Глава 1. Немного о человеческом мозге — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1. Немного о человеческом мозге

2017-10-01 183
Глава 1. Немного о человеческом мозге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разговор о человеческом мозге имеет прямое отношение
к овладению языком. Легко ли научиться читать и писать?
Ответить однозначно на этот вопрос нельзя. Одним детям
легко, особенно если у него хорошие педагоги, другим труд­
но, третьим — очень трудно. Чтобы научиться читать и пи­
сать без лишних проблем, необходимо быть готовым к этому.
Это значит, нужно иметь достаточно развитую устную речь,
хорошо «слышать» ее нюансы, выделять в речевом потоке,
отдельные звуки речи, иметь память на буквы и т. д. От чего>1
зависят эти способности? В первую очередь от состояния ro-f
ловного мозга, центральной нервной системы.,

Человеческий мозг устроен хитро: его нервные клетки*' «обучены» от природы только самому простому: чувствовать кожей боль, тепло, холод, морщиться от резких запахов, горькой еды, вздрагивать от очень громкого шума, видеть — вот и все. Остальные нервные клетки, которые присутствуют в мозге, «молчат». Они не умеют действовать, им необходимо научиться этому, а значит, созреть. Это относится и к тем клеткам мозга, которые станут потом речевыми. Для того чтобы созревание нервных клеток происходило, необходимо, чтобы вокруг были те предметы, явления, действия, которые включили бы их в работу. Для речевых клеток необходимо, чтобы вокруг говорили.

Вспомните так называемых детей-маугли. Люди нахо­дили их в лесах, в джунглях, вскормленных волчицами, львицами или другими животными. Родившись здоровы­ми, и в частности со здоровым мозгом, эти дети, попавшие к людям позже 5—7 лет, так и остались «немыми». К тому же они не могли усвоить и многие другие человеческие на­выки: есть сидя, держать в руке ложку и пр. Эти трагиче-


ские случаи — неоспоримое доказательство того, что нерв­ным клеткам нужны стимулы (сигналы). При этом одни из этих клеток предуготованы для одного вида деятельности, а другие — для другого. Есть и такие, которые наилучшим образом приспособлены для восприятия и воспроизведения человеческой речи. В том случае, если речевые структуры мозга долго не получают сигналов («пищи»), они могут по­гибнуть.

Чтобы не допустить потери драгоценного клеточного фонда мозга, нужно знать, хотя бы в общих чертах, в чем нуждается ребенок более всего в этом возрасте, какие наши посылы попадают в цель, а какие пролетают мимо или при­носят малую пользу. Во-первых, надо убедиться, что ребе­нок созревает на уровне ощущений и аффектов (простых эмоций). Это означает, что у него созревают подкорко­вые структуры мозга, участвующие в психической жизни, а также элементарные поля коры, которые обеспечивают разные ощущения. К тому же они должны стать ассоци­ативно связанными между собой.рассмотрим карту мозга, на которой обозначены различные зоны созревающей коры. Это первичные поля коры — уровень ощущений. Посмот­рите, на рис. 1 обозначены височные доли, теменные, за­тылочные, а для движений, которые тоже являются врож­денными, — лобные доли. На рис. 2 показаны поля мозга (первичные, вторичные и третичные), благодаря которым осуществляются разные по степени сложности психические функции. Как можно видеть, наибольшую площадь зани­мают третичные поля, благодаря которым возможны такие


удивительные способности человека, как представление и воображение, а следовательно, и творчество. Это чисто че­ловеческая кора. Хотя она и велика по занимаемому про­странству мозга, 2/3 общей поверхности коры остается «не­мой». Очень сомнительно, чтобы она была дана «в запас», как это трактуют некоторые исследователи. Скорее всего, она «ждет своего часа», чтобы начать функционировать. Это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если по­давляющее большинство людей «поумнеет». В этом смысле каждый из нас в ответе за всех (один за всех и все за одно­го). Недаром компьютер как новая ступень цивилизации не появился, пока почти все люди на планете Земля не стали грамотными.

Все в психическом развитии человека начинается с ор­ганов чувств. Для речи основным из них является слух. На­личие физического слуха является необходимым условием для нормального овладения речью. Состояние физического слуха зависит и от состояния самого уха (периферия), и от нерва, который соединяет ухо с головным мозгом (проводя­щий нерв), и от тех клеток в самом мозге, где проводящий нерв оканчивается (нейросенсорная зона). Ребенок может не слышать совсем или плохо слышать, если поврежден каждый из этих участков. В последующем ведущая роль принадлежит уже не физическому, а разным видам так на­зываемого речевого слуха.

Маленькие дети очень хорошо подражают неречевым звукам: гудкам, стукам, скрипам, голосам животных. Это объясняется тем, что у них рано и активно созревает правое полушарие. Первые слова дети говорят, подражая взрос­лым, по тому же принципу, по которому подражают нере­чевым звукам. В этом участвуют уже оба полушария моз­га — и правое, и левое. Затем из этих неречевых звуков благодаря работе мозга вычленяются составляющие, кото­рые полезны для речи и запоминаются преимущественно левым полушарием. Правое полушарие, которое начинает действовать первым, должно шаг за шагом отступать, про­пуская вперед левое. Левому предназначено стать главным, доминантным у взрослого человека, в том числе и речевым.

Переход главенствующей, доминирующей, роли от пра­вого полушария к левому (в котором интегрируются функ­ции и того, и другого) может вызвать серьезные проблемы.


Это обусловлено тем, что соотношение активности полуша­рий мозга у разных детей разное, что связано с врожденны­ми особенностями функционирования мозга. Часто более высокую, чем это требует средняя норма, активность право­го полушария связывают с левшеством или двуручием, ам-бидекстрией. Однако далеко не всегда эти левшество или амбидекстрия являются явными, иногда они носят скры­тый характер, и поэтому ориентироваться на левшест-во-правшество не всегда возможно. Проблема леворукости еще не раз будет обсуждаться в настоящем пособии в связи с причинами и особенностями различных нарушений речи.

С течением времени для выполнения той или иной ре­чевой задачи областей мозга, работающих одновременно, становится все меньше. Это объясняется способностью нервных клеток обмениваться опытом, в результате чего слуховые и зрительные клетки левого полушария запоми­нают то, что раньше знали слуховые и зрительные зоны правого, да и в пределах одного полушария происходит то же самое: зрительные становятся частично осведомленны­ми в слуховой деятельности, тактильные в зрительной и пр.

Самые высокие по уровню речевые зоны мозга, как уже упоминалось, отвечают за речевые смыслы и символы. Они составлены третичными полями коры. Благодаря этим зо­нам ребенок овладевает сложно построенной речью, чтени­ем, письмом, понимает переносные значения слов, синони­мы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток смыслового, символического, уровня созревает поздно, в старшем до­школьном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невоз­можно сознательное овладение сложными текстами, грам­матическими правилами, орфографией. Разные области тре­тичной коры также обмениваются друг с другом опытом.

В результате всего этого сложного взаимодействия и ин­теграции (объединения) определенные речевые действия получают постоянную локализацию в мозге. Если поче­му-либо области, предуготованные для них, неполноценны, то их роль могут взять на себя другие, не пострадавшие. Это возможно потому, что детский мозг пластичен, подат­лив, гибок. У взрослых людей, потерявших речь в резуль­тате того, что зоны, благодаря которым она осуществляет­ся, погибли, такая перестройка трудна. Пострадавшие об­ласти привыкли выполнять именно эту работу, и другим


нелегко обучиться ей заново. Трудно, но возможно, иначе бы у больных, перенесших инсульт или травму головного мозга, речь и другие высшие мыслительные функции не восстанавливались бы вовсе.

Таким образом, нормальное развитие речи предполага­ет, что речевая среда, в которой ребенок находится, являет­ся нормальной, и все этапы речевого развития он пройдет без сбоев, поскольку тот или иной вид речевой деятельнос­ти будет осваиваться именно теми структурами мозга, ко­торые для этого предуготованы. Такие условия накладыва­ют серьезные обязательства на взрослых. В конечном счете, они ответственны за то, как будет созревать детский мозг.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.