Вспомните, почему Сократ называл смерть вдохновляющим гением философии? В чем состоит философская проблема смерти? Прочтите стихотворения. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вспомните, почему Сократ называл смерть вдохновляющим гением философии? В чем состоит философская проблема смерти? Прочтите стихотворения.

2017-10-01 353
Вспомните, почему Сократ называл смерть вдохновляющим гением философии? В чем состоит философская проблема смерти? Прочтите стихотворения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СМЕРТЬ

Утихнет жизни рокот жадный,

И станет музыкою тишь,

Гость босоногий, гость прохладный,

Ты и за мною прилетишь.

И душу из земного мрака

Поднимешь, как письмо, на свет,

Ища в ней водяного знака

Сквозь тени суетные лет.

И просияет то, что сонно

В себе я чую и таю,

Знак нестираемый, исконный,

Узор, придуманный в раю.

О, смерть моя! С землей уснувшей

Разлука плавная светла:

Полет страницы, соскользнувшей

При дуновенье со стола[44].

/В.Набоков/

 

***

 

О господи, как совершенны

Дела твои,— думал больной,

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.

Я выпил снотворного дозу

И плачу, платок теребя,

О Боже, волнения слезы

Мешают мне видеть тебя.

Мне сладко при свете неярком,

Чуть падающем на кровать,

Себя и свой жребий подарком

Бесценным твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели,

Я чувствую рук твоих жар,

Ты держишь меня как изделье,

И прячешь, как перстень, в футляр[45].

/Б.Пастернак/

Какие размышления вызывает феномен смерти у Набокова? Как выражает свое переживание смерти Пастернак? Что объединяет эти произведения? Вспомните, что Эпикур говорил о смерти? Как различные философы решают проблему смерти?

ТЕМА: Социальная философия.

Задание 27.

Н.Бердяев

Отрывки из работы Н. Бердяева "Философия неравенства".

«Письмо тринадцатое. О культуре

<...> Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т. п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.

Благородство каждой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. И на культуре почиет особого рода благодать священства. Культура, подобно церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется этого своего положения. Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня. В культуре происходит великая борьба вечности со временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Ей дорого увековечивание, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников. Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскресению. В этом отношении величайшим образцом культуры религиозной является культура Древнего Египта. Она вся была основана на жажде вечности, жажде Воскресения, вся была борьбой со смертью. И египетские пирамиды пережили тысячелетия и сохранились до наших дней...»[46]

Каково происхождение культуры? Как выражается в культуре духовная жизнь? Как родилась цивилизация? Как описывает Бердяев культуру? Как он описывает цивилизацию? Как философ оценивает эти явления? Какие явления современной жизни можно назвать, с точки зрения Бердяева, культурными, а какие цивилизационными? Согласны ли вы с однозначно негативной оценкой роли цивилизационных процессов? Подготовьте рассказ о философской позиции О.Шпенглера по поводу соотношения культуры и цивилизации. Что общего во взглядах Бердяева и Шпенглера?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.