Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-01 | 907 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Планы семинаров
К курсу «История»
для студентов педиатрического факультета на 2017-2018 уч. г.
Модуль 1
Учебная литература к первому модулю.
Основная литература:
1. Поляк Г.Б. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под. ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 887 с.
Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины:
http://www.gumer.info/
Ресурсы WWW по истории России http://www.history.ru/histr.htm
Ресурсы истории России XX века http://www.history.ru/histr20.htm
Ресурсы по истории стран СНГ http://www.history.ru/histsng.htm
Ресурсы по истории российских регионов http://www.history.ru/histrr.htm
Обучающие и познавательные программы по истории http://www.history.ru/proghis.htm
Обучающие программы по истории http://www.history.ru/proghis.htm
Library http://www.philosophy.ru/library/library.html
Университетская информационная система РОССИЯ http://www.cir.ru/
Kleio http://www.ab.ru/~kleio/index.shtml
Kleio http://kleio.dcn-asu.ru/
'InterHistory': Ресурсы России и СНГ http://aik.barnaul.ru/internet/sng.shtml
'InterHistory': Ресурсы России и СНГ http://kleio.dcn-asu.ru/internet/sng.shtml
WWW.SHPL.RU http://shpl.d2.ru/
Добро пожаловать в <МИР ИСТОРИИ>! http://www.tellur.ru/~historia/
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ http://www.history.machaon.ru/
Ресурсы Интернет по исторической демографии http://kleio.dcn-asu.ru/internet/demog/
Ссылки на интернет-ресурсы по истории http://auditorium.ru/library/hyper/hist.html
ХРОНОС - всемирная история в Интернете http://hronos.km.ru/
Электронные ресурсы по истории http://www.hist.msu.ru/ER/
Семинар №1
Тема: Историческая наука, её особенности, развитие и значение.
Основные вопросы семинара:
1. Возникновение, развитие и особенности исторической науки. Взаимосвязь истории с другими науками.
2. Значение истории как науки. Проблема исторических закономерностей.
3. Понятие и виды исторических источников.
4. Развитие исторической науки в России:
|
- основные этапы и их особенности,
- виднейшие исследователи и их вклад в развитие Отечественной исторической науки.
Основные понятия: научные знания, гуманитарные науки, история, исторические источники, историческая закономерность, историческая школа, археологическая школа, летопись, историография.
Подготовка сообщений и докладов по темам
1. Развитие исторических знаний в Античности.
2. Развитие исторических знаний в Средние века и в эпоху Возрождения.
3. Развитие исторических знаний в Новое время.
4. Историческая наука в дореволюционной России.
5. Особенности развития исторической науки в СССР.
6. Виднейшие историки Оренбуржья и их вклад в развитие Отечественной исторической науки.
7. Взаимосвязь исторической науки и политики.
8. Вспомогательные исторические дисциплины.
9. Актуальные проблемы древнейшей истории России.
10. Актуальные проблемы современной истории России.
Вопросы для самоконтроля
Анализ информации и её выборка для заполнения на семинаре таблицы «Развитие исторической науки в России».
Семинар №2
Тема: Основные исторические концепции. Древнейший период истории Человечества. Общая характеристика образования и развития государств Древнего Востока и Античности.
Основные вопросы:
1. Понятие исторической концепции. Общая характеристика основных исторических концепций (название, авторы, важнейшие положения).
2. Основные этапы древнейшей истории Человечества. Важнейшие факторы социального и экономического развития.
3. Причины появления первых государств и факторы их развития. Общая характеристика теорий государств.
|
4. Политическое и социально-экономическое развитие государств Древнего Востока.
5. Политическое и социально-экономическое развитие Античных государств.
Основные понятия: научная концепция, государство, цивилизация, культура, общественно-экономическая формация, деспотия, тирания, демократия, рабовладельческий строй, геостратегические ресурсы, материальное производство, духовная деятельность, мировая религия, этногенез.
Доклады и сообщения:
1. Современное состояние научного представления о происхождении Человечества.
2. Изучение древнейших цивилизаций: проблемы и перспективы.
3. «Чудеса Света» как ценнейшие памятники истории и проблемы их сохранения.
4. Значение древнейших письменных произведений как исторических источников.
5. Александрийская библиотека.
6.. Археологические памятники Мальты.
7. Археологические памятники Америки.
8. Археологические памятники центральной и восточной Азии.
9. Троя – миф, или реальность.
10. Античная демократия: основные принципы и особенности.
11. Выдающиеся политики Древней Греции.
12. Выдающиеся политики Римской империи.
13. Развитие военного дела в Античных государствах.
14. Технические открытия и изобретения Древнего мира.
15. Эволюция религиозных концепций в древнейших государствах.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы преимущества и недостатки формационной концепции исторического развития?
2. Каковы преимущества и недостатки цивилизационной концепции исторического развития?
3. Какая из теорий государств является более обоснованной? (ответ необходимо объяснить)
4. Чем отличается научная концепция исторического развития от религиозной? Имеют ли право на существование религиозные концепции исторического развития?
5. Как влияет на развитие государства климат и географическое положение?
6. Какие древнейшие государства развивались более быстрыми темпами? Почему?
7. В чём заключаются преимущества демократического политического строя над авторитарным?
8. Чем объясняются трудности научного изучения древнейшей истории?
Семинар №3
Тема: Особенности Средневековья как периода исторического развития. Образование первых государств в Европе. Особенности возникновения и политического развития Древнерусского государства в IX – XI вв.
|
Основные вопросы:
Основные вопросы:
1. Понятие, особенности и периодизация Средневековья как исторического периода.
2. Причины и особенности возникновения первых государств в Европе. Политическое развитие раннефеодальных государств в Европе.
3. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теория и их современная оценка.
4. Политическое развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.: характер и содержание внутренней и внешней политики.
Основные понятия: норманнская теория, внутренняя политика, внешняя политика, халифат, феод, феодализм, вассалитет, язычество, военно-племенной союз, вече, уроки, погосты, феодальный сепаратизм, полюдье, православие, католицизм, ислам.
Доклады и сообщения:
1. Мифология восточных славян в древности.
2. Происхождение названия «Русь».
3. Военное дело у восточных славян.
4. Военная демократия как форма политического устройства.
5. Восточные славяне в трудах греческих и византийских современников.
6. Вклад М.М. Ломоносова и В.Н. Татищева в развитие антинорманнской теории.
7. Король Артур, как объект исторических дискуссий.
8. Борьба европейских народов против арабской экспансии в период раннего средневековья.
9. «Бич Божий»: влияние викингов на развитие европейских государств в период раннего средневековья.
10. Распространение и принятие христианства в Европе.
11. Политические и экономические взаимоотношения Киевской Руси и Хазарского Каганата.
12. Норманны в Киевской Руси.
13. Археологические исследования Киевской Руси.
14. В. Мономах – государственный деятель и личность.
15. Политическое влияние Византии на Киевскую Русь.
Вопросы для самоконтроля:
|
Семинар №4
Вопросы для самоконтроля
Семинар №5
Тема: Государства Европы и Азии в период феодальной раздробленности. Образование монгольского государства: причины, основные события и последствия.
Основные вопросы:
5. Образование монгольского государства: причины, основные события и последствия.
Основные понятия: феодальная раздробленность,крестовые походы,«великое княжение», «Феодальная война», боярство, дворянское сословие, феодальная республика, Ганза
Доклады и сообщения:
1. Основные положения Верденского договора 843 г. и решений княжеского съезда в Любече 1097 г.
2. Последствия Крестовых походов для стран Европы и Ближнего Востока.
3. Война Алой и Белой Розы.
4. Культ рыцарства в Европе: истоки и содержание.
5. Влияние средневековых династических браков на политическую жизнь средневековой Европы.
6. Борьба бояр против князей в период феодальной раздробленности.
7. Юрий Долгорукий – виднейший русский политический деятель.
8. Развитие русского зодчества в период феодальной раздробленности.
9. Новгород в средневековой европейской торговле.
10. Средневековый новгородский эпос.
11. Киев в эпоху феодальной раздробленности.
12. Развитие военного дела в монгольской империи.
|
13. Тамерлан – великий завоеватель Средней Азии.
14. Европейская средневековая городская культура.
15. Путешествие Марко Поло в Азию.
Вопросы для самоконтроля
Семинар №6
Вопросы для самоконтроля
Семинар №7
Вопросы для самоконтроля
1. К каким политическим последствиям привели Великие географические открытия?
2. Какие социально-экономические последствия имели Великие географические открытия?
3. С какими целями и какими методами проводилась Инквизиция?
4. В чём выражалось изменение мировоззрения европейского населения в эпоху Возрождения?
5. Каковы особенности политического и социально-экономического развития Московского государства в первой трети XVI в.?
6. В чём заключаются противоречия внутренней политики Ивана IV?
7. В чём заключаются успехи и неудачи внешней политики Ивана IV?
Семинар №8
Тема: Новое время как эпоха радикальной трансформации политической и социально-экономической жизни европейских государств. Первые буржуазные революции в Западной Европе. Смутное время в России и правление первых Романовых.
Основные вопросы:
Основные понятия: централизованная мануфактура, рассеянная мануфактура, пиратство, «новое дворянство», буржуазная революция, конституционная монархия, самозванство, «семибоярщина», иностранная военная интервенция, гражданское самосознание, народное ополчение, гражданская война, регентство, крепостное право, церковный раскол.
Доклады и сообщения:
1. Борьба Армии за контроль над морскими торговыми путями.
2. Колониальная политика Испании и Португалии.
3. Пиратство в эпоху Нового времени.
4. Работорговля в эпоху Нового времени.
5. Смерть царевича Дмитрия как предмет исторического исследования.
6. Личность Степана Разина через призму народного эпоса, идеологических доктрин и рационального осмысления.
7. Политический портрет Б. Годунова.
8. Политический портрет К. Минина и Д. Пожарского.
9. Духовные и социальные последствия церковного раскола.
10. Освоение Сибири в XVII в.
11. Народные восстания XVII в.
12. Развитие светской культуры в России XVII в.
Вопросы для самоконтроля
1. К каким последствиям привело увеличение промышленного производства в эпоху Нового времени?
2. Какие качества имело «новое дворянство»?
3. Почему буржуазные революции имели объективный характер?
4. Чем можно объяснить активную колониальную экспансию европейских государств в Новое время?
5. Каковы причины Смутного Времени?
6. Чем отличаются этапы Смутного Времени?
7. Какие политические силы принимали участие в событиях Смутного Времени?
8. Какие социальные категории российского общества были заинтересованы в воссоздании самодержавной монархии?
9. Как увеличилась территория России при Алексее Михайловиче?
10. Почему XVII в. называется «бунташным»?
11. Почему церковный раскол в XVII в. вызвал глубокий социальный кризис?
Семинар №9
Вопросы для самоконтроля
Семинар №10
Тема: Россия при Екатерине II. Социально-экономическое развитие России в XVIII в. Важнейшие политические события второй половины XVIII в.: образование США и Великая французская буржуазная революция.
Основные вопросы:
Основные понятия: либерализм, «энциклопедисты», просвещённый абсолютизм, крестьянская война, «Наказ», «жалованная грамота». гвардия, городская дума, государственные крестьяне, мещанство, просвещение, конституция, якобинский клуб, диктатура, террор.
Доклады и сообщения:
1. Вклад Суворова в развитие русского военного искусства.
2. Влияние идей французских просветителей на внутреннюю политику государств Западной Европы.
3. Осада г. Оренбурга войском Е.И. Пугачёва.
4. Развитие интеллигенции в России и общественная мысль во второй половине XVIII в.
5. Исторический портрет Н.И. Новикова.
6. Политический портрет Д. Вашингтона.
7. Французские просветители и учёные-энциклопедисты XVIII в.
8. Общественно-политические учения XVII – XVIII вв.
Вопросы для самоконтроля
Семинар №11
Модуль 2
Семинар №12
Вопросы для самоконтроля
4. Какие причины помешали Александру I осуществить в полной мере либеральные преобразования в стране?
5. Какое значение имела победа России в Отечественной войне 1812 г.?
Семинар №13
Тема: Европейские буржуазные революции второй четверти XIX в. Образование независимых государств в Латинской Америке. Россия во второй четверти XIX в. причины нарастания социально-экономического кризиса.
Основные вопросы:
1. Буржуазно-демократические революции в Европе в XIX в.
2. Образование независимых государств в Латинской Америке.
3. Внутренняя политика Николая I.
4. Социально-экономическое развитие России при Николае I:
– крестьянский вопрос и народные восстания;
– промышленное развитие: причины и последствия отставания от Западной Европы.
5. Внешняя политика второй четверти XIX в. Крымская война.
6. Общественное движение в России:
– деятельность университетских кружков;
– славянофилы и западники.
Основные понятия: монополизация, чартизм, пролетариат,консерватизм, политическая цензура, государственная идеология, бюрократия, западники, славянофилы, мюридизм, радикализм, кодификация законов, месячина, жандармерия, ревизские сказки.
Доклады и сообщения:
1. Развитие науки и техники в XIX в.
2. Политическое и правовое «наследие» Наполеона.
3. Появление первых политических партий в странах Западной Европы.
4. Кавказская война.
5. Пирогов Н.И. и его вклад в развитие отечественной и мировой медицины.
6. Биография А.И. Герцена.
7. Биография В.Г. Белинского.
8. Влияние периодической печати на общественную жизнь России в первой половине XIX в.
9. Россия и её правители в поэзии А.С. Пушкина.
10. Герои Крымской войны.
Вопросы для самоконтроля
Семинар №14
Тема: Реформы и контрреформы второй половины XIX в. Значение преобразований Александра II. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США.
Основные вопросы:
1. Необходимость отмены крепостного права. Подготовка и осуществление реформы, её историческое значение.
2. Либеральные реформы Александра II, их социально-экономическое обоснование.
3. Общественное движение второй четверти XIX в. Либеральное, радикальное и консервативное направления.
4. Содержание и характер внутренней политики Александра III.
5. Национальное объединение Германии и Италии.
6. Гражданская война в США.
Основные понятия: временнообязанные отношения, гражданское общество, гражданская активность, местное самоуправление, промышленный переворот, политический террор, политика русификации, народничество, контрреформа, резервация, ку-клукс-клан.
Доклады и сообщения:
1. Крестьянские восстания после отмены крепостного права.
2. Народничество в России.
3. Политический терроризм в России во второй половине XIX – начале ХХ вв.
4. Общая характеристика «Манифеста о незыблемости самодержавия» К.П. Победоносцева.
5. Роль России в становление независимого болгарского государства.
6. Политический портрет Дж. Гарибальди.
7. Покушение на шестнадцатого президента США Авраама Линкольна.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими причинами были вызваны реформы Александра II?
2. Какое значение для социально-экономического и политического развития России имели реформы Александра II?
3. Какие цели ставил перед собой во внутренней политике Александр III?
4. Почему в национальном объединении Германии и Италии в большей степени была заинтересована буржуазия этих государств?
5. К каким политическим процессам в Европе привело появление объединённых германии и Италии?
6. Какие противоречия северных и южных штатов США привели к гражданской войне?
7. Почему северным штатам США удалось одержать победу в гражданской войне?
Семинар №15
Вопросы для самоконтроля
1. В чем выражалась неравномерность политического и экономического развития европейских стран в конце XIX – начале ХХ вв.?
2. Как использовали экономическую отсталость азиатских стран ведущие государства в конце XIX – начале ХХ вв.?
3. Какие цели ставил перед собой во внутренней политике Николай II? К каким событиям в стране привела его внутренняя политика?
4. В чём заключаются особенности первой российской революции 1905 – 1907 гг.?
5. В чём заключаются особенности развития парламентаризма в России в начале ХХ в.?
6. Какие цели пытался достичь П.А. Столыпин посредством своих реформ? Были ли они достигнуты?
7. В чём особенности возникновения и деятельности первых российских партий?
8. Какие задачи стояли перед внешней политикой России в начале ХХ в.?
Семинар №16
Вопросы для самоконтроля
1. Что общего между причинами Февральской буржуазной и Октябрьской социалистической революций 1917 г.?
2. Имели ли революции 1917 г. объективный характер? Почему?
3. Какие политические силы приняли участие в революциях 1917 г.?
4. Какие альтернативы политического развития открывались перед Россией в 1917 г.?
5. Что обеспечило победу левых партий в революциях 1917 г.?
6. Что обеспечило победу советской республики в Гражданской войне?
Семинар №17
Вопросы для самоконтроля
1. В чём заключались противоречия НЭПа?
2. Какие варианты организационных принципов для СССР предлагались советскими партийными руководителями, чем они отличались?
3. Какими причинами были вызваны индустриализация и коллективизация в СССР?
4. Какие факторы обеспечили победу И.В. Сталина в борьбе за власть в 20-е гг.?
5. Каковы основные признаки тоталитаризма? Почему этот политический режим считается неблагоприятным для социального развития?
6. Почему итальянским и немецким фашистам удалось одержать победу в борьбе за государственную власть?
7. Какие внешнеполитические цели ставило перед собой правительство Японии перед Второй мировой войной?
8. Каким образом усиливали политическое влияние Германия и Италия перед Второй мировой войной?
Семинар №18
Вопросы для самоконтроля
Семинар №19
Тема: Страны Европы, Америки, Азии и Африки во второй половине ХХ в.: основные события и важнейшие тенденции развития. СССР в послевоенное время. Переход от тоталитаризма к авторитаризму в советской политике.
Основные вопросы:
– возвращения к массовым репрессиям во второй половине 40х – начале 50х гг.;
– борьба за власть после смерти И.В. Сталина и победа в ней Н.С. Хрущёва. Политические, административные и экономические реформы Н.С. Хрущёва: цели, содержание, итоги и противоречия.
Основные понятия: маккартизм, «план Маршалла», «холодная война», локальные военные конфликты, демобилизация, демилитаризация, денацификация, движение «скоростников», политический миф, политическая реакция, « дело экономистов», «дело врачей», космополитизм, реабилитация, десталинизация, политический волюнтаризм, ресталинизация, «кадровое старение», материальное стимулирование, стагнация.
Доклады и сообщения:
Вопросы для самоконтроля
Семинар №20
Тема: Кризис советской политической и социально-экономической системы. Политические, экономические и социальные преобразования во второй половине 80х – 90х гг. ХХ в. Россия и Мир в начале ХХI в.
Основные вопросы:
Основные понятия: гласность, демократизация, многопартийность, путч, «ускорение», самоокупаемость, хозрасчёт, президентская республика, субъект федерации, многопартийность, парламентаризм, национальный сепаратизм, либерализация цен, приватизация, ваучер, криминализация, суверенная демократия, политическая стабильность, социальное государство, праймериз, коррупция, национально-государственные корпорации, глобализация, мировой терроризм, транснациональные корпорации, многополярная геополитическая система.
Доклады и сообщения:
Вопросы для самоконтроля
1. Чем были вызваны политические изменения в СССР в 1985 – 1991 гг.?
2. Чем были экономические реформы изменения в СССР в 1985 – 1991 гг.?
3. Что привело к социальным изменениям в СССР в 1985 – 1991 гг.? Можно ли их назвать глубокими?
4. Почему в конце «Перестройки» СССР оказался в глубоком политическом и социально-экономическом кризисе?
5. Какие противоречия проявились в процессе становления новой политической системы в России в 90-х гг.?
6. Каковы были итоги экономических реформ 90-х гг. в РФ?
7. Какие главные направления можно выделить в политическом развитии РФ в начале ХХI в.?
8. Какие главные направления можно выделить в экономическом и социальном развитии РФ в начале ХХI в.?
9. В чём состоит проблема завершения «холодной войны»?
Семинар №21
Семинар №22-23
ЗАЧЕТ
Планы семинаров
К курсу «История»
для студентов педиатрического факультета на 2017-2018 уч. г.
Модуль 1
Учебная литература к первому модулю.
Основная литература:
1. Поляк Г.Б. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под. ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 887 с.
Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины:
http://www.gumer.info/
Ресурсы WWW по истории России http://www.history.ru/histr.htm
Ресурсы истории России XX века http://www.history.ru/histr20.htm
Ресурсы по истории стран СНГ http://www.history.ru/histsng.htm
Ресурсы по истории российских регионов http://www.history.ru/histrr.htm
Обучающие и познавательные программы по истории http://www.history.ru/proghis.htm
Обучающие программы по истории http://www.history.ru/proghis.htm
Library http://www.philosophy.ru/library/library.html
Университетская информационная система РОССИЯ http://www.cir.ru/
Kleio http://www.ab.ru/~kleio/index.shtml
Kleio http://kleio.dcn-asu.ru/
'InterHistory': Ресурсы России и СНГ http://aik.barnaul.ru/internet/sng.shtml
'InterHistory': Ресурсы России и СНГ http://kleio.dcn-asu.ru/internet/sng.shtml
WWW.SHPL.RU http://shpl.d2.ru/
Добро пожаловать в <МИР ИСТОРИИ>! http://www.tellur.ru/~historia/
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ http://www.history.machaon.ru/
Ресурсы Интернет по исторической демографии http://kleio.dcn-asu.ru/internet/demog/
Ссылки на интернет-ресурсы по истории http://auditorium.ru/library/hyper/hist.html
ХРОНОС - всемирная история в Интернете http://hronos.km.ru/
Электронные ресурсы по истории http://www.hist.msu.ru/ER/
Семинар №1
Тема: Историческая наука, её особенности, развитие и значение.
Основные вопросы семинара:
1. Возникновение, развитие и особенности исторической науки. Взаимосвязь истории с другими науками.
2. Значение истории как науки. Проблема исторических закономерностей.
3. Понятие и виды исторических источников.
4. Развитие исторической науки в России:
- основные этапы и их особенности,
- виднейшие исследователи и их вклад в развитие Отечественной исторической науки.
Основные понятия: научные знания, гуманитарные науки, история, исторические источники, историческая закономерность, историческая школа, археологическая школа, летопись, историография.
Подготовка сообщений и до
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!