вера рассматривается с познавательной точки зрения, познание чувственным путём – подлинная добродетель. Познавательное начало в вере открывается только для того, кто живёт в пространстве веры.
Антропология: тело – бессмертная душа Антропология: тело – душа – дух. В духе дана возможность причастности к божественному через веру. Акцент не на бессмертии души, а на воскресении из мёртвых.
Понятие любви связано с понятием эроса – восхождения от чувственного к сверхчувственному Агапе – любовь – это не восхождение человека, а сошествие Бога к людям. Любовь – не завоевание, а дар.
Утверждается идеал сильной личности, способной достичь цели в одиночку Без помощи Бога человек не может ничего, исчезает как самодостаточная личность.

В 410 году в падении Рима обвинили христианство с его идеей безвольного человека. Ответом на эти обвинения стал «Град Божий» Августина. Августин утверждает, что подобные катаклизмы повторяются в истории. Существует град земной и град небесный, который дано увидеть в жизни земной. В нашем мире эти два начала перемешаны, но в высшем мире они разделеныà идея мирской и священной истории. Книга Августина способствовала тому, что христиане могли принять факт крушения империи как факт религиозных чувств. Таким образом, складывается идея линейного развития истории.

Схоластика


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.