Расщепление личности и распознание этого в речи — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Расщепление личности и распознание этого в речи

2017-09-26 203
Расщепление личности и распознание этого в речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так как наше Я должно быть деятельно во всех трех частях его внутренней жизни - в душе ощущающей, в душе рассудка или душевности и в душе самосознающей, - также и Б немыслимо без П или Ф в области чувств; Т - без Д и С в области мышления; Х - без Г и К - в области воли. Они являются ступенями развития души ощущающей, души рассудка или душевности и души самосознающей. Также невозможно представить себе, чтобы они были звуками только в области чувства, или только мышления, или только воли. Эти три области невозможны друг без друга, они нуждаются одна в другой. Они, прежде всего, делают нас “земными людьми” и приводить их в гармонию есть наша непреложная задача. Человеку всегда необходима эта тройственность, дабы не нарушалось равновесие, или же чтобы оно могло все снова восстанавливаться.

Если нормальное равновесие нарушается, то три области - мышления, чувства и воли - распадаются, отделяются друг от друга; это же происходит и в речи. Те, что живут только в чувстве, высвобождаясь от всего по-земному тяжкого, те, кто не чувствуют себя более связанными с землей, говорят с придыханием, неартикулированно, рассеиваясь как рассеиваются облака. Это заметно, например, у наркоманов, однако появляется и при различных заболеваниях. Если этим людям удается артикуляция, и в особенности, при нёбных звуках - они чувствуют себя хорошо. Тогда они становятся пробужденнее, могут яснее мыслить. Также и благодаря музыкально-ритмической речи Я человека становится в правильное отношение к физическому телу и при этом обретает здоровую взаимосвязь как с физической так и с духовной жизнью. Тогда пробуждается настоящий, разумный энтузиазм, а преувеличенное, люциферическое начало связывается.

Людям, освобождающимся от своего физического тела в приближении смерти, труднее всего произносить земной звук К - ведь К образуется в той части нашего инструмента речи, которая соответствует области воли. Также труднее всего произнести звук К людям, получающим обезболивающие средства и находящимся по этой причине в притупленном состоянии, никогда не приходя полностью в дневное сознание.

Человек абстрагирующийся в своем мышлении, отходя далеко от чувства и воли, будет говорить в основном четко и ясно, но “от головы”: без дыхания, рублено и быстро. Гласные, которые являются душевным наполнением речи, становятся слишком короткими. Согласные оформлены лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы выразить смысл слова. С “абстрактными” работать очень трудно, поскольку они все время разрушают вымышленными вопросами все то, что бережно выстраивается в работе. Их трудно привести к внутреннему переживанию (в душе); там у них, с одной стороны, вынашиваются непрестанные сомнения, а с другой стороны, охота насмешки.

Речь должна пройти через тепло сердца. Кровь, несущая тепло, притекает к легким. Мы говорим при помощи воздуха, который прогрет теплом нашей крови сердца. В горячей крови обитает наше Я. Это тепло нельзя терять ни в том, как человек говорит, ни в том, что он хочет выразить. У людей интеллекта, которые живут в одних абстракциях, речь бескровная, холодная: они удерживают в себе дыхание.

Если речь переходит в звериный визг, крик и завывание (как у людей агрессивных или пьяных, или у некоторых эстрадных певцов), если в самой речи есть нечто неоформленное, неконтролируемое, бессмысленный рев - орать, ведь, можно и тихо, - то здесь выражается отделение воли от мышления и чувства. Голос, выходя из тела, звучит глухо, лишенный внутренней основы. Согласные тоже неартикулированы, лишены формообразующей силы. Здесь выражает себя разнузданная, не подчиненная собственному Я воля.

Итак, люди, которые в результате неправильного развития высвободили свое чувство из необходимой тройственности - мышления, чувства и воли, - они могут “утонуть” в своем чувстве, купаясь в нем и наслаждаясь. Для людей, у которых нет гармонии в мышлении между чувством и волей, опасность заключается в возможности абстрактности и всезнайства. Люди же, которые высвободили свою волю из этой троичной душевной целостности, будут совершать слепые и необдуманные поступки.

В книге “Как достигнуть познания высших миров” в главе “Расщепление личности в процессе духовного ученичества” Р.Штейнер говорит о последствиях, которые могут появиться в ходе ученичества: если разделение трех сил - мышления, чувства и воли - наступает прежде, чем человек, усилив своим Я собственное сознание, этим высшим сознанием создает гармоническое соответствие этих трех сил, тогда воля, не сдерживаемая более в равновесии мышлением и чувством, устремляется безудержно своим собственным путем. Из-за отсутствия власти мышления и чувства над волей человек становится “деспотической натурой и переходит от одного безудержного действия к другому”.

Если чувство идет на поводу своих собственных закономерностей, освободившись от воли и мышления, то может возникнуть личность, склонная к зависимости от других, преклонению перед другими, “отдающая себя в безграничную зависимость вплоть до утраты всякой собственной воли и мышления. Вместо высшего познания ее уделом явится самое жалкое опустошение и бессилие... Или, может случиться, что натура, склонная к благоговению и религиозному вдохновению, при таком преобладании чувства впадет в совершенно поглощающую ее религиозную мечтательность... Третье зло наступает в том случае, если пересиливает мышление. В этом случае развивается враждебная жизни, замкнутая в себе созерцательность. В глазах таких людей мир наделен значением только в той мере, в какой он доставляет им самим пищу для удовлетворения их безгранично разросшейся жажды мудрости. Ни одна мысль не может побудить их к действию или к переживанию. Они во всем проявляют себя как безучастные, холодные натуры...

Таковы три ложных пути, на которые может вступить духовный ученик: деспотизм, расплывчатость чувств и холодное, бессердечное стремление к мудрости”.

Сегодня у людей происходит высвобождение их сущностных членов, ибо все человечество в целом переходит через порог духовного мира. Но если сущностные члены человека расщепляются слишком рано, отделяясь друг от друга без должного нравственного развития, то это приводит к губительным последствиям. Искусство формирования речи (Sprachgestaltung) является целительным средством, поскольку здесь наше Я посредством каждого отдельного звука собирает наши сущностные члены воедино и поскольку благодаря звукам наши оболочки (сущностные члены) “напрягаются” и крепнут. Тем самым “связывается” “князь мира сего”, который стремится людей разрушить (282/352).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если мы внимательно посмотрим с точки зрения искусства формирования речи, какие звуки произносятся или могут произносится неверно, и если мы рассмотрим их во взаимосвязи с тремя душевными ступенями развития, - душой ощущающей, душой рассудка или душевности и душой самосознающей - и тремя областями чувства, мышления и воли, то можно увидеть разнообразнейшие предпосылки и возможности. Одна из задач будущего - исследовать, воздействуют ли, и если да, то как, воспалительные и склеротические заболевания на душу ощущающую, душу рассудка или душевности и душу самосознающую; существует ли в то же время определенная слабость в астральном, эфирном и физическом и отражается ли это вновь в произношении отдельных звуков; проявляется ли как-то в чувстве, мышлении и воле если звуки соответствующих областей тела проговариваются неправильно?

Иными словами, существует ли определенная взаимосвязь между, например, неким периферическим воспалением в передней части тела, нарушением в душе ощущающей, жизнью чувств, слабостью в астральном и звуком Б; или, например, между склерозом, всем телом человека в целом, нарушениями в душе самосознающей, в воле, ослаблением физического и звуком Х. Или же - между внутренним воспалением в области головы выше верхней губы по направлению назад включая область спины и позвоночника - и душой рассудочной или душевности, мышлением, ослабленностью эфирного тела и звуком Т. Или же еще и другие, остальные шесть возможностей.

Согласные, однако, не только формируют облик нашего тела, они также придают форму нашим органам. В неартикулированности и не-образности речи могут проявляться и действовать болезни. Обращая внимание на звуки речи, мы расширяем наш взгляд, чтобы увидеть всего человека во всей его целостности. Мы живем в то время, когда тайны Человека, созданного из мировых начал Гласного и Согласного, должны все более и более открываться, дабы речь могла стать некой “действенной наукой” (intensiven Wissenschaft) (301/22).

Развитие духовной науки связано с дальнейшим усовершенствованием внутреннего чувства и внутренней формирующей и облекающей силы нашей речи. Вся эволюция человечества взаимосвязана с познанием сокровенной силы слова. Человек развивается - в слове.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Heinz Mueller. Von der heilenden Kraft des Wortes und der Rhytmen. Menschenkunde und Erziehung, Bd.22. 2.Aufl.Stuttgart 1977. (О целительной силе слова и ритмов. Учение о человеке и воспитание, т.22, 2 изд.)

2.Aristoteles. Die Lehrschriften. Herausgegeben, uebertragen und in ihrer Entstehung erlaeutert von Paul Gohlke. 3.Aufl., Paderborn 1968

Aristoteles. Die physikalischen Lehrschriften. Aristoteles an Koenig Alexander: Ueber die Welt. Paderborn 1949

Также ср. с циклом докладов Р.Штейнера “Образы мистерий”; 14 докладов, Дорнах, 1923 (докл.15.12.1923), GА 232 Дорнах, 1974.

3.А.G.Degenaar.Krankheitsfalle im Klinisch-Therapeutischen Institut Stuttgart 1924, S.67 (13 August 1923). (Случаи заболеваний из клинической практики в терапевтической клинике, Штутгарт, 1924, с.67 (13 августа 1923). Изд. на правах рукописи только для врачей.

4.Высказывания Р.Штейнера в: Heinz Mueller (cм. сс.1).

5.Ita Wegman. “Сигнатура сил зодиака и планетных сил в организме человека как выражение Мирового Слова”, Zeitschrift Natura,3,1928/29.

6.Р.Штейнер в: Margarita Kirchner-Bockholt. Grundelemente der Heileurythmie. 2 изд.Дорнах,1969.

7.Julia Bolt. Heil-Eurythmie mit seelenpflege-beduerftigen Kindern. Arlesheim 1958, S.51,53.

Рудольф Штейнер

(по номерам библиографии полного собрания сочинений (GA) Р.Штейнера)

10.”Как достигнуть познания высших миров?”(1904)

56.Познание души и духа. 15 докладов в Берлине и Мюнхене, 1907/08 (докл.3.12.1907)

58.Путь переживаний души. 8 докладов в Берлине, 1909/10,(докл.3.2.1910)

93а.Основополагающие элементы эзотерики. 31 доклад в Берлине,1905 (докл.12.10.1905)

106.Египетские мифы и мистерии. 12 докладов в Лейпциге 1908/09 (докл.5.9.1908)

107.Духовнонаучное учение о человеке. 19 докладов в Берлине,1908/09 (докл.27.4.1909

121.Миссии единичных народных душ во взаимосвязи с германско-скандинавской мифологией, 11 докладов в Христиании(Осло) 1910 (докл.9 и 16.6.1910)

122.Тайны библейского сотворения мира. 11 докладов в Мюнхене, 1910 (докл.18.8 и 22.8.1910)

132.Эволюция с точки зрения истинного. 5 докладов в Берлине 1911 (докл.7.11.1911)

137.Человек в свете оккультизма, теософии и философии. 10 докладов в Христиании (Осло),1912 (докл.7.6.1912)

151.Человеческое и космическое мышление. 4 доклада в Берлине, 1914 (докл.22.1.1914)

158.Взаимосвязь человека с элементарным миром (миром стихий). 10 докладов и 2 обсуждения в различных городах, 1912-1914 (докл.20.11.1914)

161.Пути духовного познания обновления художественного мировоззрения. 13 докладов в Дорнахе 1915 (докл.9.1.15)

180.Истины мистерий и импульсы Рождества. Древние мифы и их значение. 16 докладов в Базеле и Дорнахе 1917/18 (докл. 29.12.1917)

183.Наука о становлении человека. 9 докладов в Дорнахе, 1918 (докл.1.9.1918)

185.Симптоматология истории. 9 докладов в Дорнахе 1918 (докл.26.10.1918)

190.Импульсы прошедшего и будущего в социальных событиях. 12 докладов в Дорнахе 1919 (докл.28,29.3.1919)

209.Скандинавский (нордический) и среднеевропейский духовные импульсы. 11 докладов в различных городах 1921 (докл.18.12.1921)

220.Живое познание природы. Интеллектуальное грехопадение и спиритуальное восстание от греха. 12 докладов в Дорнахе 1923 (докл.19.1.1923)

224.Душа человека в ее связи с душевно-духовной индивидуальностью. 11 докладов в различных городах 1923 (доклады 13.4 и 23.5.1923)

231.Сверхчувственный человек, постигаемый в антропософии. 7 докладов в Гааге 1923 (докл.17.11.1923)

233а.Места мистерий средневековья. 10 докладов в Дорнахе 1924 (докл. 13.1.1924)

277.Эвритмия - откровение говорящей души. Обсуждения эвритмических представлений в 1918-1924 (обсужд. 21,22.7.1923)

278.Эвритмия как видимая речь. 15 докладов в Дорнахе 1922-1924 (докл. 24,25,26,30.6.1924; 2,3,7,9,12.7.1924; 26.8.1923; 4.8.1922)

280.Методика и сущность формирования речи. Вводные слова на курсах, высказывания, замечания на семинарах и доклады 1919-1924 (разл. сообщения)

281.Искусство рецитации и декламации. Доклады, обсуждения, семинар с 1912 по 1928 (доклад 13.10.1920)

282.Формирование речи и театральное искусство. 19 докладов в Дорнахе 1924 и ответы на вопросы начиная с 1921 (ответы на вопросы 10.4.1921; докл. 2,3,4,6,9,10,16,21,22,23.9.1924)

283.Сущность музыки (Мusikalische) и переживание тона в человеке. 8 докладов в различных городах 1906 и 1920-1923 (доклад 7.3.1923)

299.Духовнонаучные рассмотрения речи. 6 докладов в Штутгарте 1919-20 (доклад29.12.1919)

301.Обновление педагогическо-дидактического искусства благодаря духовной науке. 14 докладов для учителей в Базеле 1920 (докл.20.4.1920)

306.Практика педагогики с точки зрения духовнонаучного познания человека. 8 докладов в Дорнахе 1923 (доклад 3.4.1923)

307.Духовная жизнь и педагогика настоящего времени. 14 докладов в Илкли 1923 (докл.8.8.1923)

312.Духовная наука и медицина. 20 докладов в Дорнахе 1920 (докл.27.3 и 6.4.1920)

313.Духовнонаучная точка зрения на терапию. 9 докладов в Дорнахе 1921 (докл.15.4.21)

315.Лечебная эвритмия 8 докладов в Дорнахе 1921 и Штутгарте 1922 (докл.13,14,15,18.4.1921)

316.Медитативные рассмотрения и указания к углублению искусства исцеления. Рождественский и пасхальный курсы для врачей. Дорнах 1924 (докл.23.4.24)

339.Антропософия, социальная трехчленность и искусство речи (Redekunst). 6 докладов в Дорнахе (докл.15.8.1921)

348.О здоровье и болезни 18 докладов для рабочих - строителей Гетеанума 1922/23 (доклад 30.12.1922)

353.История человечества и миропонимание цивилизованных народов (Kulturfoelker). 17 докладов для рабочих - строителей Гетеанума (докл.17.5 и 4.6.1924)

Доклады, не вошедшие в Полное собрание сочинений:

17.7.1915 Доклад в Дорнахе: Царство речи. Речь как отражение жизни высших существ. Дорнах 1935 (должен войти в 162 т. GA)

18.7.1915.Доклад в Дорнахе: Утраченное созвучие между речью и мышлением. Расщепление людей на группы в соответствии с речью. Дорнах,1938.

Дополнительная литература:

60. Ответы духовной науки на великие вопросы бытия. 15 открытых лекций в Берлине 1910-1911 (Доклад 17.11.1910)

76.Плодотворное влияние антропософии на отдельные науки. Доклады и обсуждения во время второго курса антропософской Высшей школы в Дорнахе 1921 (докл.7.4.1921)

211.Солнечные мистерии и мистерии смерти и Воскресения. Экзотерическое и эзотерическое христианство. 12 докладов в различных городах 1922.

219.Связь звездного мира с человеком и человека со звездным миром. Духовное причасти человечества. 12 докладов в Дорнахе 1922 (докл.26.11.1922)

222.Импульсы духовных сил в событиях мировой истории. 7 докладов в Дорнахе 1923

232.Образование мистерий. 14 декций в Дорнахе 1923 (доклад 2.12.1923)

271.Искусство и познание искусства. Чувственно-сверхчувственное в своем осуществлении в искусстве.19 докладов в различных городах 1888,1909 по 1921.

275.Искусство в свете мудрости мистерий. 8 докладов в Дорнахе 1914/15.

276.Искусство (Kuenstlerische) в его мировой миссии. 8 докладов в Христиании и Дорнахе 1923.

Криста Слезак-Шиндлер. Искусство речи в школьном возрасте. Книга для учителей и преподавателей, работающих в духе педагогики Р.Штейнера. (Пер. на русск. М., Парсифаль,1996)

Мартин Титтманн. Познание сущности звука. Преподавание и речь.

Koenig/von Arnim/Herberg. Sprachverstaendnis und Sprachbehandlung. Stuttgart 1978 (Понимание речи и работа с речью)

Michael Aschenbrenner. Das Doppelantlitz der Sprache. Ihr Verfall und ihre Wiedergeburt. Freiburg i.Br. 1978. (Двойной лик речи. Упадок и возрождение речи)

Martin Georg Martens. Rhythmen der Sprache. Ihr Leben in Jahreslauf. Dornach 1976 (Ритмы речи и ее жизнь в кругообороте года).

Margarethe Hauschka-Stavenhagen. Zur kuenstlerischen Therapie. Boll/Goeppingen 1971 (О терапии искусством)

 


[1] Формулировка из т.н. Schlussworte - “ключевых слов”, данных Р. Штейнером к каждому знаку Зодиака. Знаку Льва отвечает "lodernden Begeisterung" - "пламенеющее вдохновение".

[2] Собственно, в России так это и получалось - писатели и поэты сильнее воздействовали на общество, чем реформы. Как не вспомнить здесь Солженицына и его "Словарь расширения языка"! (прим. перев.).

[3] Есть в переводе на русский язык в сб. "Из области духовно-научных исследований". Р.Штейнер. Пер. О.Погибина, ротапринтное издание)


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.