Строение голосового аппарата. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Строение голосового аппарата.

2017-10-01 175
Строение голосового аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Это источники звука – гортань и резонаторы. И механизм дыхания – легкие с дыхательными путями и мышцами.

 

Гортань – конусообразная трубка из 4х хрящей. В середине гортани есть голосовая щель. Она образована двумя парами мышц. Наружная (верхняя) пара мышц является ложными связками. Внутренняя (нижняя) пара является истинными связками – источником звуковых колебаний.

Верхние резонаторы служат для усиления этих колебаний. Истинные связки, сомкнувшись, вибрируют и рождают звуковые колебания. Они усиливаются глоткой, ротовой и носовой полостью, а также вибрируют в лобных и гайморовых пазухах.

Верхние резонаторы усиливают высокие звуки, придают им легкость, звонкость, серебристость и полетность.

Нижние резонаторы – трахея, бронхи, частично, брюшная полость, влияют на тембровый звук, придают звуку глубину, силу, бархатность, драматические краски.

Любому голосу присуще вибрато-колебания звуковых волн.

Нормальным считается вибрато – 6 кол/сек. Менее 6 кол. в сек. создает впечатление «качки голоса».

Диапазон голоса – звуковой объем нормально, без напряжения, звучащего голоса.

Диапазон дошкольника около 1 октавы.

От до 1 октавы – до (до диез) 2 октавы

 

Диапазон взрослого человека очень индивидуален: от 1 до 2х октав. Есть уникальные певцы с очень большим диапазоном голоса. У бразильской певицы Инны Сумак был 4х октавный диапазон (60е годы 20 столетия), в наши дни большой диапазон у Витаса, у Сергея Пенкина.

 

- Тесситура – высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону (бывает высокая, средняя, низкая).

 

Не так много профессиональных певцов, голос которых равно и красиво звучит и в нижней, и в верхней тесситурах. Одной их таких певиц является Монтсерат Кабалье.

В середине 20 века слушатели любовались необыкновенным тембром Робертино Лоретти; голосом Марии Каллас, Галины Вишневской, Елены Образцовой.

Удивительной красоты баритоном обладает Дмитрий Хворостовский.

Три великих итальянских тенора: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас еще недавно радовали нас совместными концертами (к сожалению, недавно мир потерял Лучано Паваротти).

 

Певческие голоса:

 

Женские голоса:

Колоратурное сопрано

Лирическое

Лирико-драматическое

Драматическое

Меццо-сопрано

Контральто

 

Мужские голоса:

Контр – тенор (сохранены высокие фальцетные ноты).

Лирический тенор(мягкий, нежный, подвижный).

Драматический тенор(более темный, мощный)

Лирический баритон

Лирико – драматический баритон

Драматический баритон

Бас – баритон (промежуточный голос)

Центральный бас(насыщенный, яркий)

Бас-профундо (уникальный, самый низкий голос)

Бас – буффо (исполняет комические партии 2- го плана)

 

- Хор – от 12 человек и более. Хоры подразделяются на: детские, женские, мужские, смешанные. Обычный смешанный хор включает 4 партии: сопрано, альты, тенора, басы. Эти партии могут делиться на самостоятельные партии: S1 A1 T1 Б1

S2 A2 T2 Б2

(1й - более высокий

2й – более низкий).

 

 

Хором управляет дирижер. При пении а капелла (без сопровождения инструментов) дирижер дает хору тоновую настройку. Дирижерский жест показывает: внимание, момент дыхания, метроритм; паузы, снятия, момент вступления, характер звуковедения.

Протяжное, мягкое пение, ведение мелодии плавно, напевно называется кантиленой.

 

Правила охраны голоса:

(детский голос).

1. Следить за временной нагрузкой на голосовые связки.

2. Давать вокальные произведения в диапазоне голоса, в удобной тесситуре в соответствии с программными требованиями.

3. Нельзя петь с больным горлом (при несмыкании голосовых связок, при наличии простудных явлений, сильном кашле).

4. Нельзя допускать крикливости при пении.

5. В период мутации голоса (в подростковом периоде) к процессу пения необходимо подходить индивидуально.

6. Необходимо петь в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении.

 

 

Лекция – 4.

 

«Народное музыкальное творчество».

 

Фольклор («фолк» - англ. - народ) – искусство народа («лор» - знание) – народное знание;

- Коллективность является неотъемлемой чертой народного искусства, поэтому у народных песен, плясок, мелодий нет авторов, отсутствует такая категория, как творческая индивидуальность.

Традиционная музыкальная культура не оставляет письменных свидетельств, она существует до тех пор, пока существуют ее носители. Преемственность опыта и системы ценностей обусловлена укладом жизни. У восточных славян таким обществом была крестьянская община. Уклад общины формируют 2е основные сферы жизнедеятельности:

1) земледелие

2) социальные и семейные отношения

Собирателями фольклора являлись: Ф. Капица, К. И. Чуковский, Г. С. Виноградова, В. П. Аникина, Г. М. Науменко. В этнографических экспедициях по крупицам собираются старинные напевы отдаленных районов, записываются на диктофоны.

Нравственное воспитание дошкольников на музыкальном фольклоре:

 

Знакомство детей с протяжной лирической песней, свадебными, хороводными песнями создает в их представлении образ скромной, доброй, застенчивой девушки, кроткой и отзывчивой; девушки, которую в семье воспитывали в моральных устоях чистоты и верности, способной сохранять эту верность и доверительную любовь в отношении к любимому, способной пронести через годы нежность, мягкость и женственность.

 

Былинные, исторические, рекрутские песни показывают разноликость русского богатыря: он и достойный воин на поле битвы и добытчик в семье, а в быту – весельчак и балагур. Особенно важно воспитать нравственные устои и патриотические качества у мальчиков, раскрывая перед ними образы воинов, полководцев земли Русской, защитников, богатырей.

 

Семейно-бытовые песни, обрядовые показывают, что главное в жизни женщины – дети, продолжение рода, семья. Модель крепкой многодетной русской семьи, где мужчины несут на своих плечах основные тяготы добытчика и хозяина, отвечающего за достаток в доме, где женщина воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство, где старшие дети следят за малышами и помогают родителям; где мирно сосуществует несколько поколений; где старикам оказывают почет и уважение, заботу и «досмотр» до последнего часа жизни, безусловно, воспитывает в наших детях лучшие нравственные качества и побуждения.

РНП знакомит детей также с религиозными традициями русского народа, с православной культурой (это календарные песни, рождественские колядки, масленичные игры, троичные хороводы и т. д.), воспитывает детей на христианских заповедях.

 

Жанры русского музыкального фольклора:

 

1) Детский потешный фольклор, малые жанры: пестушки («Бай, качи, качи, качи!»), потешки («Барашеньки»), скороговорки («Веники, веники»), дразнилки («Антошка»), небылицы («На дубу свинья сидела»), прибаутки («Скок, скок, поскок»), колыбельные («Котенька-коток»), считалки, искалки («Маша кашу не варила»).

2) Календарные песни (прежде всего, связаны со сменой сезонов и с православным календарем - двунадесятыми праздниками).

 

- рождественские колядки («Спи, Иисусе, спи!», «Воссияло солнышко», «Во Вифлееме»)

- святочные

- масленичные («А мы Масленицу дожидали», «Масленица-мокрохвостка»)

- троицкие («Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу»)

- вербные («Вербочка и Верочка»)

- купальские

- заклички («Приди, весна!», «Летел кулик»)

- веснянки («Выйди, выйди, Иванку!»)

 

3) Лирические протяжные – связаны с тяжелой судьбой русской женщины, которую часто против ее воли выдавали замуж: образы природы («Тонкая рябина», «Ты река ль моя, реченька», «То не ветер ветку клонит», «Среди долины ровныя»).

4) Трудовые (песни бурлаков, плотогонов, лесорубов, земледельческие: жнивные, посевные, ягодные, картофельные и т. д.) («Видит мое око», «Дубинушка», «Эй, ухнем!», «Эй, робята, не робейте!»)

5) Семейно-бытовые и обрядовые:

 

- родинные;

- крестильные;

- свадебные;

- сватовские песни и игры («Бояре»).

 

В свадебных песнях жених сравнивался с «соколом ясным», невеста с «белой лебедью».

 

- похоронные плачи и причитания;

- зарисовки быта («Где был, Иванушка?»)

 

6) Исторические, былинные песни:

 

О реально происходивших в старину событиях, войнах, походах, полководцах:

«Как за речкою, да за Дарьею», «Как во городе было во Казани», «Былина об Илье Муромце» и др.

 

7) Рекрутские (солдатские) песни: связаны с обязательной службой в солдатах на 25 лет: «Солдатушки», «Ой, да ты калинушка».

 

8)Хороводные и игровые песни.

(«Гуляет молодец», «Как во полюшке кусточек», «Затопила кума хату», «Посеяли лен за рекой».

 

8) Плясовые («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», «Светит месяц» и др.)

 

Русская народная песня – сложное музыкальное явление, где соединяются музыка, слова и часто танец, игровые действия.

Для славянской народной музыки свойственна:

 

- напевность, мягкость, лиричность, множественные распевы слов, большие музыкальные фразы;

- следует отметить сложный переменный размер, перенос ударений;

- как правило, в РНП много куплетов, часто присутствует развернутый сюжет;

- РНП исполняются а капелла (без сопровождения) и с сопровождением русских народных инструментов;

- с РНП связана традиция многоголосного пения во всех его многообразиях (канон – когда каждая партия ведет одну и ту же мелодию, вступая в разное время, создавая красивое переплетение голосов, «вокальное кружево»).

 

Существует 3 направления в ознакомлении с музыкальным фольклором:

 

  1. Знакомство с народно-обрядовой культурой России;
  2. Вокально-хоровое обучение;
  3. Обучение основам народного танца.

 

Трудно переоценить значение русского музыкального фольклора в нравственном воспитании подрастающего поколения. Детям даются нравственно-этические понятия добра и зла, честности, правдивости. Они знакомятся с традициями, историей, культурой русского народа, его обычаями, семейным укладом.

Русская песня учит гордиться своей Отчизной, воспитывает чувство патриотизма, стремление защищать свою Родину.

Знакомство с семейно-бытовыми традициями на Руси формирует у детей уважение к старшим, почтение к отцу и матери, стремление заботиться о немощных и слабых, помогать им.

Трудовые песни учат с уважением относиться к любому труду, к результатам труда. Они рассказывают детям о тяжелом земледельческом труде на Руси, воспитывают стремление обеспечивать свою семью, трудиться.

Русская песня учит видеть и ценить красоту природы, ее «поэзию».

 

Роль музыкального фольклора в развитии ребенка:

 

1) Познавательная: расширение кругозора, развитие интеллекта ребенка, представлений об окружающей жизни.

2) Обогащение речи ребенка. Дети отмечают красоту русского языка, его мягкость, мелодичность, обилие метафор, сравнений, поэтические свойства. Они отмечают искрометный юмор, меткость слова, лаконичность, краткость, совершенство народной музыки.

3) Участие детей в народных праздниках (Рождественские посиделки, масленичные гулянья, троицкие хороводы; пасхальные игры и т. д.) создают:

 

- зону психологического комфорта;

- развивает интерес к народному творчеству;

- развивает музыкальные и творческие способности детей;

- приобщает к народным традициям.

 

Музыкальное воспитание на материале фольклора ведется многими педагогами-специалистами параллельно: это и обустройство «русской избы» или «города мастеров», сбор материалов, предметов бытовой старины для создания таких уголков; подбор музыкального репертуара; изготовление костюмов, подбор русских народных инструментов и мн. др.

 

Лекция – 5. «Детская музыкальная литература».

 

К понятию «детская музыкальная литература» относятся те произведения вокальной, инструментальной музыки, разной жанровой направленности, которые доступны восприятию детей дошкольного возраста, вызывают у них яркий эмоциональный отклик; формируют потребности в музыке, интерес к ней, формируют эстетический вкус, способность к эстетической оценке музыкального произведения.

Это лучшие образцы народной музыки произведения детского, т. н. «потешного» фольклора (потешки, прибаутки…и т. д.), русские народные плясовые и хороводные мелодии.

Это шедевры мировой классической музыки: произведения И. С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана и мн. др.

В программный материал по музыкальному развитию детей в ДОУ включены такие сборники, как:

 

- «Детский альбом» П. И. Чайковского, представляющий собой цикл из 24х фортепианных пьес разнообразных, близких ребенку, образов и характеров. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка делают эти произведения доступными восприятию малышей.

 

Всем хорошо знакомы такие пьесы из «Детского альбома», как «Игра в лошадки», «Баба яга», «Болезнь куклы», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза» и др.

 

Аналогичные циклы создавали А. С. Аренский, В. И. Ребиков, С. М. Майкапар (цикл «Бирюльки»), Гречанинов, А. Хачатурян.

 

Среди зарубежных композиторов следует отметить яркий цикл Р. Шумана «Альбом для юношества».Небольшие выразительные пьесы цикла – красочные зарисовки, близкие и понятные каждому ребенку: «Дед Мороз», «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин».

 

К ДМЛ относятся также лучшие образцы танцевальной музыки композиторов 18, 19 вв. и нач. 20 в. – польки М. И. Глинки, мазурки Ф. Шопена, польки С. В. Рахманинова, вальсы и галопы И. Штрауса, вальсы Ф. Шуберта.

 

Безусловно, среди любимых детьми произведений, важное место занимает музыка из 3х балетов П. И. Чайковского:

- «Лебединое озеро»;

- «Щелкунчик»;

- «Спящая красавица».

 

Тонкий лиризм, красота мелодий, захватывающие сказочные сюжеты балетов доставляют истинное эстетическое наслаждение юным ценителям музыки.

 

Дети с удовольствием слушают:

 

- «Вальс цветов», «Марш», «Танец феи Драже», «Русский танец», «Испанский танец» из балета «Щелкунчик»;

- «Тему лебедей» из «Лебединого озера»;

- Вальс из балета «Спящая красавица».

Среди произведений композиторов-песенников, стоит отметить сборники песен:

 

- В. Шаинского «Веселая карусель»

- Г. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности»

- М. Минкова «Детские песни»

- Е. Крылатова

- А. Рыбникова

 

И песни, ставшие любимыми уже для нескольких поколений детей: на музыку Александрова, М. Раухвергера, А. Филиппенко, Н. Френкель, Ю. Слонова, М. Красева, Т. Попатенко, А. Руббаха, Е. Тиличеевой, И. Кишко и др.

 

 

Литература

1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2014.

2. Кленов А. Там, где музыка живет. М.: Педагогика, 1985.

3. Друскин П. Сто опер. Л.: Музыка, 1987.

4. Бочарникова Э. Тем, кто любит балет М.: Русский язык, 1980.

5.Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.

6.Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка, 1988.

7.Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

8.Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое.

9.Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. М.: Музыка, 1988.

10.Орлова Т. М., Бекина С. И. «Музыка и движение».

11.Аникина В.П. «Живая вода». М.: Детская литература, 1981.

12.Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. М.: Просвещение, 1982.

13.Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки. М., 1998.

14.Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Народные праздники в д/саду. М.: Мозаика-Синтез,2006.

15.Науменко ГМ. «Жаворонушки». Вып.1-2. М.: Советский композитор, 1981.

16.Бекина С.И. Сельский хоровод. М.: Советский композитор, 1987.

17.Петров В.М. Весенние игры и забавы для детей. М.: Сфера, 2002.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.