Роста и развития детского организма. Возрастная периодизация — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Роста и развития детского организма. Возрастная периодизация

2017-10-01 409
Роста и развития детского организма. Возрастная периодизация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. Предмет, задачи и содержание курса.

2. Уровни организации живой системы.

3. Основные механизмы, обеспечивающие целостное единст­во организма.

4. Взаимосвязь между строением и функциями органов, между организмом и окружающей средой.

5. Роль наследственных факторов в росте и развитии ре­бенка.

6. Созревание детского организма.

7. Закономерности роста и развития.

8. Акселерация.

 

Основные механизмы, обеспечивающие целостное единст­во организма. Организм представляет собой единое целое. При помощи нервной системы устанавливается связь между всеми органами организма. Изменение деятельности одного органа влияет на жизнедеятельность всего организма. Так, укол кожи вызывает изменение сердцебиения, дыхания, потоотделения, сокращения мышц и т. д. Функционирование всех систем ор­ганизма находится под контролем центральной нервной систе­мы, которая обеспечивает согласованность их работы в соот­ветствии с постоянно меняющимися условиями внешней среды.

Целостное единство организма поддерживается также при помощи гуморальной регуляции, через кровь. Различные ор­ганы нашего тела выделяют вещества, которые поступают в кровь и разносятся ею ко всем клеткам, тканям и органам. Эти вещества могут вызывать и поддерживать деятельность других органов на определенном уровне, обеспечивая их нор­мальное функционирование. Например, выделение поджелу­дочной железой инсулина оказывает влияние на углеводный обмен; поступающие в кровь гормоны гипофиза воздейству­ют на рост организма. Гуморальная связь между органами находится под контролем нервной системы.

В понятие об организме как едином целом входит взаим­ная связь физического и психического. Например, недостаточ­ное развитие щитовидной железы приводит к умственной от­сталости. У детей, появившихся на свет с недоразвитым го­ловным мозгом, наблюдается слабоумие.

 

Взаимосвязь между строением и функциями органов, между организмом и окружающей средой. Между формой и функциями органов существует неразрывная связь. Так, дли­на кишечника у животных связана с характером их питания. У растительноядных животных он гораздо длиннее, чем у пло­тоядных. Наблюдается такая связь и в индивидуальном раз­витии организма. Физическая инертность, малоподвижный образ жизни приводят к слабости мышечной системы, и, на­оборот, занятия физическими упражнениями и спортом спо­собствуют укреплению организма и повышению работоспособ­ности. Эти примеры свидетельствуют о связи между строени­ем организма и выполняемыми им функциями.

Через нервную систему осуществляется связь между си­стемами органов в организме и между организмом и окру­жающей его средой.

В отличие от животных человек сознательно и планомерно воздействует на природу в процессе трудовой деятельности. Он не ограничен строго определенной средой обитания и спо­собен создавать себе условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности даже в необычной среде. Примером этого может служить освоение человеком космического пространст­ва и морских глубин, разработка недр Земли.

Однако, поскольку человек произошел от животных, з его организме сохранилось много анатомо-физиологических черт, присущих животному миру. Качественные отличия человека от животных возникли в связи с общественной трудовой дея­тельностью. Вот почему ведущим для людей является взаимо­действие не только с природой, но и с социальной средой.

Изучая анатомо-физиологические особенности ребенка, необходимо принимать во внимание ту социальную среду, в которой он формируется: в каких условиях живет и какое воспитание получает дома.

Роль наследственных факторов в росте и развитии ре­бенка. Наследственность детей в одних случаях может прояв­ляться достаточно ярко, в других — оставаться второстепен­ным фактором. Например, группа крови и тип высшей нерв­ной деятельности всегда определяются наследственными факторами, в то время как обмен веществ может оказаться измененным под влиянием условий внешней среды. Одни, фенотипические свойства организма формируются под влиянием факторов внешней среды, другие, генотипические служат про­явлением наследственных факторов. Так, цвет волос, глаз, окраска кожи наследуются в большей степени, чем форма тела, ширина кисти, ступн.

Созревание детского организма. Каждый человек прохо­дит в своем развитии три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Созревание детского организма сопровождается ростом, развитием и формообразованием.

Рост ребенка — это количественные изменения, происхо­дящие в развивающемся организме: увеличение количества клеток, массы тела и его размеров.

Развитие ребенка выражается в качественных изменениях, происходящих в организме. Многие органы детского организ­ма проходят сложный путь развития и формирования. Таковы окостенение скелета, формирование мышц, нервной системы, изменение функций желез внутренней секреции, половое раз­витие. Формирование организма не завершается в детском возрасте: оно продолжается и в юношеском, и в зрелом, и в старческом возрасте.

Формообразованием называют процесс изменения пропор­ций растущего организма. Форма тела людей в разном возра­сте неодинакова. Новорожденный ребенок имеет большую голову, короткие ноги, а взрослый человек — относительно небольшую голову и длинные ноги. Высота головы у новорож­денного составляет 1/4, а у ребенка младшего школьного возра­ста – 1/6, а у взрослого человека - 1/8 длины тела. Ноги у взрослого человека составляют ½, а а у новорожденного – 1/3 длины тела.

Закономерности роста и развития. Постоянное количест­венное и качественное изменение организма происходит не­прерывно в течение всей жизни.

В процессе роста и развития организм ребенка изменяется, обновляется, в нем появляются новые клетки, отмирают ста­рые, развиваются некоторые функции.

Большая роль в перестройке организма принадлежит нерв­ной системе и железам внутренней секреции.

Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерыв­ностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором — рост замедля­ется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У де­тей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3—5 см. Дальнейшее уси­ление роста наблюдается в начале периода полового созрева­ния (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но начиная с 11 —12 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.

Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, -в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составля­ет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в пе­риод полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7 —8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совер­шенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.

Как правило, усиленный рост ребенка сопровождается за­медлением процессов дифференцировки и, наоборот, усилен­ная дифференцировка вызывает замедление роста организма.

Например, сердце ребенка усиленно растет в течение первых двух лет, а дифференцировка тканей сердца в этот период очень незначительна. У детей младшего школьного возраста размер и объем сердца увеличиваются постепенно, зато про­исходит интенсивное совершенствование его нервного аппара­та. В младшем подростковом возрасте рост, увеличение объема сердца и дифференцировка его тканей происходят равно­мерно.

Неравномерность роста и развития организма ребенка ска­зывается не только на физическом, но и на психическом раз­витии. Дети одного возраста могут иметь разный уровень пси­хического развития. Это зависит не только от темпов инди­видуального развития интеллекта, но и от тех условий, в которых ребенок воспитывается.

В развитии организма человека различают ряд периодов:

Новорожденный................ 1—10 дней

Грудной возраст ……….. 10 дней — 1 год

Раннее детство................ 1—3 года

Первое детство............... 4—7 лет

Второе детство................ 8—12 лет (мальчики)

8—11 лет (девочки)

Подростковый возраст.....13—16 лет (мальчики)

12—15 лет (девочки)

Юношеский возраст......17—21 год (юноши)

16—20 лет (девушки)

Зрелый возраст I период …….. 22—35 лет (мужчины)

21—35 лет (женщины)

Зрелый возраст II период ……. 36—60 лет (мужчины)

36—55 лет (женщины)

Пожилой возраст........................61—74 года (мужчины)

56—74 года (женщины)

Старческий возраст………….. 75—90 лет (мужчины и женщины)

Долгожители …………….. от 91 года (мужчины и женщины)

Эта периодизация была принята в 1965 г. на симпозиуме, посвященном проблеме возрастной периодизации, организо­ванном Институтом возрастной физиологии и физического воспитания.

К моменту рождения у ребенка созревают те функциональ­ные системы, которые обеспечивают ему выживание. Другие функциональные системы к моменту рождения созревают не полностью или вообще недоразвиты еще в течение долгого времени. Так, у младенцев проявляются безусловные, т. е. биологически значимые, рефлексы. Примером таких рефлек­сов могут служить сосательный, глотательный, мигательный, хватательный рефлексы, а также рефлексы кашля, чихания.

Ребенок не выживает, если у него отсутствует сосательный или глотательный рефлекс. В то же время у младенца недо­развиты, например, костно-мышечная, нервная, эндокринная системы, не функционирует половая система.

Количественные и качественные показатели роста и раз­вития детей младшего школьного возраста. Количественные и качественные показатели роста и развития детей называют антропометрическими показателями. К ним относятся дан­ные, получаемые при измерении роста, массы тела и окруж­ности грудной клетки. Они дают достаточно полные сведения о физическом развитии ребенка.

Измерения роста стоящего ребенка позволяют судить о развитии его костного аппарата, измерения роста сидящего ребенка дают сведения о возрастных изменениях пропорций его тела. Измерения массы тела ребенка свидетельствуют о развитии его мышечной системы, об его упитанности. Из­мерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе говорят о степени развития дыхательных мышц ре­бенка.

Полученные данные сопоставляют со стандартами физи­ческого развития детей и устанавливают соответствие или не­соответствие их средним показателям стандартов. Пользуясь стандартами, следует учитывать, что для каждой местности есть свои средние стандарты, которые не вполне соответству­ют стандартам показателей физического развития детей в дру­гих местностях. На физическое развитие детей оказывают влияние, например, различия условий жизни в разных кли­матических поясах, в городе и сельской местности и пр.

Акселерация. Комплекс явлений, характеризующий ускоренноё развитие детей, называют акселерацией. Это явление было замечено в XX в. Во многих странах мира дети в возра­сте 6—14 лет перегоняют по ряду показателей своих сверст­ников, живших 100 лет назад. Так, рост детей 7—13 лет уве­личился на 10—15 см, а масса тела возросла на 8—10 кг. Процесс акселерации сказывается не только на увеличении роста и массы тела, но и на сроках полового созревания, пси­хического и интеллектуального развития. Так, физическая зрелость наступает ныне на несколько лет раньше, чем 100 лет назад. Для юношей эти сроки определялись в 25— 26 лет, а в настоящее время — в 18—19 лет, у девушек мен­струации появлялись в возрасте 16—17 лет, а на современном этапе — в 12—14 лет и даже раньше.

Единого мнения о причинах, вызвавших акселерацию, нет. Очевидно, данный процесс обусловлен комплексом причин, в числе которых следует отметить и социальные, и биологи­ческие: улучшение питания, снижение инфекционных заболе­ваний, занятия спортом, развитие средств массовой коммуни­кации, постоянно увеличивающийся поток информации, образ жизни, новые формы и методы обучения и пр. Механизм про­цесса акселерации еще далеко не выяснен.

Процесс акселерации требует от школы, общественности и семьи большого внимания.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какие основные механизмы обеспечивают целостное единство ор­ганизма?

2. В чем проявляется связь между строением и функциями органов?

3. В чем заключается связь организма с окружающей средой?

4. Какую роль играют наследственные факторы в росте и развитии ре­бенка?

5. Что такое рост, развитие, формообразование?

6. В чем прояв­ляется непрерывность роста и развития организма?

7. Чем доказывается неравномерность роста и развития детского организма?

8. На какие воз­растные периоды подразделяют развитие организма?

9. Что такое антро­пометрические показатели и о чем они свидетельствуют?

10. Что такое акселерация?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Получение основных антропометрических показателей физического развития школьников I—III классов. (В базовой школе.)

 

 

Урок № - 3 - 4

Тема лекции: Нервная система и нервная ткань.

План:

  1. Общий обзор строения и функций нервной системы.
  2. Строение нервной ткани.

3. Свойства нервной ткани.

Общий обзор строения и функций нервной системы. Нв­рвная система выполняет в организме ряд функций. Благодаря ее деятельности осуществляется связь организма с окружаю­щей средой. В самом деле, на любое раздражение извне орга­низм отвечает той или иной рефлекторной реакцией. Так, при ожоге руки она отдергивается, при действии пищи на слизи­стые оболочки полости рта отделяются слюна и желудочный сок, при приближении непосредственно к глазу постороннего предмета происходит мигание.

Следующая функция нервной системы — это регуляция деятельности органов и систем органов. Так, при возбуждений одних нервов деятельность сердца ускоряется и усиливается, а при возбуждении других — замедляется и ослабляется. Рас­ширение и сужение зрачка, которое каждый наблюдал у себя, также регулируется нервами двух родов.

К функциям нервной системы относится также обеспече­ние координир ованной деятельности между органами и систе­мами органов в процессе деятельности организма и в соответ­ствии с ее характером. Например, при физическом труде рас­ширяются кровеносные сосуды работающих мышц, учащается дыхание, ускоряется деятельность сердца, повышается обмен веществ.

Способность человека к абстрактному мышлению связана с деятельностью высшего отдела нервной системы — коры больших полушарий головного мозга.

Нервная система подразделяется на центральную и пери­ферическую. Центральная нервная система образована голов­ным и спинным мозгом, а периферическая — соматическими (черепными и спинномозговыми) и вегетативными (симпати­ческими и парасимпатическими) нервами.

Строение нервной ткани. Материальной основой функцио­нирования нервной системы является нервная ткань. Она образована нервными клетками — нейронами. Форма ней­ронов очень разнообразна. Нейрон состоит из тела и отходящих от него отростков. Как и все клетки, ней­роны имеют мембрану, покрывающую вязкую полужидкую цитоплазму с различными органоидами, и ядро. В крупных ядрах нейронов ясно различимы одно, два или несколько ядрышек. Следует особенно отметить наличие в нейронах тон­ких нитей — нейрофибрилл.

От тела нервной клетки отходят отростки — дендриты и аксон. По дендритам нервные импульсы проводятся к телу нейрона, а по аксону — от него. Очень часто аксон, отойдя от тела нейрона, начинает ветвиться, посылая веточки к од­ной или нескольким нервным клеткам. Благодаря этому каждая клетка коры больших полушарий оказывается свя­занной с многими други­ми. Аксоны, достигающие во многих случаях значи­тельной длины, входят в виде пучков в нервы. Ак­соны и дендриты, входя­щие в состав нервов, назы­вают нервными волокнами. В нерве могут содержаться тысячи нервных волокон. Отростки большинства нейронов одеты жироподобными оболочками, изолирующими их от окружающей среды.

На таких оболочках можно обнаружить перехваты. Нервные волокна, покрытые жироподобными оболочками, на­зывают мякотными, а лишенные оболочек — безмякотными.

Нейроны проводящие возбуждение от периферии к спин­ному или головному, мозгу называют афферентными или центростремительными. Возбуждение от центральной нервной си­стемы к органам находящимся на периферии, передается по нейронам, называемым а фферентными или центробежными. В некоторых случаях передача возбуждения происходит непо­средственно с афферентных нейронов на эфферентные. Таков коленный рефлекс. Но гораздо чаще передача возбуждения с афферентных нейронов на эфферентные осуществляется че­рез посредство так называемых вставочных нейронов.

Афферентные нейроны обычно имеют два отростка: длин­ный дендрит, входящий в состав нерва, и короткий аксон, по которому импульс поступает в центральную нервную систему. Эфферентные нейроны имеют несколько коротких дендритов и один длинный аксон, входящий в состав нерва.

Концевые разветвления дендритов чувствительных нейро­нов называю т рецепторами. Они воспринимают раздражения. Подобные рецепторы встречаются, например, в коже, в стенках кровеносных сосудов, в мышцах. В других случаях раздраже­ние воспринимается специализированными эпителиальными образованиями, которые связаны с окончанием афферентных нервных волокон. В таком случае рецепторами являются эти образования. Подобные рецепторы находятся, например, в ор­ганах вкуса. Рецепторы, воспринимающие раздражения из внешней среды, называют эк стерорецепторами. Они распола­гаются в органах чувств. Рецепторы, которые находятся во внутренних органах, например в тканях легких, в стенках кро­веносных сосудов, и передают от них возбуждения, называют интерорецепторами Те рецепторы, которые расположены в мышцах, сухожилиях, суставах, называют проприорецепторами. Их функция заключается в сигнализации о положении тела в пространстве.

Места контактов между двумя нейронами или нейроном и рабочим органом называют сина псами. В с инап сах осуществляется передача возбуждения от клеток к клеткам химическим путем посредством веще ств, называемых медиаторами.

Помимо н ейронов, в нервной системе присутствуют клетки нейроглии, выполняющие опорную и защитную роль, прини­мающие участие в питании нервных клеток и регенерации нервного волокна и нервов.

Свойства нервной ткани. Основными свойствами нейронов являются возбудимость и проводимость. Экспериментально до­казано, что проведение возбуждения в нервных волокнах двустороннее, т. е. оно может распространяться от места раз­дражения в обе стороны. Однако в организме наблюдается иная картина: благодаря специфическим свойствам синапсов возбуждение в нервной системе проводится от дендритов к телу клетки и далее по аксону. Вследствие этого по афферент­ным нейронам импульсы передаются от периферии к централь­ной нервной системе, а по эфферентным от центральной нервной системы в рабочие органы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какие функции выполняет нервная система?

2. Каково общее строение нервной системы?

3. Каково строение нервной клетки?

4. Ка­кие рецепторы вам известны?

5. Что такое синапсы?

6. Какие типы ней­ронов вы знаете?

7. Какими свойствами обладает нервная ткань?

 

 

Урок № - 5 -6

Тема лекции: Спинной мозг. Торможение.

План:

1. Строение спинного мозга.

2. Функции спинного мозга.

3. Центры спинного мозга.

4. Торможение

 

Строение спинного мозга. Филогенетически наиболее древ­ним отделом центральной нервной системы является спинной мозг (рис. 5). Длина спинного мозга и его масса зависят от возраста и пола человека (табл. 1).

 

Таблица 1

Зависимость размеров и массы спинного мозга от возраста человека

 

 

 

 

 

 

Возрастные периоды Длина (в см) Масса (в г)
Новорожденный 14—16 30—32 43—45  
Младший школьник
Взрослый человек
 

 

На передней и задней поверхности спинного мозга прохо­дят две продольные борозды, делящие его на правую и левую половину. Верхний отдел спинного мозга переходит непосред­ственно в головной мозг. На уровне каждого позвонка от спинного мозга отхо дит по паре сп инномозговых корешков. Участок спинного мозга с парой отходящих корешков называют сегментом. Соответственно отделам позвоночника спинноймозг делится на шейный, грудной, поясничный, крестцовый отделы и заканчивается концевойнитью. 9

Спинной мозг покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой. Мягкая оболочка непосредственно прилегает к спинному мозгу. Она обильно снабжена кровеносными сосудами, приносящими питательные вещества и кислород. Паутин­ная оболочка очень тонкая и нежная, она покрывает мягкую оболочку. Твердая оболочка одевает спинной мозг снаружи. Пространства между оболочка­ми заполнены жидкостью — ликвором.

На поперечном разрезе спин­ного мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества Серое вещество, распо­ложенное в центре, образовано скоплениями тел нейронов и их отростков, а также нейроглией. Белое вещество состоит из множества прилегающих друг к другу белых нервных волокон и нейроглии. Короткие и широкие выступы серого вещества спин­ного мозга называют «передними рогами», а задние — «зад­ними рогами». В передних рогах располагаются двигательные (эфферентные) нейроны, а в задних — вставочные. Белое веще­ство в спинном мозге образует 4 столбы, в которых проходят пути, связывающие различные уровни спинного мозга как с го­ловным мозгом, так и с органа­ми тела. В центре спинного моз­га проходит канал, заполненный ликвором.

Корешки спинного мозга перед выходом из позвоноч­ного канала, попарно сое­диняясь, образуют 31 пару смешанных спинномозго­вых нервов. Каждый нерв образован пучками эффе­рентных и афферентных нервных волокон. Таким образом, каждый нерв на­чинается двумя корешка­ми — передним и задним. Задние корешки образова­ны только аксонами аффе­рентных нейронов. Их те­ла располагаются в спин­номозговых узлах — скоп­лениях серого вещества, находящихся вне спинного мозга, в самих задних ко­решках. От периферии к те­лам афферентных нейронов идут входящие в состав нерва длинные дендриты. От тел афферентных нейронов от­ходят аксоны, ветвящиеся в сером веществе спинного моз­га. Здесь импульсы передаются на дендриты вставочных, а иногда и непосредственно афферентных нейронов.

От тел эфферентных нейронов, которые находятся в перед­них рогах спинного мозга, импульсы проводятся по аксонам к рабочим органам.

Функции спинного мозга. Основой деятельности нервной системы является рефлекс Рассмотрим некоторые рефлексы спинного мозга. Прикоснувшись к горячему предмету, чело­век отдергивает руку. Это рефлекторная реакция. Как же она осуществляется?

Температурное раздражение действует на соответствующие рецепторы, находящиеся в коже, и в них возникает возбужде­ние. Оно проводится по чувствительным нервным во­локнам афферентных нейронов к их телам, находящимся в спинномозговых узлах. Отсюда возбуждение передается на вставочный нейрон, а затем на короткие сильно ветвящиеся дендриты эфферентного нейрона и его тело. Пройдя через тело эфферентного нейрона, возбуждение проводится по его аксо­ну, который входит в состав передних корешков спинномозго­вого нерва. Дойдя до соответствующей мышцы руки, возбуж­дение вызывает ее сокращение.

Теперь нетрудно дать определение рефлекса. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществля­ющаяся через центральную нервную систему.

Путь, по которому проходит возбуждение при осуществле­нии рёфлекса получил название рефлекторной дуги.

Дуга спинномозговогорефлекса состоит из пяти участков: рецептора, афферентного нейрона, определенного участка спинного мозга, эфферентного нейрона и рабочего органа.

Через спинной мозг проходят дуги множества рефлексов. Рефлекс возможен только при условии целостности всех пяти участков рефлекторной дуги. Нарушение одного из них влечет за собой невозможность осуществления данной ответной ре­акции.

Но путь возбуждения при рефлексе не заканчивается в ра­бочем органе. Когда орган реагирует на раздражение, в его рецепторах возникает возбуждение, которое проводится в цен­тральную нервную систему и сигнализирует о том, что реф­лекторное действие совершилось. П. К. Анохин назвал это явление обратной афферентацией.

Наряду с рефлекторной деятельностью спинной мозг вы­полняет очень важную проводящую функцию. По волокнам нейронов, образующим столбы в белом веществе спинного мозга, возбуждение проводится вдоль него, а также в голов­ной мозг. По проводящим путям спинного мозга проходят возбуждения, направляющиеся из головного мозга к органам тела.

Центры спинного мозга. При раздражении того или иного участка тела возбуждение направляется по афферентным ней­ронам в определенную область спинного мозга, через которую проходит дуга данного рефлекса. Расположенные в сером веществе спинного мoзга скопления тел нейронов, через которые проходит дуга определенного рефлекса, называют нервными центрами спинного мозга. Так, центры рефлексов, связанных с движением рук, располагаются в 1шейно-грудном отделе спинного мозга. В поясничном и крестцовом отделах спинного мозга расположен центр, через который проходят рефлексы, связанные с движениями ног.

Однако не следует считать, что нервные центры представ­ляют собой замкнутые системы. Изучение данного вопроса показывает, что в тех случаях, когда нейроны некоторых цен­тров оказываются выведенными из строя, их функции начи­нают выполнять расположенные рядом нервные клетки. Но такая взаимозаменяемость не является полной: нарушение целостности жизненно важных центров ведет к гибели организма.

Торможение_ в центральной нервной системе было открыто в 1863 г. выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым (1829—1Й05). Он установил, что при раздра­жении зрительных бугров головного мозга лягушки кристал­ликом поваренной соли спинномозговой рефлекс сгибания задней конечности не проявляется. Позднее явление торможе­ния изучали многие исследователи.

Оказалось, что при одновременном раздражении несколь­ких рецепторов ответная реакция наступает на то из них, ко­торое обладает наибольшей силой, рефлекторные реакции на остальные раздражения не наступают.

Торможение имеет большое биологическое значение, по­скольку оно дает возможность организму реагировать в каж­дый отдельный момент лишь на те раздражения, которые в это время имеют для него наибольшее значение. Кроме того, торможение, не давая проявляться рефлексам, в определен­ный момент второстепенным, предохраняет нервную систему от переутомления. Наконец, торможение, взаимодействуя с возбуждением, позволяет организму совершать строго коор­динированные действия. Так, во время ходьбы возбуждение нейронов, посылающих импульсы к мышцам-сгибателям, со­провождается торможением нервных клеток, проводящих им­пульсы к другим мышцам - разгибателям того же сустава. В следующий момент возбуждение нейронов первой группы сменяется тормозной реакцией, а торможение второй - воз­буждением.

 

Вопросы для повторения

1. Ка­ково строение спинного мозга?

2. Как осуществляются спинномозговые рефлексы?

3. Что такое рефлекторная дуга и из каких элементов она состоит?

4. В чем заключается явление обратной афферентации?

5. Что такое нервные центры спинного мозга и каковы их свойства?

6. Что такое торможение и каково его значение?

 

Урок № - 7 -8

Тема лекции: Вегетативная нервная система.

План:

1. Значение и строение вегетативной нервной системы.

2. Симпатические и пара­симпатические нервы.

3. Регуляция деятельности внутренних органов.

Значение и строение вегетативной нервной системы. До сих пор мы рассматривали рефлексы, заключительным моментом которых было то или иное движение. Такие рефлексы осуществляются через посредство отдела нервной системы, называемого соматическим.

Но существуют и другого рода рефлексы, связанные в основном с деятельностью внутренних органов. Это например, выделение пищеварительных соков, изменение частоты и силы сердечных сокращений, сужение и расширение просвета кро­веносных сосудов, волнообразные движения пищевода, ки­шечника и т. д. Такие рефлексы связаны с деятельностью отдела нервной системы, называемого вегетативным.

Анатомически оба отдела нервной системы - соматиче­ский и вегетативный — тесно связаны. Как соматические, так и вегетативные нервы берут начало в спинном и головном отделах мозга.

Нервы вегетативного отдела обладают рядом особенностей. В то время как в соматических нервах нервные волокна от тел нейронов вплоть до концевых разветвлений принадлежат одной нёрвной клетке, в вегетативных нервах наблюдается иная картина. В образовании каждого из них принимают участие два вида нейронов: сначала возбуждение проводится по одному нейрону от центральной нервной системы к вегетатив­ному узлу — ганглию, в котором импульсы передаются на второй вегетативной нейрон, заканчивающийся в рабочем органе. Таким образом, для вегетативной нервной системы характерны двухнейронные эфферентные нервы.

Второй особенностью вегетативных нервов является то, что они образованы безмякотными, т. е. лишенными жироподобной оболочки, волокнами.Далее, скорость проведения возбуждения по вегетативным нервам составляет 1—30 м/с, а по соматическим — 60-— 120 м/с. Разница в скорости проведения возбуждений объяс­няется тем, что импульс проходит через синапс в ганглии.

Наконец, деятельность вегетативного отдела нервной системы не зависит от воли человека.

Вегетативный отдел нервной системы состоит из двух частей— симпати­ческой и парасимпатиче­ской.

 

Симпатические и пара­симпатические нервы за­канчиваются в одних и тех же органах, например в сердечной мышце, в мы­шечном слое стенки крове­носных сосудов, в пищева­рительных железах и т. д. Анатомически симпа­тическая и парасимпатиче­ская части вегетативного отдела различаются распо­ложением ганглиев. В симпатической части ганглии располо­жены двумя цепочками — пограничными столбами, лежащи­ми по бокам позвоночника; в парасимпатической они находятся либо в стенке иннервируемого органа, либо рядом с ним.

Парасимпатические нервы отходят от головного мозга и крестцового отдела спинного мозга. Среди черепных парасимпатических нервов отметим блуждающий.Он ветвится на мно­жество нервов, которые входят почти во все внутренние орга­ны грудной и брюшной полости. От крестцового отдела спин­ного мозга отходят парасимпатические нервные волокна, которые сливаются с тазовым нервом и иннервируют самую нижнюю часть кишечника, мочевой пузырь и половые органы. Симпатические стволы тянутся от второго и третьего шей­ных позвонков до крестца.

Симпатические нервы подходят ко всем органам тела, в том числе и к мышцам. Советский физиолог Л. А. Орбели установил, что симпатические веточки, иннервирующие мыш­цы, влияют на обмен веществ, совершающийся в них, - это трофическая функция симпатической части вегетативной нервной системы. Кроме того, под влиянием симпатических нервов органы и ткани подготавливаются к работе в новых условиях, т. е. при изменениях окружающей среды или харак­тера деятельности организма,— это адаптационная функция симпатической части вегетативной нервной системы.

Регуляция деятельности внутренних органов.

В ряде слу­чаев парасимпатические и симпатические влияния на деятельность некоторых внутренних органов противоположны друг другу.

 

Таблица 2

Действие вегетативной нервной системы (по К. Вилли)

Иннервируемый орган Действие симпатических нервов Действие парасимпатических нервов
Сердце     Артерии     Пищеварительный тракт     Мочевой пузырь Мышечные волокна радужной оболочки гла­за Мышцы, поднимаю­щие волосы Потовые железы Усиление и учащение сердечных сокраще-ний Сужение сосудов и повышение кровяного давления Замедление перисталь­тики, уменьшение ак­тивности Расслабление пузыря Расширение зрачка     Поднимание волос   Усиление секреции Ослабление и замед­ле-ние сердечных сокра­ще ний Расширение сосудов и понижение кровяного давления Ускорение перисталь­тики, повышение актив­ности Сокращение пузыря Сужение зрачка     Опускание волоо   Ослабление секреции

 

Благодаря взаимодействию парасимпатических и симпати­ческих влияний деятельность ряда органов может быстро и чрезвычайно точно перестраиваться в соответствии с условия­ми окружающей среды и постоянно изменяющимися потреб­ностями организма.

Взаимодействие обеих частей вегетативного отдела осу­ществляется по принципу обратной связи.

Необходимо помнить, что бытовавшее в прежние годы и сохранившее своих сторонников даже в наши дни мнение отом, будто вегетативная нервная система автономна, несо­стоятельно. Вегетативная нервная система действует под кон­тролем головного мозга.

 

Вопросы для повторения

1. Какие отделы нервной системы вы знаете?

2. Каковы особенности строения вегетатив­ного отдела нервной системы?

3. Из каких частей состоит вегетативный отдел нервной системы и каковы анатомические различия между ними?

4. Как осуществляется регуляция деятельности внутренних органов?

 

 

Урок № - 9 - 10

Тема лекции: Строение и функции головного мозга.

 

План:

1. Индивидуальное развитие и общее строение головного мозга.

2. Ствол головного мозга.

3. Средний мозг.

4. Передний мозг.

5. Методы изучения функций коры головного мозга.

6. Зоны коры больших полушарий.

Индивидуальное развитие и общее строение головного мозга. Головной мозг к моменту рождения не заканчивает своего развития. Правда, количество нейронов, обра­зующих его, у новорожденных таково же, как и у взрослых, нов течение всего периода детства продолжается рост нервных волокон и изменения формы отростков. Масса мозга но­ворожденного составляет 380—400 г. Масса мозга годовалого ребенка достигает уже 800 г, что говорит об интенсивном ро­сте детей в данном периоде. У младших школьников масса головного мозга составляет 1250—1300 г, что близко к норме взрослого человека — 1400—1450 г. Индивидуальные колеба­ния в

Массе мозга взрослых людей очень велика: от 960 до 2000г.

Головой мозг, как и спидной покрыт тремя оболочками: мягкой; паутинной и твердой. Твердая оболочка очень плот­ная, срастается с костями черепа. Между оболочками цирку­лирует жидкость - ликвор.

Головной мозг состоит и ствола головного мозга и перед­него мозга. Ствол головного мозга включает продолговатый мозг, мост, мозжечок и средний мозг. Промежуточный мозг и большие полушария образуют передний мозг.

От головного мозга отходят 12 пар черепных нервов. Пер­вые две пары нервов - зрительные


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.