ТЕМА: глобальные проблемы современности. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ТЕМА: глобальные проблемы современности.

2017-10-01 460
ТЕМА: глобальные проблемы современности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 28.

Прочтите текст. Чем обусловлена актуальность глобальных проблем? каково отношение к ним общественности? Можно ли решить одну глобальную проблему, не затрагивая остальные? Как можно определить глобальные проблемы? Что для них характерно? На какие группы делятся глобальные проблемы?

«Философия глобальных проблем

Возникновение особого рода проблем мирового развития, получивших название «глобальных», стало характерной приметой нашего времени. Их обсуждению и перспективам решения посвящаются международные форумы ученых, политиков, экономистов, философов. Однако острота этих проблем не уменьшается, а в некоторых отношениях даже возрастает. Актуальность глобальных проблем обусловлена действием целого ряда факторов. Назовем основные.

Прежде всего следует обратить внимание на резкое ускорение процессов общественного развития… Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов явился научно-технический прогресс… За XX столетие сделано больше научных открытий и создано больше новых технических устройств, чем за всю предшествующую историю человечества.

Сегодня на географической карте планеты не осталось не только «белых пятен», куда еще не проник человек, но и пространств, не затронутых в той или иной степени деятельностью человека или ее последствиями. Биосфера Земли, т.е. сфера обитания живых существ, подвергается мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие на природу постоянно возрастает. Сегодня силы человека, вооруженного техникой, сравнимы с силами природы, а порой превосходят их.

В планетарном масштабе происходит неуклонный рост численности населения. К началу нашей эры на Земле (по приблизительным оценкам) насчитывалось около 200 млн. человек. Для удвоения этого числа потребовалось 13 веков, но следующее удвоение произошло уже за 600 лет. К началу XIX века на планете проживало 800 млн. человек. К концу того же столетия — 1 млрд. 700 млн., в 1962 году — 3 млрд. 200 млн. Теперь на Земле уже свыше 6 млрд. человек.

Названные факторы, как и целый ряд других, выдвинули перед человечеством задачи, ранее неизвестные…

Тесная взаимозависимость в рамках современного мира такова, что ни одна страна не может не испытывать на себе воздействие факторов общемирового значения. Роль этих факторов постоянно возрастает. Например, последствия антропогенного воздействия на природу могут проявиться не только там, где оно посредственно осуществилось, но и в самых отдаленных уголках планеты, не причастных к действиям, его породившим… Истощение озонового слоя, вызванное развитием определенных видов производств в отдельных странах, ощущается всеми жителями планеты. Заражение СПИДом или наркомания становятся гораздо более опасными, вследствие широкого общения людей и развития современных средств транспорта.

Под глобальными проблемами современности понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных (местных).

Термин «глобальный» связан с понятием «земной шар», т. е. вся планета в целом. Таким образом, критерием отличения глобальной проблемы от неглобальной (региональной, локальной, частной) выступает пространственный масштаб. Глобальной проблемой будет та, которая в той или иной форме охватывает всю планету…

Сказанное позволяет ввести некоторые дополнительные характеристики глобальных проблем. Во-первых, это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества. Здесь важным является слово «судьба», под которым подразумеваются перспективы будущего развития мира. Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека и среды его обитания. В-третьих, глобальные проблемы тесно связаны одна с другой. Поэтому столь трудно даже теоретически вычленить и систематизировать их, не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов для их решения.

Общепризнанными глобальными проблемами являются такие как загрязнение окружающей среды, проблемы ресурсов, демографии, ядерного оружия и ряд других. Однако особая сложность состоит в том, что решение одной из проблем предполагает необходимость учета влияния на нее других. Как отмечал один из ведущих теоретиков глобалистики, проблемы, вставшие перед человечеством, «сцепились друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету... число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету»…

Исследователями предложено множество вариантов классификации глобальных проблем. Целесообразно принять за основу вариант, разработанный отечественными учеными И.Т.Фроловым и В.В.Загладиным. Согласно этому варианту все глобальные проблемы делятся на три большие группы.

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток — Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т. д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т. е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения мирового океана и космического пространства.

Вторая группа глобальных проблем, связанная с взаимодействием общества и природы, может быть в свою очередь подразделена на несколько подгрупп. Это, во-первых, экологические проблемы; во-вторых, проблемы, связанные с освоением обществом природы, т. е. проблемы сырьевых и энергетических ресурсов; в третьих, проблемы, связанные с относительно новыми глобальными объектами — космическим пространством и мировым океаном.

Под экологическими проблемами (первая подгруппа) здесь понимаются меры, предотвращающие загрязнение окружающей среды. Они включают в себя охрану водного и воздушного бассейна, охрану почв сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. Таким образом, экология в данном случае понимается в собственном смысле — как раздел знаний о биосфере и комплекс мер, направленных на сохранение биосферы Земли в условиях активно-преобразующего воздействия человека. Человек рассматривается как составная часть биосферы, как один из ее главных компонентов. Термин «экология» впервые употребил еще в XIX веке немецкий ученый Эрнест Геккель. Едва ли он предполагал, что этот термин станет столь популярным в последующем — XX веке. Буквально «экология» означает «учение о доме, о жилище». Геккель полагал, что экология призвана изучать взаимодействие того или иного живого организма с окружающей средой. Сегодня под экологией имеют в виду в первую очередь экологию человека. Именно в этом смысле чаще всего говорят об экологических проблемах. В этой связи от собственно экологических проблем следует отличать проблему ресурсов (сырьевых и энергетических), т. е. вторую подгруппу. Последняя выступает в качестве относительно самостоятельной, хотя и имеет тесную связь с экологическими проблемами.

Вторая подгруппа проблем, относящаяся к группе «общество—природа», это проблемы ресурсов. Речь идет о таких ресурсах как воздух и вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетических и сырьевых ресурсах. В частности, проблема водных ресурсов считается одной из наиболее острых в мире. Пресная вода составляет небольшую часть водного баланса Земли — 2,5—3%. При этом наибольшая ее часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озер приходится очень небольшая доля. Энергетические ресурсы представлены запасами ископаемого топлива, такими как нефть, газ, уголь, горючие сланцы. Сырьевые ресурсы это, прежде всего, минеральное сырье, содержащее необходимые для промышленного производства компоненты. Их запасы исчерпаемы и невозобновимы…

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид—общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.

Третья большая группа проблем непосредственно связана с человеком, с его индивидуальным бытием. Это проблемы «человеческих качеств» — развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития…

Большая заслуга в привлечении внимания к теме человека в рамках глобалистики принадлежит Римскому клубу»[47].

Задание 29.

Прочтите текст.

«РИМСКИЙ КЛУБ — неправительственная, общественная, неформальная организация, получившая широкую известность благодаря выполненным по ее заказам исследованиям в области глобалистики. Возникновение этой организации относится к 1968 г., когда по личной инициативе видного общественного деятеля, впоследствии организатора и первого президента Римского клуба А. Печчеи в Риме собрались на совещание около тридцати европейских ученых — естественников, социологов, экономистов, специалистов в области планирования… Со временем было принято решение, что членов в Клубе будет не больше ста и они должны представлять, по словам А. Печчеи, «срез современного прогрессивного человечества».

В итоге состав Римского клуба пополнился видными общественными, политическими и государственными деятелями (как правило, недействующими политиками), представителями деловых, промышлял и финансовых кругов, в том числе и из развивающихся стран. В настоящее время в различных странах мира создано уже около тридцати Национальных ассоциаций содействия Римскому клубу.

Главной целью Римского клуба являются исследования глобальной проблематики, поиск решения общечеловеческих проблем, а так же привлечение к ним внимания мировой общественности. Первые два года инициаторы создания Клуба искали своих сторонников по всему свету, пока наконец не пришли к выводу, что ни многоликая научная общественность, ни тем более широкие слои населения еще не поняли в полной мере опасное нависшей над человечеством. В лучшем случае появлялось беспокойство по поводу того, что происходило рядом, хотя были и авторитетные вычисления, и предупреждающие голоса. Основатели Римского клуба вскоре осознали, что одними воззваниями и призывами ситуации не изменить. Необходим был иной образ действий, который бы заставил людей посмотреть на современный мир и на себя в нем по-другому. А.Печчеи, вспоминая впоследствии то время, писал: «Как будто бы глобальные проблемы, к которым мы стремились привлечь всеобщее внимание, касались вовсе не нашей, а какой-то совсем иной, далекой планеты. Создавалось впечатление, что большинство людей, которых мы встречали в наших странствиях, готовы были всячески приветствовать создание Римского клуба — при условии, однако, что он никоим образом не будет вмешиваться в их повседневные дела и не посягнет на их интересы. В общем, нам оставалось констатировать, что никто не только не выразил готовности уделить на благо будущего всего человечества хоть какую-то долю своего времени, денег или общественного престижа и влияния, но даже, по-видимому, и не верил, что подобные жертвы с их стороны могут привести хоть к каким-нибудь положительным результатам» (Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 99). Причина такой беспечности заключалась не только в том, что обращения исходили от организации, которая еще никому не была известна, не представляла никакой политической партии, «не отождествляла себя ни с какой идеологией», не имела «единой системы ценностей», «единой точки зрения» и «вообще не стремилась к единомыслию», но и в том, что равнодушие людей проявилось в отношении их собственной судьбы. Они не видели, не осознавали и, что более всего удручало членов Римского клуба, не хотели осознавать нараставшие опасности. Необходима была сенсация. Только нечто абсолютно необычное, шокирующее, способное вызвать эффект разорвавшейся бомбы, могло заставить широкий круг людей задуматься над своей судьбой, увидеть надвигающиеся опасности. В поисках такого средства обратили внимание на попытки профессора Массачусетского технологического института Джея Форрестера с помощью математических моделей и компьютерной техники имитировать динамику мировых процессов. Это новое и необычное дело соответствовало основным задачам, поставленным перед Римским клубом. «Нашей целью была высадка десанта, призванного пробить брешь в той цитадели самодовольства, где имело глупость окопаться общество», — вспоминал позже А. Печчеи (там же. С. 119). Но для этого было недостаточно только провести серьезные исследования и сообщить об их результатах, нужно было найти и необходимую форму подачи материала. Эту триединую задачу блестяще выполнила Многонациональная группа ученых, подготовившая первый доклад Римскому клубу под названием «Пределы роста». Затем последовала серия очередныx докладов, обеспечивших Римскому клубу не только мировую известность, но и высокий научный статус, авторитет и влияние в сфере международных отношений, экономики и политики. Так, в 1974 г. по инициативе Клуба в Австрии собрались руководители и политические лидеры 9 государств. Участники встречи высказались за разрядку международной напряженности, за мир и сотрудничество всех людей на планете. Такая позиция независимой общественной организации позволила ей на следующий год организовать в Мексике аналогичную встречу представителей уже 23 государств. В условиях холодной войны члены Римского клуба неоднократно посещали и Советский Союз, выступали с докладами перед советскими учеными, которые с самого начала с большим интересом отнеслись к этой организации, активно обсуждали ее доклады и даже участвовали в подготовке одного из них — «Цели для человечества».

Римский клуб вписал свою заметную страницу в историю глобалистики уже тем, что среди многочисленных футурологических организаций, появившихся на волне обострения глобальных проблем, именно он впервые выделил современные проблемы, охватившие всю планету, и поставил вопрос о необходимости заниматься ими во всей их целостности. Ему удалось подключить к этой работе видных ученых и специалистов, а также выполнить задачу принципиальной важности — показать опасность существующих тенденций в развитии мировой цивилизации и привлечь к ним внимание всего человечества. Члены Римского клуба заставили себя слушать, чего так настойчиво добивались, а неординарными выводами и прогнозами своих докладов вызвали большой резонанс среди мировой общественности, в научных и политических кругах, оказав серьезное влияние на формирование массового сознания населения планеты. Практические рекомендации многих докладов нередко используются теперь при прогнозировании социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Различные науки широко используют методологические принципы, разработанные и впервые примененные этой организацией»[48].

Кто вошел в «Римский клуб»? С какой целью он создавался? В чем заключалась деятельность этого клуба? Какова первоначальная реакция общественности на постановку глобальных проблем? Каковы причины такой реакции? Какой метод использовался для изучения мировых процессов? Каким образом представители «Римского клуба» заставили мировую общественность обратить внимание на свои выводы? Как и почему возрос авторитет этой организации? Каковы результаты деятельности «Римского клуба»?

Задание 30.

Что такое технический прогресс? Что такое техногенная цивилизация? Что определяет техногенную цивилизацию? Каково значение технических достижений для современного общества, какое место занимает техника в жизни современного человека? Прочтите текст.

А. Тойнби. Смысл и постижение истории.

«Попробуем рассмотреть вопрос о том, является ли завоевание природной среды достаточным критерием роста цивилизации. Очевидный признак прогресса в этой области — совершенствование техники. Легко можно допустить, что существует определенное соответствие между технической вооруженностью общества и успехами в деле покорения Природы. Однако удастся ли обнаружить элементы соответствия между совершенствованием техники и социальными достижениями общества?

Концепция современных западных социологов такое соответствие признает как само собой разумеющееся. В их умозрительной схеме развитие человечества представляется чередой «эпох», различающихся своим технологическим характером: палеолит, неолит, медно-каменный век, медный век, бронзовый век, железный век с кульминацией его в машинном веке...

Такая схема не может охватить весь обозримый мир. Даже в настоящее время, когда экспансия Запада и сопутствующая ей вестернизация мира зашли очень далеко, можно увидеть живых представителей каждой ступени развития техники — от современной машинной, которая придала западному обществу невиданную мобильность, и кончая техникой каменного века, которой до сих пор пользуются эскимосы и австралийские аборигены.

Обзор ряда фактов и ситуаций выявит с неизбежностью случаи, когда техника совершенствовалась, а цивилизации при этом оставались статичными или даже приходили в упадок; будут и примеры противоположного свойства, когда техника не развивалась, а цивилизация между тем была весьма динамичной.

Многие технические и технологические достижения приходили в различные части мира в различном порядке, а некоторых обществ определенные волны технического прогресса вообще никогда не достигали. Например, египетское общество так и не вышло за рамки бронзового века, а общество майя — каменного. И ни одно из известных обществ, кроме западного, не прошло пути из железного века в машинный. Однако едва ли правомерно измерять рост цивилизаций по этим параметрам и ставить тем самым нашу на самый высокий, а цивилизацию майя на самый низкий уровень»[49].

Какие доводы приводит А. Тойнби в пользу того, что технический прогресс — отнюдь не главный показатель успехов развития цивилизации? Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свой ответ. Подумайте, какие еще признаки (помимо технического прогресса) можно считать показателями уровня развития цивилизации.

Задание 31.

Г. Г. Дилигенский.

«Конец истории» или смена цивилизаций?

«Для цивилизаций, нередко называемых «традиционными», характерна высокая степень зависимости от природных условий бытия... Другая особенность этих цивилизаций, обусловленная уровнем их экономического и социального развития, — особо жесткая связь индивида со своей социальной группой, будь то сельская или городская община, этнос или сословие. Индивид, сформированный в условиях этих цивилизаций, является, прежде всего «групповым человеком». Высший принцип функционирования этих цивилизаций... является воспроизводство, сохранение биологических и социальных условий жизни...

Основополагающий цивилизационный принцип самосохранения и стабильности сменился радикально иным принципом лишь в эпоху позднего средневековья в результате эволюции западноевропейской цивилизации. Исходным стимулом этого сдвига стало развитие и выдвижение на первый план человеческой деятельности — тэхне, способности к умножению знаний и изобретению нового. Мобилизуя и развивая свой творческий гений, человек стремится порвать зависимость от природы, превратиться в ее господина, преобразовать ее в своих интересах. Высшими принципами жизни человека и общества становятся обновление, рост, прогресс; циклическое развитие сменяется поступательным. Развитие техники, технологии, научных знаний превращается в ведущий детерминант общественного развития. Свобода и исходное равенство людей, независимость статуса индивида от его социального происхождения являются принципами общественной жизни... Однако... эти принципы в действительности имеют не самоценное, а инструментальное значение: они являются лишь средством, обеспечивающим выявление индивидуальных способностей, полноправное участие каждого в конкуренции, результатом которой оказывается воспроизводство фактической зависимости и неравенства. Тем не менее, и утверждение этих принципов в общественном сознании, и прогресс практических форм их воплощения (демократия, социальная защита, права личности) являются с точки зрения «человеческого измерения" одним из величайших достижений техногенной цивилизации...

Пока страны бывшей социалистической системы и «третьего мира» ищут путей приобщения к техногенной цивилизации, в странах, где она достигла наивысшего расцвета, умножаются признаки ее разложения. Нарастает ощущение исторического перелома, вступления общества в какую-то новую фазу с неясными еще очертаниями...

Наиболее очевидный исторический предел техногенной цивилизации образуют обострение экологического кризиса, изобретение и распространение оружия массового уничтожения... девальвации подверглась и такая присущая ей цель, как материальное обогащение за счет эксплуатации природы, и пронизывающий ее приоритет групповых — государственных, национальных, классовых интересов над интересами общечеловеческими...

Цивилизационный кризис — это утрата прежнего смысла существования человека и общества, ставящая их перед необходимостью найти новый смысл...

Это относится, в частности, к советскому обществу. Раздирающие его проблемы невозможно свести к созданию современной, эффективно работающей экономики, хотя эта задача является первоочередной и наиболее трудной. Стремление к свободе личности во многих слоях советского общества выходит далеко за пределы простого протеста против тоталитаризма. Это стремление не удастся удовлетворить в рамках «правил игры», выработанных техногенной цивилизацией; чем дальше, тем острее оно будет ставить проблему более высокого уровня гуманизации общества.

Все это свидетельствует о том, что ни история стран и народов, ни история человечества не кончаются вместе с концом техногенной цивилизации. Правильнее сказать, что он знаменует начало совершенно новой истории. Той, в которой центральную роль будут играть не государства, классы и партии, не войны и классовые конфликты, но сам человек, развитие человеческой личности и отношений людей.»[50].

Перечислите основные черты, отличающие индустриальную (техногенную) цивилизацию от традиционной. Какие тенденции в современном мире позволяют говорить о кризисе индустриальной цивилизации? Кризис цивилизации всегда сопровождается кризисом системы ценностей. Как он проявляется в наши дни? Какими вы представляете себе идеалы новой цивилизации?

Задание 32.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.