Лечебная тактика при нервной анорексии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лечебная тактика при нервной анорексии

2017-09-26 250
Лечебная тактика при нервной анорексии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕЧЕБНАЯ ТАКТИКА ПРИ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИИ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Когнитивно-поведенческий подход
в работе с подростками

ЭФФЕКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Когнитивно-поведенческий подход в реабилитационной работе с людьми самого разного возраста — это синтез двух наиболее «рациональных» и экспериментально проверенных подходов практической психологии, где человек изначально рассматривается во взаимодействии со средой, а основное внимание уделяется его реальному поведению.
Психологи, работающие методами поведенческой терапии, ориентируются не на причины нарушенного поведения, а на само нарушенное поведение. Техники и методы, разработанные в терапии, направлены на обучение новым формам поведения либо на угасание имеющихся дезадаптивных форм поведения.
Методы поведенческой терапии эффективны для обучения приспособительным умениям, необходимым в различных жизненных ситуациях для формирования нового адаптивного поведения и преодоления поведения, которое стало неадаптивным. Пригодны они и для формирования новых социальных умений, овладения приемами саморегуляции, снятия стресса, преодоления вредных привычек.
Так, психолог обучает человека методам релаксации, чтобы справиться с реакциями тревожности, воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости, учит планировать свою карьеру, принимать решение, эффективно общаться. Данный подход помогает людям стать способными реагировать на жизненные ситуации адекватно, так, как бы они хотели реагировать.
И это далеко не все преимущества данного подхода. Для любого психолога-практика важны отсутствие возрастных границ, непродолжительность коррекционной работы и, конечно, возможность контролировать ее результаты.
Поведенческий подход обогатился достижениями когнитивного направления, где основное внимание уделяется познавательным, когнитивным структурам психики. Именно с ними работают психологи в коррекционном плане. Еще одна особенность когнитивно-поведенческого подхода состоит в том, что он ориентирован на настоящее, решает проблемы человека в настоящем, изменяя его представления о себе, о мире и способы его поведения. Этот подход директивен, активен, ориентирован на проблему клиента, применяется в индивидуальной и групповой форме.
Несмотря на изначально разные теоретические и методологические корни поведенческого и когнитивного подходов, в современной практической коррекционной психологии можно говорить об интегративном применении когнитивно-ориентированных техник и методик, направленных на формирование и моделирование поведения.

В.БАРАНОВА

СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Когнитивно-поведенческий подход
в работе с подростками

Окончание. Начало см. в № 29/2004

М ладший школьный возраст — период активного становления самооценки, осознания себя, своих умственных способностей, физических сил, мотивов и целей своего поведения, отношения к сверстникам и взрослым. Обретение нового социального статуса и освоение новой социальной роли — ученика — вносят значительные изменения во все сложившиеся до школы системы взаимоотношений ребенка, формируют новые отношения. В этот период значительно увеличивается групповая идентификация в среде сверстников. Это возраст наиболее выраженной конформности. Задачей психолога становится исследование коллектива, выявление референтных и социометрических предпочтений, работа с «непопулярными» членами детского коллектива, формирование благоприятного климата.
С поступлением в школу ребенок становится подверженным все возрастающему влиянию окружающих, находящихся вне семейного круга. Усвоение навыков социального поведения, моральных стандартов происходит через общение с учителями. Кроме важной функции обучения, учитель выполняет еще несколько функций: контролирует, оценивает, поддерживает ребенка. Проблемы при адаптации к школе у ребенка возникают тогда, когда функции оценки и контроля занимают основные положения в деятельности учителя, а функция поддержки ослаблена или игнорируется.
Когда учитель занимает позицию главного «оценщика» жизнедеятельности ребенка (поведения и знаний), усиленную постоянным контролем, и не подкрепляет ее поддержкой, проблемы могут обретать более сложный характер: дети начинают бояться учителей. Задачей психолога является определение наиболее оптимального типа взаимоотношений ученика и учителя.
Новый социальный статус и новая социальная роль наполняют новыми требованиями и отношения ребенка с родителями. Со стороны родителей значительно усиливается контроль, что также порождает значительные проблемы этого возраста. Для преодоления этих проблем или для их предотвращения основной функцией родителей должна стать психологическая поддержка и защита. В работе с родителями состоит еще одна важная задача психолога и социального педагога.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Проблемы и трудности адаптации к школе являются ведущими для младшего школьного возраста. Они могут быть выражены в разнообразных формах: повышенная тревожность, отсутствие новых друзей, нежелание идти в школу, трудности усвоения материала, общения с учителем, сверстниками, изменение отношений с родителями.

Случай из практики
Обратилась мама девочки-первоклассницы. Девочка пошла в школу в семь лет после посещения детского сада. Серьезных проблем до школы не наблюдалось. Подготовлена к школе в рамках программы детского сада (знала буквы, слоги). Младший ребенок в семье. Старший брат на год старше, ученик второго класса. Поводом обращения послужил факт обсуждения с учительницей нескольких ситуаций, когда девочка на занятиях в классе поднимала руку, чтобы ответить, но, вставая, не могла ничего сказать, молчала. Письменные задания в классе и дома она выполняла успешно. Никаких других жалоб у родителей не возникало, они склонны были видеть причины такого необычного поведения в особенностях личных взаимоотношений ребенка и учительницы.
Данные методического обследования показали, что у ребенка, во-первых, недостаточный уровень произвольной регуляции речевого общения, во-вторых — недостаточно развита произвольность поведения, существует сильная зависимость от взрослых и брата.
Очевидно, родители, уделяя много времени сыну-первокласснику, не смогли увидеть существование некоторых проблем развития дочери.

Для решения выявленных проблем использовались две основные методики поведенческой терапии: скилл-терапия — для развития навыков произвольности, саморегуляции и самоконтроля и методика контактной десенсибилизации — для снятия тревоги и страха в определенных ситуациях. Последовательность этапов коррекционной работы по методу скилл-терапии включала фазу моделирования (психолог ставит задачу и, рассуждая вслух, решает ее), фазу совместного решения задачи, фазу вербализованного самостоятельного выполнения задачи ребенком и самоподкрепления (девочка, выполняя задание, обязательно поощряла себя словами «Я смогу», «Я справлюсь» для снятия тревожности), фазу скрытого выполнения задачи во внутреннем плане. В качестве заданий выбирались интересные для ребенка логические задания, ребусы, что добавляло мотивации к занятиям и играло роль дополнительного положительного подкрепления. Однако особенное внимание уделялось заданиям, связанным с развитием речевого общения (составление рассказов по картинкам, придумывание сказок по ключевым словам и т.д.).
При проведении методики контактной десенсибилизации составлялся список реальных ситуаций, ранжированный по степени испытываемой тревоги. Тренировка в этих ситуациях (многолюдности, повышенного внимания, оценочного внимания, сильной мотивации хорошо ответить) обязательно включала этап моделирования. Этот этап состоял из наблюдения в этих ситуациях за другим ребенком, который не испытывал тревоги. Это происходило, например, в реальной ситуации урока. Упражнения предполагали постепенную тренировку. Сначала девочка оставалась после уроков и в более спокойной обстановке отвечала выученное правило или стихотворение только учительнице. Когда эта ситуация перестала вызывать тревогу, ее несколько изменили — в классе оставались дежурить две одноклассницы, которые также слушали, как девочка отвечает урок учительнице и т.д.
После серии занятий были сняты проблемы излишней тревожности, были даны рекомендации родителям продолжать упражнения на развитие произвольного поведения.

СТРАХИ

Ведущий в данном возрасте страх — несоответствия социальным ожиданиям и требованиям ближайшего окружения (родителей, учителей, сверстников). Появляются такие социально ориентированные страхи, как страх опоздать, сделать не так или не то, совершить ошибку, быть осмеянным, наказанным.
С точки зрения психологической работы, именно в этом возрасте должно быть сформировано умение адекватно оценивать свои поступки с точки зрения социальных ожиданий. Основными психологическими факторами возникновения страхов в этом возрасте являются:
1) гипертрофированный уровень притязаний; 2) отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками и другими взрослыми; 3) недостаточная уверенность в себе, в своих силах и знаниях; 4) сильная эмоциональная привязанность к матери; 5) драматизация и контроль со стороны родителей. Именно в этих направлениях должна проходить работа психологов и социальных педагогов.
Основные проблемы, заявленные родителями или выявленные школьным психологом, могут быть определены в целом как школьная фобия. Это целый комплекс страхов: перед посещением школы, боязнь учителя, плохой отметки, боязнь отвечать, боязнь вопроса, на который не знает ответа, боязнь пропустить школу и отстать в учебе от сверстников.

Случай из практики
Обращение мамы девочки-первоклассницы. Единственный ребенок в семье, посещала детский сад, проблем никогда не возникало. Девочка учится на «отлично», выполняя все задания и требования учительницы. Маму беспокоило то, что с некоторых пор она стала замечать у дочери навязчивую боязнь заболеть (и как следствие — пропустить занятия, отстать в учебе от сверстников, перестать быть любимой родителями и учительницей). Девочка отказывалась от любимого мороженого, очень жалела детей, которые по болезни пропускают школу, просила записать ее в спортивную секцию, чтобы «закалиться и никогда не болеть».
В результате коррекционной работы выяснилась негативная роль в возникновении данного страха родителей, которые, с одной стороны, полностью контролировали процесс подготовки уроков, с другой — постоянно апеллировали к чувству долга, ответственности, к тому, что «ты стала уже взрослой», практически напрямую увязывая хорошее отношение к ребенку с отличными отметками в школе. Данные обследования также выявили такую особенность личностного развития девочки, как значительная зависимость от родителей и других взрослых.

Целями коррекционной работы в данном случае являлись: 1) уменьшение степени тревоги и нервно-психического напряжения в ситуациях, связанных со школой; 2) уменьшение гиперответственности; 3) развитие навыков произвольности и самоконтроля; 4) формирование большей уверенности в себе.
Использовалась методика эмотивного воображения как вариант метода систематической десенсибилизации (постепенного уменьшения чувствительности к ситуациям, вызывающим тревожность). Согласно методике эмотивного воображения, сначала была составлена иерархия ситуаций, вызывающих тревогу и страх. (Боюсь пропустить школу, получить не ту отметку, чего-то не знать, сразу не ответить, все будут смеяться надо мной, учительница будет недовольна мной, мама и папа не будут меня любить.) Далее выбирались любимые герои, с которыми девочка себя частично идентифицирует. В данном случае ими явились кукла Барби и Золушка. Дальнейшая работа состояла в том, чтобы представить этих героев в ситуации школы: ребенок представляет и рассказывает, как они пошли в школу, что с ними там происходило, при этом необходимо, чтобы воображаемые ситуации были достаточно реальны и близки ребенку. После достаточной вовлеченности ребенка в игру постепенно вводились ситуации, вызывавшие страх.
Например, Барби заболела и не пошла в школу. Что она чувствует? Что скажет ей мама? Позвонят ли подружки? Будут ли ей рады в школе, когда она поправится? Что она делает дома? Каждая ситуация отрабатывалась очень подробно, пока не исчезали признаки тревоги.
Для формирования большей уверенности в своих силах, уменьшения зависимости от взрослых достигнута договоренность с родителями о том, что они займут позицию готовности помогать, вместо полного контроля. То есть некоторое время (один-два месяца) будут проверять не все домашние задания дочки, а только те, которые вызовут у нее затруднения, и она сама попросит об этом. Кроме этого, даны рекомендации родителям по коррекции своего очень значимого отношения к отметкам ребенка, для того чтобы уменьшить ощущения девочки, что ее любят только за хорошие отметки.

В.БАРАНОВА

УРОДЛИВ
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

ДИСМОРФОФОБИЯ — болезненный синдром, состоящий в обостренном переживании человеком своего физического несовершенства, навязчивых идеях собственного уродства, основанных на реальных, а чаще — мнимых телесных аномалиях.
Несмотря на то что данное явление, а также обозначающий его термин относятся к сфере психиатрии, для психолога, особенно школьного, оно также представляется весьма важным ввиду широкого распространения и значительного влияния на поведение многих людей, прежде всего — в подростковом и юношеском возрасте.
Согласно данным, опубликованным в современной печати, до 80% подростков недовольны своей внешностью, причем это недовольство окрашивает в минорные тона все их мироощущение, препятствуя полноценной жизни. Даже если учесть, что эти данные могут быть преувеличены журналистами, тенденция выявляется настораживающая.
В литературе, в том числе в газетных и журнальных публикациях, данное явление нередко описывается с помощью литературных образов. В прежние времена разные авторы использовали такие определения, как синдром Сирано де Бержерака, синдром Терсита, синдром Ван Гога и т.п. В эпоху Бивиса и Батхэда, когда нулевая эрудиция стала нормой жизни, эти названия практически вышли из употребления. В наши дни наиболее популярное обиходное название — синдром Квазимодо. При том, что последние читатели Гюго скоро вымрут как вид, даже их не читающим внукам имя Квазимодо знакомо благодаря создателям популярного мюзикла.
Однако и такое название нельзя признать удачным. Как известно, Квазимодо — персонаж романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» — испытывал тяжкие душевные страдания из-за своего уродства, которое вызывало к нему недоброжелательное отношение окружающих. Страдающие же дисморфофобией подростки, как правило, не имеют достаточных объективных оснований для своих отрицательных переживаний.
Впервые явление дисморфофобии было описано итальянским психиатром Э. Морселли в конце ХIХ в.; им же был введен в научный обиход и данный термин. В начале ХХ в. это явление в своих работах довольно подробно описал П. Жане. Отечественные авторы также не обошли его вниманием — сходное с дисморфофобией состояние (хотя и без употребления самого термина) описано В.М.Бехтеревым в серии работ 1899–1905 гг., а также С.А. Сухановым (1905).
Первой отечественной работой, посвященной собственно дисморфофобии, является статья Н.Е.Осипова, вышедшая в 1912 г. В ней автор, применяя со ссылкой на Морселли термин «дисморфофобия», описывал больную, страдавшую из-за своего якобы слишком высокого роста и уродливого лица; последнее побуждало ее настойчиво добиваться хирургического вмешательства. Страдания больной доводили ее до мысли о самоубийстве — с целью уморить себя голодом она однажды отказывалась от пищи в течение 20 дней.
Данный случай Осипов, один из пионеров российского психоанализа, попытался трактовать с фрейдистских позиций, и лечение в его описании носило психоаналитический характер. К сожалению, о его эффективности можно судить только по словам самого Осипова, а, как известно, психоаналитики считают свой метод безупречным (что, по мнению представителей других подходов, далеко не бесспорно). Кроме того, в работе Осипова синдром был описан на примере интересного частного случая, насчет его распространения никаких суждений не высказывалось. Это и понятно — до недавних пор явление массового характера не имело.
Специальная монография на эту тему, наиболее полно анализирующая синдром с психиатрических позиций, написана
М.В. Коркиной сравнительно недавно; необходимость ее появления, по словам самого автора, вызвана широким распространением синдрома в последней трети ХХ века. В последние годы к обсуждению проблемы активно подключились психологи — главным образом в связи с тем, что в большинстве наблюдаемых случаев явление не носит характер острой патологии и требует немедицинского вмешательства.
По мнению большинства авторов, широкое распространение явлений, подобных дисморфофобии, в подростковом и юношеском возрасте определяется самой спецификой этого возрастного этапа, когда обостряется внимание к своим внешним данным (так же как и к мнению о них окружающих). Примерно в возрасте 12–13 лет происходит переход от индивидуального к общественному самосознанию, что выражается в более высоком уровне восприимчивости к информации, касающейся самооценки, определения своего места в социуме.
Еще основоположник эволюционной теории Ч. Дарвин наглядно показал, что внимание к своей наружности и главным образом к лицу, имеющее наиболее важное значение в молодом возрасте, является фактом, эволюционно обусловленным, тесно связанным с особенностями филогенетического развития.
В своем труде «О выражении ощущений у человека и животных» при объяснении природы таких явлений, как стыд, застенчивость, скромность, Дарвин писал: «...Люди в течение бесчисленных поколений обращали частое и серьезное внимание на свою наружность, и в особенности на лицо», подчеркивая в то же время, что эти особенности значительно сильнее выражены у молодых. Кроме того, Дарвин указывал и на чрезвычайное значение в оценке собственной внешности мнения о ней других людей: «...Мысль о том, что думают о нас другие, вызывает краску на нашем лице».
П.Б. Ганнушкин, отмечая, что «жизнь есть постоянное развитие» и что «преобразование личности происходит большей частью не только путем равномерной эволюции, но и как следствие ряда сдвигов, прерывающих от времени до времени спокойное и медленное ее развитие», указывал, что эти сдвиги прежде всего соответствуют тем возрастным периодам, которые характеризуются значительными изменениями функций эндокринных желез, — так называемым возрастным кризисам (в медицине это понятие имеет иное значение, чем в психологии); наиболее важным из них является период полового созревания. Давая характеристику этого периода, Ганнушкин писал: «...Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой».
Свойственное подростковому и юношескому возрасту внимание к своей внешности, чувство недовольства собственной наружностью очень ярко описаны Л.Н. Толстым во второй и третьей книгах его автобиографической трилогии («Отрочество» и «Юность»). В частности, свое состояние в пору отрочества Толстой описывает следующим образом: «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я был убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не только самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее».
Надо отметить, что недовольство своей внешностью, теми или иными чертами лица или фигуры — явление довольно частое среди психически здоровых подростков и юношей, наблюдающееся иногда эпизодически, иногда более или менее перманентно. Но у здоровых людей эти мысли не занимают доминирующего положения в иерархии жизненных ценностей и не определяют все их поведение, весь их жизненный уклад.
В других же случаях убежденность в наличии какого-то физического недостатка может носить характер патологии, нередко очень тяжелой. Данная патология, особенно на ранних стадиях заболевания, вызывает большие диагностические затруднения ввиду внешней схожести с обычными, психологически понятными способами поведения. Поэтому в вынесении суждения по данному вопросу психологу следует быть особенно осторожным — возможно, некоторые акцентуации самоощущения подростка не выходят за рамки его компетенции и поддаются коррекции психологическими методами, но не исключено, что налицо и нарастание болезненного синдрома, о чем квалифицированно может судить лишь психиатр.
Нынешнее распространение «синдрома Квазимодо» многие специалисты склонны объяснять навязчивым влиянием массовой культуры, насаждающей нереалистичные стандарты внешности в качестве эталонов. Кроме того, усовершенствование внешности всевозможными косметическими и даже хирургическими средствами превратилось в чрезвычайно прибыльную отрасль индустрии, заправилы которой кровно заинтересованы в насаждении синдрома в массах. В результате самоопределение молодого человека опирается на навязанные ему искусственные эталоны, сравнение с которыми в большинстве случаев приводит к занижению самооценки. Насаждение эталонов начинается еще в детском возрасте посредством соответствующих игрушек — в частности, невероятно популярной во всем мире куклы Барби.
Американский психолог Келли Браунелл с помощью компьютера придал фотографии девочки-подростка пропорции, характерные для популярной куклы. На полученном снимке оказалось хорошо видно, что это совершенно ненатуральные и более того — неэстетичные пропорции. Браунелл опасается, что такие куклы способствуют распространению среди подростков серьезного психического заболевания — нервной анорексии, когда навязчивая страсть к усовершенствованию фигуры приводит к полному истощению.
Впрочем, у семилетней дочки психолога целых шесть таких кукол...
В тех случаях, когда мания усовершенствования внешности не обостряется до патологии, психологи рекомендуют проводить с подростками разъяснительную, консультативную и психотерапевтическую работу, направленную на формирование здоровой самооценки, в частности — критичности к нереалистичным эталонам.
Похоже, умение правильно воспринимать увиденное в глянцевых журналах пора преподавать в школах как особый раздел основ безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, подростков необходимо готовить к тому, что на определенном этапе их развития перемены в их внешности могут носить не слишком приятный характер. Соответствующие примеры ярких и успешных личностей (той же Джулии Робертс, пережившей в школьные годы немало насмешек) помогут подросткам понять, что перемены преходящи. К тому же окружающие воспринимают нас в целом, а не по частям, и производимое нами впечатление складывается преимущественно из психологических особенностей, а не только телесных.
Избыточная озабоченность своим несовершенством нередко сопутствует жизненной ситуации, в которой подросток не видит в окружающем мире источников подтверждения своей высокой самооценки. И здесь действенным средством выступает переключение внимания на те виды активности, в которых он или она могут реально достичь ощутимых успехов и заслужить одобрение

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук

РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

№ газеты Учебный материал
  Лекция 1. Психологическое здоровье как ключевое понятие школьной психологической службы, определяющее работу с родителями
  Лекция 2. Стратегии и формы групповой работы с родителями
  Лекция 3. Активные формы групповой работы с родителями. Контрольная работа № 1
  Лекция 4. Активные методы консультирования: детско-родительские мероприятия, тренинги
  Лекция 5. Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы
  Лекция 6. Консультирование родителей с опорой на тип нарушения психологического здоровья ребенка. Контрольная работа № 2
  Лекция 7. Индивидуальное консультирование родителей с опорой на особенности возраста. Специфика возрастного кризиса
  Лекция 8. Личностная готовность психолога к работе с родителями
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет вместе со справкой из учебного заведения.

Предлагаемый материал подготовлен на основе опыта работы в Ломоносовской школе г. Москвы, поэтому огромная благодарность всему ее педагогическому коллективу, коллегам-психологам, и в особенности А.С. Кривцовой, совместные разработки с которой вошли в лекции, а также М.А. Зиганову, который побудил проанализировать наш «путь к родителям».

ЛЕКЦИЯ 1

ПCИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ

ГЛАВНОЕ — СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

Поскольку в формулировании цели психологической службы школы сегодня присутствуют некоторые разногласия, подробно остановимся на трактовке нашего ее понимания и вытекающих из этого последствий.

Мы считаем. что цель школьной психологической службы — это прежде всего создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. В данном определении принципиальным является слово «условия». Мы полагаем, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на семью в какой-то мере можно воздействовать, то экономические и культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Кто же такой гармонично развивающийся человек? Мы полагаем, что гармонично развивающийся человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм и использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на Земле. Оно осуществляется в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять необходимые социальные и семейные функции, то есть будет адаптирован к окружению и сумеет творчески изменять его.

Можно сказать, что гармоничное развитие— это:

а) наличие гармонии как внутри человека, так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) наличие предпосылок к последующему развитию в процессе жизнедеятельности;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, то есть выполнения необходимых (в соответствии с возрастом) социальных и семейных функций.

Динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.

ЛИТЕРАТУРА

Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.

Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000.

Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М., 2003.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какой из компонентов психологического здоровья кажется вам самым важным?

2. Какие нарушения психологического здоровья наиболее выражены в вашей школе?

3. Что сказать родителям, чтобы доказать взаимосвязь психологического здоровья с физическим?

4. Что сказать родителям, чтобы доказать взаимосвязь психологического здоровья с успешностью в учебе?

5. Что сказать родителям, чтобы доказать взаимосвязь психологического здоровья с поведением ребенка в школе?

 

 

ЛЕЧЕБНАЯ ТАКТИКА ПРИ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИИ


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.